Напоминание

"Адаптивные подвижные игры"


Автор: Агапова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Журавлик"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптивные подвижные игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДАПТИВНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Агапова Татьяна Михайловна

Адаптивные

игры

имеют

большое

значение

для

социально

нравственного

воспитания детей дошкольников. Благодаря этим играм дети учатся держаться в коллективе,

подчиняться

общим

правилам

детского

сада.

Сознательное

выполнение

правил

в

игре

формирует волю, контроль над своими поступками, над своим поведением.

Адаптивные подвижные игры можно назвать витаминами душевного благополучия.

Под

их

яркой

привлекательной

формой

скрывается

немало

психолого-педагогических

возможностей. Сюжеты, действия, слова в адаптивных играх, позволяют детям успокоиться,

облегчить свои переживания, перестать «скучать» по родителям в детском саду. В игре

ребенок защищает себя от сложностей и проблем его окружающих.

Адаптивные игры не так часто используются воспитателем, поэтому их изучение

является актуальным в настоящее время.

В

адаптивных

играх

дети

не

противники,

не

конкуренты,

а

равные

партнеры,

проявляющие интерес друг к другу. Именно способность видеть

друг в друге равную

личность – важное условие формирования гуманных отношений друг с другом.

Подвижная

игра

это

незаменимое

средство

развития

детей,

их

сенсорных,

познавательных творческих возможностей, социально-нравственных качеств. Подвижные

игры

способствуют

развитию

движений,

самопроверки,

самоконтроля,

позволяют

выплеснуть энергию в положительных эмоциях.

Выделяют несколько видов адаптивных игр. Самые известные – это игры в кругу.

Особенно такие игры предпочитают в младшем дошкольном возрасте. Круг – это символ

единения, взаимопонимания, доброго отношения друг к другу. Когда дети находятся в кругу,

держатся

за

руки,

выполняют

определенные

движения,

они

становятся

соучастниками,

сопереживают друг другу. Приветствуется участие в играх педагога, это повышает интерес

детей.

Вторая группа адаптивных игр – это игры в парах. Воспитатель, предлагая детям

встать парами, говорит: «Раз, два не зевай, себе друга выбирай». В конце говорит: «Как

хорошо,

что

вы

играли

вместе».

Такие

игры

позволяют

детям

учиться

парному

взаимодействию. Они требуют от ребенка умения «слышать» действия свои и другого

ребенка,

координировать

их,

терпимо

относится

к

неудачам,

помогать,

подсказывать

правильные действия.

Еще одним видом адаптивных игр являются игры – забавы. В России их называли

«утехами». Утешиться значит развеселиться, успокоиться, перестать огорчаться. Такие игры

нужно проводить как можно чаще.

«Словесные» подвижные игры предусматривают общение детей друг с другом с

помощью

«волшебных»,

толерантных

слов,

где

помимо

движения

присутствуют

прикосновения, положительная мимика и жесты. Такие игры объединяют детей в единый

коллектив, способствуют доброму отношению детей друг к другу.

В каждую игру введен свой язык «условных сигналов» - физические контакты, с

помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.

Содержание игр,

равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх

того,

кто

может

обидеть,

не

принять

в

игру.

Доброжелательные

отношения

ослабляют

защитные барьеры.

Адаптивные подвижные игры способствуют созданию положительного настроения у

детей в детском саду, помогают установить доброжелательные и дружеские отношения друг с

другом, привлекают ребенка к различным видам деятельности.

Мудрое руководство игрой, участие в играх воспитателя повышает интерес к ним,

способствует развитию дружеских взаимоотношений, оказывает благоприятное влияние на

настроение, формирует доброе отношение к сверстникам и педагогу.

Таким образом, играя, дети получают удовольствие, учатся умению управлять собой.

Участие в игре должно быть добровольным. По всей вероятности игры могут показаться

детям

странными,

непривычными.

Такие

игры

позволяют

выработать

внимательное

отношение к своим сверстникам, чтобы дети согласовывали свои действия друг с другом.

Список литературы.

1.

Алябьева Е.А. Игры – забавы на участке детского сада / Авт.-сост. Е.А.Алябьева. – М.:ТЦ

Сфера, 2015.- 128 с.

2.

Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка // Психология развития:

Хрестоматия [Текст]/ Л. С. Выготский - СПб: Питер, 2001г.

3.

Тарабыкина

Л.З.,

Урванцева

Н.Ю.,

Сафронова

Л.Н.

Адаптивные

игры

дошкольников.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ / Л.З. Тарабыкина. – Томск. – 32

2



В раздел образования