Автор: Агапова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Журавлик"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптивные подвижные игры"
Раздел: дошкольное образование
АДАПТИВНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Агапова Татьяна Михайловна
Адаптивные
игры
имеют
большое
значение
для
социально
–
нравственного
воспитания детей дошкольников. Благодаря этим играм дети учатся держаться в коллективе,
подчиняться
общим
правилам
детского
сада.
Сознательное
выполнение
правил
в
игре
формирует волю, контроль над своими поступками, над своим поведением.
Адаптивные подвижные игры можно назвать витаминами душевного благополучия.
Под
их
яркой
привлекательной
формой
скрывается
немало
психолого-педагогических
возможностей. Сюжеты, действия, слова в адаптивных играх, позволяют детям успокоиться,
облегчить свои переживания, перестать «скучать» по родителям в детском саду. В игре
ребенок защищает себя от сложностей и проблем его окружающих.
Адаптивные игры не так часто используются воспитателем, поэтому их изучение
является актуальным в настоящее время.
В
адаптивных
играх
дети
не
противники,
не
конкуренты,
а
равные
партнеры,
проявляющие интерес друг к другу. Именно способность видеть
друг в друге равную
личность – важное условие формирования гуманных отношений друг с другом.
Подвижная
игра
–
это
незаменимое
средство
развития
детей,
их
сенсорных,
познавательных творческих возможностей, социально-нравственных качеств. Подвижные
игры
способствуют
развитию
движений,
самопроверки,
самоконтроля,
позволяют
выплеснуть энергию в положительных эмоциях.
Выделяют несколько видов адаптивных игр. Самые известные – это игры в кругу.
Особенно такие игры предпочитают в младшем дошкольном возрасте. Круг – это символ
единения, взаимопонимания, доброго отношения друг к другу. Когда дети находятся в кругу,
держатся
за
руки,
выполняют
определенные
движения,
они
становятся
соучастниками,
сопереживают друг другу. Приветствуется участие в играх педагога, это повышает интерес
детей.
Вторая группа адаптивных игр – это игры в парах. Воспитатель, предлагая детям
встать парами, говорит: «Раз, два не зевай, себе друга выбирай». В конце говорит: «Как
хорошо,
что
вы
играли
вместе».
Такие
игры
позволяют
детям
учиться
парному
взаимодействию. Они требуют от ребенка умения «слышать» действия свои и другого
ребенка,
координировать
их,
терпимо
относится
к
неудачам,
помогать,
подсказывать
правильные действия.
Еще одним видом адаптивных игр являются игры – забавы. В России их называли
«утехами». Утешиться значит развеселиться, успокоиться, перестать огорчаться. Такие игры
нужно проводить как можно чаще.
«Словесные» подвижные игры предусматривают общение детей друг с другом с
помощью
«волшебных»,
толерантных
слов,
где
помимо
движения
присутствуют
прикосновения, положительная мимика и жесты. Такие игры объединяют детей в единый
коллектив, способствуют доброму отношению детей друг к другу.
В каждую игру введен свой язык «условных сигналов» - физические контакты, с
помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.
Содержание игр,
равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх
того,
кто
может
обидеть,
не
принять
в
игру.
Доброжелательные
отношения
ослабляют
защитные барьеры.
Адаптивные подвижные игры способствуют созданию положительного настроения у
детей в детском саду, помогают установить доброжелательные и дружеские отношения друг с
другом, привлекают ребенка к различным видам деятельности.
Мудрое руководство игрой, участие в играх воспитателя повышает интерес к ним,
способствует развитию дружеских взаимоотношений, оказывает благоприятное влияние на
настроение, формирует доброе отношение к сверстникам и педагогу.
Таким образом, играя, дети получают удовольствие, учатся умению управлять собой.
Участие в игре должно быть добровольным. По всей вероятности игры могут показаться
детям
странными,
непривычными.
Такие
игры
позволяют
выработать
внимательное
отношение к своим сверстникам, чтобы дети согласовывали свои действия друг с другом.
Список литературы.
1.
Алябьева Е.А. Игры – забавы на участке детского сада / Авт.-сост. Е.А.Алябьева. – М.:ТЦ
Сфера, 2015.- 128 с.
2.
Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка // Психология развития:
Хрестоматия [Текст]/ Л. С. Выготский - СПб: Питер, 2001г.
3.
Тарабыкина
Л.З.,
Урванцева
Н.Ю.,
Сафронова
Л.Н.
Адаптивные
игры
дошкольников.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ / Л.З. Тарабыкина. – Томск. – 32
2