Напоминание

Разработка программы по учебному предмету "Музыкальный букварь"


Автор: Гюрджян Анжелика Степановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО"Школа искусств №1"
Населённый пункт: Иркутская область г.Усть-Илимск ул. Чайковского 1
Наименование материала: ДООП в области хореографического искусства "Основы танцевального творчества"
Тема: Разработка программы по учебному предмету "Музыкальный букварь"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Школа искусств №1»

Дополнительная общеразвивающая образовательная

программа в области хореографического искусства

«Основы танцевального творчества».

Разработка программы по учебному предмету

ПО.02.УП.01.

«Музыкальный букварь»

Составитель:

Гюрджян А.С.

г. Усть-Илимск 2016г

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета.

II.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Учебно-тематический план;

- Годовые требования по классам.

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценок.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

VI.

Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов

- Учебная и методическая литература;

- Рекомендуемые для просмотра видеоматериалы.

1. Пояснительная записка.

Характеристика учебного предмета и его роль в

образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Музыкальный букварь» разработана в

соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания,

структуре и условиям реализации дополнительной общеразвивающей

образовательной программы в области хореографического искусства

«Основы танцевального творчества».

Приобщение детей к миру музыки создает необходимые условия для

всестороннего, гармоничного развития личности ребенка. Комплекс занятий

на хореографическом отделении детской школы искусств развивает у

учащихся художественное мышление и художественные представления,

стимулирует творческую активность, воспитывает любовь к классической и

народной музыке.

Предмет «Музыкальный букварь», направлен на развитие ритмического

слуха, способствует музыкально – эстетическому воспитанию детей,

расширению их общего музыкального кругозора и формированию хорошего

вкуса .

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный букварь»

Данная программа предназначена для занятий с учащимися от семи лет и

старше и рассчитана на двухлетний курс обучения. в рамках 8-летнего

срока обучения.

Занятия проходят один раз в неделю по 1час – при 8-летней программе.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения, на реализацию учебного

предмета

Нормативный срок обучения 8 лет

Срок обучения 2 года

Виды учебной нагрузки

Срок обучения/класс

2 года обучения (2-3 классы)

Максимальная учебная

нагрузка (на весь период

65

обучения)

Количество часов на

аудиторные занятия

32

33

Общее количество часов

на аудиторные занятия

65

Количество часов на

аудиторные занятия (в

неделю)

1

1

Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Занятия по учебному предмету «Музыкальный букварь» проходят в

мелкогрупповой (4-10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность

урока-40 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю применять в

учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подход к

учащимся.

Цели и задачи учебного предмета.

Целью предмета « Музыкальный букварь» является:

- воспитание интереса к музыке, желания слушать и разбираться в ней.

Раскрытие музыкальных и творческих задатков обучающихся. Развитие у

учеников музыкального слуха, воспитание учащегося, умеющего осмысленно

дифференцировать средства музыкальной выразительности и способного

применять полученные знания и навыки в своей практической

хореографической деятельности. Воспитать образованного, эстетически

развитого человека. Воспитать грамотного слушателя.

Задачи предмета «Музыкальный букварь» :

1. Развивать у учащихся ритмический слух.

2. Развивать чувство лада: осознание связей звуков; окраски мажора и

минора.

3. Развивать музыкальное мышление и музыкальную память.

4. Воспитывать навыки чтения и воспроизведения несложных ритмических

партитур с листа.

5.Приучать учащихся слушать и слышать музыку, понимать ее содержание.

6.Грамотно излагать свои впечатления о музыке.

7.Рассказать о прослушанном произведении, содержании, форме и средствах

музыкальной выразительности.

8. Дать начальные знания в области музыкальной грамотности.

9.Формировать у учащихся эстетический вкус.

10.Пробуждать любовь и интерес к серьезному музыкальному искусству.

11.Расширять кругозор обучающегося.

Программа содержит следующие разделы.

-

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренные на

освоение

учебного предмета.

-Распределение учебного материала по годам обучения.

-Описание дидактических единиц учебного предмета.

-требования к уровню подготовки обучающихся.

-Формы и методы контроля, система оценок.

-Метод обеспечения учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета»

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

-метод организации учебной деятельности ( словесный .наглядный,

практический).

-репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных

знаний)

-метод стимулирования и мотивации (формирование интереса учащегося)

-метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному,

инициативному и творческому усвоению учебного материала).

-аналитический (сравнение и обобщения, развитие логического мышления)

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных

впечатлений)

Предложенные методы являются наиболее продуктивными при

организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и

многолетнем опыте.

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.

Учебные аудитории предназначенные для реализации данного учебного

предмета оснащаются учебной мебелью - столами, стульями , доской, полкой

или шкафом для хранения учебных пособий. Аудио- и видео аппаратурой,

музыкальным инструментом (фортепиано или рояль).

Помещения для занятий должны быть звукоизолированны

2.Содержание учебного предмета.

.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренные на

освоение учебного предмета «Музыкальный букварь»

Нормативный срок обучения 8лет.

Обучение по программе -2 года.

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

Продолжительность

учебных занятий (в

неделях)

32

33

Количество часов на

аудиторные занятия (в

неделю)

1

1

Общее количество часов на

аудиторные занятия (по

годам)

32

33

Общее количество часов на

аудиторные занятия

65

Максимальная учебная

нагрузка (на весь период

обучения)

65

2.Учебно-тематический план

Нормативный срок обучения 8 лет.

1 год обучения (1 класс)

Наименование раздела,

темы

Вид

учебного

Общий объем времени (в часах)

занятия

Максимальная

учебная нагрузка

Аудиторные

занятия

Тема 1. Волшебница

музыка

урок

16

16

Тема 2. Слушание

музыки

урок

16

16

Итого:

32

32

2 год обучения (2 класс)

Наименование раздела,

темы

Вид

учебного

занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная

учебная нагрузка

Аудиторные

занятия

Тема 1. Основы

музыкальной грамоты

урок

16

16

Тема 2. Слушание

музыки

урок

17

17

Итого:

33

33

3 Годовые требования по классам.

1 класс

Музыкально-теоретические знания даются с учетом специфики

хореографического отделения. В задачу первого года обучения входит

ознакомление с музыкальной грамотой. Знакомство с клавиатурой

инструмента (фортепиано). Характеристика высоты и длительности звуков.

Учащиеся знакомятся с разными метроритмическими структурами,

графической записью ритмических рисунков. Слушают музыкальный

материал и учатся понимать его содержание.

Тема 1. Волшебница-музыка

-Название звуков, их запись

-Знакомство с клавиатурой

-Длительность звуков

-Метризация двусложных слов

-Ритмические рисунки. Графическая запись

-Лад (мажор, минор)

-Работа с метроритмом

-Динамика. Темп.

Тема 2. Слушание музыки

-Музыкальный звук

-Метроритмическое своеобразие музыки

-Связь танцевальных движений с темпом, метром и ритмом

-Типы мелодического рисунка и его выразительные возможности

-Музыкальная интонация

-Сказочные сюжеты в музыкальных произведениях

-Разные способы изложения темы и ее организация в звуковом пространстве.

2 год обучения (2 класс)

К концу второго года обучения учащиеся должны получить достаточный

объем знаний, практических умений и навыков для того, чтобы

ориентироваться в музыкальном мире в качестве слушателя.

Тема 1.Основы музыкальной грамоты.

-Гамма. Тональность

-Ритмическая работа в тональности

-Устойчивые и неустойчивые ступени лада

-Половинная с точкой

-Дирижирование в двухдольном размере

-Штрихи: стаккато и легато.

-размер ¾

Тема 2.Слушание музыки.

-Определение связи музыкального образа с театрально-сценическим.

-Средства музыкальной выразительности.

-Понятие «содержание музыки». Специфика музыкальной речи.

-Основные приемы развития музыки.

-Вариационный способ развития тематизма.

-Способы развития в полифонической музыке.

-Вариационный способ развития тематизма.

-Способы развития в полифонической музыке.

-Выразительные возможности вокальной музыки.

-Программная музыка.

-комические образы в музыке.

3.Требования к уровню подготовки обучающихся.

Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный

букварь» является приобретение обучающимися необходимых знаний,

умений и навыков:

-Знать теоретическую основу музыкальной грамотности.

-Исполнять несложные ритмические рисунки

-Определять размер музыкального произведения

-Определять динамику и темп

-Определять высоту и длительность звуков

-Определять устойчивые и неустойчивые ступени лада

-Различать штрихи

-Понимать содержание музыкального произведения

-Уметь дать характеристику музыкальному произведению, используя знания

о различных приемах развития музыкального произведения.

-Уметь раскрыть содержание услышанного музыкального произведения

4.Формы и методы контроля, система оценок.

.Аттестация: цели , виды , формы ,содержание.

Оценка качества реализации учебного предмета «Музыкальный букварь»

включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточной

аттестации обучающегося в конце учебного года в 1-2 классе по программе

8 летнего обучения.

Контроль знаний, умений и навыков обучающегося обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях

оперативного контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Музыкальный букварь»

проходит в виде зачета и контрольного урока, где обучающиеся должны

показать приобретенные знания.

График и форма проведения промежуточной аттестации по данному

предмету устанавливается образовательным учреждением самостоятельно.

По завершении изучения предмета «Музыкальный букварь» проводится

промежуточная аттестация в конце 2 класса в виде зачета, выставления

оценки, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного

учреждения.

Критерии оценки.

По итогам зачета выставляется оценка « отлично», «хорошо».

«удовлетворительно», « неудовлетворительно»

По окончании усвоения учебного предмета учащийся должен

продемонстрировать знания, умения, навыки в соответствии с программными

требованиями.

Текущие и промежуточные аттестации могут проходить в различных

формах.

Оценка

Критерии оценивания

5 («отлично»)

З н ат ь

о с н о в ы

м у з ы к а л ь н о й

г р а м о т ы .

Определять

высоту

и

длительность

звуков.

Определять

устойчивые

и

неустойчивые

ступени

лада.

Знать

длительности

нот.

Уметь

читать

несложные

ритмические

партитуры.

Уметь

раскрыть

содержание

музыкального

п р о и з в е д е н и я .

Д а т ь

х а р а к т е р и с т и к у

прослушанному

музыкальному

произведению.

Определить размер динамику темп .

4 («хорошо»)

З н ат ь

о с н о в ы

м у з ы к а л ь н о й

г р а м о т ы .

Определять высоту и длительность звуков. Не

определять устойчивые и неустойчивые ступени

лада.

Знать

длительности

нот.

Уметь

читать

несложные

ритмические

партитуры.

Не

дать

характеристику

прослушанному

музыкальному

произведению.

Определить

размер,

динамику,

темп.

3 («удовлетворительно»)

Слабое знание основ музыкальной грамоты. Не

определять устойчивые и неустойчивые ступени

лада. Определять высоту и длительность звуков.

Уметь читать несложные ритмические

партитуры. Не определить размер, динамику,

темп прослушанного музыкального

произведения.

2

(«неудовлетворительно»)

Не знать основ музыкальной грамоты. Не

определять высоту и длительность звуков. Не

уметь читать ритмические партитуры. Не дать

характеристику музыкального произведения. Не

определить размер. Динамику ,темп.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы контроля, позволяют оценить

приобретенные знания, умения и навыки.

Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и

умений каждого учащегося.

5.Методическое обеспечение учебного процесса.

Методические рекомендации преподавателям.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-

слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на

воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-

танцевальному искусству.

Методику работы определяют возрастные особенности обучающихся.

Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен

воспитывать самостоятельность учащегося, формировать интерес к музыке и

танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и

умений.

Также на уроках могут быть применены игровые педагогические

технологии, которые раскрепощают творческие задатки учащихся.

В понятии чувства метроритма несколько сторон: ощущение темпа,

размера, ритмического рисунка. Восприятие ритма связано с двигательной

реакцией: ходьба, бег под музыку, звуковые жесты (хлопки, шлепки, щелчки,

скольжение рук). В работе с размерами, длительностями хорошо помогают

«стаканчики» (большой – четверть, меньше – восьмая, еще меньше –

шестнадцатая, круглый – половинная и т.д.)

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений:

- простукивание ритмического рисунка песни.

- повторение мелодии звуковыми жестами, карандашом, на ударных

инструментах

- запись ритмического рисунка на доске.

- работа с карточками.

-проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием или без

него.

- речевые упражнения.

- ритмические остинато.

- ритмический аккомпанемент к песням.

- двухголосные и трехголосные ритмические упражнения.

- ритмические каноны с текстом, без текста.

- чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур.

- ритмические диктанты.

- деление на такты ритмических рисунков.

- воспроизведение ритмических рисунков с помощью звуковых жестов со

счетом, без счета.

- ритмическое исполнение четверостишья с использованием звуковых

жестов.

Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах.

Примерный учебно – тематический план.

Первый год обучения

Первое полугодие.

Тема 1.

Волшебница-музыка. Названия и запись звуков. Скрипичный ключ.

Слушание музыки.

Музыкальный звук. Характеристика музыкального звука:

высота, длительность, окраска (тембр), громкость (динамика), регистр.

Музыкальный материал: колокольная музыка; П.Чайковский

«Утренняя молитва», «В церкви» из «Детского альбома»; В.-А. Моцарт

«Тема волшебных колокольчиков» из оперы «Волшебная флейта»;

П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».

Тема 2.

Знакомство с клавиатурой. Форте, пиано. Музыкальное

движение (звучание в разных регистрах). Долгие и короткие звуки.

Ритм.

Слушание музыки.

Пульс, доли, метр. Характеристика высоты и длительности

звука. Сравнение пульса в музыке и музыкальных долей с пульсом

человека и ходом часов. Понятие о равномерности пульса. Ускорение

и замедление темпа.

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Полночь» из балета

«Золушка»; В. Гаврилин «Часы»; Л. Шитте, этюд, соч.160 №6,

«Мячик»; «Дроздок» русская народная песня; Э. Григ «В пещере

горного короля».

Тема 3.

Мелодия. Ее значение. Восходящее движение мелодии.

Нисходящее движение мелодии. Сфорцандо.

Слушание музыки.

Метроритмическое своеобразие музыки. Сильные и слабые доли

такта. Ритмический рисунок и его выразительность. Осознание

метроритмического своеобразия музыки посредством чувственного

восприятия доли-пульса, музыкального «шага», его тяжести, легкости,

плавности и т.д.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков «Три чуда» из

оперы «Сказка о царе Салтане»; П. Чайковский «Болезнь куклы»,

«Похороны куклы» из «Детского альбома»; М. Глинка «Марш

Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»; М. Мусоргский «Быдло»,

«Прогулка» из альбома «Картинки с выставки»; Р. Шуман «Дед

Мороз» из «Альбома для юношества».

Тема 4.

Четверти и восьмые. Нотный стан. Метризация двусложных слов.

Слушание музыки.

Танцевальные движения в музыке. Пластика танцевальных

движений в музыке. Связь танцевальных и иных движений с темпом,

метром, ритмом.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Вальс», «Полька» из

«Детского альбома»; С. Прокофьев «Гавот» из «Классической

симфонии»; Л. Боккерини «Менуэт»; И. Штраус полька «Трик-трак»;

Д. Шостакович «Танец-скакалка».

Тема 5.

Ритмослоги. Ритмические рисунки с четвертями и восьмыми.

Слушание музыки.

Мелодический рисунок. Вершина мелодической волны –

кульминация. Постепенное движение к кульминации и вершина,

взятая скачком. Мелодия-кантилена. Мелодия-шутка. «Парящая» мелодия.

Музыкальный материал: А. Рубинштейн «Мелодия»; Шуберт

«Ave Maria»; М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из

альбома «Картинки с выставки»; К. Сен-Санс «Лебедь»; Р. Шуман

«Грезы».

Тема 6.

Работа с «пуговицами». Графическая запись ритмических рисунков.

Слушание музыки.

Типы мелодического рисунка, его выразительные возможности,

живая связь с метроритмом.

Музыкальный материал: мелодия-вьюнок (Н. Римский-Корсаков

«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»); стрела

(Л. Бетховен «Соната №1» главная партия; мелодия-пятно

(С. Прокофьев «Дождь и радуга» из альбома «Детская музыка»;

мелодия-пружина (С. Прокофьев «Гавот» из «Классической

симфонии»); галантные завитки и скрытая стрела в мелодии В.-

А. Моцарта «Турецкое рондо».

Тема 7.

Пауза. Доля-пульс. Сильная доля. Такт.

Слушание музыки.

Беседа о «короле» музыкальных инструментов – органе.

Музыкальный материал: А. Даргомыжский «Старый капрал»;

Ф. Шуберт «Шарманщик»; И.-С. Бах «Токката ре минор для органа»;

М. Мусоргский «В углу», «С няней» из цикла «Детская»

Второе полугодие.

Тема 8.

Размер 2/4. Такт. Половинная длительность.

Слушание музыки.

Сказка в музыке. Сказочные сюжеты в музыке. Балет. Кто

создает балет, как устроен спектакль. Что такое дивертисмент,

пантомима. Музыкальная интонация. Интонация в музыке как

совокупность всех элементов музыкального языка. Исторически

сложившиеся типы интонаций. Интонация вздоха (ламенто).

Колыбельные.

Музыкальный материал: балет П. Чайковского «Щелкунчик»

марш из 1 действия, дивертисмент из 2 действия; К. Глюк «Мелодия» из

оперы «Орфей»; Р. Шуман «Первая утрата»; М. Мусоргский 2Плач

Юродивого» из оперы «Борис Годунов»;В. Калинников «Киска».

Тема 9.

Фраза. Мажор и минор. Тоника. Работа со скобками.

Слушание музыки.

Разные типы музыкальных интонаций. Роль интервалов, ритма,

гармонии, фактуры, тембра, регистра, динамики и других

компонентов музыкального языка в создании интонаций угрозы,

насмешки, ожидания, скороговорки и др.

Музыкальный материал: А. Гречанинов «Мазурка ля минор»,

«В разлуке»; В.-А. Моцарт ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы

«Свадьба Фигаро»; Н. Римский-Корсаков, темы Шахриара и

Шехеразады из оперы «Шехеразада»; Ф. Шуберт «Лесной царь»

Тема 10.

Знаки альтерации. Метр. Ритм. Работа с метроритмом. Сильная

и слабая метрические доли.

Слушание музыки.

Фактура. Характеристика фактуры с точки зрения плотности,

прозрачности, многослойности и однородности (гармоническая и

мелодическая фигурации, тремоло). Характеристика тембровых,

ладогармонических особенностей, создающих эффект яркости,

красочности, света, тени и т.д. Одноголосная фактура (русские

народные песни), унисон, мелодия с аккомпанементом, аккордовая

тема, многоголосие в народной песне.

Музыкальный материал: Э. Григ «Ариэтта», «Птичка»,

«Бабочка», «Весной»; Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;

М. Мусоргский «Картинки с выставки», Быдло, прогулка.

Тема 11.

Графическое изображение восьмых длительностей, пауз и

четвертных. Музыкальное движение.

Слушание музыки.

Музыкально-звуковое пространство в музыке барокко:

«далеко-близко» (piano-forte), общий план – детализация (tutti-solo),

«выше-ниже». Свет и тень. Жанр концерта.

Музыкальный материал: А. Вивальди «Весна» из «Времена года».

Тема 12.

Crescendo и diminuendo. Игра «Прятки».

Слушание музыки.

Сказочные сюжеты в музыке.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Баба-Яга» из

«Детского альбома»; М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»,

«Гном», «Старый замок» из альбома «Картинки с выставки».

Тема 13.

Ускорение и замедление темпа.

Тема 14.

Затакт. Ритмическая партитура. Работа с нотным станом.

Слушание музыки.

Изображение стихии воды в музыке. Разные способы

изложения темы и ее организация в звуковом пространстве.

Красочная гармония, тембр, регистр, фактура.

Изображение стихии огня и света в музыке. Роль ритма,

мелодии и фактуры в изображении огня. Соединение традиционно-

жанровых признаков (ритм танца, стремительность движения и др.) с

тематизмом пространственно-живописного характера (фактура и

тембр).

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «В путь»; Н. Римский-

Корсаков «Океан - море синее» вступление из оперы «Садко» и

«Пляс золотых рыбок»; Н. Римский-Корсаков , тема моря из

«Шахеразада»; Ф. Шуберт «Форель»; Э. Григ «Утро».

Тема 15.

Контрольный урок.

Второй год обучения

Первое полугодие

Тема 1.

Повторение пройденного материала: длительности, такт, пауза,

размер 2/4, тоника, мажор и минор, затакт, работа с метроритмом.

Слушание музыки.

Музыкальный образ. Определение связи музыкального образа с

театрально- сценическим. Связь образа с программным замыслом

композитора.

Музыкальный материал: Н. Римский-Корсаков «Золотой

петушок», вступление; С. Прокофьев «Утро» из альбома «Детская

музыка»; Р. Шуман «Карнавал» (№2 и №3); пьесы Э. Грига, Р. Шумана,

М. Мусоргского пройденные в 1 классе.

Тема 2.

Гамма. Тональность.

Слушание музыки.

Какие средства участвуют в создании музыкального образа. Как

участвуют в создании музыкального образа первичные жанры,

фактура, лад, темп, штрихи, ритмический рисунок, метр, тембр.

Понятие о структурной единице (фраза, мотив).

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из

балета «Ромео и Джульетта»; С. Прокофьев «Дождь и радуга» из

альбома «Детская музыка»; П. Чайковский «Вальс» из «Детского

альбома»; Э. Григ «Песня Сольвейг» из «Пер Гюнт»; Р. Шуман

«Сицилийская песенка», «Дед Мороз», «Первая утрата» из «Альбома

для юношества»; П. Чайковский «Сладкая греза», «Новая кукла» из

«Детского альбома»; И.-С. Бах «Полонез соль минор».

Тема 3.

Тональность до мажор. Мелодии данной тональности в

размерах 2/4 и ¾, затакт, фразы. Ритмическая работа.

Слушание музыки.

Понятие «содержание музыки». Специфика музыкальной речи.

Возможности воплощения через нее мыслей и чувств человека.

Представление о музыкальном герое. Музыкальные стили.

Понятие о лирическом герое в музыке лирико-романтического

направления, герое-персонаже в произведениях классического типа,

герое-рассказчике, герое-созерцателе и т.д.

Музыкальный материал: В.-А. Моцарт, Увертюра к опере

«Свадьба Фигаро»; А. Вивальди, 3 часть «Охота» из концерта

«Осень»; Г. Свиридов, музыка к повести А.С. Пушкина «Метель»,

«Военный марш»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Р. Шуман

«Детские сцены», Поэт говорит; П. Чайковский «Детский альбом»;

С. Прокофьев «Мимолетности» №1,3,5,6,10,11,16,17.

Тема 4.

Тональность ля минор. Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы.

Слушание музыки.

Основные приемы развития в музыке. Продолжение темы

«приемы развития в музыке». Звук-мотив-фраза-предложение-

музыкальная речь (сравнить с разговорной речью). Попытка

восприятия более крупной синтаксической единицы – периода.

Понятие о периодичности, суммировании, дроблении как о более

сложных приемах композиционного развития.

Практические задания: читать стихи, четверостишия; работа с

карточками и составление схемы песни; прохлопать фразы по

группам.

Тема 5.

Ритмические блоки. Ритмическая работа.

Слушание музыки.

Вариационный способ развития тематизма. Основной способ

развития – повтор с изменениями. Другой тип варьирования – на

основе комплекса звуков. Создание ярких индивидуальных образов из

одного тематического ядра.

Музыкальный материал: легкие вариации из детского

репертуара; Р. Шуман «Карнавал» №2,3,4.

Тема 6.

Контрольный урок. 1

Второе полугодие

Тема 7.

Закрепление пройденных тем первого полугодия. Ритмическая работа.

Слушание музыки.

Кульминация как этап развития тематизма. Разные способы

достижения кульминации (поэтапные или единой «волной»).

Характер звучания кульминации, ее итоговое значение (цель

развития), спад после кульминации, после кульминационные

изменения в характере музыки.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Рост елки», «Па-де-де»

из балета «Щелкунчик»; П. Чайковский «Баркарола» из цикла

«Времена года»; Ф. Шуберт «Лесной царь» тихая кульминация;

М.Глинка, сцена похищения Людмилы, заключительный хор «Слава

богам» из оперы «Руслан и Людмила»; Э. Григ «Утро», «Весной».

Тема 8.

Половинная с точкой.

Слушание музыки.

Способы развития в полифонической музыке. Имитационная и

контрастная полифония. Ядро и развитие. Характер кульминации в

музыке полифонического склада.

Музыкальный материал: М. Глинка, опера «Руслан и Людмила»,

канон «Какое чудное мгновенье»; С. Прокофьев «Ледовое побоище»

из кантаты «Александр Невский»; С. Прокофьев «Мимолетности»;

С. Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»;

П. Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского

альбома».

Тема 9.

Дирижирование в двухдольном размере. Паузы. Ритмическая

работа.

Слушание музыки.

Выразительные возможности вокальной музыки. Дуэт, трио,

квартет, канон.

Вариации.

Музыкальный материал: П. Чайковский, дуэт «Слыхали ль вы»,

квартет и канон «Привычка свыше нам дана» из оперы «Евгений

Онегин»; М. Глинка, хор «Родина моя».Трио «Не томи, родимый» из

оперы «Иван Сусанин»; П. Чайковский «Камаринская» из «Детского

альбома»; Камаринская в исполнении оркестра русских народных

инструментов.

Тема 10.

Штрихи: стаккато и легато.

Слушание музыки.

Программная музыка. Для чего нужна программа.

Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка и т.д. как импульс для

выражения мыслей и чувств композитора.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Белые ночи»,

«Подснежник», «Святки» из цикла «Времена

года»; А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»; Ф. Лист, Этюд

«Метель».

Тема 11.

Размер ¾. Разные виды ритмической работы.

Слушание музыки.

Комические образы в музыке. Приемы создания комических

образов: применение известных приемов развития и способов

изложения музыкального материала в неожиданной интерпретации;

игровая логика, утрирование одного из элементов музыкальной речи,

крайняя степень противопоставлений (темпов, тембров, регистров,

штрихов и т.д.), резкие смены в звучании. Пластика

метроритмического движения как отражение пластики персонажа.

Соединение несовместимых, разнородных элементов (комическое

несоответствие жанра и характера темы).особенности развития, игра

ритмов, «неверных нот».

Музыкальный материал: С. Прокофьев «Меркуцио» из балета

«Ромео и Джульетта»; С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка»;

С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», «Марш» из альбома «Детская

музыка»; С. Прокофьев «Марш», «Скерцо» из оперы «Любовь к трем

апельсинам»; Д. Кабалевский «Клоуны», «Рондо-токката»;

И. Стравинский «Поганый пляс Кощеева царства» из балета «Жар-

птица».

Тема 12.

Закрепление пройденных тем.

Слушание музыки.

Многообразие комических интонаций. Частушки. Интонация насмешки,

иронии.

Тема 13

. Контрольный урок.

6.Список рекомендуемой литературы.

Барабошкина А. Сольфеджирование для I-IV классов ДМШ. - Л., 1981.

Быканова Е., Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты. - М., 1979.

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I-II классов ДМШ. - 2-е изд. - М., 1980.

Вейс П. Ступеньки в музыку. - М., 1980

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. - 6-е изд. - М.,

1980.

Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература для IV класса ДМШ. - М.,

1974.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. – М.: Владос, 2000

Белецкий С. Музыкальный язык в картинках. – Омск,1992.

Валькова В.Б. Музыкальный тематизм- мышление- культура. – Нижний

Новгород, 1992.

Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература.-М.: Музыка 1987.

Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы.- М.: Музыка,

1982.

Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. – М.: Музыка, 1980.

Островская Я. Е. Фролова Л.А. Музыкальная литература. – Санкт-Петербург.

1998Португалов К.П. Музыка и дети.- М.: Знание, 1969.

Ромм Р. Музыкальная грамота. – М.: Музыка, 1987.

Рождественская Н.В. Психология художественного искусства.- Санкт- Петербург,

1995.

Франио Г. , Лифиц И. Методическое пособие по ритмике.- М.: Музыка, 1995.

Финкельштейн Э. Музыка от А до Я.- М.: Композитор., 1992.

Холопов Ю.К. К проблеме музыкального анализа. М.: Музыка, 1974.

Халабузарь П. Меелышева Т.В. Спутник учителя музыки.- М.: Просвещение,

1993.

Энергросс Б.А. Удивительная наука- эстетика. М.: Детская литература,

1993.Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого развития. М.: 1994

Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.- М.: Музыка, 1974.

Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и

ДШИ». Методические рекомендации, 1998

Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ –

Феникс, Ростов-на-Дону, 2009



В раздел образования