Автор: Калмыкова Инна Григорьевна
Должность: воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ №27
Населённый пункт: станица Анастасиевская Славянский район
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Цветик -семицветик"
Тема: "Использование здоровье сберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экологии в старшей группе с использованием
ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий
«Цветик -семицветик»
Задачи образовательных областей:
Познавательное развитие: Иметь представление об окружающем мире, о
многообразии цветов и оттенков, уметь находить признаки разных времен
года, развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей
к соблюдению норм поведения в природе
Социально – коммуникативное развитие:
Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к
соблюдению норм поведения в природе,поощрять желание участвовать в
совместной деятельности,развивать эмоциональную отзывчивость,
доброжелательность
Речевое развитие: активизировать речь, восприятие художественного слова,
выражать свои мысли, предположения.
Физическое развитие: Способствовать повышению общей
работоспособности детей с одного вида деятельности на другой
Художественно – эстетическое развитие: Развитие эмоций средствами
природы, обогащать творческий потенциал ребенка
Предварительная беседа:
Наблюдение за природой, чтение художественной литературы,
рассматривание иллюстраций о природе, разгадывание
экоцепочек,загадывание загадок о природе.
Демонстрационный: компьютер, презентация о природе. «Правила
поведения в природе», карты схемы ,маска голубя, конверт, цветик-
семицветик, фонограмма записи (голос).
Ход НОД:
Дети стоят полукругом (На стульях лежат карточки зелёного, жёлтого, белого,
красного цвета.)
(Раздаётся стук в дверь).
Воспитатель: “Это кто же к нам стучится,
Просится к нам в дом?
Посмотрим?» (Входит ребенок в маске голубя)
Ребенок (голубь):“Я пол света облетел
В садик к вам я залетел!
Сообщение из леса, Это очень интересно!”
Отдаёт конверт воспитателю.
Воспитатель: “Давайте посмотрим. Интересно. Здесь звуковое письмо.
Послушаем?”
(Воспитатель включает магнитофон. Звучит магнитофонная запись):
“Здравствуйте, дорогие дети детского сада №27 , я Фея Природы хочу узнать
бережете ли вы природу, не топчите цветы, не бросаете по улице бумажки от
фантиков конфет которые засоряют нашу землю дома и на участке детского
сада, не обижаете червячков, ящериц, жучков. Я приглашаю вас в свое
королевство выполнить мои задания, которые вам поможет выполнить
Цветик -Семицветик. Согласны? Вокруг себя повернись в моем царстве
окажись!»
Воспитатель:
Вот мы и в царстве Феи природы. А где же Цветик –семицветик.? Слышите,
кто-то плачет? ( дети заглядывают за дерево, выходит Цветик-Семицветик)
Воспитатель: Что случилось Цветик-Семицветик?
Цветик-Семицветик (ребёнок грустный):
“Прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – громом
пугала, дождём сильным поливала, колдовала. Все мои краски смыла и
волшебство исчезло. Не понравилось ей что, в наем природном государстве
так красиво и спокойно. А расколдовать меня сможет тот, кто любит и знает
природу.
Воспитатель: Что же делать, дети? Надо помочь Цветику-Семицветику.
Лепестки твои стали бледными. Давай посмотрим, может с ними можно что-
то сделать?. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же задания.
Прочитаем? Выполним?
1.Красный лепесток. “Назови художника”.
Воспитатель: Дети, возьмите карточки на стульчиках.
“Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если
стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне –
зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый”.
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,
Радость детям подарила, И на санках прокатила. (Слайд 1 зима)
Прилетела пава, Села на травы,
Распустила перья Для всякого зелья. ( Слайд 2. Весна)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Слайд 3 Лето)
Вот и стали дни короче, И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг, Пожелтели лес и луг. (Осень) слайд 4
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете времена года. Для нас Фея природы
приготовила шапочки времён года, зелёная – весна, белая – зима, жёлтая –
осень, красная – лето. Так мы разделимся на команды. Что же на
оранжевом лепестке?
2.Оранжевый лепесток. Игра “Кем (чем) был, кем(чем) стал”.
“На столе лежат карточки, командам предлагается объяснить смысл
иллюстраций на картинке» (Экоцепочки)
3.Жёлтый лепесток. Словесная игра игра “Объясни слово”: «Экология»,
«Опасно», «Беречь», « Правила».
Игра « Найди знаку место»: (Предлагаются детям знаки по пожарной
безопасности по пдд, знаки беречь природу ,смешанные ,ребята отбирают
знаки поясняют к какой категории знаков относиться, выбранный знак)
Динамическая пауза : «Море волнуется раз»
“ Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.
4. Голубой лепесток. А вот здесь, ребята. Вопросы о том, как вести себя в
лесу. Как вы поступите.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками птичка в траве. Маленькие яички ему очень
понравились. Он их хотел взять домой. А птичка кружилась над ними и
кричала. Как правильно поступить Алёше?
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении
остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте
нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель
сказала…Что сказала воспитатель?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два
мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к
себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её,
лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
– Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я
наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал
папа и объяснил почему. Что рассказал папа Серёже?
5.– Задание «Презентация о правилах поведения в природе»
Не шуметь в лесу. Не топтать растения. Не наступать на муравейники.
Не трогать птенцов.( Дети комментируют картинки).
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз – прыжок, два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает всё сначала!
6. Что же на зеленом лепестке?
Блиц-вопросы. “Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха,
чтобы дышать)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У
зайца)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
7.Фиолетовый лепесток. Звучит музыка “Звуки природы ”,детям
предлагается закрыть глазки и послушать пение птиц в лесу ,в это время
воспитатель переодевает шапочку Цветику -семицветику
Воспитатель:“ Ребята, посмотрите какой ярким, красивым стал Цветик-
Семицветик. Вы помогли ему стать веселым и выполнили задания Феи
природы.
Вопросы (Рефлексия): Какая игра вам понравилась больше? Почему?
Как можно вам детям сохранять природу?
Какие правила поведения в природе вы запомнили, и расскажите родителям?
Вы настоящие друзья и знатоки природы. А сейчас нам пора возвращаться в
детский сад.