Автор: Тиминист Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с.24"Аленький цветочек"
Населённый пункт: Ростовская область г.Новошахтинск
Наименование материала: консультация
Тема: "Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики"
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему
«Воспитание культуры речи у дошкольников
средствами народной педагогики»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного языка становления и развития речи: фонетической,
лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному
языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речь – яркий показатель развития ребенка. Гарантия успешного обучения
будет выше, если речь ребенка будет развита.
В настоящее время дети много часов проводят пред телевизором,
компьютером, загружены различными «престижными» студиями.
Не всегда взрослые используют в общении с ребенком грамотную речь.
Реже стали читать книги, если читают, то не обсуждают. Из чего можно
выявить проблему словаря и произношения. Прослеживается утрата
лучших речевых традиций. Поэтому нельзя не учитывать тот факт, что
лучшие образцы речевой культуры отражены в фольклоре. В
произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы,
образцы русской речи.
Ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая живой
разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка
открывается перед ним в произведениях устного народного творчества.
Это пословицы, загадки, потешки, стихи, песни, заклички, игровые приемы,
танцы, сказки – он не только слышит, но и повторяет и усваивает.
Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от
взрослых, звучали эти драгоценные зерна. Только при этих условиях язык
ребенка будет живым и ярким. Система речевой работы способствует
последовательному усвоению структурных элементов языка.
Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не
противоречат друг другу. Следует подчеркнуть, что овладение связными
формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий
умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие культуры
речи ребенка – дошкольника осуществляется в процессе повседневной
жизни, а также на занятиях и имеет большое значение для всестороннего
развития ребенка.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило
общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие
детские передач не могут заменить общение родителей со своими детьми.
Оно было и остается важнейшим условием развития культуры
речи. Культуру России невозможно представить себе без грамотной речи и
без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни
русского народа.