Напоминание

"Использование краеведческого материала на уроках математики"


Автор: Ховрина Оксана Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Барыш, Ульяновская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Использование краеведческого материала на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование краеведческого материала на уроках математики»

Содержание

1.

Преподавание математики с использованием краеведческого материала

2.

Задачи воспитания любви к малой Родине неотделимы от обучения и

развития.

3.

Математика – важный компонент общечеловеческой культуры.

4.

Применение материалов «Особо охраняемые территории Ульяновской

области» на уроках математики.

5.

Применение

материалов

«Наш

край

Родина

многих

ученых,

артистов» на уроках математики

6.

Тестовые задания с использованием краеведческого материала

Теоретическая часть

1.

Краеведение, как народное знание о своих родных местах зародилось в

далеком прошлом. У всех были люди, хорошо знавшие окружающую их

местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно и

или в различных документах они передавали последующим поколениям.

Применение данных материалов на уроках математики – важный фактор

трудового,

эстетического,

экологического

воспитания

учащихся,

оно

расширяет

кругозор

и

развивает

познавательный

интерес

учащихся,

приобщает

к

творческой

деятельности,

формирует

практические

и

интеллектуальные умения. Органическое вплетение материалов краеведения

при

решении

задач,

изучения

нового

материала

позволит

учащимся

воспринимать математику эмоционально, с интересом. Задачи, содержащие

материалы

природы,

населения

и

хозяйства,

историческое

прошлое

и

искусство, культуру дают большой воспитательный эффект.

2.

Современное образование не успевает за всеми изменениями в жизни,

так как принципиально новая роль информации и знаний сочетается сегодня

с неустойчивостью и непредсказуемостью социальных изменений. Поэтому

задачи, стоящие перед сегодняшним образованием значительно отличаются

от целей учебно-воспитательного процесса прежних лет. Если раньше мы

вооружали

ученика

знанием

ради

знаний,

навыками

ради

дальнейшей

практической деятельности, то сегодня мы должны учить детей так, чтобы

никакие, даже самые глубокие изменения в окружающем мире не смогли

поставить его в тупик. Не случайно, главной задачей школы становится

развитие

мышления,

памяти,

воображения,

и

т.д.

и

в

первую

очередь

целостное развитие его личности к дальнейшему развитию. Поэтому каждый

учитель

среди

множества

целей,

основным

должен

видеть

качество

математического образования, через содержание образовательного процесса,

через развитие познавательных, творческих способностей учащихся, через

внедрение современных педагогических технологий и т.д.

Актуальность

поисков

путей

повышения

эффективности

обучения

возрастает с каждым днем. Необходимо вовлекать в общий труд учеников,

вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Уделять

на

примерах

внимание

любви

к

малой

Родине,

так

как

воспитание

неотделимо от обучения и развития. Через решение задач

можно уделить

внимание:

-культуре своей области;

-бережливого отношения к природе;

-способствовать формированию чувства патриотизма;

-привлечь внимание к тому, что наш край – Родина многих видных

ученых, артистов – край культурных традиций;

-прочувствовать важность особо охраняемых памятников природы;

-понимать важность экологии в сегодняшнее время.

3.

В процессе формирования гармонически развитой личности особое

место занимает применение краеведческого материала во всех школьных

дисциплинах.

Важную роль играет умелое применение краеведческого материала на

уроках математики. Математика имеет много ей присущих возможностей для

решения данной проблемы.

Вдумчивые учителя из урока в урок показывают, что

математика

замечательна своей строгостью, точностью, связанностью всех своих частей.

Источниками

эмоционального

и

культурологического

воздействия

математики

на

школьников

является

непременность

ее

выводов,

универсальность

применений,

совершенство

языка,

романтичность

ее

истории,

решение

задач

с

использованием

материалов

регионального

компонента.

От эмоциональности ученика зависит работа его памяти. Если ученик

неравнодушен

к

изучаемому

материалу,

если

предмет

у

него

вызывает

интерес,

тогда

запоминание

происходит

как

бы

само

собой,

без

особых

усилий. Человеческая память недолго хранит то, что не затрагивает чувств.

Только

там,

где

разум

и

чувства

в

союзе,

осуществляется

глубокое

понимание, воспитание.

Взволнованное

отношение

к

познанию

носит

активный

характер,

эмоциональный

подъем,

увеличивает

возможности

школьника

с

использованием силы культурологического аспекта. Воспитание на уроках

математики – важный компонент общечеловеческой культуры.

4.

История нашего края интересна, богата значительными событиями и

именами. Ее изучение приобретает особую притягательную силу, если она

осуществляется с многими видными деятелями русской науки и культуры,

политическими деятелями, художниками и артистами через решение задач,

тестов по математике. Знакомство с такими именами: Д.М. Перевозчиков

(1809-1816

гг.)

-

русский

астроном,

математик,

член

Петербургской

Академии наук, профессор и ректор университета; Д.П. Ознобшин (1804 –

1889 гг.) - прогрессивный поэт, сатирик и журналист; Е.Е. Горин (1877-1951

гг.) – талантливый изобретатель-самоучка; И.А. Гончаров (1812-1891 гг.) –

писатель; Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.) – историк и писатель; А.А. Пластов

(1893-1972) – народный художник, вице-президент

Академии художеств –

вызывает яркие образные представления и играет большую воспитательную

роль.

Примеры:

1.

Фрагмент урока

«Линейная функция и ее график»

Тест

1. Принадлежит ли точка А (4; 2) графику функции, заданной формулой у =

2х – 6?

Г. да;

В. нет.

2. Среди формул а) у =12х – 10;

в) у = 15х;

б) у = 4- 0,5х;

г) у = х(1 - x);

д)

y

=

1

2 x

укажите те, которые задают линейную функцию.

К. в, г, д; Л. б, г, д; О. а, б, в; М. нет таких формул.

3. Какой из

ГРА

фиков, представленных на рисунке, является графиком

функции у =2х – 6? А.1;

Р.2;

Б.3; С.4.

4. При каком значении С график уравнения y = 3х - C проходит через точку М

(-3; 1)?

К. – 8; И -10;

С.- 6;

М. среди ответов нет

правильного.

5. Какова формула линейной функции, график которой проходит через точки

А (1;2) и В (- 2;3)?

Н.

y

=−

1

3

x

+

7

3

Д.

y

=

3

7

x

+

11

7

М.

y

=

7

3

x

1

3

К. среди ответов нет правильного.

Время тестирования: 15 минут.

Код правильных ответов: Горин.

Ефим Евграфович Горин (1877-1951), родившийся в селе Анненково-

Степное (ныне Цильнинский район), известен как талантливый изобретатель-

самоучка. Его изобретения намного опережали время. Он создал аппарат

дальновидения – предшественник современных телевизоров, многое внес в

развитие фoтoтелегpaфии, звукозаписи, фотографии, изобрел аппарат для сле-

пых. Не случайно его прозвали «русским Эдисоном». Им всего сделано 300

изобретений.

В 1916 г. в г. Петрограде были изданы книга Горина «Звездочка» (сборник

рассказов

и

стихотворений)

и

«Рассказы

русского

Эдисона».

В

рассказе

«Кольцо Сатурна» он писал о будущих полетах космических кораблей.

Замечательны уроки-путешествия (5-6 классы) по Ульяновской области,

где ребята, решая задачи, знакомятся с нашими земляками.

5. В настоящее время сохранение

природы на нашей планете – проблема

глобальная, она актуальна для всех стран и народов. Борьба за сохранение

природы

и

ее

восстановление

должна

проводиться

на

всех

уровнях

мировом, государственном и региональном.

Непременным условием для целесообразного и грамотного выделения

территорий с

заповедным

режимом является хорошее знание природы

Ульяновской области. В книге «Особо охраняемые территории Ульяновской

области» под редакцией В.В. Благовещенского рассмотрен богатый материал

о

многочисленных

территориях

с

тем

или

иным

заповедным

режимом,

которые утверждены администрацией области. Большего всего в Ульяновской

области

лесных

памятников

природы

это

более

или

менее

хорошо

сохранившиеся участки реликтовых (древних) лесов, но есть и водно-лесные

памятники

природы,

когда

водный

объект

(озеро,

исток

реки)

окружен

реликтовым

лесом.

Имеются

лесостепные,

болотные,

зоологические,

ландшафтные, геологические, палеоботанические и чисто водные памятники

природы (преимущественно родники). В данной книге дается описание 13

заказников разного направления (охотничьих, зоологических, ландшафтных,

палеонтологических,

ихтиологических).

В

них

разрешена

органическая

хозяйственная деятельность.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. В тексте указываются

растения, животные, птицы, занесенные в Красную книгу. Все сопровождено

цифрами,

датами,

математическими

расчетами.

Эти

цифры

хороши

для

составления

задач,

тестов

к

урокам

математики.

Урок

станет

более

интересным, а школьники должны задуматься о бережном отношении к этим

ценным природным объектам.

6. Тестовые задания с использованием краеведческого материала

Фрагмент урока:

«Свойства степеней с натуральным показателем»

Тест

1. Представьте в виде степени произведения:

(- 4) · (- 4) · (- 4) · (- 4) · (- 4) · (- 4)

Б. 4

·

6

Р. (- 4)

6

И. – 4

6

К. – 4

·

6

2. Вычислите: (-3)

4

·

2

·

5

0

Р. - 162 Я. 162

Ч. - 24 К. 24

3. Известно, что а

n

·

a = a

17

; b

k

·

b

2

= b

4

; (c

3

)

m

= c

15

. Чему равны n, k, m?

Б. n = 1б; k = 2; m = 5

Я. n = 16; k = 6; m = 5

Ч. n = 16; k = 6; m = 12

К.n = 16; k = 8; m = 5

4. Используя свойства степеней, вычислите:

(

3

2

)⋅

3

7

(

3

5

)

3

Ч. 9

И. 27

Б. 81

К. З

5. Вычислите:

2

6

7

6

14

5

Ч.14

7

И.14

Б. 196

К.1

6. Известно, что 2

n

= 512; 3

k

= 243. Чему равно n

2

+ k

2

?

Ч.97

И.89

Б

.100

К. 106

Время тестирования: 20 минут.

Код правильных ответов:

1

2

3

4

5

6

Р

Я

Б

Ч

И

К

Критерии оценок:

Р – 1 б

Я – 1 б

Б – 3 б

Ч – 2 б

И – 2 б

К – 3 б

12 б – «5»

10, 11 б – «4»

6 – 9 б – «3»

меньше 6 б – «2»

Пойменные луга на правом берегу р. Свияга в окрестностях села

Арбузовка Цильнинского района представляют с ботанической точки зрения -

научный интерес.

Рябчик шахматовидный, растение семейства лилейных – очень редкий вид

восточного происхождения, общее распространение которого приходится на

Западную Сибирь и Среднюю Азию. У него крупные колокольчики, цветки

темно-буро-фиолетовой окраски с неясным шахматным рисунком.

Сохранившийся участок рябчикового луга у с. Арбузовка площадью б0 га

занимает часть поймы.

Арбузовский рябчиковый луг утвержден памятником природы oт 3 мая

1988г.

Фрагмент урока

«Умножение многочлена на многочлен»

Тест

1. Дам многочлен р(х, у) = 2х

2

-5ху + 2у

2

. Чему равно значение р(2,1)?

К. 0;

Л. 20;

М. 10;

Н. -10.

2. Раскройте скобки: 9(х

2

+ 3х - 2).

Е. 9х

2

+ 12x - 18;

И. 9х

2

+ 27х – 7;

К. 9х

2

- 27х + 18;

О. 9х

2

+ 27х - 18.

3. Раскройте скобки: - аb(2a - 3b

2

).

К. 2а

2

b – Заb

3

;

Л. -2a

2

b + 3ab

3

;

М. -2ab + 3ab

3

;

Н. -2a

2

b - 3b

3

.

4. Упростите выражение: - 10a + ab - (- 5ab + a).

А. – 11а - 4ab;

К. - 9а + 6аb;

О. 6ab - 11а;

М. – 4ab – 9a.

5. Раскройте скобки: (2a +1)

·

(a - 2).

Б. 2a

2

+ 5a - 2;

Н. 2а

2

-3а - 2;

K. 2a

2

– 3a + 2; M. 2a

2

+ 5a +2.

6. Решите уравнение: (2х

2

+ 5х - 3) - 2(х

2

+ х + 4) = 0.

Т.

x

=

11

7

;

И.

x

=

11

3

;

П.

x

=−

11

3

;

Е.

11

7

.

7. Даны равенства:

1) 3a

2

b – 6a

3

b = 3a

2

b(1 – 2a)

2) 6a

2

b + 9ab = 3ab(2а + 3)

Какое из них верно (да), какое неверно (нет)?

Я. 1)да; 2)да; Ю. 1) да; 2) нет; С. 1)нет; 2)да; Т. 1) нет; 2) нет.

Время тестирования: 25 минут.

Код правильных ответов: КОЛОНИЯ.

1 – 1 б

2 – 1 б

3 – 1 б

4 – 2 б

5 – 2 б

6 – 3 б

7 – 3 б

Итоговая

шкала оценок:

12, 13 б - «5»

10, 11 б – «4»

6 – 9 б – «3»

менее 6 б – «2»

В нашей Ульяновской области есть памятник природы – «колония серых

цапель».

Расположен

памятник

природы

в

Старомайнском

лесничестве

Старомайнского лесхоза, занимает площадь 2 гектара с охранной зоной 300

метров. В разные годы здесь насчитывалось от 30 до 130 гнезд серых цапель.

Памятник природы является объектом проведения экскурсий для ученых и

студентов.

В памятнике природы установлен охранный режим.

Фрагмент урока

«Что означает в математике запись у = f(х)»

Задание. Ответьте на вопросы теста. Запишите код правильных ответов.

1.

Какие из точек

А (2; -4),

В (-2; 4),

С (-3;-9),

Д (3; 6) принадлежат

графику функции у = х

2

?

А. Точка А;

С. Точка В;

Б. Точка С;

Д. Точка Д.

2. Для функции у = х

2

найдите наименьшее значение на отрезке [-1; 2].

У. 0;

Б. 1;

Т. 4;

Г.-1.

3. Для функции у = х

2

найдите наибольшее значение на отрезке [-2; 1].

М. 0;

Н. 1;

Р. 4;

Г.-2.

4. Дана функция у = f(x), где f(x) =

2, если

3

x

0 ;

1 ;

2 x

+

3, если

1 .

x

¿ ¿

¿

¿

x

2

, если 0

¿

¿

{

¿ ¿

¿

¿

Чему равно f

(

1

2

)

?

И.

1

8

; О.

1

4

; М. 4;

Г. Не существует.

5. Сколько корней имеет уравнение х

2

= х – 2?

К. Ни одного; Б. Один;

С. Два:

Г. Три.

Время тестирования: 20 минут.

Код правильных ответов: Сурок.

Суруловская лесостепь (урочище Зимина гора) расположена на границе

Радищевского и Новоспасского районов. В лесостепи есть поселение редких

для Ульяновской области и ценных в промысловом отношении позвоночных

животных

сурков,

занесенных

в

Красную

книгу

РСФСР.

Суруловская

лесостепь — ценный памятник природы, для ее сoхранения должен строго

соблюдаться заповедный режим.

Фрагмент урока

«Разложение многочленов на множители»

Решите тест, составив код правильных ответов.

В примерах 1-7 разложите на множители:

1. 4 – 2х.

О. 2(2 + х);

Р. 4(1 - х);

П. 2(2 - х);

С. 4(1 + х).

2. a

3

b

2

- a

4

b.

К. a

4

b(b - a);

P. a

3

b(b – a);

Л. a

3

b

2

(l - a);

С. a

3

b(1 - a).

3. 15xy

2

+ 5xy - 20x

2

y.

О. 5xy(3y + 1 - 4x);

Р. 5х(3у

2

+ у – 2х);

П. 5ху(3у - 4х);

С. 5х(3у

2

- у – 4х).

4. a(b - c) - 3(b – c).

A. (a + 3)(b – c);

В. (a - 3)(c - b);

К. (a - 3)(b + с);

Б

. (a – 3)(b – c).

5. а(3 + b) + b + 3.

Л. (b + З)(a + 1);

В. (3 + b)(a – 1);

Б. (b + 3)a;

Г. (3 + b)(l - a).

6. x(у – z) - (z - у).

Д. (x – 1)(y - z);

Е. (х + 1)(y - z);

Б. (x – 1)(z - у);

Г. (x + 1)(z – y).

7. 3x – 3y – ax + ay.

К. (x – y)(a – 3);

Л. (x – y)(a + 3);

М. (x – y)(3 – a);

Г. (y – x)(3 + a).

8. Вычислите: 217

·

317 – 217

2

А. 21700; Б. 2170; В. 217; Г. 217000.

Время тестирования — 20 минут.

Код правильных ответов: ПРОБЛЕМА.

Осуществление научно обоснованных проектов по спасению Волги

потребует огромных затрат, Однако, если мы не пойдем на это сегодня, то в

будущем придется платать куда больше. (В стране разрабатывалось более 150

программ, однако эффективность оказалась низкой) Экологические проблемы

могут быть успешно решены, если выработать действенные инструменты

защиты природы, используя мировой опыт.



В раздел образования