Напоминание

"Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности."


Автор: Рябова Юлия Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10 "Ласточка"
Населённый пункт: Московская обл., Ленинский р-он., г. Видное
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности."
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 10 « ЛАСТОЧКА »

Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на

духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие

личности.

Составила

Музыкальный руководитель:

Рябова Ю. А.

г. Видное

2017 год

«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства

Прекрасного…»

Р. Тагор

На

современном

этапе развития

нашего

государства,

н а

ф о н е

экономических и политических изменений возникает вопрос о поиске нового

решения о влиянии искусства на формирование личности в социокультурном

пространстве, поэтому большое внимание уделяется проблемам теории и

практики художественно - эстетического развития ребенка.

Основная проблема связана с переходом на информационный уровень, где

есть

свои

плюсы

и

минусы,

существенно влияющие

на

развитие и

деятельность

человека

в искусстве.

Засилье

информации (компьютеры,

моб и л ь ны е

т ел ефо ны ) вытесняют художественное и

э с т е т и ч е с к о е

познание искусства и

не

спо собствует

ст ановлению

ц е н н о с т н ы х

ориентиров личности.

Ознакомление

детей

дошкольного

возраста

с искусством, развитие их

творческой деятельности приобрело особую актуальность в период перехода

на личностно - развивающую модель взаимодействия взрослого и ребенка.

Воспитание

эстетически

грамотной

и

гармонично развитой

духовной

личности,

умеющей

ценить

и

понимать

ценности

возможно

только

при

тесном соприкосновении с искусством, восприятии и понимании его.

Искусство решает

многие

задачи,

такие

как развитие

самореализации,

самосознания личности, формирует ценности и нормы поведения в обществе.

Н.

К.

Крупская

в

своих

работах сказала:

«Надо

помочь

ребенку

через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и

глубже чувствовать; надо помочь ребенку - это познание самого себя сделать

средством

познания других,

средством

более

тесного

сближения

с

коллективом,

средством

через

коллектив

расти

вместе

с другими и

идти

сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний

жизни».

В общественных науках Личность рассматривается как особое качество

человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной

деятельности и общения.

Процесс

становления личности человека

осуществляется

в

условиях

воспитания

путем

присвоения

общественно-истерического

опыта

человечества и социальных отношений того общества, в котором он живет, а

руководство его освоением осуществляется взрослым.

Развитие

личности -

это

процесс

количественных

и

качественных

изменений наследуемых и приобретенных свойств личности, а воспитание -

это

целенаправленный

педагогический

процесс

организации

и

стимулирования

активной

деятельности

формируемой личности по

овладению

всей

совокупности

общественного

опыта,

который

играет

ведущую

роль

в развитии

личности

ребенка.

В

с в о ю

о ч е р е д ь

активность личности выражается

через

подражательность

ребенка,

его

воспитание, обучаемость, самовоспитание и самообразование, находит свою

реализацию

в

игровой,

познавательной,

предметной,

трудовой,

учебной, художественной деятельности, в общении.

ФГОС

ДО

определяет художественно-эстетическое

развитие

через

и с ку с с т в о как

важнейшее

средство

формирования

отношения

к

действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования

всесторонне развитой,

творческой,

самостоятельной,

свободной, духовно

богатой личности, так как именно творческий человек определяет прогресс

человечества и ставит следующие задачи:

•развитие эмоциональной и интеллектуальной, познавательной сферы;

•личностное развитие, самореализация, самосознания личности;

•формирование ценности и нормы поведения в обществе и правильных

нравственных ориентиров.

• обогащение художественно-эстетического, сенсорного, познавательного

и речевого развития детей

•воспитание и развитие индивидуальных творческих способностей детей

в различных

видах

искусства,

проявление

одаренности

в музыкальной и

изобразительной деятельности;

•развитие интерес к духовным ценностям культуры и искусства как виду

творческой

деятельности

человека

в различных

видах

искусства,

путем

раскрытия значения искусства в жизни людей;

•ознакомление

детей

с

видами

и

жанрами искусства,

историей

его

возникновения, средствами выразительности разных видов искусства;

• ф о р м и р о в а н и е

с м ы с л о в о г о

в о с п р и я т и я

и

п о н и м а н и я

произведений искусств

•взаимодействие ДОУ и семьи в художественно-эстетическом и духовно-

нравственном развитии детей через взаимосвязь видов искусства.

Один

из

главных

показателей

становления личности дошкольника-

сформированность основ художественной культуры, которые включает в себя

две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том

числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего

пространства; художественное

развитие,

п р и о б ще н и е

к искусству

и

художественной деятельности.

Роль искусства

в

социально

-

личностном

развитии дошкольников

согласно ФГОС ДО относится к образовательной области художественно-

эстетического

развития,

включает

в

себя

интеграцию

всех областей:

познавательное развитие;

социально-коммуникативное развитие;

речевое развитие;

физическое развитие.

В организационно – воспитательном процессе искусство использоваться в

трех направлениях: эстетическое оформление предметно-развивающей среды

ДОО,

ознакомление

детей

с

произведениями искусства как

явлением

о т е ч е с т в е н н о й

и

м и р о в о й художественной

культуры, развитие

художественного творчества и способностей детей.

Детям доступны практически все виды искусства, всё его многообразие

- музыка, архитектура, литература, танец, живопись, народное творчество,

которые взаимодействуют

друг

с

другом,

учитывая

региональный,

национальный аспекты.

Художественное-эстетическое

и

духовно-

нравственное

воспитание

следует начинать в достаточно раннем возрасте при помощи любых видов

искусств (музыка,

театр, искусство слова

и

танцевальная

импровизация,

потому что это позволяет формировать нравственные навыки и умения тонко

чувствовать,

сопереживать, р а з в и в а т ь

о б р а з н о е

м ы ш л е н и е,

фантазировать, развивает умение взаимодействовать с окружающим миром;

знакомить с красотой в жизни и искусства.

Так что же такое искусство?

Искусство –

это

средство

познания

и

видения

жизни

и

мира,

эталон

прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения, процесс или

итог

выражения

внутреннего

мира,

который

во с п р о и з вод и т с я

в художественном образе, у которого свои особые черты (ассоциативность и

индивидуальность,

эмоциональность

и

рациональность,

стиль

и

прочее,

отражающие идеи, чувства или эмоции.

Общая

цель искусства

и

всех

его

видов,

форм

и

жанров

это

совершенствование

внутреннего

мира

человека,

его

нравственно-

э с т е т и ч е с к и х

в к у с о в ,

а

т а к ж е

о б щ е с т в а

в

ц е л о м .

Предметом искусства являет ся

вся

ре альная

м ат е р и а л ь н о -духовная

действительность, создаваемая коллективом людей.

Просветительская

роль искусства заключается

в

широком

и

глубоком

познании

окружающей

жизни,

в

разнообразие

ее

проявлений,

в

умении

увидеть ее красоту и неприглядные стороны.

Таким образом, искусство несёт в себе отражение как существующих, так

и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы

для новых поколений.

Разделяют искусства на народное, которое знакомит с тем, что близко

ребенку,

окружает

его

в

повседневной

жизни (декоративно

-

прикладное

творчество, устное народное творчество).

Профессиональное

-

это

доступное

понимание

терминов,

понятий,

истории искусства,

средств

выразительности,

а

также

непосредственного

восприятия произведений искусства (выставки, театральные спектакли и пр.)

Самостоятельное (самостоятельная художественная деятельность

ребенка) – это организация специальных выступлений, выставок детского

творчества и т. п.

К а ж д ы й

в и д искусства и м е е т

с во и

с п е ц и ф и ч е с к и е

с р е д с т в а

выразительности,

которые

способствуют

образному

познанию

ребенком

окружающего мира через разнообразие и овладение таких понятий, как звук,

форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другие.

Искусство имеет

свойство

интегрироваться

или

синтезироваться друг в

друга и другие виды деятельности.

Введение в теорию и практику художественно- эстетического воспитания

понятия «синтез искусства» в ы з в а н о

п о т р е б н о с т ь ю

о б о з н а ч и т ь

концептуально

новый

подход

к

решению

проблемы развития

личности

дошкольника путем использования произведений различных видов искусства в

педагогиче ском

проце сс е.

И

лишь

комплексно е

п р и м е н е н и е

живописи, музыки,

литературы,

скульптуры,

произведений

декоративно-

прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а

значит, и обогатить его восприятие и воображение.

П р и

и н т е г р а ц и и

р а з н ы х в и д о в

и с к у с с т в а, художественной

деятельности, других средств художественно - эстетического воспитания все

содержание включается в процесс разработки и создания образа практически

на равных основаниях, а механизмом интеграции является именно образ,

созданный

средствами

разных видов

искусства и

создаваемый

детьми

в

разных видах деятельности.

П р и ч и н а м и

и с п о л ь з о в а н и я

и н т е г р а ц и и

м ож н о

о т м е т и т ь

синкретический (слитный) характер искусства и творчества,

в

котором

не

отделены и не специализированы различные виды искусства, а также то, что

познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить

как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через

осознание,

понимание

способов

его

воплощения;

активизация

все

психические

процессы,

обеспечивающие

успешное

осуществление

детской художественно –

т в о р ч е с к о й

д е я т е л ь н о с т и

ч е р е з

интеграцию взаимосвязи различных видов искусства.

Все

виды искусства, взаимодействуют

друг

с

другом, влияют

на

формирование и развитие личности ребёнка, его духовного мира и решают

многие задачи, такие как развитие самореализации, самосознания личности,

формирует ценности и нормы поведения в обществе.

Проблема взаимодействия

видов

искусства многогранна

и

имеет

множество нерешенных на сегодняшний день вопросов, как в теоретическом

аспекте, так и в художественно-педагогической практике.

Общим и уникальным для всех жизненных проявлений, отражающимся в

любом виде творчества, является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен,

движений. Ритм — общий признак, выражающийся во всяком искусстве по-

особому.

Музыкальное искусство, в том числе и музыкальная мелодия основана на

чередовании

звуков различной высоты

и

продолжительности,

в

ее

основе

временная

упорядоченность

звуков. Музыкальное

искусство формирует

умения слушать музыку, передавать эмоциональное состояние, содержание

через движение, жесты, мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и

прочее. Музыкальная логика развивает мышление, упражнение пальцев при

игре

на музыкальном инструменте

укрепляет

мозговые

клетки,

а

в

совокупности развивается психическая гибкость детей.

Музыка на

протяжении

всей

истории

своего развития не

существовала

сама по себе, всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на

них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние.

Примеры воздействия литературы на музыку не только значительны, но и

интересны,

но

обратное влияние

музыки на

литературу

также

не

менее

результативно, воспринимается как язык человеческих чувств, как зеркало

души.

Произведения художественной л и т е р а т у р ы

и

использование худ оже с т ве н н о го

с л о ва (образные

п р е д с т а в л е н и я ,

определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора) раскрывают перед детьми

мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру

героя, развивают артикуляционный аппарат с использованием скороговорок,

потешек.

Исторически сложилась наиболее взаимопроникновенная связь музыки с

литературой, в своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали

как

единое

целое,

а

многие художественные произведения

отражены

в музыкальных произведениях великих композиторов.

В

в о с п и т а т е л ь н о

-

о б р а з о в а т е л ь н о м

п р о ц е с с е

Д ОУ

такая взаимосвязь выражается

это

прослушивание

сказок

с музыкальной

аранжировкой,

пение

пестушек,

припевок,

включение

фольклорных

хороводных игр и прочее.

Изобразительное искусство

и

музыкальное

искусство

развивались

параллельно,

т е с н о

с о п р и к а с а я с ь .

Л е о н а р д о

д а

В и н ч и

назвал музыку «сестрой» живописи.

Так музыканты,

музицирование

и музыкальные инструменты

служили

излюбленной

моделью

для

изобразительного искусства

разных

эпох,

многие художники любят творить под влиянием музыки, слушая ее.

Данная взаимосвязь позволяет знакомить детей с репродукциями картин,

иллюстрациями; развивает умение рисовать разными материалами, создавая

продукты творческой деятельности; знакомит с формой, величиной, цветом,

композицией,

ритмом,

объемом,

пропорцией,

позой,

соотношением

предметов в общей композиции по величине и пр. интеграция музыки и

изобразительного искусства.

Включение музыкальных произведений

во

время

образовательной

деятельности

вдохновляет

творчески

детей,

позволяет

им

выражать

свои

мысли, впечатления, передавать эмоциональное отношение к окружающей

жизни, используя свой опыт в рисовании, лепке и аппликации.

В воспитательно-образовательном процесс ДОУ взаимосвязь архитектуры

и

музыки выражается

в

конструктивной

деятельности

детей,

когда

дети

под музыку строят постройки, а затем их обыгрывают их.

Любой театр неотделим от мира музыки.

Слушая оперу, оперетту, посещая театр балета, кукольный театр и т. д.

любой ребенок воспринимает окружающий мир.

В

воспитательно-

образовательном

процессе

Доу

театральная

деятельность

просматривается

в

разных

формах

деятельности,

это

и

проведение

приуроченных

к

праздникам

мероприятий,

показ различных

видов театра, импровизация, музыкальные этюды.

Театрализованная деятельность формирует умения передавать характеры

героев их особенности: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы.

Взаимосвязь музыки и танца – это две стороны одной медали, которые

рассказывают о жизни народа одну историю разными способами и является

чем-то большим, чем просто движения под музыку.

Танец любого народа мира всегда имеет музыкальное сопровождение, а

тематика музыки зависит от рода исполняющихся танцев, ни один из которых

нельзя отъединить от музыки.

Смысл музыки заключается в ее позитивном влиянии на танцующих, она

поднимает настроение, располагает к веселью и танцу.

Танец - способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в

любой

сфере

деятельности.

Он

воспитывает

те

способности,

которые

управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что

находится внутри нас.

Основная цель занятий любым видом танцев – всестороннее развитие

ребенка, формирование естественной грации движений, гибкости, ловкости,

пластичности

и

координации,

а

также

способность

выражать

чувства

и

эмоции

через

танец.

В

ДОУ

мы

прослеживаем

такую взаимосвязь в

организации

танцев

для

детей,

в

ритмической

гимнастике,

во

время

проведения музыкальных физминуток.

Хочется еще отметить взаимосвязь окружающего мира и музыки, так как

ознакомление

с

окружающим

миром

дает влияние на

расширение

кругозора, развитие любознательности, умственное воспитание и чем богаче,

разнообразнее

окружающий

мир,

тем

оригинальнее

замыслы

и

образы

детского творчества в любом виде искусства.

Мир звуков в окружающем мире (шум прибоя, шелест листьев, пенье

птиц и пр., яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота

многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). дают отпечаток на

творческое воображение, музыкальное восприятие детей.

Поэтому

в

режимных

моментах

воспитательно-

образовательного

процесса ДОУ необходимо систематически направлять внимание детей на

красоту окружающих нас предметов, замечать эту красоту, научить бережно,

относиться к ней.

Важно помнить – первыми проводниками в мир искусства, в мир людей,

выступают

родители.

Приобщение

к искусству и

местным

культурным

традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь, а от того, каким

будет

старт,

зависит

дальнейшее развитие

ребенка,

полнота

и

красота

его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни.

Тесное взаимодействие педагогов

и

родителей

воспитанников

в

воспитательно- образовательном процессе ДОУ является главной задачей в

создание соответствующих условий духовно-нравственного и художественно-

эстетического

развития

личности дошкольника

в

которых

ребенку

будет

доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

В

заключении

хочется

отметить,

что

в

разных

видах

творческой

деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической,

игровой)

ребёнок

создает личностную,

пространственную

реальность,

открывая мир по-своему и себя в нём красоты.

П р и о б ще н и е

р е бе н ка

к

ми ру искусства значительно

обогащает

его духовный

нравственный

мир,

расширить

горизонты

мышления

и

воображения,

а

также

формирует художественно-

эстетическое

развитие

личности

ребенка.

Необходимо

отметить,

что искусство

благотворно

влияет на

эмоциональный

комфорт

в

условиях

социального

окружения

и

положительно влияет на социально- личностное развитие дошкольников, так

как любое произведение искусства несет в себе радость познания, открытия,

вызывает чувства наслаждения прекрасным.

Поэтому

знакомство

с различными

вида

искусства способствует

психическому, интеллектуальному и эстетическому развитию.

Литература

1. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка: черки. 2-е изд.

Л.: Художник РСФСР,1983.

2.

Выготский,

Л.

C.

Психология искусства :

науч.

издание

/

Л.

С.

Выготский. – М.: Искусство, 1986.

3.

Гайдамака

А.

Интегративная художественное образование

-

шаг

в

будущее //Искусство и образование. - 2006. - № 4.

4. Д у х о в н о с т ь

и

х у д о ж е с т в е н н о-эстетическая

культура (Межведомственный наук, сб.) /А. И. Комарова, Ю. П. Богуцкий и

др. - М.: Научно -исследовательский институт "Проблемы человека", 1999. -

Т. 14.

5.

Каменная

Н.

Внедрение

интегрированного

курса

"Искусство"

в

общеобразовательных учебных заведениях //Искусство и образование. - 2006.

- № 6. .

5 .

К о з ы р е в а

С .

П . Взаимосвязь

музыки и

р и с о в а н и я

к а к

средство развитияизобразительного творчества старших дошкольников. Дис.

канд. пед. наук. М., 1987

7.

Москвина

Г.

М.

Общность

педагогических

принципов

в

преподавании различных

видов

искусства как

отражение

глубинной

о б щ н о с т и

в с е х в и д о в

и с к у с с т в а.

/ Т е о р и я

и

п р а к т и к а

графических изображений: Сб. статей. Ижевск: УдГУ, 1999.

8.

Мо сквина

Г.

М.

Общее

в

преподавании

литературы

и

изобразительного искусства. // Искусство и образование. М., 2000, № 3 (13).

9. Москвина Г. М. Легко ли нарисовать музыку? //Вестник Удмуртского

университета. Ижевск, 2000, № 6

1 0 .

М о с к в и н а

Г .

М .

П е д а г о г и ч е с к и е

особенности художественного образования

средствами различных

видов

искусства:

М е т о д ,

р е к о м

д л я

п р е п о д а в а т е л е й

изобразительного искусства. Ижевск: УдГУ, 2002.

11. Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания.

Часть 1. – М. ИХО РАО, 2007.

12. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры: Учебное -методическое

пособие. – Ставрополь. Ставрополь сервис школа. – 1998.



В раздел образования