Автор: Рябова Юлия Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10 "Ласточка"
Населённый пункт: Московская обл., Ленинский р-он., г. Видное
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности."
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 10 « ЛАСТОЧКА »
Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на
духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие
личности.
Составила
Музыкальный руководитель:
Рябова Ю. А.
г. Видное
2017 год
«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства
Прекрасного…»
Р. Тагор
На
современном
этапе развития
нашего
государства,
н а
ф о н е
экономических и политических изменений возникает вопрос о поиске нового
решения о влиянии искусства на формирование личности в социокультурном
пространстве, поэтому большое внимание уделяется проблемам теории и
практики художественно - эстетического развития ребенка.
Основная проблема связана с переходом на информационный уровень, где
есть
свои
плюсы
и
минусы,
существенно влияющие
на
развитие и
деятельность
человека
в искусстве.
Засилье
информации (компьютеры,
моб и л ь ны е
т ел ефо ны ) вытесняют художественное и
э с т е т и ч е с к о е
познание искусства и
не
спо собствует
ст ановлению
ц е н н о с т н ы х
ориентиров личности.
Ознакомление
детей
дошкольного
возраста
с искусством, развитие их
творческой деятельности приобрело особую актуальность в период перехода
на личностно - развивающую модель взаимодействия взрослого и ребенка.
Воспитание
эстетически
грамотной
и
гармонично развитой
духовной
личности,
умеющей
ценить
и
понимать
ценности
возможно
только
при
тесном соприкосновении с искусством, восприятии и понимании его.
Искусство решает
многие
задачи,
такие
как развитие
самореализации,
самосознания личности, формирует ценности и нормы поведения в обществе.
Н.
К.
Крупская
в
своих
работах сказала:
«Надо
помочь
ребенку
через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и
глубже чувствовать; надо помочь ребенку - это познание самого себя сделать
средством
познания других,
средством
более
тесного
сближения
с
коллективом,
средством
через
коллектив
расти
вместе
с другими и
идти
сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний
жизни».
В общественных науках Личность рассматривается как особое качество
человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной
деятельности и общения.
Процесс
становления личности человека
осуществляется
в
условиях
воспитания
путем
присвоения
общественно-истерического
опыта
человечества и социальных отношений того общества, в котором он живет, а
руководство его освоением осуществляется взрослым.
Развитие
личности -
это
процесс
количественных
и
качественных
изменений наследуемых и приобретенных свойств личности, а воспитание -
это
целенаправленный
педагогический
процесс
организации
и
стимулирования
активной
деятельности
формируемой личности по
овладению
всей
совокупности
общественного
опыта,
который
играет
ведущую
роль
в развитии
личности
ребенка.
В
с в о ю
о ч е р е д ь
активность личности выражается
через
подражательность
ребенка,
его
воспитание, обучаемость, самовоспитание и самообразование, находит свою
реализацию
в
игровой,
познавательной,
предметной,
трудовой,
учебной, художественной деятельности, в общении.
ФГОС
ДО
определяет художественно-эстетическое
развитие
через
и с ку с с т в о как
важнейшее
средство
формирования
отношения
к
действительности, нравственного и умственного воспитания, формирования
всесторонне развитой,
творческой,
самостоятельной,
свободной, духовно
богатой личности, так как именно творческий человек определяет прогресс
человечества и ставит следующие задачи:
•развитие эмоциональной и интеллектуальной, познавательной сферы;
•личностное развитие, самореализация, самосознания личности;
•формирование ценности и нормы поведения в обществе и правильных
нравственных ориентиров.
• обогащение художественно-эстетического, сенсорного, познавательного
и речевого развития детей
•воспитание и развитие индивидуальных творческих способностей детей
в различных
видах
искусства,
проявление
одаренности
в музыкальной и
изобразительной деятельности;
•развитие интерес к духовным ценностям культуры и искусства как виду
творческой
деятельности
человека
в различных
видах
искусства,
путем
раскрытия значения искусства в жизни людей;
•ознакомление
детей
с
видами
и
жанрами искусства,
историей
его
возникновения, средствами выразительности разных видов искусства;
• ф о р м и р о в а н и е
с м ы с л о в о г о
в о с п р и я т и я
и
п о н и м а н и я
произведений искусств
•взаимодействие ДОУ и семьи в художественно-эстетическом и духовно-
нравственном развитии детей через взаимосвязь видов искусства.
Один
из
главных
показателей
становления личности дошкольника-
сформированность основ художественной культуры, которые включает в себя
две составляющие: формирование эстетического отношения к миру, в том
числе способности к освоению и активному преобразованию окружающего
пространства; художественное
развитие,
п р и о б ще н и е
к искусству
и
художественной деятельности.
Роль искусства
в
социально
-
личностном
развитии дошкольников
согласно ФГОС ДО относится к образовательной области художественно-
эстетического
развития,
включает
в
себя
интеграцию
всех областей:
познавательное развитие;
социально-коммуникативное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.
В организационно – воспитательном процессе искусство использоваться в
трех направлениях: эстетическое оформление предметно-развивающей среды
ДОО,
ознакомление
детей
с
произведениями искусства как
явлением
о т е ч е с т в е н н о й
и
м и р о в о й художественной
культуры, развитие
художественного творчества и способностей детей.
Детям доступны практически все виды искусства, всё его многообразие
- музыка, архитектура, литература, танец, живопись, народное творчество,
которые взаимодействуют
друг
с
другом,
учитывая
региональный,
национальный аспекты.
Художественное-эстетическое
и
духовно-
нравственное
воспитание
следует начинать в достаточно раннем возрасте при помощи любых видов
искусств (музыка,
театр, искусство слова
и
танцевальная
импровизация,
потому что это позволяет формировать нравственные навыки и умения тонко
чувствовать,
сопереживать, р а з в и в а т ь
о б р а з н о е
м ы ш л е н и е,
фантазировать, развивает умение взаимодействовать с окружающим миром;
знакомить с красотой в жизни и искусства.
Так что же такое искусство?
Искусство –
это
средство
познания
и
видения
жизни
и
мира,
эталон
прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения, процесс или
итог
выражения
внутреннего
мира,
который
во с п р о и з вод и т с я
в художественном образе, у которого свои особые черты (ассоциативность и
индивидуальность,
эмоциональность
и
рациональность,
стиль
и
прочее,
отражающие идеи, чувства или эмоции.
Общая
цель искусства
и
всех
его
видов,
форм
и
жанров
–
это
совершенствование
внутреннего
мира
человека,
его
нравственно-
э с т е т и ч е с к и х
в к у с о в ,
а
т а к ж е
о б щ е с т в а
в
ц е л о м .
Предметом искусства являет ся
вся
ре альная
м ат е р и а л ь н о -духовная
действительность, создаваемая коллективом людей.
Просветительская
роль искусства заключается
в
широком
и
глубоком
познании
окружающей
жизни,
в
разнообразие
ее
проявлений,
в
умении
увидеть ее красоту и неприглядные стороны.
Таким образом, искусство несёт в себе отражение как существующих, так
и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы
для новых поколений.
Разделяют искусства на народное, которое знакомит с тем, что близко
ребенку,
окружает
его
в
повседневной
жизни (декоративно
-
прикладное
творчество, устное народное творчество).
Профессиональное
-
это
доступное
понимание
терминов,
понятий,
истории искусства,
средств
выразительности,
а
также
непосредственного
восприятия произведений искусства (выставки, театральные спектакли и пр.)
Самостоятельное (самостоятельная художественная деятельность
ребенка) – это организация специальных выступлений, выставок детского
творчества и т. п.
К а ж д ы й
в и д искусства и м е е т
с во и
с п е ц и ф и ч е с к и е
с р е д с т в а
выразительности,
которые
способствуют
образному
познанию
ребенком
окружающего мира через разнообразие и овладение таких понятий, как звук,
форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другие.
Искусство имеет
свойство
интегрироваться
или
синтезироваться друг в
друга и другие виды деятельности.
Введение в теорию и практику художественно- эстетического воспитания
понятия «синтез искусства» в ы з в а н о
п о т р е б н о с т ь ю
о б о з н а ч и т ь
концептуально
новый
подход
к
решению
проблемы развития
личности
дошкольника путем использования произведений различных видов искусства в
педагогиче ском
проце сс е.
И
лишь
комплексно е
п р и м е н е н и е
живописи, музыки,
литературы,
скульптуры,
произведений
декоративно-
прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а
значит, и обогатить его восприятие и воображение.
П р и
и н т е г р а ц и и
р а з н ы х в и д о в
и с к у с с т в а, художественной
деятельности, других средств художественно - эстетического воспитания все
содержание включается в процесс разработки и создания образа практически
на равных основаниях, а механизмом интеграции является именно образ,
созданный
средствами
разных видов
искусства и
создаваемый
детьми
в
разных видах деятельности.
П р и ч и н а м и
и с п о л ь з о в а н и я
и н т е г р а ц и и
м ож н о
о т м е т и т ь
синкретический (слитный) характер искусства и творчества,
в
котором
не
отделены и не специализированы различные виды искусства, а также то, что
познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить
как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через
осознание,
понимание
способов
его
воплощения;
активизация
все
психические
процессы,
обеспечивающие
успешное
осуществление
детской художественно –
т в о р ч е с к о й
д е я т е л ь н о с т и
ч е р е з
интеграцию взаимосвязи различных видов искусства.
Все
виды искусства, взаимодействуют
друг
с
другом, влияют
на
формирование и развитие личности ребёнка, его духовного мира и решают
многие задачи, такие как развитие самореализации, самосознания личности,
формирует ценности и нормы поведения в обществе.
Проблема взаимодействия
видов
искусства многогранна
и
имеет
множество нерешенных на сегодняшний день вопросов, как в теоретическом
аспекте, так и в художественно-педагогической практике.
Общим и уникальным для всех жизненных проявлений, отражающимся в
любом виде творчества, является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен,
движений. Ритм — общий признак, выражающийся во всяком искусстве по-
особому.
Музыкальное искусство, в том числе и музыкальная мелодия основана на
чередовании
звуков различной высоты
и
продолжительности,
в
ее
основе
временная
упорядоченность
звуков. Музыкальное
искусство формирует
умения слушать музыку, передавать эмоциональное состояние, содержание
через движение, жесты, мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и
прочее. Музыкальная логика развивает мышление, упражнение пальцев при
игре
на музыкальном инструменте
укрепляет
мозговые
клетки,
а
в
совокупности развивается психическая гибкость детей.
Музыка на
протяжении
всей
истории
своего развития не
существовала
сама по себе, всегда была связана с другими видами искусства, оказывала на
них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние.
Примеры воздействия литературы на музыку не только значительны, но и
интересны,
но
обратное влияние
музыки на
литературу
также
не
менее
результативно, воспринимается как язык человеческих чувств, как зеркало
души.
Произведения художественной л и т е р а т у р ы
и
использование худ оже с т ве н н о го
с л о ва (образные
п р е д с т а в л е н и я ,
определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора) раскрывают перед детьми
мир человеческих чувств, вызывают интерес к личности, к внутреннему миру
героя, развивают артикуляционный аппарат с использованием скороговорок,
потешек.
Исторически сложилась наиболее взаимопроникновенная связь музыки с
литературой, в своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали
как
единое
целое,
а
многие художественные произведения
отражены
в музыкальных произведениях великих композиторов.
В
в о с п и т а т е л ь н о
-
о б р а з о в а т е л ь н о м
п р о ц е с с е
Д ОУ
такая взаимосвязь выражается
это
прослушивание
сказок
с музыкальной
аранжировкой,
пение
пестушек,
припевок,
включение
фольклорных
хороводных игр и прочее.
Изобразительное искусство
и
музыкальное
искусство
развивались
параллельно,
т е с н о
с о п р и к а с а я с ь .
Л е о н а р д о
д а
В и н ч и
назвал музыку «сестрой» живописи.
Так музыканты,
музицирование
и музыкальные инструменты
служили
излюбленной
моделью
для
изобразительного искусства
разных
эпох,
многие художники любят творить под влиянием музыки, слушая ее.
Данная взаимосвязь позволяет знакомить детей с репродукциями картин,
иллюстрациями; развивает умение рисовать разными материалами, создавая
продукты творческой деятельности; знакомит с формой, величиной, цветом,
композицией,
ритмом,
объемом,
пропорцией,
позой,
соотношением
предметов в общей композиции по величине и пр. интеграция музыки и
изобразительного искусства.
Включение музыкальных произведений
во
время
образовательной
деятельности
вдохновляет
творчески
детей,
позволяет
им
выражать
свои
мысли, впечатления, передавать эмоциональное отношение к окружающей
жизни, используя свой опыт в рисовании, лепке и аппликации.
В воспитательно-образовательном процесс ДОУ взаимосвязь архитектуры
и
музыки выражается
в
конструктивной
деятельности
детей,
когда
дети
под музыку строят постройки, а затем их обыгрывают их.
Любой театр неотделим от мира музыки.
Слушая оперу, оперетту, посещая театр балета, кукольный театр и т. д.
любой ребенок воспринимает окружающий мир.
В
воспитательно-
образовательном
процессе
Доу
театральная
деятельность
просматривается
в
разных
формах
деятельности,
это
и
проведение
приуроченных
к
праздникам
мероприятий,
показ различных
видов театра, импровизация, музыкальные этюды.
Театрализованная деятельность формирует умения передавать характеры
героев их особенности: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы.
Взаимосвязь музыки и танца – это две стороны одной медали, которые
рассказывают о жизни народа одну историю разными способами и является
чем-то большим, чем просто движения под музыку.
Танец любого народа мира всегда имеет музыкальное сопровождение, а
тематика музыки зависит от рода исполняющихся танцев, ни один из которых
нельзя отъединить от музыки.
Смысл музыки заключается в ее позитивном влиянии на танцующих, она
поднимает настроение, располагает к веселью и танцу.
Танец - способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в
любой
сфере
деятельности.
Он
воспитывает
те
способности,
которые
управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что
находится внутри нас.
Основная цель занятий любым видом танцев – всестороннее развитие
ребенка, формирование естественной грации движений, гибкости, ловкости,
пластичности
и
координации,
а
также
способность
выражать
чувства
и
эмоции
через
танец.
В
ДОУ
мы
прослеживаем
такую взаимосвязь в
организации
танцев
для
детей,
в
ритмической
гимнастике,
во
время
проведения музыкальных физминуток.
Хочется еще отметить взаимосвязь окружающего мира и музыки, так как
ознакомление
с
окружающим
миром
дает влияние на
расширение
кругозора, развитие любознательности, умственное воспитание и чем богаче,
разнообразнее
окружающий
мир,
тем
оригинальнее
замыслы
и
образы
детского творчества в любом виде искусства.
Мир звуков в окружающем мире (шум прибоя, шелест листьев, пенье
птиц и пр., яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота
многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.). дают отпечаток на
творческое воображение, музыкальное восприятие детей.
Поэтому
в
режимных
моментах
воспитательно-
образовательного
процесса ДОУ необходимо систематически направлять внимание детей на
красоту окружающих нас предметов, замечать эту красоту, научить бережно,
относиться к ней.
Важно помнить – первыми проводниками в мир искусства, в мир людей,
выступают
родители.
Приобщение
к искусству и
местным
культурным
традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь, а от того, каким
будет
старт,
зависит
дальнейшее развитие
ребенка,
полнота
и
красота
его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни.
Тесное взаимодействие педагогов
и
родителей
воспитанников
в
воспитательно- образовательном процессе ДОУ является главной задачей в
создание соответствующих условий духовно-нравственного и художественно-
эстетического
развития
личности дошкольника
в
которых
ребенку
будет
доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
В
заключении
хочется
отметить,
что
в
разных
видах
творческой
деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкально-пластической,
игровой)
ребёнок
создает личностную,
пространственную
реальность,
открывая мир по-своему и себя в нём красоты.
П р и о б ще н и е
р е бе н ка
к
ми ру искусства значительно
обогащает
его духовный
–
нравственный
мир,
расширить
горизонты
мышления
и
воображения,
а
также
формирует художественно-
эстетическое
развитие
личности
ребенка.
Необходимо
отметить,
что искусство
благотворно
влияет на
эмоциональный
комфорт
в
условиях
социального
окружения
и
положительно влияет на социально- личностное развитие дошкольников, так
как любое произведение искусства несет в себе радость познания, открытия,
вызывает чувства наслаждения прекрасным.
Поэтому
знакомство
с различными
вида
искусства способствует
психическому, интеллектуальному и эстетическому развитию.
Литература
1. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка: черки. 2-е изд.
Л.: Художник РСФСР,1983.
2.
Выготский,
Л.
C.
Психология искусства :
науч.
издание
/
Л.
С.
Выготский. – М.: Искусство, 1986.
3.
Гайдамака
А.
Интегративная художественное образование
-
шаг
в
будущее //Искусство и образование. - 2006. - № 4.
4. Д у х о в н о с т ь
и
х у д о ж е с т в е н н о-эстетическая
культура (Межведомственный наук, сб.) /А. И. Комарова, Ю. П. Богуцкий и
др. - М.: Научно -исследовательский институт "Проблемы человека", 1999. -
Т. 14.
5.
Каменная
Н.
Внедрение
интегрированного
курса
"Искусство"
в
общеобразовательных учебных заведениях //Искусство и образование. - 2006.
- № 6. .
5 .
К о з ы р е в а
С .
П . Взаимосвязь
музыки и
р и с о в а н и я
к а к
средство развитияизобразительного творчества старших дошкольников. Дис.
канд. пед. наук. М., 1987
7.
Москвина
Г.
М.
Общность
педагогических
принципов
в
преподавании различных
видов
искусства как
отражение
глубинной
о б щ н о с т и
в с е х в и д о в
и с к у с с т в а.
/ Т е о р и я
и
п р а к т и к а
графических изображений: Сб. статей. Ижевск: УдГУ, 1999.
8.
Мо сквина
Г.
М.
Общее
в
преподавании
литературы
и
изобразительного искусства. // Искусство и образование. М., 2000, № 3 (13).
9. Москвина Г. М. Легко ли нарисовать музыку? //Вестник Удмуртского
университета. Ижевск, 2000, № 6
1 0 .
М о с к в и н а
Г .
М .
П е д а г о г и ч е с к и е
особенности художественного образования
средствами различных
видов
искусства:
М е т о д ,
р е к о м
д л я
п р е п о д а в а т е л е й
изобразительного искусства. Ижевск: УдГУ, 2002.
11. Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания.
Часть 1. – М. ИХО РАО, 2007.
12. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры: Учебное -методическое
пособие. – Ставрополь. Ставрополь сервис школа. – 1998.