Автор: Шаньгина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 14
Населённый пункт: город Красноуфимск, Свердловской облости
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые технологии в экологическом воспитании
Раздел: дошкольное образование
Шаньгина Е.Н
Консультация для педагогов на тему
«Игровые технологии в экологическом воспитании»
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования
прописаны
требования
к
результатам
освоения
основной общеобразовательной программы. Требования представлены в виде
целевых
ориентиров
дошкольного
образования.
На
этапе
завершения
дошкольного
образования
ребенок
должен
обладать
установкой
положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладать
чувством собственного достоинства.
Человек
и
природа
–
одно
целое,
неделимое.
Несмотря
на
все
достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней
есть все для жизни.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее
умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует
улучшению логического мышления и речи.
Особую
роль
в
экологическом
образовании
и
воспитании
занимает
период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения
человека, формируется его отношение к окружающему миру.
В
дошкольном
детстве
закладывается
фундамент
конкретных
представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Поэтому
очень
важно,
чтобы
дети
получали
достоверные
знания
и
представления,
приобретали
навыки
доброжелательного
отношения
к
природе.
В
настоящее
время
требования
экологической
образованности
и
культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности.
Всё больше внимания уделяется экологическому образованию и воспитанию,
результатом которого является формирование у дошкольников экологической
культуры.
Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться
элементы
экологического
сознания
ребёнка:
интерес
к
природе,
к
определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие
оценки
поведения
в
природе.
С
шестого
года
жизни
формируется
способность к мотивированной оценке поведения в природе. Огромная роль в
развитии
и
воспитании
ребенка
принадлежит
игре
–
важнейшему
виду
детской деятельности.
Игра
–
явление
многогранное,
ее
можно
рассматривать
как
особую
форму всех без исключения сторон жизнедеятельности детского коллектива.
Она является эффективным средством формирования личности дошкольника,
его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия
на
мир.
Воспитательное
значение
игры
во
многом
зависит
от
профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка,
учета
его
возрастных
и
индивидуальных
особенностей,
от
правильного
методического
руководства
взаимоотношениями
детей,
от
четкой
организации и проведения всевозможных игр.
Экологические игры бывают:
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания
экологической деятельности, например игра «Строительство города».
Цель
игры: формировать
представление
о
том,
что
строительство
может
осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность участников в
приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К
ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и
т.д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические
игры:
«Кто
где
живет?»,
«
Летает,
бегает,
прыгает»
(о
приспособлении
животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-
неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие
живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в
природе) и т.д.
Педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят.
Критерии
выбора
–
программа,
по
которой
он
работает,
возможности
дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее
и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие
педагогические
приемы,
направлены
на
решение
дидактических
задач
и
связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог,
и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их
игровым
действиям
и
выполнению
правил
игры
как
руководитель
и
ее
участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен
быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками
сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить,
как
поступить
в
неожиданно
возникшей
ситуации,
из
которой
надо
правильн6о
выйти.
Однако,
весь
комплекс
практических
и
умственных
действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс
преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный
художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые
моменты,
действия,
занять
всех
детей
решением
единой
задачи.
Можно
прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Заповеди, помогающие в работе с детьми:
1. Ведешь занятие, иногда подсчитывай, сколько говоришь ты, сколько дети.
2. Если твоя речь перевешивает, то ставь себе минус.
3. Помни, что все вместе они умнее, чем ты одна.
4. Занятие удачно, если ты разговорила детей.
5. Постоянно спрашивай: «А кто может, а кто хочет, а кто знает».
6. Не говори об уровне работы самого себя, говори о ребенке - он показатель
нашей успешности.
7. Если вы хотите достичь результатов, то вы провалили игру.