Автор: Нарнова Рауза Рафиковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Ломоносовская"
Населённый пункт: Московская область, Раменский район, пос. им. Тельмана, ул. Ломоносовская, 1
Наименование материала: Технологическая карта урока математики в 1 классе.
Тема: "Связь между слагаемыми и суммой"
Раздел: начальное образование
ЧОУ СОШ «Ломоносовская»
Московская область, Раменский район, пос. имени Тельмана, ул. Ломоносовская, д.1
Технологическая карта урока математики
1 класс «Школа России»
Составила: учитель начальных классов
Нарнова Рауза Рафиковна
2018 г.
Технологическая карта урока математики
Тема урока. Связь между суммой и слагаемыми.
Дата проведения: 07.02.2018
Тип урока: открытие новых знаний.
Педагогическая цель: создать условия для формулирования вывода о том, что если из суммы двух слагаемых вычесть
одно
из
них,
то
получится
другое
слагаемое;
развития
умения
решать
задачи
изученных
видов;
навыков
счёта,
наблюдательности, внимания.
Задачи:
- в ходе практической работы и наблюдений познакомить со взаимосвязью сложения и вычитания, вывести правило
нахождения неизвестного слагаемого;
- создать условия для исследовательской работы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- осваивать взаимосвязь сложения и
вычитания;
- в результате практических действий
и наблюдений понимать правило
нахождения неизвестного слагаемого;
- использовать математическую
терминологию при чтении и
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-понимать и принимать учебную
задачу, осуществлять решение учебной
задачи под руководством учителя;
- планировать деятельность на уроке
под руководством учителя.
Коммуникативные:
Личностные:
- осваивать роль ученика на основе
выполнения правил поведения на
уроке и взаимодействия с учителем и
одноклассниками;
- проявлять заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и
способов действий;
составлении числовых равенств;
- в результате практических действий
и наблюдений решать задачи
изученных видов, анализировать
действия при решении задач,
использовать знаково-символические
средства.
- работать в паре и оценивать себя и
товарища под руководством учителя;
- уметь осуществлять взаимопроверку.
Познавательные:
- уметь устанавливать причинно-
следственные связи;
- искать разные способы решения
задачи;
- делать умозаключения по результату
исследования.
- проявлять мотивацию учебно-
познавательной деятельности и
личностного смысла обучения.
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятель-
ность учени-
ка
Используемые
методы, прие-
мы, формы
Формируемые
УУД
Результат
взаимо-
действия
(сотрудни-
чества)
I.Оргмо
-мент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вы проверьте, все ль в порядке –
Книжки, ручки и тетрадки.
Дети выпол-
няют дей-
ствия, предло-
жен-ные учи-
телем
Фронтальная,
репродуктивный
Личностные,
коммуникатив-
ные: цель, взаи-
модействие.
Положи-
тельный
настрой на
урок.
II. Ак-
туа-
лизация
1.
- Сегодня 7 февраля. Запишите в
тетради:
Комментиро-
ванная запись
числа.
Индивидуально
- обособленный,
частично-поис-
Личностные:
по-
знавательные (вы-
явление
сущно-
Вспом-
нить изу-
чен-ный
знаний.
7 февраля.
Классная работа.
- Назовите «соседей» числа 7.
- Сколько жильцов живет в каждой
квартире домика числа 7?
- Каллиграфическая минутка.
Вспомните, как пишется эта цифра, и
пропишите до конца строки через
клеточку по образцу.
2. Устный счет
- Какое число спрятала тучка?
- Найди ошибки в равенствах:
Называют
со-
седей числа 7,
вспоминают
состав
числа,
прописывают
цифру 7.
Дети считают
устно и запи-
сывают на
доске ответы.
Проверка
ра-
боты
с
помо-
щ ь ю
с в е т о-
форов.
ковый.
Форма.
Фронтальная.
Метод. Объяс-
нительно–иллю-
стратив-ный;
стимулирования
и мотивации; ча-
стично-поис-
ковый.
Индивидуаль-
ный,
частично-
поисковый.
сти,
особенности
объектов).
Регулятивные:
ысказываем
своё
предположение,
прогнозируем
ра-
б о т у . Личност-
ные: мотивация к
обучению.
материал.
III.
Фор-
мули-
рова-
ние
пробл
емы,
пла-
ниро-
вание
дея-
тель-
ности.
Практическая работа.
– На доске 2 синих треугольника, рядом
4 желтых. Сколько всего треугольников?
Какое выражение составим?
2 + 4 = 6
- Как называются числа при сложении?
- Что осталось?
- Сколько их?
- Как получили число 4?
6 – 2 = 4
Прочитайте выражение, вспомнив
названия чисел при сложении.
Обучающиеся
вспоминают
компоненты
при
сложении,
отвечают
на
вопросы
учителя.
Фронтальная.
Метод исследо-
ватель-ский.
Регулятивные:
развиваем умение
высказывать
своё
предположение.
Личностные:
формируем
моти-
вацию
к
обуче-
нию.
Планиро-
вание дея-
тельности.
– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с
названиями)
–Посмотрите на фигуры. Сколько всего
фигур? Всего 6 фигур. Закройте
ладошкой все желтые фигуры. Что
осталось? Сколько их? Как получили
число 2?
6 – 4 = 2
– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с
названиями)
– Рассмотрите все три примера. Что
заметили? (Когда из суммы 6 вычитаем
первое слагаемое 2, то получаем второе
слагаемое 4; когда из суммы 6 вычитаем
второе слагаемое 4, то получаем первое
слагаемое 2)
- Какой можно сделать вывод?
- Связаны ли между собой сумма и
слагаемые?
- Слагаемые и сумма связаны между
собой математическими действиями
сложением и вычитанием. Они дружат
друг с другом, поэтому их называют
взаимообратные.
- Тема нашего сегодняшнего урока:
Дети
наблюдают,
высказывают-
ся,
формулируют
вывод.
«Связь между суммой и слагаемыми».
- Что мы с вами будем делать на уроке?
Сформулируйте цель урока.
Планирование деятельности на уроке.
- Прочитайте в учебнике, что мы будем
рассматривать на уроке?
План урока на доске.
1.
Учебник – стр. 26 №1,2
2.
Решение задачи у доски.
3.
Работа в парах – «Закончи предло-
жения».
4.
Резерв – р. т – стр.13 №2.
Обучающиеся
читают
тему
урока,
формулируют
цель
урока
и
учебные
задачи,
составляют
план урока по
учебнику.
ΙV.
Отк-
рытие
новых
зна-
ний.
Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр.26.
– Рассмотрите первую полку. Сколько
красных кружек? Сколько синих?
Сколько всего?
3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя
слова-названия компонентов.
– Рассмотрите второй рисунок. Было 5
чашек. Какие кружки и сколько закрыли
Учащиеся вы-
сказывают-ся,
ведут дискус-
сию, форму-
лируют пра-
вило.
Читают
пра-
вило
в
учеб-
Фронтальная,
Исследователь-
ский метод.
Познавательные:
на основе анализа
объектов делать
выводы, извлекать
информацию из
текста учебника.
Коммуникатив-
ные: развиваем
умение слушать и
понимать других,
Планиро-
вание дея-
тельности,
усвоения
правила
всеми обу-
чающими-
ся.
дверцей? Сколько осталось? Какое
выражение составили?
5 – 3 = 2
– Прочитайте равенство, используя слова
1 СЛАГАЕМОЕ, 2 5 СЛАГАЕМОЕ,
ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ.
– Рассмотрите третий рисунок. Было 5
чашек. Какие кружки и сколько закрыли
дверцей? Сколько осталось? Какое
равенство составили?
5 – 2 = 3
– Прочитайте равенство, используя слова
1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ,
ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ.
– Рассмотрите примеры. Какую связь
заметили между тремя примерами?
Вывод: если из значения суммы вычтем 1
слагаемое, то получим 2 слагаемое.
нике,
сравни-
вают со своим
выводом.
строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
Физми
-нутка.
V.
Пер-
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся.
Два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Решение задачи у доски:
Дети
выпол-
няют
движе-
ния.
Обучающиеся
Фронтальная.
Фронтальная,
Регулятивные:
Планируют
вич-
ное
закре-
пле-н
ие.
Павлик забил в ворота 4 гола, а Серёжа 3
гола. Сколько голов забили ребята?
4 + 3 = 7(г.)
Ответ:7 голов забили ребята.
- Предположим, что нам неизвестно
сколько голов забил Павлик. Каким
решением можно узнать это?
7 – 3 =4 (г.)
читают зада-
чу, определя-
ют известные
и неизвестные
компоненты,
записывают
краткое усло-
вие, решение
и ответ.
Формулируют
вывод: если
из значения
суммы вы-
честь одно из
слагаемых ,то
получим дру-
гое слагаемое.
частично-поис-
ковая.
развиваем умение
высказывать своё
предположение.
Личностные:
формируем моти-
вацию к обуче-
нию.
решение
задачи.
VI.
За-
креп-
ление
изу-
ченно-
го.
Работа в парах.
- Закончите предложения:
Если 4 + 5 = 9, то 9 – 4 = ….. и 9 – 5 =…….
Если 2 + 6 = 8, то 8 – 2 =…. и 8 – 6 =……..
Если 1 + 6 = 7, 7 – 1 =…… и 7 – 6 =……
Ребята рабо-
тают в парах,
выполняют
задания и вы-
сказываются.
Один
ученик
начинает
чи-
тать
предло-
жение, второй
продолжает.
Повторяют
Работа в парах.
Индивидуальная
работа.
Познавательные:
вы я в л я т ь
с у щ-
ность,
особенно-
сти объектов.
Коммуникатив-
ные: умение ра-
ботать в парах.
Личностные:
формируем
моти-
вацию
к
обуче-
нию.
Планируют
деятель-
ность в па-
рах.
- Выполните самостоятельно задание в
рабочей тетради: стр.13 №2.
правило:
если из
значения
суммы
вычтем 1
слагаемое, то
получится 2
слагаемое.
Если из
значения
суммы
вычтем 2
слагаемое, то
получится 1
слагаемое.
Взаимопровер
ка.
Регулятивные:
выполняют
учеб-
н ы е
д е й с т в и я ,
осуществляют
контроль.
VII.
Итог
урока.
Ре-
флек-
сия.
- Что нового мы сегодня узнали на
уроке? (слагаемые и сумма связаны
между собой)
- Ребята, сегодня на уроке вы справились
со всеми заданиями. Продолжите
предложения:
- Сегодня на уроке я узнал…...
Дети отвеча-
ют на вопро-
сы учителя,
аргументиру-
ют свои отве-
ты, ведут дис-
куссию, оце-
нивают свою
Фронтальная,
самоконтроль.
Регулятивные:
осуществлять по-
знавательную и
личностную ре-
флексию.
Умение
оценивать
свою дея-
тельно-сть
- Сегодня на уроке я научился…….
- Мне было трудно………
- А теперь оцените свои достижения при
помощи смайликов.
- Кому было легко выполнять задания,
поднимите зелёный смайлик.
- Кто испытывал трудности, поднимите
жёлтый смайлик.
работу.
Познавательные:
выявлять сущ-
ность, особенно-
сти объектов.
Используемые источники:
программа «Школа России» учебник «Математика», Москва, «Просвещение», 2 часть с. 26;
рабочая тетрадь с. 13 № 2;
мультимедийный проектор;
презентация «Связь между суммой и слагаемыми».