Автор: Окопная Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦТ "Солнечный город"
Населённый пункт: город Тимашевск, Краснодарский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Изобразительное творчество"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Принято на
заседании Методического Совета
«29» августа 2016 г.
Утверждаю
Директор МБУДО
ЦТ «Солнечный город»
__________ С.Н.Слюсарев
П
риказ от __________№______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Изобразительное творчество»
Уровень программы: базовый
Возрастная категория: от 7 до 16 лет
Срок реализации программы: 3 года (576 ч.)
Вид программы: модифицированная
Автор – составитель:
Окопная Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Тимашевск, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
модифицированная
программа
«Изобразительное
творчество»
художественной
направленности,
базового
уровня
разработана
в
соответствии
с
письмом
Министерства
образования и науки России от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «Примерные
требования
к
общеобразовательным
программам
дополнительного
образования»; приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г.
№
1008
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
Программа
ориентирована на активное приобщение детей и подростков к
художественному
творчеству,
дополняет
и
углубляет
школьные
программы
«Кубановедение», «Изобразительное творчество» и др.
Изобразительное искусство имеет важное значение в воспитании детей. Занятия
изобразительным творчеством способствуют познанию детьми окружающего
мира и содействуют их нравственному и эстетическому воспитанию.
Новизна программы объясняется формированием высокого интеллекта
духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение,
сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству.
Актуальность программы
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего
мира,
способствует
воспитанию
культуры
чувств,
развитию
художественно-эстетического
вкуса,
трудовой
и
творческой
активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Занятия
изобразительным
искусством
являются
эффективным
средством
приобщения детей к изучению народных традиций.
Педагогическая целесообразность программы в том, чтобы дать детям ясные
представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней
предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых
примеров из окружающей действительности.
В
процессе
обучения
дети
знакомятся
с
выдающимися
произведениями
изобразительного
и
декоративно-прикладного
творчества.
Дети
являются
свидетелями и участниками художественного события. Окружающий мир и
близкое детям реальное окружение в ходе занятий разворачиваются разными
сторонами: богатством и разнообразием связей с материальными и духовными
потребностями людей.
Цель программы: развитие восприятия, творческого воображения и образного
мышления детей средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
2
- обучить детей точно передавать пропорции и основные части предметов;
-
познакомить
с
выдающимися
произведениями
изобразительного
и
декоративно-прикладного искусства;
- обучить художественной грамотности, формировать практические навыки
работы;
- дать понимание перспективы воздушной, линейной.
Развивающие:
- развитие эстетических чувств и понимания прекрасного, воспитание интереса
и любви к искусству;
- развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого
отношения к рисованию;
- развить умение применять на практике знания перспективы, цветоведения,
композиции.
Воспитательные:
-
воспитание
практических
навыков
рисования
с
натуры,
по
памяти,
выполнения декоративных рисунков;
- воспитание духовно-богатой личности средствами искусства.
- приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
Цель
первого
года
обучения:
формирование
художественного
мышления
обучающихся посредством зрительного восприятия произведений искусства и
эстетического наблюдения окружающего мира.
Задачи первого года обучения:
Образовательные:
- обучить художественной грамотности;
- формировать практические навыки работы с различными материалами;
- обучить принципу смешения основных цветов.
Развивающие:
- развить эстетические чувства;
- развить изобразительные способности;
- развить художественное восприятие окружающей среды.
Воспитательные:
- воспитать интерес и любвь к искусству;
- воспитать целеустремленность, аккуратность, трудолюбие.
Цель
второго
года
обучения:
формирование
устойчивого
интереса
к
творческой деятельности и развитие индивидуальных творческих способностей
обучающихся.
Задачи второго года обучения:
Образовательные:
-
обучить
обучающихся
передавать
точные
пропорции
и
основные
части
предметов;
- обучить рисовать с натуры, по памяти:
предметы, натюрморты, фигуру
человека, животных, птиц;
- обучить техникам изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
3
- расширить знания о перспективе, светотени, цветоведении, композиции.
Развивающие:
- развить изобразительные способности, художественный вкус и творческое
отношение к рисованию;
- развить способность анализировать разные произведения изобразительного и
декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- воспитать практические навыки рисования с натуры, по памяти, выполнения
декоративных рисунков;
- воспитать духовно-богатую личность средствами искусства;
- воспитать уважение к истории и культуре своего Отечества.
Цель
третьего
года
обучения:
формирование
целеустремленности,
усидчивости в творческой самореализации личности.
Задачи третьего года обучения:
Образовательные:
- расширить знания перспективы;
-
познакомить
с
выдающимися
произведениями
изобразительного
и
декоративно-прикладного творчества;
-
научить
анализировать
произведения
изобразительного
и
декоративно-
прикладного искусства;
- научить передавать настроение в своих творческих работах.
Развивающие:
-
развить
умение
применять
на
практике
знания
перспективы,
светотени,
цветоведения, композиции;
- развить способность передавать настроение в своих творческих работах.
Воспитательные:
- приобщить к национальному и мировому художественному наследию;
- воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
Отличительные
особенности
программы заключаются в том, что впервые
выдвигается задача соединения разных видов художественной деятельности —
музыки,
изобразительного
искусства,
конструирования,
декоративно-
прикладного творчества. Особое внимание программа уделяет нетрадиционным
средствам
изобразительного
искусства,
которые
предлагают
использование
нестандартных изобразительных техник для создания художественного образа.
Возраст детей:
В
объединение
принимаются
дети
7-16
лет,
усидчивые,
склонные
к
изобразительному искусству, по заявлению родителей. Группы формируются
разновозрастные. Возможен добор вновь прибывших детей на второй и третий
год обучения но основании собеседования, проверки творческих способностей,
тестирования.
В работе объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними
учащимися их родители (законные представители) без включения в основной
состав.
Сроки реализации программы:
4
Программа базового уровня рассчитана на 3 года обучения, всего 576 часов.
Форма и режим занятий
Форма проведения занятий групповая. Применяется индивидуальный подход в
обучении, задания в парах.
Первый год обучения – 144 часа. Занятия проводятся по 2 часа, 2 раза в неделю.
Второй - на 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа.
Третий – на 216 часов, 2 раза в неделю по 3 часа.
Ожидаемые результаты:
По окончании 1-го года обучающиеся должны
знать:
- конструктивное строение фруктов, овощей, животных;
- принцип смешения основных цветов.
уметь:
- рисовать, по памяти и по представлению отдельные предметы и животных,
птиц;
- смешивать основные цвета;
- передавать форму и конструкцию разных предметов
По окончании 2-го года обучающиеся должны
знать:
-
выдающиеся
произведения
изобразительного
и
декоративно-прикладного
творчества;
- основы перспективы, светотени, цветоведения, композиции;
уметь:
-
анализировать
разные
произведения
изобразительного
и
декоративно-
прикладного искусства;
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и
натюрморты, фигуру человека, животных, птиц;
выполнять: работы, используя разные техники изобразительного и декоративно-
прикладного творчества.
По окончании 3-го года обучающиеся должны
знать:
- выдающиеся произведения отечественного и зарубежного изобразительного
искусства;
-
отличительные
особенности
произведений
народного
декоративно-
прикладного творчества;
-теоретические основы перспективы, светотени, цветоведения, композиции;
уметь:
-
анализировать
произведения
изобразительного
и
декоративно-прикладного
искусства;
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и
натюрморты, фигуру человека, животных, птиц;
- передавать настроение в своих творческих работах.
выполнять:
5
- творческие работы в разных техниках изобразительного искусства и разной
сложности;
- сюжетные композиции;
В процессе обучения обучающиеся выполняют работы разного вида сложности
и
по
окончании
обучения
они
научатся
самостоятельно
оценивать
свои
способности и возможности и до конца выполнять желаемую работу.
Результативность работы.
Для проведения контроля качества обучения не реже трех раз в год, необходимо
проведение
итоговых
выставок
работ
обучающихся.
Лучшие
работы
отбираются для участия в выставках на районном и краевом уровне.
Итогом работы за год служит выставка работ участников объединения во время
Отчетного концерта, который проводится по завершении учебного года.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование учебных
дисциплин, курсов, разделов
и тем
всего часов
количество часов
теоретические
занятия
практические
занятия
Выездные
(индивидуальные)
учебные занятия
1
Комплектование групп
4
4
2
Вводное занятие
2
2
3
Рисуем фрукты и овощи
4
1
3
4
Рисуем грибы
2
2
5
Рисуем цветы
6
6
6
Рисуем небо
2
1
1
7
Рисуем листья
8
8
8
Рисуем деревья
4
1
3
9
Рисуем птиц
12
1
11
10
Рисуем насекомых
8
1
7
11
Рисуем сказочные персонажи
22
2
20
12
Рисуем мебель
2
2
13
Рисуем животных
34
2
32
14
Рисуем игрушки
18
18
15
Рисуем людей
14
4
10
16
Подведение итогов года.
2
2
ИТОГО
144
15
129
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
6
Тема 1. Комплектование групп
Практика
Формирование групп обучающихся объединения в образовательных
учреждениях.
Тема 2. Вводное занятие
Теория
Программа, содержание работы и задачи объединения. Демонстрация изделий,
выполненных обучающимися в предыдущие годы. Организация рабочего места.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Тема 3.
Рисуем фрукты и овощи
Теория
Анализ геометрической формы. Основы рисования фруктов и овощей.
Практика
Рисуем яблоки, груши. Рисуем арбуз и клубнику. Рисуем морковь и огурец.
Рисуем
вишню
и
смородину.
Анализ
геометрической
формы.
Выполнение
линейного рисунка. Поэтапная работа цветом.
Тема 4.
Рисуем грибы
Практика
Рисуем мухомор и грибную смесь. Выполнение линейного рисунка. Поэтапная
работа цветом.
Тема 5.
Рисуем цветы
Практика
Рисуем одуванчик и ромашку. Рисуем подснежник и мимозу. Рисуем василек и
нарцисс. Выполнение линейного рисунка. Поэтапная работа цветом.
Тема 6.
Рисуем небо
Теория
Основы рисования солнышка, облаков и снежинок. Анализ геометрической
формы.
Практика
Выполнение графических упражнений. Рисуем солнышко, облака и снежинки.
Тема 7.
Рисуем листья
Практика
Учимся
рисовать
лист.
Рисуем
дубовые
и
земляничные
листья.
Рисуем
кленовый лист. Рисуем ветку с листьями.
Тема 8.
Рисуем деревья
Теория
Основы рисования деревьев. Анализ коры и формы кроны разных деревьев.
Практика
7
Рисуем березу, дуб. Рисуем елку, иву. Графические зарисовки.
Тема 9.
Рисуем птиц
Теория
Основы рисования птиц. Строение птицы. Особенности оперения.
Практика
Рисуем утку с курицей.
Рисуем петуха и цыпленка. Рисуем гуся и голубя.
Рисуем страуса и попугая. Рисуем павлина и сову. Рисуем воробья и ласточку.
Тема 10.
Рисуем насекомых
Теория
Основы рисования насекомых.
Практика
Рисуем
бабочку
и
мотылька.
Рисуем
стрекозу
и
божью
коровку.
Рисуем
майского жука и муравья. Рисуем улитку и пчелку.
Тема 11.
Рисуем сказочных персонажей
Теория
Основы рисования сказочных персонажей.
Практика
Практическое освоение навыков рисования персонажей из сказки «Маша и три
медведя»,
«Колобок»,
«Серая
шейка»,
«Коза-дереза».
Рисование
сказочных
персонажей Петрушки, Деда Мороза, Снегурочки, снежной бабы, снеговика,
елки, символа года.
Тема 12.
Рисуем мебель
Практика
Практическое освоение рисования стула, стола, кровати и др. мебели.
Тема 13.
Рисуем животных
Теория
Основы рисования животных.
Практика
Практическое освоение рисования животных: слона, ежика, зайца и бегемота,
кролика,
льва,
леопарда,
жирафа,
зебру,
белку,
обезьяну,
черепаху,
змею,
ящерицу, козлика, корову, хомяка, быка, поросенка, свинью, барашка, овцу,
лошадь, ослика, щенка, собаку, кошку, мышонка, лягушку, кенгуру и др.
Тема 14.
Рисуем игрушки
Практика
Рисование акварелью игрушек балерины, плюшевого мишки, зайки на коньках,
веселого клоуна, гномика, котика с бантом, Буратино и Пьеро и др.
Тема 15.
Рисуем людей
Теория
8
Основы рисования человека. Понятие о пропорциях тела человека, пропорциях
и индивидуальных особенностях головы и лица человека.
Практика
Практическое освоение навыков рисования людей: девочки в очках, портрет
брата или сестры, младенца с погремушкой, своих родителей.
Тема 16.
Выставка
Выездные занятия
Участие в выставках, конкурсах муниципального, краевого и всероссийского
масштаба.
Тема 17.
Подведение итогов года
Теория
Подведение итогов года. Мини выставка работ учащихся.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование тем
Контроль
Вид
Форма
1
Вводное занятие
Предварительный
Собеседовани
е
2
Рисуем фрукты и овощи
Текущий
Мини
выставка
3
Рисуем грибы
Текущий
Мини
выставка
4
Рисуем цветы
Текущий
Игра
5
Рисуем небо
Текущий
Мини
выставка
6
Рисуем листья
Текущий
Мини
выставка
7
Рисуем деревья
Текущий
Мини
выставка
8
Рисуем птиц
Текущий
Мини
выставка
9
Рисуем насекомых
Текущий
Мини
выставка
10
Рисуем сказочные персонажи
Промежуточный
Викторина
11
Рисуем мебель
Текущий
Мини
выставка
12
Рисуем животных
Текущий
Мини
выставка
13
Рисуем игрушки
Текущий
Мини
выставка
14
Рисуем людей
Текущий
Опрос
9
15
Подведение итогов года.
Итоговый
Выставка на
отчетном
концерте
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование учебных
дисциплин, курсов,
разделов и тем
Всего
часов
Количество часов
Теоретические
занятия
Практические
занятия
Выездные
(индивидуальные)
учебные занятия
1
Вводное занятие
3
2
1
Раздел 1. Рисование с
натуры и по памяти.
42
15
27
2
Рисуем фрукты, овощи.
Составление натюрмортов.
12
6
6
3
Рисуем цветы.
18
6
12
4
Рисуем пейзажи
12
3
9
Раздел 2. Рисование на
заданную тему.
66
12
54
5
Рисование иллюстраций к
художественным
произведениям.
15
4
11
6
Рисование на тему «Мой
любимый праздник»
15
2
13
7
Рисование на тему «ВОВ –
глазами детей»
12
2
10
8
Рисование на тему «Родина
моя прекрасна»
12
2
10
9
Рисование на тему «Космос»
12
2
10
Раздел 3. Декоративное
рисование.
105
13
89
3
10
Рисование пластилином
9
1
8
11
Клеевые картины
9
1
8
12
Рисование по сырой бумаге
12
2
10
13
Рисование солью
9
1
8
14
Рисование эффектом,
потрескавшегося воска
9
1
8
15
Рисование водой
12
2
10
16
Рисование узоров из точек
9
1
8
10
17
Отпечатывание рукой и
картоном
9
1
8
18
Пасхальные мотивы
12
2
10
19
«Выдувание» рисунков
9
1
8
20
Подведение итогов года.
6
3
3
ИТОГО
216
42
171
3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие
Теория
Содержание
работы
и
задачи
объединения.
Демонстрация
изделий,
выполненных обучающимися в предыдущие годы. Организация рабочего места.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Практика
Выполнение линейного рисунка и графических упражнений.
Раздел 1. Рисование с натуры и по памяти
Тема 2. Рисуем фрукты, овощи. Составление натюрмортов
Теория
Основы рисования фруктов и овощей. Расположение на листе, составление
натюрмортов. Особенности передачи формы, пропорции овощей и фруктов.
Определение цвета, особенности нанесения красок.
Практика
Рисуем
яблоко,
груши,
арбуз
и
клубнику,
морковь
и
огурец,
вишню
и
смородину. Выполнение натюрмортов из овощей и фруктов в живописи.
Тема 3. Рисуем цветы
Теория
Виды цветов. Основы рисования цветов и составления из них композиции.
Цветовая гамма, способы нанесения и смешивания красок. Сочетание разных
цветков.
Практика
Рисуем колокольчики, ромашки, подсолнухи, васильки, нарциссы, тюльпаны и
др. Составление из цветов композиции. Рисование цветов на первом и втором
плане.
Тема 4. Рисуем пейзажи
Теория
Основы
построения
пейзажной
композиции.
Понятия
«линейная»
и
«воздушная» перспектива.
Практика
Рисование
пейзажей
по
картинке,
с
натуры.
Составление
композиции
в
карандаше, красками. Прорисовка заднего и переднего плана.
11
Раздел 2. Рисование на заданную тему
Тема 5. Рисование иллюстраций к художественным произведениям
Теория
Дать
понятие
«иллюстрация».
Основы
рисования
иллюстраций.
Чтение
и
анализ
художественных
произведений.
Этапы
работы
над
тематической
композицией.
Практика
Рисование иллюстраций к художественным произведениям «Незнайка», «Три
медведя»,
«Дюймовочка»,
«Лягушка-путешественница»,
«Колобок»,
«Гуси
лебеди».
Тема 6. Рисование на тему «Мой любимый праздник»
Теория
Знакомство с тематической картиной. Просмотр репродукций. Особенности
составления многофигурной композиции.
Практика
Рисование тематических композиций к праздникам: «День рожденья», «День
учителя», «День Матери», «Новый Год» и др.
Тема 7. Рисование на тему «ВОВ – глазами детей»
Теория
Чтение произведений, посвященных Великой Отечественной войне, просмотр
кинофильмов
по
теме.
Средства
художественной
выразительности.
Основы
рисования тематической композиции.
Практика
Основы рисования тематической композиции о Великой Отечественной войне:
«Герои
живут
среди
нас»,
«Нам
честь
и
долг
завещаны
отцами…»
и
др.,
используя
разные
техники
изобразительного
искусства:
графика,
акварель,
гуашь и др.
Тема 8. Рисование на тему «Родина моя прекрасна»
Теория
Чтение произведений и стихотворений о России, просмотр документальных
фильмов
и
красочных
презентаций
о
малой
Родине
–
Кубани.
Основы
рисования
тематической
композиции.
Приемы
и
способы
изображения
природы.
Практика
Рисование по темам: «Родина моя – Россия», «Моя Кубань – мой дом родной» и
др., используя разные техники изобразительного искусства: графика, акварель,
гуашь и др.
Тема 9. Рисование на тему «Космос»
Теория
12
Чтение произведений и стихотворений о космосе и знаменитых космонавтах.
Просмотр
видеофильмов
по
заданной
теме.
Приемы
и
способы
рисования
космических
пейзажей,
космической
техники,
инопланетян.
Составление
тематических композиций.
Практика
Рисование по темам, предложенным педагогом и обучающимися.
Раздел 3. Декоративное рисование
Тема 10.
Рисование пластилином
Теория
Особенности
изображения
и
техники
рисования
пластилином.
Приемы
и
способы рисования. Материалы и инструменты для работы с пластилином.
Практика
Рисование пластилином по темам, предложенным педагогом.
Тема 11. Клеевые картины
Теория
Технология рисования клеевых картин. Основные способы и приемы рисования
клеем.
Практика
Рисование клеевых картин по темам, предложенным педагогом.
Тема 12. Рисование по сырой бумаге
Теория
Особенности изображения и техники рисования по сырой бумаге. Приемы и
способы рисования. Материалы и инструменты для рисования по сырой бумаге.
Практика
Рисование по сырой бумаге по темам, предложенным обучающимися.
Тема 13. Рисование солью
Теория
Особенности изображения и техники рисования солью. Приемы и способы
рисования. Материалы и инструменты для рисования солью.
Практика
Рисование солью по темам, предложенным педагогом.
Тема 14. Рисование эффектом потрескавшегося воска
Теория
Технология
рисования
эффектом
потрескавшегося
воска.
Основные
этапы
рисования.
Практика
Рисование эффектом потрескавшегося воска цветов, натюрмортов, пейзажей и
др.
13
Тема 15. Рисование водой
Теория
Особенности изображения и техники рисования водой. Технология рисования
водой. Приемы и способы изображения. Материалы и инструменты.
Практика
Основные этапы рисования.
Выполнение композиций по темам «Весенняя капель», «Ручей», «Океан - море
синее», «Подводный мир» и др.
Тема 16. Рисование узоров из точек
Теория
Технология рисования узоров из точек. Основные этапы рисования.
Практика
Рисование точками узоров, вазонов, дорожек и др.
Тема 17. Отпечатывание рукой и картоном
Теория
Технология отпечатывания рукой и картоном. Основные этапы изготовления
отпечатка из картона.
Практика
Отпечатывание рукой и картоном по темам, предложенным педагогом.
Тема 18.
Рисование на тему «Пасхальные мотивы»
Теория
Пасха – один из важнейших праздников православия. Традиция празднования.
Знакомство с узорами, украшениями яиц, рушников, пасхальной атрибутикой.
Практика
Выполнение
декорирования
яиц,
изготовление
праздничных
открыток
и
тарелочек с пасхальной тематикой и др.
Тема 19. «Выдувание» рисунков
Теория
Технология «выдувания» рисунков. Инструменты и приспособления. Основные
этапы «выдувания».
Практика
«Выдувание» рисунков по темам: «Паучок», «Веселый человечек», «Океан» и и
т.д.
Тема 20.
Подведение итогов года
Теория
Подведение итогов года. Мини выставка работ обучающихся.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
14
№
Наименование темы
Контроль
Вид
форма
1
Вводное занятие
Предварительный
Мини выставка
2
Рисуем фрукты, овощи.
Составление натюрмортов.
Текущий
Мини выставка
3
Рисуем цветы.
Текущий
Конкурс
4
Рисуем пейзажи
Текущий
Мини выставка
5
Рисование иллюстраций к
художественным произведениям.
Текущий
Мини выставка
6
Рисование на тему «Мой любимый
праздник»
Текущий
Мини выставка
7
Рисование на тему «ВОВ – глазами
детей»
Текущий
Мини выставка
8
Рисование на тему «Родина моя
прекрасна»
Промежуточный
Викторина
9
Рисование на тему «Космос»
Текущий
Мини выставка
10
Рисование пластилином
Текущий
Мини выставка
11
Клеевые картины
Текущий
Мини выставка
12
Рисование по сырой бумаге
Текущий
Мини выставка
13
Рисование солью
Текущий
Мини выставка
14
Рисование эффектом,
потрескавшегося воска
Текущий
Мини выставка
15
Рисование водой
Текущий
Мини выставка
16
Рисование узоров из точек
Текущий
Мини выставка
17
Отпечатывание рукой и картоном
Текущий
Мини выставка
18
Пасхальные мотивы
Текущий
Мини выставка
19
«Выдувание» рисунков
Текущий
Мини выставка
20
Подведение итогов года.
Итоговый
Выставка на
отчетном
концерте
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование учебных
дисциплин, курсов, разделов и
тем
всего часов
количество часов
теоретические
занятия
практические
занятия
Выездные
(индивидуальные)
учебные занятия
1
Вводное занятие.
3
2
1
-
15
2
Основные принципы
изобразительного искусства.
27
4
23
-
3
Набросок и рисунок.
33
8
25
-
4
Создание картин.
30
9
21
-
5
Уроки рисунка и живописи.
114
28
86
6
Подведение итогов года.
9
6
3
ИТОГО
216
51
162
3
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие
Теория
Программа, содержание работы и задачи объединения. Демонстрация изделий,
выполненных кружковцами в предыдущие годы. Организация рабочего места.
Техника безопасности при работе с инструментами.
Практика
Повторение навыков работы в живописи и графике.
Тема 2.
Основные принципы изобразительного искусства
Теория
Введение в теорию цвета. Цветовой круг. Холодные и теплые тона. Основные
цвета палитры. Линейная перспектива. Линия горизонта.
Практика
Рисование
цветового
круга.
Рисование
букета
цветов,
используя
только
холодные
тона.
Рисование
натюрморта,
используя
только
теплые
тона.
Рисование
натюрморта,
используя
только
два
основных
цвета.
Рисование
пейзажа, не используя зеленый цвет. Рисование букета, используя только два
цвета (желтый и синий). Рисование линейной перспективы с одной точкой
схода. Рисование линейной перспективы с двумя точками схода.
Тема 3.
Набросок и рисунок.
Теория
Набросок.
Копирование
с
помощью
масштабной
сетки.
Метод
выделения
простых форм. Копирование с помощью стекла. Круги и эллипсы. Свет и тень.
Рисование голов и лиц людей.
Практика
Выбор предмета изображения. Наброски утки разными красками. Наброски
облаков. Наброски воды.
Наложение сетки. Копирование изображения. Рисование гиппопотама, зайца,
слона.
Использование
стеклянной
рамки
для
эскизов.
Рисуем
эллипсы,
цилиндры,
кубы.
Рисование
чайного
сервиза.
Изображение
лица.
Раскрашивание лица красками.
Тема 4.
Создание картины
Теория
16
Построение композиции. Передача объема и пространства. Правила линейной и
воздушной
перспективы.
Светотеневая
моделировка,
колорит
картины
и
тональные градации. Смешивание акварельных красок.
Нанесение красок.
Стаффаж
или
способ
оживление
картины. Использование качеств теплых и
холодных цветов. Графика и ее возможности.
Практика
Выбор
темы
и
сюжета
картины.
Составление
и
выполнение
композиции.
Линейная
и
воздушная
перспектива.
Рисование
натюрморта.
Рисование
пейзажа. Рисование портрета.
Изображение людей и животных на картине.
Создание графической картины.
Тема 5.
Уроки рисунка и живописи
Теория
Жанры
живописи.
Однослойная
и
многослойная
живопись.
Выполнение
равномерной
размывки.
Акриловые
краски.
Карандаши.
Штриховка
и
растушевка.
Цветные
карандаши
и
их
возможности.
Цветные
мелки.
Возможности
цветных
мелков.
Шариковые
ручки
и
их
возможности.
Выполнение набросков ручкой.
Практика
Рисование
озера
в
двух
цветах
(желтый
и
синий).
Работа
над
рисунком.
Смешивание
акварельных
красок.
Пейзаж
зимний,
с
использованием
двух
цветов
(красный
и
синий).
Рисование
натюрморта
цветными
карандашами.
Рисование
пейзажа
мелками.
Рисование
натюрморта
ручками.
Рисование
портрета ручками. Рисование букета акриловыми красками. Рисование рисунка
на тему «Великая Отечественная война». Рисование натюрморта акриловыми
красками. Рисование букета ручками. Рисование пейзажа мелками. Рисование
натюрморта акварелью. Рисование портрета простым карандашом. Штриховка
портрета.
Рисование
портрета
мелками.
Рисование
натюрморта
простым
карандашом.
Рисование
кубанского
пейзажа.
Повторение
знаний
и
умений,
полученных за год.
Тема 6. Подведение итогов года
Теория
Подведение итогов года. Выставка лучших работ обучающихся.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Наименование темы
Контроль
Вид
форма
1
Вводное занятие
Предварительный
Мини выставка
2
Основные принципы
изобразительного искусства.
Текущий
Мини выставка
3
Рисунок и набросок.
Текущий
Конкурс
4
Создание картин.
Промежуточный
Викторина
17
5
Уроки рисунка и живописи.
Текущий
Контрольное
задание
6
Подведение итогов года.
Итоговый
Выставка на
отчетном
концерте
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
На занятиях дети знакомятся с различными видами и жанрами искусства, их
выразительными средствами. Освоение материала в основном происходит в
процессе практической и творческой деятельности.
Программа
подчеркивает
важность
увлеченности
детей
искусством
для
формирования
у
обучающихся
познавательного
интереса.
Эстетические
потребности обучающихся должны сознательно развиваться на каждом занятии.
Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна
из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание
обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям
дается
возможность
пофантазировать,
поощряется
создание
собственных
образов.
Важно
высвободить
творческую
энергию
детей.
Полезно
систематизировать все интересные находки для развития детского воображения
в
процессе
художественной
деятельности
на
занятиях
изобразительного
творчества.
При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду
структурную
целостность
данной
программы.
На
итоговых
занятиях
предоставляется
возможность
широко
сопоставить
разнообразные
работы,
объединенные
общей
темой,
сравнить
свои
работы
с
творчеством
своих
товарищей, проявить “зрительское умение”, оценить художественный труд.
В
программе
поднята
важнейшая
проблема
духовного
развития
личности,
воспитания
мира
чувств
ребенка,
его
эмоциональной
чуткости,
активно-
действенной отзывчивости на добро и зло.
Формами
подведения
итогов
реализации
программы
“Изобразительное
творчество” являются выставки (тематические, праздничные), соревнования,
художественные
конкурсы:
муниципального,
зонального,
краевого
и
всероссийского уровня.
Материалы и оборудование:
-
акварельные
и
гуашевые
краски,
цветные
и
простые
карандаши,
фломастеры, пластилин, парафиновые свечи, кисти, деревянные палочки, клей
ПВА;
-
альбомы, тонкий и плотный картон;
-
муляжи фруктов, геометрических фигур из дерева, ваза, пластмассовые
игрушки;
-
иллюстрации, рисунки-образцы, трафареты, лекала;
- репродукции картин русских и зарубежных художников.
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1.
Алексеева В. В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1993.
2.
Великие художники. Айвазовкий. – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48 с.
3.
Великие художники. Боттичелли. – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48 с.
4.
Великие художники. Клод Моне. – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48 с.
5.
Великие художники. Куинджи. – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48 с.
6.
Великие художники. Леонардо да Винчи. – М.: «Директ-Медиа», 2009.
– 48 с.
7.
Великие художники. Рафаэль. – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48 с.
8.
Гэр Анжела. Рисование. Самоучитель шаг за шагом. – М.: Мой мир.,
2008. – 86 с.
9.
Копцева
Т.
А.
Природа-художник.
Пособие
для
учителя.
М.:
Интерпракс, 1994.
10.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе.
Пособие для учителей. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1977. – 208 с.
11.
Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000.
12.
Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-
Пресс, 1996.
13.
Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001.
14.
Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.
М.: Знание, 2002.
15.
Роге-Фукс Барбара. Акриловая живопись. Рисуем картины. – М.: АРТ-
РОДНИК, 2008. – 31 с.
16.
Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги. – М.: ЭКСМО, 2008. – 352 с
17.
Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом. Натюрморт, пейзаж,
портрет. – Харьков, Белгород, 2009. – 109 с.
18.
Фрибель
Петра.
Масляная
живопись.
Рисуем
пейзажи.
-
М.:
АРТ-
РОДНИК, 2008. – 31 с.
19.
Цульке
Кирси.
Акварельная
живопись.
Рисуем
цветы.
-
М.:
АРТ-
РОДНИК, 2008. – 31 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1.
Данилова Е., Михайлова Н. Школа рисования. Программа развития и
обучения дошкольника. – М.: ОЛМА, 2008. – 175 с.
2.
//Веселый художник. - М.; ЗАО «Издательский дом «Бурда», 2009.
3.
Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых.
– М.: «РОСМЭН», 2000. – 95 с.
4.
Уипттл Жанет. Рисуем цветы акварелью. – М.: КОНТЭНТ, 2009 г. – 128
с.
19
5.
Шалаева Г.П. Школа рисования для талантливых детей. – М.: СЛОВО;
ЭКСМО, 2007. – 288 с.
Приложение №1
к рабочей образовательной программе «Изобразительное творчество»
Диагностика для добора детей первого года обучения
Ф.И.
учащегося
Какие
геометрические
фигуры ты
знаешь?
Что такое
цветовая
гамма?
Нарисуй
цветик-
семицвети
к
Какие цвета
нужно
смешать,
чтобы
получить
оранжевый,
зеленый,
фиолетовый?
Что
такое
эскиз?
Что такое
светотень?
Что такое
карикатура
или шарж?
.
Критерии оценки:
«0» - низкий уровень
«1» - средний уровень
«2» - высокий уровень
20
Результаты диагностирования: __________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
______________________________________________________
Приложение №1
к рабочей образовательной программе «Изобразительное творчество»
Диагностика для добора детей второго года обучения
Критерии оценки:
«0» - низкий уровень
«1» - средний уровень
«2» - высокий уровень
Результаты диагностирования: __________________________________________
21
Ф.И.
учащегос
я
Что такое
перспектива?
Какие виды
перспективы
вам
известны?
Что такое
натюрморт?
Что
такое
пейзаж?
Что такое
художественная
композиция?
Что такое
орнамент
?
Чем
растительный
орнамент
отличается от
геометрического?
.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________
Приложение №1
к рабочей образовательной программе «Изобразительное творчество»
Диагностика для добора детей третьего года обучения
Ф.И.
учащегося
Какие цвета
являются
контрастными?
Что
означает
тон в
рисунке?
Что такое
ритм в
орнаменте?
Какие
виды
росписи
вам
известны
?
Что
такое
граттаж?
Что такое
«гризайль»?
.
Критерии оценки:
«0» - низкий уровень
«1» - средний уровень
«2» - высокий уровень
Результаты диагностирования: __________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
22
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
______________________________________________________
23