Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Автор: Журавкова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Родничок"
Населённый пункт: город Жуковка, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

»

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как

неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход

согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям

право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный

стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование

граждан с ОВЗ.

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья

которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и

воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в

установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные

отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных

условий обучения и воспитания.

ГРУППА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НЕ ОДНОРОДНА, в неё входят дети с разными нарушениями

развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушениями опорно-

двигательного аппарата; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с нарушениями

эмоционально-волевой сферы; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; дети с

нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями речи.

КЛЮЧЕВЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ЯВЛЯЕТСЯ :

диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная

работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:

соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность;

принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и

реалистичность.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ

необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных

потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого -медико - педагогической

диагностике. Разработаны специальные диагностические карты, которые позволяют специалисту

выяснить характер нарушений у ребенка и разработать тактику работы с ним для всех участников

образовательного процесса.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ Основными направлениями коррекционно-

развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной

интеграции, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических

функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и

развитие социальных навыков и социализации.

КОНСУЛЬТАТИВНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ Работа по

данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и

обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и

индивидуально-типологическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие

повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение

коррекционно-воспитательных задач.

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Данное направление деятельности педагога -

психолога включает в себя: подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям,

педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, оформление документации.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа

с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется

достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен,

неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении

определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы,

становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет

ограниченные возможности здоровья: Семья не справляется с воспитанием ребёнка, замечает

какие-либо отклонения в развитии, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом

пройдёт. Семье сообщают о проблемах в развитии ребёнка (врачи, воспитатели, знакомые и т.д.) и

предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость.

Семья проходит обследование ребёнка для того, чтобы от родителей «отстали», не понимая, что

это необходимо им в первую очередь, а не воспитателям, специалистам и т.д. Семья узнаёт об

ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но не принимает это, считая, что врачи

поставили неправильный диагноз. Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с

учётом потребностей ребёнка.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ Умышленное ограничение в общении Гиперопека Непринятие родителями своих детей

Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе

психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. Исходя из всего вышесказанного,

учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили

общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей.

ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

РОДИТЕЛЕЙ И ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ПО АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО

Первичная диагностика ребёнка и его семьи Более глубокое знакомство специалиста с

родителями, налаживание непосредственного контакта Разработка на основе медицинских карт и

диагностики специалистов программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ, а также

определение дальнейшего образовательного маршрута детей. ЭТАПЫ РАБОТЫ Составление плана

работы специалиста с родителями детей с ОВЗ Непосредственная работа с родителями:

психокоррекционная помощь семьям по адаптации и интеграции ребенка в общество; обмен

опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями воспитанников и выпускников ДОУ; повышение

педагогической компетентности родителей в области психической и познавательной сфер

развития ребенка.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Беседы: коллективные

индивидуальные Консультации: коллективные индивидуальные по заявке тематические

оперативные Родительские собрания в нетрадиционной форме: тренинг круглый стол

«родительская гостиная» Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей

Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений

Описание слайда:

ТАКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ ПОМОГАЕТ РОДИТЕЛЯМ ПРИМЕНЯТЬ

ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В РАБОТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ ДОМА УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ

СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ – ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ!



В раздел образования