Автор: Журавкова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Родничок"
Населённый пункт: город Жуковка, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
»
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как
неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход
согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям
право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный
стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование
граждан с ОВЗ.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в
установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные
отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных
условий обучения и воспитания.
ГРУППА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НЕ ОДНОРОДНА, в неё входят дети с разными нарушениями
развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушениями опорно-
двигательного аппарата; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с нарушениями
эмоционально-волевой сферы; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; дети с
нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями речи.
КЛЮЧЕВЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ ЯВЛЯЕТСЯ :
диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная
работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность;
принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и
реалистичность.
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ
необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных
потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого -медико - педагогической
диагностике. Разработаны специальные диагностические карты, которые позволяют специалисту
выяснить характер нарушений у ребенка и разработать тактику работы с ним для всех участников
образовательного процесса.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ Основными направлениями коррекционно-
развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной
интеграции, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических
функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и
развитие социальных навыков и социализации.
КОНСУЛЬТАТИВНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ Работа по
данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и
обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие
повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение
коррекционно-воспитательных задач.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Данное направление деятельности педагога -
психолога включает в себя: подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям,
педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, оформление документации.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа
с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется
достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен,
неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении
определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы,
становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Большинство родителей проходят несколько этапов в осознании того, что их ребёнок имеет
ограниченные возможности здоровья: Семья не справляется с воспитанием ребёнка, замечает
какие-либо отклонения в развитии, но не обращает на это внимания, считая, что с возрастом
пройдёт. Семье сообщают о проблемах в развитии ребёнка (врачи, воспитатели, знакомые и т.д.) и
предлагают пройти обследование, но родители не хотят этого делать, ссылаясь на занятость.
Семья проходит обследование ребёнка для того, чтобы от родителей «отстали», не понимая, что
это необходимо им в первую очередь, а не воспитателям, специалистам и т.д. Семья узнаёт об
ограниченных возможностях здоровья своего ребёнка, но не принимает это, считая, что врачи
поставили неправильный диагноз. Семья принимает сложившуюся ситуацию и живёт дальше с
учётом потребностей ребёнка.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ Умышленное ограничение в общении Гиперопека Непринятие родителями своих детей
Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка с ОВЗ
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе
психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ. Исходя из всего вышесказанного,
учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили
общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей.
ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
РОДИТЕЛЕЙ И ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ПО АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО
Первичная диагностика ребёнка и его семьи Более глубокое знакомство специалиста с
родителями, налаживание непосредственного контакта Разработка на основе медицинских карт и
диагностики специалистов программ индивидуального сопровождения детей с ОВЗ, а также
определение дальнейшего образовательного маршрута детей. ЭТАПЫ РАБОТЫ Составление плана
работы специалиста с родителями детей с ОВЗ Непосредственная работа с родителями:
психокоррекционная помощь семьям по адаптации и интеграции ребенка в общество; обмен
опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями воспитанников и выпускников ДОУ; повышение
педагогической компетентности родителей в области психической и познавательной сфер
развития ребенка.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Беседы: коллективные
индивидуальные Консультации: коллективные индивидуальные по заявке тематические
оперативные Родительские собрания в нетрадиционной форме: тренинг круглый стол
«родительская гостиная» Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей
Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений
Описание слайда:
ТАКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ ПОМОГАЕТ РОДИТЕЛЯМ ПРИМЕНЯТЬ
ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В РАБОТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ ДОМА УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ
СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ – ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ!