Автор: Осипенко Лариса Григорьевна
Должность: заместитель директора по увр, учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Верещакская СОШ"
Населённый пункт: село Верещаки, Новозыбковский район, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Атмосфера: строение и состав"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по географии
«Атмосфера: строение и состав». 6 класс (ФГОС)
1.
Ф.И.О. учителя: Осипенко Л.Г.
2.
Класс: 6
3.
Тема урока: Атмосфера: строение и состав
4.
Тип урока: Комбинированный
5.
Планируемые результаты:
А) предметные –формирование знаний о географической оболочке атмосфера как об источнике существования жизни.
Ввести понятие «атмосфера»
Б) метапредметные –формирование компетенци в ходе выполнения практической работы по определению местоположения
географических объектов на картах.
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностных – осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные
вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение
необходимых корректив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативных- умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему
6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения
7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал
Технологическая карта урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативна
я
Регулятивная
Личностная
Осуществляемые действия
Формиру
емые
способы
деятельн
ости
Осуществляе
мые действия
Формиру
емые
способы
деятельн
ости
Осуществля
емые
действия
Формиру
емые
способы
деятельн
ости
Осуществля
емые
действия
Формиру
емые
способы
деятельн
ости
1.
Оргмомент
Проверяет
готовность
класса к уроку,
здоровается с
учащимися.
Готовятся
к уроку,
приветству
ют учителя
2. Актуализация знаний
Ребята, сегодня
на уроке мы с
вами
продолжим
изучение
природных
особенностей
нашей
планеты.
Кроме Земли в
состав земной
группы еще
Плане
ты
Температу
ра воздуха
у
поверхнос
ти
Нали
чие
воды
Нали
чие
жизн
и
1.
Мерку
рий
+400
-
-
2.
Венера
+500
-
-
входят
Меркурий,
Венера, Марс.
Давайте
вспомним их
характеристик
и по таблице:
3.
Земля
Изменяетс
я по
географич
еским
широтам
+
+
4.
Марс
-70
-
-
Итак, все 4
планеты
входят в состав
одной группы,
но только на
Земле есть
жизнь. Чем это
можно
объяснить?
Какие у вас
будут
предположени
я, что бы дать
ответ на этот
вопрос?
А что бы это
Открываем
тетради,
записывае
м число и
тему
урока.
доказать, мы с
вами на
сегодняшнем
уроке будем
изучать тему
«Атмосфера,
ее строение и
изучение».
Ребята, у меня
к вам вопрос,
что значит
изучить
оболочку
Земли? По
какому плану
можно более
подробно ее
изучить?
План:
1.
Названи
е
оболочк
и.
2.
Какими
веществ
ами
сложена
.
Отвечают на вопрос – называют пункты
плана для характеристики оболочки.
(Одновременно они появляются на
слайде презентации)
Вспомина
ют
материал
по курсу
природове
дения
Делают
предполож
ение,
объясняя
это тем,
что у
Земли есть
атмосфера
Записываю
т в тетрадь
3.
Толщин
а
оболочк
и.
4.
Составн
ые
части.
5.
Значени
е
оболочк
и.
6.
Изучен
ие
оболочк
и.
число и
тему урока
3. Целеполагание и мотивация.
Вот эти
пункты плана
и будут
нашими с вами
основными
опорными
пунктами
работы на
уроке. И те
знания,
которые вы
получите на
Настраива
ются на
урок.
уроке сегодня,
будут
необходимы не
только в
дальнейшем
при изучении
географии, но
и в
повседневной
жизни, так как
вопрос о
погоде нас
волнует
каждый день.
А погода
формируется
как раз в
атмосфере.
4. Изучение нового материала
Ну, а
знакомство с
атмосферой
мы начнем с
краткой
исторической
справки. О
том, когда она
появилась и
кто первым
ввел это
А что же такое атмосфера? (слушаем
разные версии, выбираем лучшую и
записываем в тетрадь)
Из
этого
рассказ
а нам
есть
что
записат
ь в
тетрадь
.
понятие в
науку,
расскажет
нам …
(опережающее
домашнее
задание).
Воздух, как известно, это смесь газов.
Из каких газов он состоит? Давайте
вспомним из курса уроков
природоведения.
Все, что вы мне назвали, можно
изобразить в виде круговой диаграммы.
Перенесите эти данные себе в тетрадь,
построив столбиковую диаграмму.
Будьте внимательны, на слайде вам
представлена круговая диаграмма, а
вам нужно ее превратить в
столбиковую.
Рассказ
учителя о
строении
атмосферы по
схеме.
Ребята,
давайте
посмотрим на
план
характеристик
и, что у нас
еще осталось
не изученным?
Чтобы
определить
значение
атмосферы
, мы с вами
поработае
м в
группах.
Каждая
группа
получает
карточки с
текстом,
выдержкам
и из статей
и т.д –
ваша
задача – на
основе
этого
сделать
вывод о
значении
атмосферы
(время – 5
мин.).
Итак, что у вас
получилось?
Результаты
работы
перенесем в
тетрадь.
А теперь,
ребята, давайте
вернемся к
тому
предположени
ю, которое мы
выдвинули в
начале урока.
К таким
выводам люди
пришли не
сразу, а в ходе
длительных
изучений
атмосферы.
(Рассказ
учителя об
изучении
атмосферы с
демонстрацией
приборов).
Результаты
этих
наблюдений
мы видим с
вами часто на
экранах наших
телевизоров,
как прогноз
погоды
Слушают
краткую
историческ
ую справку
и
записываю
т
информаци
ю в
тетрадь.
Дают
определен
ия
атмосферы
и
записываю
т его в
тетрадь.
Называют
состав
атмосферы
,
записываю
т данные в
тетрадь.
Слушают
учителя,
рисуют
схему себе
в тетрадь.
Называют
не
изученные
пункты
плана.
Работают в
группах.
Сообщают
результаты
работы и
записываю
т их в
тетрадь.
Доказываю
т, что
предполож
ение
верное.
Слушают
учителя,
записываю
т названия
приборов в
тетрадь.
5. Закрепление
Работа в
парах за
партой
(рассказа
ть
материал
урока
друг
другу,
использу
я
опорный
конспект
в
тетради).
Работают
в парах
за
партой.
6. Рефлексия
А теперь я
попрошу
поднять руку
тех, кто
доволен
ответом своего
соседа по
парте.
А чтобы
оценить, свою
работу на
уроке,
возьмите
карточки,
которые лежат
на ваших
столах и
поставьте себе
на каждый
пункт смайлик
радостный или
грустный.
Откройте
дневники
запишите
домашнее
задание и
поставьте сами
себе оценку за
урок, оставив
дневники
открытыми
Музыкальная
пауза: давайте
немного
отдохнем
закроем глазки
и представим
себе, что вы
белое,
пушистое
облако,
которое
медленно и
плавно плывет
по
Оценивают
ответы
друг друга.
Оценивают
свою
работу на
уроке.
Записыва
ют
домашнее
небу (звучит
музыка)
(Учитель в это
время ставит
роспись в
дневниках)
задание
7. Домашнее
задание
Параграф 35