Автор: Бабушкина Ольга Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУК ДО "Музыкальная школа"
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интонация-главное в исполнении"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение культуры
дополнительного образования
«Музыкальная школа»
План-конспект урока по теме:
«
Интонация
-
главное
в
исполнительстве
»
Преподаватель : Бабушкина Ольга Михайловна
Предмет: Специальность в классе фортепиано
Дата проведения: 2015-2016 уч. г.
Учащаяся: Матаева Христиана,
возраст 11 лет,
класс 6
-2-
Тема урока: « Интонация - главное в исполнительстве ».
Цель
урока: Вдохновить
ребёнка
на
эмоциональное,
прочувствованное
исполнение произведения.
Вид урока: традиционный.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Развивающая:
развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых
для исполнительства;
освоение образной структуры музыкального произведения.
Обучающая:
изучение
техники
интонирования,
необходимой
для
передачи
эмоций и чувств в музыке.
Воспитательная:
воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой
музыке.
развивать
образное
музыкальное
мышление,
художественное
воображение;
План урока:
I.
1. Организационный момент.
2. Теоретические сведения.
3. Подготовительные упражнения.
4. Работа над произведением.
5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом.
6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов
урока.
Домашнее задание.
-3-
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Сегодня мы проводим открытый урок по специальности
"
фортепиано"
в
музыкальной
школе с
учащейся
6
класса
Матаевой
Христианой. Тема нашего урока: «Интонация - главное в исполнительстве».
Работать над интонацией мы будем в пьесе А. Гречанинова "Жалоба".
2. Теоретические сведения.
Учитель:
- Христиана, текст "Жалобы" у нас с тобой выучен, а как ты думаешь, что
же
нам не хватает, чтобы сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли
только
хорошо
знать
текст
музыкального
произведения
и
играть
без
ошибок?..............
Конечно,
нет!
Мы,
как
художники,
должны
раскрасить
чёрно - белую картину в различные цвета, используя множество оттенков,
чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда
ли?...................
Наша
пьеса
называется
"Жалоба".
Как
ты
думаешь,
что
означает
слово
"жалоба"?................Мне
,
например,
кажется,
это
-
через
какие-то слова выраженное чувство обиды. Ты согласна?...............А ты кому-
нибудь когда-нибудь жаловалась?...................Маме? А я в детстве жаловалась
маленькому игрушечному любимому мишке. Как ты думаешь, жалуются все
одинаково?............Конечно, нет! Одни могут всхлипывать тихонечко, а другие
-
рыдать,
или
даже
кричать
и
негодовать
на
своего
обидчика.
Вполне
возможно, композитор в пьесе вспоминает о том, как он в детстве жаловался
маме
на
своего
обидчика.
Какие
эмоции мы
можем
почувствовать
на
протяжении
всей
пьесы?......... (анализируем
эмоциональное
развитие
пьесы).
-4-
Как и в жизни, настроение может меняться мгновенно, а может постепенно.
Если
сначала
композитор
хотел
показать
тихие
всхлипывания
и
вздохи,
рассказал о каком-то происшествии, то затем , возможно, хотел, чтобы
услышали и почувствовали всю его сердечную боль и даже возмущение и
негодование. В
конце
произведения
наступает успокоение,
смирение,
а
может даже, и прощение обиды.
Если
мы
очень
постараемся
,
то
можем
передать
интонацию
всех
этих
разнообразных
чувств
и
эмоций
,
правда
?............
А
что
же
такое
ИНТОНАЦИЯ
? . . . . . . . . . . . .
Это
-
звук
с
каким
-
то
своим
настроением
.
Бывает
интонация
радости
,
грусти
,
скорби
,
жалобы
.......
Можно
сыграть
звук
,
но
ничем
его
не
наполнить
,
а
можно
через
звук
выразить
своё
душевное
состояние
.
Как
ты
думаешь
,
какую
музыку
будет
интереснее
слушать
-
просто
набор
звуков
или
передающую
чувства
и
эмоции
?...........
II.
3. Подготовительные упражнения.
Чтобы
передать
какое-нибудь
настроение
в
музыке,
очень
важна
посадка. Интонация и
посадка
связаны
между
собой,
как
единая
система.
Давай
проверим
с
какой
посадкой
звук
станет
более
выразительным.
(
пробуем
играть
с
прямой
спиной,
затем
-
с
наклоненным корпусом небольшой отрывок пьесы). Во второй раз
музыка звучит гораздо выразительнее и легче передавать эмоцию,
правда?.....
Второе упражнение - сидя на стуле, наклоняем корпус тела, руки висят вниз.
Нужно почувствовать тяжесть в кистях рук. ............
-5-
Третье упражнение - пробуем играть два звука, передавая различные эмоции -
жалобы, гнева, печали и др. Без тяжести и ощущения веса в пальцах передать
интонацию в музыке трудно и даже невозможно, кисти рук должны быть
свободными. Если руки будут зажаты, мы не сможем передать интонацию в
музыке.
Попробуй
сыграть
фразу
зажатыми
руками.
Что
получается?
...........Музыка - пустая, невыразительная, без чувств! Нам нужно ощутить в
к и с т я х
од н о в р е м е н н о
и
в е с
и
с в о б од у.
Б л а год а р я
и г р е
с
правильным интонированием, ты должна почувствовать, что твоя музыка
выражает твою эмоцию, которую ты хочешь передать в каждый миг твоей
игры. Музыка начинается в твоей душе, сердце и через руки и пальцы
переливается в инструмент.
4. Работа над произведением.
Интонация -
это
главное
в
музыкальном
исполнительстве.
Это
-
музыкальное слово. Интонация придаёт музыке объём, делает её живой,
даёт ей окраску, воздух и свет. А мышцы рук и запястья должны быть
живыми, как будто они дышат - напрягаются при вздохе и расслабляются при
выдохе. (начинаем играть пьесу)
рр
- означает
,как
будто где-то
далеко
или
очень
давно
.....
пальцами
чувствуем
тишину....Палец,
предчувствуя
звук
-
напрягается
и
медленно
погружается.
Ещё
при
переходе
на
легато
в
другой
звук
должно
быть
ощущение,
что
звук,
как
у
скрипки
тянется
к
другому
звуку
,
или
почувствовать
звук
как натянутую
пружину.........
Мелодия
начинается
с
секунды.
Секунда
-
это
почти
всегда ощущение напряжения, ожидания.
Ритмичные мягкие терции в левой - как тихий стук сердца....
-6-
И далее до конца произведения:
- работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, правильным
погружением пальцев ( как будто поём пальчиками);
-
проговариваем,
как
развивается
и
меняется
эмоциональный
характер пьесы;
-
работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы,
придумываем
подтекстовку
мелодической
фразы,
с н ач а л а
проговариваем
текст
вслух
с
выражением,
стремлением,
развитием,
нужным
настроением,
затем
пропеваем
и
пытаемся
сыграть
мелодическую фразу на инструменте;
- затем , поработав отдельно над каждой фразой , объединяем их в более
крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное
развитие;
- параллельно происходит работа над ошибками ,если они имеются в
тексте, (штрихами, аппликатурой, педализацией, артикуляцией).
III.
5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом.
( Педагог исполняет пьесу и затем просит оценить свою игру - что
понравилось учащемуся, а что не понравилось. Затем сам даёт оценку
своему исполнению.)
6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
(
Ученица
играет
пьесу
с
новыми
знаниями,
ощущениями,
навыками,
полученными
на
уроке,
затем
с
помощью
педагога
делает
самоанализ
проигранного произведения, определяя , что ещё не получается и над чем
нужно поработать дома.)
-7-
Самоанализ урока :
Мы
считаем,
что
урок удался , а цель урока -
настроить ученика на творческий лад, побудить его к осмыслению характера
произведения и эмоциональной игре, была достигнута. В конце урока на
контрольном проигрывании ученица попыталась максимально передать свои
внутренние
ощущения
и
эмоции.
Конечно,
об
интонации
говорится
на
каждом занятии, но обычно на обыкновенных рабочих уроках преподаватель
ставит сразу несколько задач ( текстовых , технических, интонационных и
др.), поэтому учащемуся трудно сосредоточиться в полной мере , например,
на задаче правильного интонирования.) Данный тематический урок ценен
именно тем, что перед ребёнком ставится только одна конкретная задача и
ему
легче
сосредоточиться
именно
на
ней.
Это
помогает
ребёнку
эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в
исполнении. Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную
обстановку и для педагога и для обучающегося, поэтому , анализируя видео,
можно
сказать
о
некоторой
зажатости
,
скованности
у
ребёнка
и
напряжённости, несвободы в речи педагога. Хотя педагог старается объяснять
ярко
и
образно,
чувствуется
некоторое
волнение
и
сбивчивость.
Все
запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время,
задачи урока определены. Предложенные педагогом методы и приёмы были
эффективны
для
осуществления
поставленной цели
урока.
Чувствуется
волевое и эмоциональное воздействие педагога на ученика. Преподаватель
владеет музыкальным материалом, воспитывает в ученике умение слышания
зависимости
звукового
результата
от
технического
приёма.
Контакт
(
"
обратная связь") с ребёнком у педагога есть. Учащаяся показала умение
работать над деталями и в целом, над нюансами и музыкальными фразами,
над
исправлением
дефектов
игрового
аппарата.
Восприятие
указаний
педагога быстрое и сознательное. Активность ученицы средняя, ввиду её
флегматичного характера,но благодаря усилиям педагога , неэмоциональный
в обычной жизни ребёнок, на уроке показал своё умение через звук высказать
свои внутренние ощущения.