Напоминание

"Интонация-главное в исполнении"


Автор: Бабушкина Ольга Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУК ДО "Музыкальная школа"
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интонация-главное в исполнении"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение культуры

дополнительного образования

«Музыкальная школа»

План-конспект урока по теме:

«

Интонация

-

главное

в

исполнительстве

»

Преподаватель : Бабушкина Ольга Михайловна

Предмет: Специальность в классе фортепиано

Дата проведения: 2015-2016 уч. г.

Учащаяся: Матаева Христиана,

возраст 11 лет,

класс 6

-2-

Тема урока: « Интонация - главное в исполнительстве ».

Цель

урока: Вдохновить

ребёнка

на

эмоциональное,

прочувствованное

исполнение произведения.

Вид урока: традиционный.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Развивающая:

развитие навыков выразительной игры и интонирования, необходимых

для исполнительства;

освоение образной структуры музыкального произведения.

Обучающая:

изучение

техники

интонирования,

необходимой

для

передачи

эмоций и чувств в музыке.

Воспитательная:

воспитание устойчивого интереса и чуткого отношения к исполняемой

музыке.

развивать

образное

музыкальное

мышление,

художественное

воображение;

План урока:

I.

1. Организационный момент.

2. Теоретические сведения.

3. Подготовительные упражнения.

4. Работа над произведением.

5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом.

6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов

урока.

Домашнее задание.

-3-

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Сегодня мы проводим открытый урок по специальности

"

фортепиано"

в

музыкальной

школе с

учащейся

6

класса

Матаевой

Христианой. Тема нашего урока: «Интонация - главное в исполнительстве».

Работать над интонацией мы будем в пьесе А. Гречанинова "Жалоба".

2. Теоретические сведения.

Учитель:

- Христиана, текст "Жалобы" у нас с тобой выучен, а как ты думаешь, что

же

нам не хватает, чтобы сыграть эту пьесу на концерте? Достаточно ли

только

хорошо

знать

текст

музыкального

произведения

и

играть

без

ошибок?..............

Конечно,

нет!

Мы,

как

художники,

должны

раскрасить

чёрно - белую картину в различные цвета, используя множество оттенков,

чтобы картина получилась красивая и производила впечатление, не правда

ли?...................

Наша

пьеса

называется

"Жалоба".

Как

ты

думаешь,

что

означает

слово

"жалоба"?................Мне

,

например,

кажется,

это

-

через

какие-то слова выраженное чувство обиды. Ты согласна?...............А ты кому-

нибудь когда-нибудь жаловалась?...................Маме? А я в детстве жаловалась

маленькому игрушечному любимому мишке. Как ты думаешь, жалуются все

одинаково?............Конечно, нет! Одни могут всхлипывать тихонечко, а другие

-

рыдать,

или

даже

кричать

и

негодовать

на

своего

обидчика.

Вполне

возможно, композитор в пьесе вспоминает о том, как он в детстве жаловался

маме

на

своего

обидчика.

Какие

эмоции мы

можем

почувствовать

на

протяжении

всей

пьесы?......... (анализируем

эмоциональное

развитие

пьесы).

-4-

Как и в жизни, настроение может меняться мгновенно, а может постепенно.

Если

сначала

композитор

хотел

показать

тихие

всхлипывания

и

вздохи,

рассказал о каком-то происшествии, то затем , возможно, хотел, чтобы

услышали и почувствовали всю его сердечную боль и даже возмущение и

негодование. В

конце

произведения

наступает успокоение,

смирение,

а

может даже, и прощение обиды.

Если

мы

очень

постараемся

,

то

можем

передать

интонацию

всех

этих

разнообразных

чувств

и

эмоций

,

правда

?............

А

что

же

такое

ИНТОНАЦИЯ

? . . . . . . . . . . . .

Это

-

звук

с

каким

-

то

своим

настроением

.

Бывает

интонация

радости

,

грусти

,

скорби

,

жалобы

.......

Можно

сыграть

звук

,

но

ничем

его

не

наполнить

,

а

можно

через

звук

выразить

своё

душевное

состояние

.

Как

ты

думаешь

,

какую

музыку

будет

интереснее

слушать

-

просто

набор

звуков

или

передающую

чувства

и

эмоции

?...........

II.

3. Подготовительные упражнения.

Чтобы

передать

какое-нибудь

настроение

в

музыке,

очень

важна

посадка. Интонация и

посадка

связаны

между

собой,

как

единая

система.

Давай

проверим

с

какой

посадкой

звук

станет

более

выразительным.

(

пробуем

играть

с

прямой

спиной,

затем

-

с

наклоненным корпусом небольшой отрывок пьесы). Во второй раз

музыка звучит гораздо выразительнее и легче передавать эмоцию,

правда?.....

Второе упражнение - сидя на стуле, наклоняем корпус тела, руки висят вниз.

Нужно почувствовать тяжесть в кистях рук. ............

-5-

Третье упражнение - пробуем играть два звука, передавая различные эмоции -

жалобы, гнева, печали и др. Без тяжести и ощущения веса в пальцах передать

интонацию в музыке трудно и даже невозможно, кисти рук должны быть

свободными. Если руки будут зажаты, мы не сможем передать интонацию в

музыке.

Попробуй

сыграть

фразу

зажатыми

руками.

Что

получается?

...........Музыка - пустая, невыразительная, без чувств! Нам нужно ощутить в

к и с т я х

од н о в р е м е н н о

и

в е с

и

с в о б од у.

Б л а год а р я

и г р е

с

правильным интонированием, ты должна почувствовать, что твоя музыка

выражает твою эмоцию, которую ты хочешь передать в каждый миг твоей

игры. Музыка начинается в твоей душе, сердце и через руки и пальцы

переливается в инструмент.

4. Работа над произведением.

Интонация -

это

главное

в

музыкальном

исполнительстве.

Это

-

музыкальное слово. Интонация придаёт музыке объём, делает её живой,

даёт ей окраску, воздух и свет. А мышцы рук и запястья должны быть

живыми, как будто они дышат - напрягаются при вздохе и расслабляются при

выдохе. (начинаем играть пьесу)

рр

- означает

,как

будто где-то

далеко

или

очень

давно

.....

пальцами

чувствуем

тишину....Палец,

предчувствуя

звук

-

напрягается

и

медленно

погружается.

Ещё

при

переходе

на

легато

в

другой

звук

должно

быть

ощущение,

что

звук,

как

у

скрипки

тянется

к

другому

звуку

,

или

почувствовать

звук

как натянутую

пружину.........

Мелодия

начинается

с

секунды.

Секунда

-

это

почти

всегда ощущение напряжения, ожидания.

Ритмичные мягкие терции в левой - как тихий стук сердца....

-6-

И далее до конца произведения:

- работаем по фразам над интонацией, красивым звуком, правильным

погружением пальцев ( как будто поём пальчиками);

-

проговариваем,

как

развивается

и

меняется

эмоциональный

характер пьесы;

-

работаем над фразами. Чтобы не было дробления внутри фразы,

придумываем

подтекстовку

мелодической

фразы,

с н ач а л а

проговариваем

текст

вслух

с

выражением,

стремлением,

развитием,

нужным

настроением,

затем

пропеваем

и

пытаемся

сыграть

мелодическую фразу на инструменте;

- затем , поработав отдельно над каждой фразой , объединяем их в более

крупное музыкальное полотно, где происходит более общее музыкальное

развитие;

- параллельно происходит работа над ошибками ,если они имеются в

тексте, (штрихами, аппликатурой, педализацией, артикуляцией).

III.

5. Показ - исполнение музыкального произведения педагогом.

( Педагог исполняет пьесу и затем просит оценить свою игру - что

понравилось учащемуся, а что не понравилось. Затем сам даёт оценку

своему исполнению.)

6. Контрольное проигрывание учащимся. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

(

Ученица

играет

пьесу

с

новыми

знаниями,

ощущениями,

навыками,

полученными

на

уроке,

затем

с

помощью

педагога

делает

самоанализ

проигранного произведения, определяя , что ещё не получается и над чем

нужно поработать дома.)

-7-

Самоанализ урока :

Мы

считаем,

что

урок удался , а цель урока -

настроить ученика на творческий лад, побудить его к осмыслению характера

произведения и эмоциональной игре, была достигнута. В конце урока на

контрольном проигрывании ученица попыталась максимально передать свои

внутренние

ощущения

и

эмоции.

Конечно,

об

интонации

говорится

на

каждом занятии, но обычно на обыкновенных рабочих уроках преподаватель

ставит сразу несколько задач ( текстовых , технических, интонационных и

др.), поэтому учащемуся трудно сосредоточиться в полной мере , например,

на задаче правильного интонирования.) Данный тематический урок ценен

именно тем, что перед ребёнком ставится только одна конкретная задача и

ему

легче

сосредоточиться

именно

на

ней.

Это

помогает

ребёнку

эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в

исполнении. Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную

обстановку и для педагога и для обучающегося, поэтому , анализируя видео,

можно

сказать

о

некоторой

зажатости

,

скованности

у

ребёнка

и

напряжённости, несвободы в речи педагога. Хотя педагог старается объяснять

ярко

и

образно,

чувствуется

некоторое

волнение

и

сбивчивость.

Все

запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время,

задачи урока определены. Предложенные педагогом методы и приёмы были

эффективны

для

осуществления

поставленной цели

урока.

Чувствуется

волевое и эмоциональное воздействие педагога на ученика. Преподаватель

владеет музыкальным материалом, воспитывает в ученике умение слышания

зависимости

звукового

результата

от

технического

приёма.

Контакт

(

"

обратная связь") с ребёнком у педагога есть. Учащаяся показала умение

работать над деталями и в целом, над нюансами и музыкальными фразами,

над

исправлением

дефектов

игрового

аппарата.

Восприятие

указаний

педагога быстрое и сознательное. Активность ученицы средняя, ввиду её

флегматичного характера,но благодаря усилиям педагога , неэмоциональный

в обычной жизни ребёнок, на уроке показал своё умение через звук высказать

свои внутренние ощущения.



В раздел образования