Напоминание

Индивидуальный план сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы


Автор: Таханова Майя Аркадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №60
Населённый пункт: город Улан - Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальный план сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
Раздел: начальное образование





Назад




Индивидуальный план сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной

образовательной программы

Актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ и детей-

инвалидов в общеобразовательную среду.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через

возможность выбора содержания обучения, его форм, т.е. через организацию обучения по

индивидуальной образовательной программе.

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной

деятельности

Учащегося,

составленной

на

основе

его

образовательных

и

профессиональных

интересов,

уровня

успеваемости,

предшествующих

результатов

обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты. ИОП

способствует формированию у Учащегося навыков планирования своей деятельности,

выбора

средств

достижения

цели,

способности

брать

на

себя

ответственность

за

последствия деятельности, коррекции нарушений развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально

развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности,

до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка,

способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми

сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям

индивидуальной программе образования.

Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического

сопровождения - это необходимое звено в интеграции детей с ограниченными

возможностями здоровья в общеобразовательный процесс.Главная цель составления ИПС

разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на

формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов

детской деятельности. ИПС представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений

работы с ребенком и его родителями. Содержательный компонент ИПС в нашем

учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка,

потенциальных возможностей, необходимых форм и участников сопровождения, выбора

соответствующих коррекционных программ, методик и технологий. Структура

индивидуальной программы сопровождения:

1. Титульный лист (с информацией кем, когда согласована и утверждена данная ИПС).

2. Пояснительная записка (содержит информацию о программном обеспечении, условиях

и формах реализации данной ИПС, периодах и формах мониторинга освоения ИПС,

участниках реализации ИПС, описание режима при краткосрочном пребывании в группе и

др.)

3. Индивидуальный учебный план.

4. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы на определенный период.

5. Результаты освоения ИПС за период реализации.

6. Рекомендации на следующий период обучения всех участников реализации ИПС с

учетом мнения родителей.

Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения:

I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК,

заключений врача, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка).

II этап: Диагностический (комплексное обследование ребенка с учетом основных линий

его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние

игровой и продуктивных видов деятельности), анализ его результатов всеми

специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений

специалистов).

III этап: Подготовительный (определение задач, условий, УМК, отбор содержания форм и

методов, коррекционно-развивающей работы каждым специалистом на определенный

период, коллегиальное оформление и обсуждение ИПС с участием родителей). На этом

этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-

практическая помощь родителям в доступной форме).

IV этап: Основной (реализация ИПС, внесение изменений по мере необходимости,

обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение специалистами

родителей и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с

ребенком).

V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности освоения ИПС, выявление

«западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин

и путей решения проблем). На основе этих данных разрабатывается ИПС на следующий

период обучения[8]. Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов

освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития,

личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.)

Индивидуальная программа сопровождения позволяет:

предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и

потребностями;

обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду

нормально развивающихся сверстников;

предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную

помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;

обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-

поддержку;

постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные

формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей

дошкольника с ОВЗ.

Программа сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние

годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители не всегда

изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка.

Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие

соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания,

сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д. Дети-инвалиды обучаются

не только в специальных (коррекционных) интернатах, но и в общеобразовательных

школах.

Программа предполагает различные формы работы с учениками и их родителями в рамках

школьного пространства:

специально организованные занятия;

нерегламентированные виды деятельности детей;

организацию свободного времени в течение дня;

родительский всеобуч (консультации, индивидуальные и групповые беседы,

тренинги, родительские собрания).

Социальный педагог должен помогать классному руководителю оказывать поддержку

родителям, взаимодействуя с различными организациями и учреждениями города.

Содержание программы разрабатывается на основе следующих принципов:

гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к

ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная

на субъект-субъектных отношениях);

природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту,

ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих

себя, за последствия своих действий и поведения);

культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);

эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения;

формирование социально-бытовых умений и навыков);

сотрудничества с родителями[6].

Функции сопроводительной деятельности:

1. Социальный педагог:

согласовывает социально-педагогическую работу с учащимся с его классным

руководителем;

занимается коррекционно-развивающей деятельностью;

оказывает помощь в сборе документов при взаимодействии с учреждениями и

организациями города и района.

2. Классный руководитель:

следит за соблюдением прав и свобод учащихся, определенных Конвенцией ООН о

правах ребенка, Законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом школы;

обеспечивает охрану жизни и здоровья школьников в период образовательного и

воспитательного процесса;

использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню

подготовки учащегося с особыми образовательными потребностями;

принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах и предоставляет

характеристики на детей и их семьи;

осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им

консультативную помощь, информирует о проблемах и успехах.

Индивидуальное сопровождение ребенка проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Социальный педагог начинает диагностическую работу с изучения

сопровождающих документов ребенка (направления, выписки, характеристики).

Заключается соглашение с родителями.

Шаг 2. Совместно с классным руководителем социальный педагог организует

целенаправленное наблюдение, проводит беседы с детьми и их родителями, изучает

возможности продуктивной деятельности. Проводится анкетирование родителей. Первый

период очень важен для получения сведений об индивидуально-типологических

особенностях детей и их эмоциональном состоянии.

Шаг 3. Углубленное обследование. В нем участвуют классные руководители, воспитатели

ГПД, педагоги-психологи. Социальный педагог проводит собеседование со специалистами

учреждений, в которых состоят на учете и получают какую-либо помощь учащиеся.

Шаг 4. Результаты фиксируются в "Протоколе первичного обследования".

Шаг 5. Полученная информация обсуждается на медико-педагогическом консилиуме,

заседаниях коррекционно-развивающей службы.

Шаг 6. Специалисты вырабатывают рекомендации по коррекционной работе и социально-

педагогическому сопровождению ребенка.

Шаг 7. Социальный педагог фиксирует все сведения в "Дневнике сопровождения

учащегося с ограниченными возможностями здоровья" . Решения консилиумов

представляют собой закрытую информацию, которая сообщается только родителям.

Общая оценка эффективности дневника сопровождения проводится директором школы

каждую четверть (на специальных совещаниях)



В раздел образования