Автор: Юдакова Юлия Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Октябрьская СОШ
Населённый пункт: Московская область, Истринский район, деревня Павловское
Наименование материала: Разработка родительского собрания во 2 классе
Тема: "Детская агрессия"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание во 2 классе
по теме «Детская агрессия»
Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения своей
способности любить, он способен ненавидеть,
проявляя агрессию и жестокость. Этим средством
он руководствуется, как бегством от собственной
душевной боли.
Эрих Фромм
Форма работы:
Круглый стол
Вопросы для обсуждения:
- Анализ проблемы агрессивности.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Поощрение, наказание в семье.
- Законы преодоления детской агрессии.
- Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Ход собрания
1. Слово классного руководителя
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Тема нашей новой
встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми
жестокости
и
агрессии.
К
сожалению,
эти
явления
живут
среди
нас,
взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём
говорить?
Вы
правы,
стоит.
А
раз
так,
давайте
рассмотрим,
что
собой
1
представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть
её.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под
контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито
в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред
предмету
или
предметам,
человеку
или
группе
людей,
Агрессия
может
проявляться физически (ударили) или вербально (нарушение прав другого
человека без физического вмешательства).
В
психологии
различают
два
вида
агрессии:
инструментальную
и
враждебную.
Инструментальная
агрессия
проявляется
человеком
для
достижения
определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей(я хочу
забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей,
больше
проявляется
враждебная
агрессия,
направленная
на
то,
чтобы
причинить человеку боль.
Очень
часто
агрессию,
её
проявление,
путают
с
настойчивостью,
напористостью.
Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует
в
вашем
ребёнке:
настойчивость
или
агрессивность?
Безусловно,
настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально
приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей
или меньшей степени, но иногда агрессивность понимает устойчивые формы.
Причин
для
такого
поведения
много:
положение
ребёнка
в
коллективе,
отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они
иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя
его как враждебное.
2
К
агрессии
больше
склонны
мальчики,
Она
входит
в
мужской
стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
2. Исследование отношения детей к телепрограммам
Вопросы
записываются
на
доске.
Ответы
анализируются
классным
руководителем.
- Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
- Что тебе в них нравится?
- Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
- Какие передачи привлекают твоих родителей?
- Какие передачи вы смотрите всей семьёй?
Номера
вопросов
1
2
3
4
5
Мальчики
Девочки
Мамы
Папы
3. Продолжение выступления классного руководителя
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях:
крики,
ругань,
хамство,
унижение
друг
друга,
взаимные
упрёки
и
оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в
обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел
ежедневно и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам
поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не
формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно
говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им
будет удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это
3
приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других
людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые
позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности:
расположение и неприятие.
Чем
характеризуется
и
как
влияет
на
преодоление
агрессивности
расположение? Семья помогает ребёнку:
А ) П р е о д о л е т ь
т р у д н о с т и .
Б) Использует в своём арсенале умение слушать ребёнка.
В) Включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие,
наоборот,
стимулирует
детскую
агрессивность.
Оно
характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и
властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие
ребёнка
приводит
к
проявлению
такого
заболевания,
как
детский
госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с
родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное
значение
в
воспитании
детей
имеет
поощрение:
словом,
взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
- оно следует немедленно за проступком
- объяснено ребёнку
- оно суровое, но не жестокое
- оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества
Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и
выдержку.
4. Анализ предварительного анкетирования учащихся
Учащиеся предварительно заполнили следующую таблицу:
Если
тебя
наказывают,
Если
тебя
поощряют,
4 «нельзя», которые бы
4
то…
то…
ты хотел иметь в своей
с е м ь е ,
к о г д а
т е б я
наказывают
5. Итог собрания
Подходит
к
концу
наша
очередная
встреча.
Хочется,
чтобы
она
оказалась
для
вас
полезной,
вызвала
раздумья,
желание
построить
взаимоотношения в своей семье по-новому.
Каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с
данной темой собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5.
Повиновение,
послушание
и
исполнительность
будут
там,
где
они
предъявляются разумно.
6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность
семьи.
5