Напоминание

Организация работы с детьми-инвалидами


Автор: Хомина Галина Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №66 "Забавушка"
Населённый пункт: город Нижневартовска ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с детьми-инвалидами
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация работы с детьми-инвалидами

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

образования

является

одним

из

основных

и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной

самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В

связи

с

этим

обеспечение

реализации

права

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной

политики

в

области

образования

и

социально-экономического

развития

Российской

Федерации

.

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в

области

образования,

является

Федеральный

Закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Документ регулирует вопросы образования

лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих

право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение

качественного

образования

в

соответствии

с

имеющимися

у

них

потребностями

и

возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы

образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

В 2017-2018 учебном году наше дошкольное учреждение посещают 11 детей -

инвалидов из них:

- 2 ребенка младшего дошкольного возраста;

- 1 ребенок среднего дошкольного возраста;

- 8 детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы ДОУ с детьми-инвалидами: создание специальных условий для успешной

социальной

адаптации,

обучения,

воспитания

и

развития

ребенка

с

особыми

образовательными потребностями.

Задачи:

1.

Оказание

помощи

в

коррекции

недостатков

развития,

преодолении

трудностей усвоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного

образования.

2.

Коррекция

и

профилактика

речевых

нарушений,

развитие

общения

и

взаимодействия

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками,

развитие

саморегуляции

собственных действий.

3.

Формирование общей культуры личности, расширение общего кругозора

развития

социальных,

нравственных,

эстетических,

интеллектуальных,

физических

качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование

предпосылок учебной деятельности.

4.

Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством

создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.

В

дошкольном

учреждении

разработана

и

реализуется

система

работы

с

детьми-

инвалидами.

На первом этапе работы осуществляется:

- знакомство с ребенком и его семьей;

-

сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса родителей;

-знакомство с заключением ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической

комиссии) и ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-

инвалида);

-

заключение

договора

между

дошкольным

учреждением

и

родителями

(законными

представителями);

- создание предметно-развивающей среды;

- определение основных мероприятий по адаптации ребенка-инвалида.

Приказом

назначается

ответственный

за

выполнение

мероприятий

ИПРА

ребенка-

инвалида.

На втором этапе:

-

проводится

комплексное

обследование

ребенка-инвалида

всеми

специалистами

дошкольного учреждения;

- на основании заключения ТПМПК

и ИПРА ребенка-инвалида на психолого-медико-

педагогическом

консилиуме

разрабатывается

индивидуальная

адаптированная

образовательная программа (ИАОП);

-

оформляется

согласие

родителей

(законных

представителей)

ребенка-инвалида

на

реализацию ИАОП;

- определяются педагоги, специалисты, куратор по реализации ИАОП;

- разрабатывается план взаимодействия между профильными специалистами ДОУ по

психолого-педагогическому сопровождению ребенка-инвалида;

- осуществляется реализация ИАОП ребенка-инвалида;

-

проводится

с

ребенком-инвалидом

промежуточная

психолого-педагогическая

диагностика;

-

рассматриваются

на

ПМПк

промежуточные

результаты

реализации

ИАОП

и

при

необходимости проводится корректировка;

- осуществляется консультативная работа с педагогами и родителями ребенка-инвалида.

На третьем этапе работы:

По завершению реализации ИАОП проводится итоговая психолого-педагогическая

диагностика.

Обсуждаются

результаты

реализации

ИАОП

с

ребенком-инвалидом

на

ПМПк. Разрабатываются рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему обучению

и развитию ребенка-инвалида.

По окончанию действия ИПРА ответственный за реализацию индивидуальной

программы реабилитации

или абилитации ребенка-инвалида в ДОУ готовит отчет о

выполнении

мероприятий

ИПРА

и

сдает

в

департамент

образования

города

Нижневартовска.

На четвертом этапе работы:

После окончанию срока действия ИПРА ребенок-инвалид вновь проходит ТПМПК и

медико-социальную

экспертизу.

В

случае

подтверждения

статуса

ребенка-инвалида,

дальнейшая работа с ребенком осуществляется на основании заключения ТПМПК и

ИПРА, начиная со второго этапа работы.



В раздел образования