Автор: Хомина Галина Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №66 "Забавушка"
Населённый пункт: город Нижневартовска ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с детьми-инвалидами
Раздел: дошкольное образование
Организация работы с детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
образования
является
одним
из
основных
и
неотъемлемых
условий
их
успешной
социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В
связи
с
этим
обеспечение
реализации
права
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной
политики
в
области
образования
и
социально-экономического
развития
Российской
Федерации
.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в
области
образования,
является
Федеральный
Закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Документ регулирует вопросы образования
лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих
право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение
качественного
образования
в
соответствии
с
имеющимися
у
них
потребностями
и
возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
В 2017-2018 учебном году наше дошкольное учреждение посещают 11 детей -
инвалидов из них:
- 2 ребенка младшего дошкольного возраста;
- 1 ребенок среднего дошкольного возраста;
- 8 детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы ДОУ с детьми-инвалидами: создание специальных условий для успешной
социальной
адаптации,
обучения,
воспитания
и
развития
ребенка
с
особыми
образовательными потребностями.
Задачи:
1.
Оказание
помощи
в
коррекции
недостатков
развития,
преодолении
трудностей усвоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования.
2.
Коррекция
и
профилактика
речевых
нарушений,
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками,
развитие
саморегуляции
собственных действий.
3.
Формирование общей культуры личности, расширение общего кругозора
развития
социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности.
4.
Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством
создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
В
дошкольном
учреждении
разработана
и
реализуется
система
работы
с
детьми-
инвалидами.
На первом этапе работы осуществляется:
- знакомство с ребенком и его семьей;
-
сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса родителей;
-знакомство с заключением ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической
комиссии) и ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-
инвалида);
-
заключение
договора
между
дошкольным
учреждением
и
родителями
(законными
представителями);
- создание предметно-развивающей среды;
- определение основных мероприятий по адаптации ребенка-инвалида.
Приказом
назначается
ответственный
за
выполнение
мероприятий
ИПРА
ребенка-
инвалида.
На втором этапе:
-
проводится
комплексное
обследование
ребенка-инвалида
всеми
специалистами
дошкольного учреждения;
- на основании заключения ТПМПК
и ИПРА ребенка-инвалида на психолого-медико-
педагогическом
консилиуме
разрабатывается
индивидуальная
адаптированная
образовательная программа (ИАОП);
-
оформляется
согласие
родителей
(законных
представителей)
ребенка-инвалида
на
реализацию ИАОП;
- определяются педагоги, специалисты, куратор по реализации ИАОП;
- разрабатывается план взаимодействия между профильными специалистами ДОУ по
психолого-педагогическому сопровождению ребенка-инвалида;
- осуществляется реализация ИАОП ребенка-инвалида;
-
проводится
с
ребенком-инвалидом
промежуточная
психолого-педагогическая
диагностика;
-
рассматриваются
на
ПМПк
промежуточные
результаты
реализации
ИАОП
и
при
необходимости проводится корректировка;
- осуществляется консультативная работа с педагогами и родителями ребенка-инвалида.
На третьем этапе работы:
По завершению реализации ИАОП проводится итоговая психолого-педагогическая
диагностика.
Обсуждаются
результаты
реализации
ИАОП
с
ребенком-инвалидом
на
ПМПк. Разрабатываются рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему обучению
и развитию ребенка-инвалида.
По окончанию действия ИПРА ответственный за реализацию индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации ребенка-инвалида в ДОУ готовит отчет о
выполнении
мероприятий
ИПРА
и
сдает
в
департамент
образования
города
Нижневартовска.
На четвертом этапе работы:
После окончанию срока действия ИПРА ребенок-инвалид вновь проходит ТПМПК и
медико-социальную
экспертизу.
В
случае
подтверждения
статуса
ребенка-инвалида,
дальнейшая работа с ребенком осуществляется на основании заключения ТПМПК и
ИПРА, начиная со второго этапа работы.