Напоминание

Здоровый образ жизни в семейном воспитании


Автор: Диденкова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ-детский сад №40 "Берёзка"
Населённый пункт: город Серпухов Московская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Здоровый образ жизни в семейном воспитании
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

Здоровый образ жизни в семейном воспитании.

Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности сохранения и

укрепления здоровья людей.

Ничего нет важнее, чем наше здоровье и здоровье наших близких. Все мы

хотим, чтобы наши дети росли и развивались, чувствовали себя хорошо, были

полны энергии и наслаждались жизнью во всей её полноте.

Успешное формирование здорового образа жизни неразрывно связано с

процессом формирования у дошкольников валеологических умений, навыков

и привычек в условиях дошкольного и семейного воспитания.

Формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям и

только лишь на основе знаний о нем, а носит целостный характер. Овладение

ими в конечном итоге обеспечивает определенную степень совершенства в

соблюдении правил и норм безопасного для жизни поведения. Таким

образом, процесс воспитания и обучения в детском саду, а также семейное

воспитание должны оказать влияние на формирование здорового образа

жизни у дошкольников.

На здоровье ребѐнка влияет огромное количество факторов: окружающая

среда, питание, образ жизни, устойчивое развитие семьи, наследственность,

условия пребывания в образовательных учреждениях. Но, определяющее

влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья: образ жизни семьи,

их моральный облик, традиции, манера поведения и привычки очень сильно

влияют на формирование взглядов и убеждений ребенка. Любые изменения,

которые происходят в образе жизни семьи, отражаются в деятельности и

поведении детей. В результате мы имеем формирование у детей вредных

привычек, от которых избавиться бывает очень трудно.

Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов

на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учит не только

детский сад, школа, но и семья. У детского сада, школы три задачи:

воспитание, обучение, просветительство. Детский сад и школа могут помочь

иногда при решении многих вопросов воспитания. Но они никогда не смогут

конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в

формировании образа жизни и здоровья ребенка. Именно в семье ребенок

учится ходить, произносить первые слова, именно семья формирует навыки

здорового образа жизни и отношение к своему здоровью, заботиться о его

физическом и психическом развитии.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей зависит,

каким вырастет ребенок. Реальные поступки - вот что формирует поведение

ребенка, а не слова и нравоучения.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа

жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от

состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы

национальной системы здравоохранения.

Итак, в наибольшей степени

здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что

генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый

образ жизни (ЗОЖ).

Чем меньше ребёнок, тем в большей степени он не может участвовать в

выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают,

дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе

насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это

делают другие и т.д.

Семья – это целый мир со своими правилами, отношениями к жизни,

здоровью, воспитанию. Образовательные, оздоровительные программы могут

только помочь дополнить, обогатить знаниями, но заменить семейное

воспитание, пример родителей они не могут. Поэтому, ребенка должны

воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь

содействовать им.

Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки

к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает

лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская

помощь.

Большинство

родителей

не

понимают

самой

сущности

понятия

«здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно

не

учитывая

взаимосвязи

физического,

психического

и

социального

благополучия.

Но рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной

экологиче ской

обстановкой,

с

по стоянным

ро стом

н а г р у з о к ,

психоэмоционального

перенапряжения

и

гиподинамии,

но

и

с

отказом

родителей вести здоровый образ жизни.

Готовность

к

здоровому

образу

жизни

не

возникает

сама

собой,

а

формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой

родился и воспитывался ребенок.

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с

родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а

вести их за собой по этому пути.

Начинать надо с себя – взрослого, и пусть будут здоровы наши дети.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам

иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не

только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих

будущих внуков. Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы

семьи и общества. Общность интересов в том, чтобы помочь себе, своей

семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.

Здоровый образ жизни предполагает: режим дня, рациональное питание,

регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее

настроение... Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом

жизни. Воспитать ребенка здоровым - это значит с самого раннего детства

научить его вести здоровый образ жизни.

Его основные компоненты: рациональный режим, утренняя гимнастика,

физкультура, закаливание, правильное питание, благоприятная

психологическая обстановка в семье. Замечено, что дети усваивают образ

жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к

физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет

на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в

свободное время всей семьёй. Формы могут быть разными - туристические

походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Как родитель Вы, возможно, знакомы с основами ЗОЖ.

Чтобы помочь своему здоровью и здоровью ваших детей, каждый может

сделать следующее:

– воспитывать с раннего детства здоровые привычки и навыки;

– соблюдать простые правила гигиены;

– отказаться от вредных привычек (от употребления алкоголя, табакокурения,

от азартных и компьютерных игр);

– повышать защитные силы организма (закаливание, прогулки на природе,

приём витаминов);

– есть пищу, полезную для здоровья, овощи, фрукты и не есть то, что вредно

(питаться умеренно, сбалансировано, регулярно и своевременно);

– вести активный образ жизни (утренняя гимнастика, спорт, секции, туризм);

– регулярно организовывайте совместный отдых с детьми (зимой – катание

на лыжах и коньках, летом – пикники в саду и лесу, туризм, посещение

музеев и театров);

– поощряйте желания ваших детей заниматься в спортивных секциях и

хобби;

– сократите периоды физической пассивности – сидение за телевизором,

просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры – до 30 минут

в день, а высвободившееся время посвятите физической активности.

– создать благоприятный климат в семье;

– стараться быть добрым и делать добрые дела.

Здоровый образ жизни – это залог счастливого и успешного будущего. А

будущее начинается сегодня. От того, что мы сделаем сегодня, будет зависеть

Завтра.

Использованная литература

1.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей

детского сада, -М – Просвещение 1986.

2.Вахнина Н. Шишанина О. Корчуганова С. Вместе с семьей. Дошкольная

педагогика №5

3. Коростелев Н.П. От А до Я. - М, 2004.

4.Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005.

5. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М; Медицина 1989.



В раздел образования