Напоминание

"Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"


Автор: Савчак Раушания Бутановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№7"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе"
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие речи учащихся на уроках русского языка в

начальной школе.

Основная

цель

данной

статьи

помочь

начинающему

учителю

в

организации и проведении систематических разнообразных по тематике и

видам

занятий

по

развитию

связной

речи,

способствовать

активизации

личного методического опыта учителя и тем самым содействовать более

успешной

реализации

программы

по

развитию

речи.

Помочь

учителю

организовать речевую деятельность детей, вооружить их умениям точно и

образно выражать свои мысли и чувства в устном т письменном слове.

Иногда

учителя,

особенно

молодые,

затрудняются

при

подготовке

к

проведению

на

уроках

сочинений

и

даже

изложений,

при

разработке

содержания подготовительной беседы и составлении её плана; затрудняются

также при распознавании и классификации ошибок, допущенных учащимися

в содержании, построении и речевом оформлении высказываний.

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Современная

практика работы по развитию речи учащихся опирается на:

– связь работы по развитию речи с развитием мышления;

– взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию

навыков связной речи учащихся.

Методика

работы

над

развитием

речи

определяется

особенностями

устной и письменной речи, разновидностями речи (такими, как пересказ,

изложение,

сочинение,

ответ

и

т.д.),

типами

сообщения

(описание,

повествование, рассуждение).

При обучении связной речи необходимо давать минимум теоретических

сведений,

так

как

навыки

и

умения

формируются

успешнее,

когда

они

осмыслены.

Учащиеся

с

первого

класса

постепенно

знакомятся

с

требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения

различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать

основную мысль, говорить по порядку связно.

Развивая

навыки

связной

речи

учащихся,

которые

должны

помочь

говорящему

(или

пишущему),

создавая

текст,

стать

на

точку

зрения

слушателя (или) читателя, реализовать как можно лучше свой замысел, надо

вырабатывать следующие коммуникативные умения:

– умение раскрывать тему высказывания;

– умение раскрывать основную мысль выказывания;

– умение собирать материал к высказыванию;

– умение систематизировать собранный материал;

– умение совершенствовать написанное (для письменной речи);

– умение строить высказывание в определённой композиционной форме;

умение

выражать

свои

мысли

правильно

точки

зрения

норм

литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко.

Формирование этих умений начинается с уроков обучения грамоте. Уже

здесь

учащиеся

выделяют

отдельные

признаки

предложения.

На

уроках

русского

языка

учитель

помогает

детям

овладеть

приёмами

(способами)

распознавания предложения в контексте. Особое место на уроках русского

языка

в

первом

классе

надо

отводить

специальным

упражнениям

по

дальнейшему

ознакомлению

учащихся

со

структурными

особенностями

связного сообщения. На первом этапе обучения связной письменной речи

стоит

отвести

работе

по

восстановлению

деформированного

текста

(составление рассказа из готовых предложений). Правильно организованная

работа по восстановлению деформированного текста способствует развитию

умения замечать ошибки в тексте и совершенствовать написанное.

В

первом

классе

также

должны

быть

и

свободные

рассказы

детей,

пересказы и рассказы, составленные коллективно на заданную тему или по

картине.

Задача

обучения

связной

речи

во

втором

классе

это

дальнейшее

формирование у учащихся умение понимать и сознательно строить связные

высказывания разных типов.

Постоянное внимание учителя должно быть обращено по анализу и

составлению предложений.

Изложения и сочинения во втором классе носят обучающий характер и

выполняются

при

значительной

помощи

учителя,

который

в

процессе

подготовительной

работы

помогает

учащимся

осознать

содержание

и

структуру будущего высказывания – сочинения, изложения.

Изложения

пишутся

либо

по

готовому

плану,

данному

учителем

(учебником), либо по плану, составленному коллективно. Более эффективной

считается коллективная работа над планом, это помогает учащимся лучше

осознать и запомнить текст. Разбирая текст по содержанию и построению,

учащиеся

осознают

признаки

текста:

наличие

заголовка,

завершённость,

тематическое

единство,

подчинение

высказывания

основной

мысли,

построение по определённой логической схеме.

Сочинения пишутся, главным образом, по плану, данному учителем.

Работа

над

планом

связывается

с

осознанием

структуры,

планированием

композиции и определением текста. Вид сочинения зависит от источника

речи, от темы.

Задача обучения связной речи в третьем и четвёртом

классах – это

дальнейшее формирование умений сознательно и самостоятельно понимать и

строить устные и письменные высказывания разных типов.

Всей предшествующей работой учащиеся должны быть подготовлены к

самостоятельному

составлению

плана.

Чтобы

научиться

составлять

план

текста, надо сначала по логическим вопросам выделить в нём основные

мысли и определить количество частей, а затем сгруппировать предложения

вокруг главной мысли в каждой части текста, найти границы частей и таким

образом разбить текст на части.

При

самостоятельном

составлении

плана

учащимся

необходимо

руководствоваться требованиями, которым должны отвечать формулировки

плана:

1.

В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы

было понятно о ком (о чём) и что говорится в каждой части рассказа.

2.

Пункты плана должны быть связаны по смыслу. (Из одного пункта

плана вытекает другой пункт).

3.

Пункты плана должны быть краткими.

При

анализе

устных

и

письменных

образцов

высказываний

одноклассников, а также при самопроверке

в процессе написании

изложении и сочинений, целесообразно предложить памятку.

1.

Соответствует

ли

содержание

высказывания

(текста)

заглавию

(теме)?

2.

Не пропущено ли главное; подтверждена ли фактами основная

мысль?

3.

Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4.

Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5.

Хорошо

ли

связаны

между

собой

части

текста

и

соседние

предложения? (Для письменного текста: выделены ли части текста

красной строкой или нет?)

6.

Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены

предложения?

7.

Интересно ли понятно ли всё изложенное читателю (слушателю)?

Для того, чтобы работа по развитию речи на уроках русского языка

принесла

ощутимые

результаты,

необходимо

вести

обучение

развитию речи в системе, регулярно выявлять недочёты в устных

и

письменных

высказываниях

учащихся

и

своевременно

их

устранять.



В раздел образования