Автор: Логинова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №73
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Логинова Наталья Михайловна
Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки
ребенка старшего дошкольного возраста.
Маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов
деятельности.
На
этапе
дошкольного
детства
развивается
самосознание,
формируется
самооценка,
происходит
выстраивание
иерархии
мотивов,
их
соподчинение.
Но,
любой
саморазвитие
подчиняется
определенному
ряду
факторов,
влияющих
на
ребенка.
В
общем,
их
можно
классифицировать
следующим
образом:
социально-культурные,
социально-экономические,
социально-психологические факторы.
Рассмотрим подробнее последние из них. Социально-психологические
факторы являются одними из важнейших и самых влиятельных. К ним следует
отнести:семейные
отношения;семейное
воспитание
и
сферу
детско-
родительских отношениях; «Трудные ситуации».
Семейные отношения характеризуются связанностью субъектов (членов
семьи)
родством,
взаимной
моральной
ответственностью,взаимопомощью
и
общностью
быта.
Известно,
что
семья
является
лучшей
средой
для
полноценного
развития
ребенка.
Однако,
некоторые
аспекты,связанные
с
составом
семьи,
состоянием
его
внутренних
отношений
или
неровными
позициями
родителей
в
воспитании
могут
приводить
к
нарушениям
в
поведении детей и даже к негативным явлениям в развитии их психического
здоровья.
Для
гармонизации
семейных
отношений
родителям
стоит
следовать
некоторым правилам, нормам поведения - следить за выражением лица при
разговоре
сребенком,
мрачно
сведенные
брови,
«искаженное»
лицо
-
«психологическая
пощечина»ребенку;
показывать
личный
пример
эффективного
поведения,
которые
недопускать
вспышек
гнева,
злых
высказываний, проявлений желания отомстить людям, использовать в общении
спокойный и доброжелательный тон и тому подобное.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда
осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей
воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное
использование методов и приемов воспитания. А самое главное учета того,что
можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделено
четыре
тактики
воспитания,
соответствующие
четырем
типам
детско-
родительских
отношений,
что
и
является
предпосылкой
и
результатом
их
возникновения:
диктат,
гиперопека,
«невмешательство»
и
сотрудничество.
Каждая из этих тактик несет за собой определенный продукт деятельности - как
желаемый,
так
и
незапланированный,
как
положительный,
так
и
отрицательный.
Диктат
в
семье
проявляется
в
систематическом
поведении
одними
членами семьи (в основном взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства
других.
Родители,
конечно,
могут
и
должны
предъявлять
требования к своему ребенку,исходя из норм и целей воспитания, но те, которые
предпочитают приказам и насилию, сталкиваются с сопротивлением ребенка,
который сопровождается вспышками гнева, обманом, а иногда и откровенной
ненавистью. Безнадзорная авторитарность родителей систематическое лишение
права голоса ребенка, игнорирование его мыслей и интересов - все это гарантия
серьезных психических расстройств.
Гиперопека
в
семье
объясняется
системой
отношений,
при
которых
родители,обеспечивая
своим
трудом,
удовлетворение
всех
потребностей
ребенка, защищают его от каких-либо хлопот и усилий, принимая их на себя.
Вопрос об активном формирование личности отходит на второй план. Родители,
по сути, блокируют процесс подготовки их детей к дальнейшему столкновения
с
реальностью.
Это
приводит
к
неприспособленности
ребенка
в
социуме,
неумении вести себя в коллективе, несамостоятельности. Как следствие этого
опять же возникают психические нарушения.
На
признании
возможности
и
даже
целесообразности
независимого
существования взрослых от детей базируется тактика «невмешательства». При
этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети,
однако
ни
тем,
ни
другим
не
следует
переходить
допустимую
линию
в
отношениях.
Чаще
всего
в
основе
данного
явления
лежит
пассивность
родителей.
В
результате
этого
ребенок
неосознанно
приспосабливается
к
самостоятельности, как надлежащей, и в конкретных ситуациях не способна
мыслить и действовать как следует.
Сотрудничество
предполагает
опосредованность
межличностных
отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее
организацией
и
высокими
моральными
ценностями.
Такая
семья
обретает
особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
В ней ребенок способен развиваться полноценно, откидывается риск нарушения
его психического здоровья.
Нарушения
в
детско-родительских
отношениях
часто
приводит
к
возникновения определенных состояний в семье:
1.
«Принятие
-
отвержение»
-
выражает
общее
эмоционально
положительное(принятие)
или
эмоционально
отрицательное
(отвержение)
отношение к ребенку.
2.
«Симбиоз»
-
контактность
и
взаимодействие
ребенка
и
взрослого,отражение межличностных дистанции ребенка и взрослого.
3. «Авторитарная гиперсоциализация» - жесткий контроль за ребенком,
собственность.
4.
«Кооперация»
-
основанный
на
демократических
принципах
воспитания.
Еще одной составляющей фактора формирования психического здоровья
является«Трудные
ситуации».
Они
объясняются
определенными
обстоятельствами
в
семье,
и
имеют
непосредственное
влияние
на
всех
ее
членов, особенно детей. Тяжелые ситуации бывают:
- Будничные для ребенка события (не приняли в игру, упал с велосипеда
и т.д.)
-
Кратковременные,
но
очень
значимые
и
гости
ситуации
(резкое
изменение жизненного стереотипа, разлука с членом семьи и т.д.).
- Ситуацию длительной, хронической действия, связанные с семейной
обстановкой(развод родителей, противоречивое или деспотическое воспитание,
алкоголизм родителей и т. д.).