Напоминание

Особенности работы в рамках профориентации и профессионального самоопределения с воспитанниками детского дома


Автор: Капустина Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Центр содействия семейному устройству детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей и сопровождению приемных семей города Тобольска"
Населённый пункт: город Тобольск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы в рамках профориентации и профессионального самоопределения с воспитанниками детского дома
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности работы в рамках профориентации и профессионального

самоопределения с воспитанниками детского дома

МБУ «Центр содействия семейному устройству

детей - сирот, детей оставшихся без попечения

родителей и сопровождение приемных семей г.Тобольска»

Воспитатель 1 категории

Капустина Марина Васильевна

Проблема

подготовки

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

к

самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и остается самой актуальной и

острой для детских домов. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению

целенаправленной работы по социализации, воспитанию трудолюбия и творческому отношению к

труду среди воспитанников детского дома-школы, которая должна опираться на глубокое знание

всей

системы

основных

факторов

труда,

определяющих

формирование

профессиональных

намерений личности и пути её реализации.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более

высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные

отношения

кардинально

меняют

характер

и

цели

труда:

возрастает

его

интенсивность,

усиливается

напряженности,

требуется

высокий

профессионализм,

выносливость

и

ответственность, трудолюбие и терпимость, сила воли и целеустремленность.

Главная

задача

трудового

воспитания

сформировать

у

каждого

воспитанника

общую

направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора

профессии.

Профориентация – органическая составная часть учебно-воспитательного процесса, когда на

основе

широкой

общеобразовательной

и

политехнической

подготовки

осуществляется

ознакомление учащихся с различными видами трудовой деятельности и своевременно решается их

подготовка

к

профессионалъному

самоопределению

с

учетом

личных

возможностей

и

общественных потребностей.

На сегодняшний день конкурентоспособность и профессиональная мобильность человека на

рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки,

которые могут применяться или трансформироваться применительно к динамично изменяющимся

жизненным ситуациям.

Современному молодому человеку, вступающему в трудовую жизнь, нужно кроме владения

базовой профессией, иметь и возможность её сменить, оперативно реагировать на рыночный

спрос, перейти в другой социальный статус, то есть быть высококонкурентоспособным и иметь

соответствующие интегративные профессиональные ценности.

От системы профессионального образования в настоящее время требуется создание новых

механизмов,

обеспечивающих

качество

образовательных

услуг

с

позиции

требований

профессиональной

деятельности;

подготовка

конкурентоспособного

специалиста,

владеющего

комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда.

В современных научных исследованиях проблема формирования конкурентоспособности

специалиста рассматривается в социальном, экономическом, организационном и педагогическом

аспектах. Конкурентоспособный специалист рассматривается не только как продукт производства

учебного заведения, но и как личность, обладающая определенными качествами; принимается во

внимание не только высокий уровень результатов его деятельности, но и способность выстоять и

победить в конкурентной борьбе.

Неотъемлемой

составляющей

профессионального

самоопределения

являет ся

информированность воспитанника о мире профессий и ситуации на рынке труда, о степени

соответствия его личностных качеств требованиям, предъявляемым той или иной профессией

(профессионально

важным

качествам),

об

аспектах

профессии

(заработная

плата,

процесс

и

особенности труда, условия труда, учебные заведения, предоставляющие нужное образование и

др.). Эти структурные элементы являются связующим звеном между ценностными ориентирами и

готовностью к осуществлению выбора.

Профориентационная

работа

является

естественным

продолжением

всей

педагогической

работы с детьми и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь

воспитаннику

в

выборе

профессии

не

только

помогает

ему

организовать

саму

учебную

деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в

будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в его отношение к

своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает

подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Таким образом, у меня возникла необходимость в реализации данной проблемы на практике

в детском доме.

Ошибки

в

выборе

профессии

наносят

вред

здоровью

и

психологическому

состоянию

воспитанников, а также обществу и государству в целом. Ведь если содержание профессии не

отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже.

Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые

рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы –

возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, которое выделяет

деньги на их бесплатное обучение.

Вся воспитательная работа должна быть построена таким образом, чтобы воспитанники

чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он приносит удовлетворение.

Чем больше информации у воспитанников о мире профессий, о жизненных проблемах и

путях их решения, тем больше вариантов выбора им представится, тем осознаннее будут их

действия.

Наличие

четких

профессиональных

и

личных

планов,

способности

их

реализовать

формирует

у

человека

чувство

социальной

защищенности.

Воспитанник

должен

хорошо

представить себя в своей самостоятельной жизни, поэтому я привлекаю как можно раньше

каждого из воспитанников к индивидуальному целеполаганию и планированию.

Особое внимание уделяю в своей деятельности ситуации успеха, поощрения. Дети открыто и

легко отзываются на данную форму общения. Успех становится первоисточником внутренней

собранности и сил воспитанника, рождающий энергию для того, чтобы справиться с трудностями,

преодолеть их. Преодоление проблем, трудностей, умение выходить из сложных ситуаций – это

самое главное в социализации и адаптации в обществе. С этой целью использую следующие

приемы:

Одобрения и поощрения

Благоприятный психо-эмоциональный климат

Советы и рекомендации

Четкая инструкция

Снятия чувства безнадежности (преодоление “не могу”, “не получится”)

Исключительности собственного “Я”

Сравнения, стремления, “Cделай лучше чем было”

Оценка результата

В организации и проведении профориентационной работы мною апробированы следующие

формы и методы работы:

Одним из основных методов является диагностика, которая предполагает использование

комплекса

психологических

методик,

обеспечивающих

возможность

получения

каждым

воспитанником информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их

соответствия

той

или

иной

профессии.

Диагностические

методы

представлены

мною

опросниками, анкетами, тестами.

Профконсультации -

задачи которых дать каждому ребенку обоснованный совет по

выбору профессии, соответствующей склонностям и здоровью.

Беседа – цель более глубоко и полно рассказать о людях той или иной профессии.

Диспут – где обсуждаем и отстаиваем свою точку зрения

Экскурсии – которые я планирую заранее, разрабатываю систему конкретных заданий

воспитанникам, используя главный метод – наблюдение и анализ.

Встречи со специалистами, где я преследую цель возбудить у воспитанников уважение к

людям различных профессий.

Деловые игры – это наиболее интересная форма для ребят. На основе интереса легче

сформировать положительный мотив и соответствующую активность.

Организация профессиональных проб – их задача включить воспитанников в реальные

трудовые отношения, которые реализуются через посещения воспитанниками кружков, обществ,

полезный труд, самообслуживание и т.п.

К

о с н о в н ы м результативным

критериям

и

показателям

эффективности

моей

профориентационной работы, прежде всего, относится:

- достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления

о

содержании

и

условиях

труда

в

избираемой

профессии

воспитанник

не

сможет

сделать

обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является

ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения,

потребностей общества в данных специалистах;

-

наличие сформированности у большинства детей позитивного отношения к труду и

трудовым отношениям.

-

потребность

в

обоснованном

выборе

профессии.

Показатели

сформированности

потребности

в

обоснованном

профессиональном

выборе

профессии

это

самостоятельно

проявляемая воспитанником активность по получению необходимой информации о той или иной

профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных

областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

- снизилось количества детей, имеющих вредные привычки;

-

уверенность

воспитанника

в

социальной

значимости

труда,

т.

е.

сформированное

отношение к нему как к жизненной ценности, связанной с потребностью в обоснованном выборе

профессии;

- степень самопознания воспитанника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои

профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора, даю

каждому воспитаннику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально

важных качествах;

- дети стали более уверенными в себе и самостоятельными;

-

наличие

у

воспитанника

обоснованного

профессионального

плана.

Показателем

обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих

индивидуальных

особенностей,

те

из

них,

которые

непосредственно

влияют

на

успех

в

профессиональной

деятельности,

т.

е.

профессионально

важные

качества.

Сформированность

последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяю

следующие:

-

индивидуальный

характер

любого

профориентационного

воздействия

(учет

индивидуальных

особенностей

воспитанника,

опыта

трудовых

действий,

развития

профессионально важных качеств);

-

направленность

профориентационных

воздействий

на

всестороннее

развитие

личности (предоставляю свободу в выборе профессии, создаю возможности для пробы сил в

различных областях профессиональной деятельности, пробуждаю активность в самостоятельном

выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

-

повысился

уровень

саморазвития

и

самосовершенствования

(как

психически,

так

и

физически).

Анализ итогов моей профориентационной работы показал, что большинство выпускников

выбирают и реализуют вариант, связанный с продолжением образования (преимущественно в

учреждениях

среднего

профессионального

образования

по

программам

подготовки

квалифицированных рабочих, служащих).

Мои воспитанники развиваются в условиях детского дома, где семья заменена учреждением,

в ситуации ограниченных социальных норм и социального опыта. Помимо черт, свойственных

всем воспитанникам интернатных учреждений характерны и такие, с которыми я сталкиваюсь –

специфические особенности моих воспитанников:

Отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического)

Затруднения в процессе восприятия

Принятие иждивенческой позиции, отсутствие ответственности, бережливости.

Недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей

действительности.

Бедность словарного запаса

Отсутствие готовности к интеллектуальному усилию.

Отсутствие желания к общественно-полезному труду.

Отрицание приобретения и закрепления навыков по самообслуживанию (“не хочу” и “не

буду”)

Неумение актуализировать свои способности и возможности для успешного реализации

преодоления трудностей.

Мои воспитанники нуждаются в помощи, в необходимости избавиться от всего наносного,

ненужного. Я помогаю им раскрыть и развить их потенциал, приспособить к самостоятельной

жизни, используя все возможности для их социализации.



В раздел образования