Напоминание

Развивающие задания с воспитанниками детского дома на занятиях по самоподготовке


Автор: Алексеева Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Центр содействия семейному устройству детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей и сопровождению приемных семей города Тобольска"
Населённый пункт: город Тобольск
Наименование материала: статья
Тема: Развивающие задания с воспитанниками детского дома на занятиях по самоподготовке
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развивающие задания с воспитанниками детского дома

на занятиях по самоподготовке

МБУ «Центр содействия семейному устройству

детей - сирот, детей оставшихся без попечения

родителей и сопровождение приемных семей г.Тобольска»

Воспитатель Алексеева Ирина Валерьевна

Контингент

воспитанников, с которыми мы работаем – это дети с нарушениями

интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные

данной категории детей и являются причиной снижения или отсутствия интереса к

учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять

домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её

результатам, включить в эту деятельность? Опыт работы педагогов с такими детьми,

показывает, что они включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как

интересное.

Отсюда

следует

вывод

преподнести

детям

самоподготовку

не

как

обязательный

режимный

момент,

а

как

занятие,

вызывающее

интерес

и

несущее

позитивный настрой.

Самоподготовка – это организационная форма учебной деятельности в условиях

Центра

как

один

из

наиболее

ответственных

режимных

моментов

по

выполнению

домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно

формируется навык самостоятельной учебной работы.

Если

основное

дело

учителя

-

дать

обучающимся

систематические

знания,

то

главная задача воспитателя на самоподготовке - закрепление знаний, полученных на

уроках,

научить

их

работать

в

коллективе, развить

у

воспитанников

навыков

самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой, и

используя мультимедийную продукцию.

Воспитатель должен побуждать воспитанника к самостоятельному размышлению,

всячески

стимулировать

его

волевые

усилия,

развивать

мыслительные

способности,

т а к и м

о б р а з ом

д о л ж н ы

б ы т ь

п р е д у с м о т р е н ы

р а з в и в а ю щ и е

з а н я т и я

перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе,

требующей от них активной умственной деятельности..

Учитывая, что воспитанники имеют определенные отклонения в познавательной и

эмоциональной сферах личности, на самоподготовке одним из эффективных методов и

приёмов, активно воздействующих на познавательно- эмоциональную сферу, являются

развивающие задания.

Развивающие

задания

способствует

созданию

у

обучающихся

эмоционального

настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает

общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же

материал без монотонности и скуки. Развивающие задания развивают мыслительные

действия,

которые

необходимы

при

работе

с

понятиями

(такими

как

обобщение,

абстрагирование,

анализ,

определение

понятий),

обучают

важным

мыслительным

умениям, (таким как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и

текстов, развивает активную речь обучающихся).

В

ходе

самоподготовки

проводятся

развивающие

задания

в

случаях,

когда

обучающиеся испытывают затруднения в выполнении задания. Например, задания на

развитие

внимания:

«Мозговой

штурм»,

«Найди

4-е

лишнее»,

«Зачеркни

букву»,

«Пойми

меня»,

«Расположи

по

порядку»,

«Летает,

не

летает»,

«Чего

не

хватает?»,

«Предметы,

которые

нас

окружают» (приложение

№1);

н а развитие

зрительно-

моторной координации: «Прочти слово», «Рисуем узоры», «Графический диктант»;

на

развитие

памяти:

«Жил-был

кот»,

«Что

изменилось?»;

на развитие

мышления:

«Закончи слово», «Скажи наоборот», и другие, которые не только повышают интерес к

выполнению

заданий,

но

и

стимулируют

активную

умственную

деятельность

обучающихся. Такие задания вводятся в порядке возрастающей сложности и в ряде

случаев, логически связанных друг с другом, так как последующий мыслительный приём

строится с опорой на предыдущий.

Развивающие

занятие

должны

находится

в

одной

образовательной

плоскости

изучаемых учебных тем и проводится с учетом заданной тематики домашнего задания

что позволяет иметь между собой прочную взаимосвязь.

Задание отбираю так, чтобы обучающийся объективно мог выполнить их хорошо.

Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в

учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к обучению.

Задания при этом не должны быть слишком лёгкими, требующими от обучающегося

определённых мыслей по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку. Они

должны иметь элементы новой информации. В то же время содержание объясняемого

должно опираться на прошлые знания.

В начале каждого нового занятия даю обучающемуся возможность вспомнить, какие

упражнения

он

делал

в

прошлый

раз.

С

некоторыми

обучающимися

необходимо

повторять

пройденный

материал

несколько

раз.

Стараюсь

добиться,

чтобы

задание

целиком выполнялось самостоятельно и без ошибок. В такой ситуации стремлюсь оказать

воспитанникам

психологическую

поддержку:

выделяю

успешные

действия,

демонстрирую веру в него, в его силы и способности и сообщаю ему об этом.

У

детей

активизируется

интерес

к

учению,

пропадают

«неработающие

паузы»,

возникает

потребность

внимательно

слушать

объяснения

воспитателя,

появляется

спортивный азарт в выполнении заданий

Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была

шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и

проведения

самоподготовки,

т.

к.

ничто

не

утомляет,

как

однообразие.

И

какой

бы

разумный

порядок

не

был

заведен

в

процессе

проведения

самоподготовки,

если

воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические

технологии, он не достигнет желаемого результата.

Подводя итог выше сказанного можно сделать вывод, что развивающие задания

способствуют развитию познавательного интереса, и служат средством формирования

мотивационного

компонента

учебной

деятельности,

позволяют

разнообразить

ход

самоподготовки. Если воспитанники с хорошим настроением, положительными эмоциями

подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы в

дальнейшем.

Приложение №1

Упражнения на развитие внимания

:

Игра «Мозговой штурм» ( используется как правила на разминку)

Шуточные задания.

Сколько орехов в пустом стакане Ответ: нисколько.

Наступил долгожданный ноябрь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом 3 сливы. Сколько

деревьев зацвело? Ответ: В январе деревья не цветут.

На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол.

Сколько яблок на столе? Ответ: (4)

У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки

внуков? Ответ: Одна внучка Даша.

Если съесть одну сливу, что останется? Ответ: косточка.

Один ослик нес 10кг сахара, а другой - 10кг ваты. Кому из них было тяжелее?

Ответ: одинаково.

Как вы думаете, что нам было необходимо для выполнения задания?

Ключевое слово: ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Игра "Исключи лишнее" (я назову 4 слова, а вы исключите лишнее, не обладающее

общим свойством).

Сущ., глагол, корень, прилагательное.

Приставка, корень, суффикс, сказуемое.

Подлежащее, сказуемое, однородные члены предложения, глагол.

Видеть, слышать, глаза, дышать

«Подбери правильно»

Подобрать

прилагательное:

(городской)

автобус,

(полный)

троллейбус,

(зеленый)

грузовик, (красивая) машина, (веселый) трамвай и т.д.

- Подобрать глагол к слову: троллейбус, такси, автобус (едет мчится подъехало, идет

обгоняет уехало и т.д)

« Назови одним словом»

Найди в каждой строчке лишнее слово и впиши его в клеточки.

1. Ворона, грач, бабочка, ласточка

2. Шапка, брюки, кепка, шляпа

3. Нос, уши, глаза, очки

4. Вишня, морковь, свекла, капуста

5. Молоток, книга, пила, топор

6. Корова, лошадь, овца, страус

7. Шкаф, стол, бочка, кровать

8. Лимон, цыпленок, банан, телевизор

9. Тарелка, стакан, чашка, ведро

''Зачеркни

букву''. Для

проведения

этой

игры

можно

использовать

корректурные

таблицы, а также вырезки из старых журналов. В течение 2-3 минут дети внимательно

просматривают каждую строчку в тексте и зачёркивают букву ''А''. Затем меняются

листочками и проверяют, нет ли ошибок, что обеспечивает концентрацию внимания ещё

на определённое время, то есть тоже является тренингом внимания.

«Кто быстрей сосчитает?»

на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном

порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и

указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя

командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой

и определяется лучший счётчик.

Примерный вид плаката:

90

75

71

63

66

67

82

86

68

76

87

61

73

89

81

74

88

65

77

84

80

69

78

62

70

64

83

72

79

85

Зрительно-моторная координация, пространственная ориентация

.

''Рисуем узоры''. Дети должны иметь листы в клетку и ручку или карандаш. На листах –

образцы выполнения различных узоров. Детям предлагается внимательно рассмотреть

образец и продолжить его до конца строки. Обратить внимание детей на точность,

аккуратность выполнения задания. Постепенно узоры усложняются.

''Графический диктант''. Материал: ручка, тетрадный лист в клетку, на котором заранее

проставлены 3 точки в левой части листа. Они находятся друг под другом на расстоянии

в 4-5 клеток. От левого края листа они удалены на 2-3 клетки. Задача детей рисовать узор

под диктовку, начиная с указанных точек, затем продолжать рисование этого узора

самостоятельно до конца строки. Для каждой точки диктуется свой узор. Диктовать

следует медленно и чётко. Во время рисования ручку (карандаш) от бумаги отрывать

нельзя. Когда дети научатся выполнять простые узоры, предлагать для рисования более

сложные узоры . Перед выполнением задания уточнить понятия ''вверх'', ''вниз'', ''вправо'',

''влево''.

Память

''Жил

-

был

кот…''. Упражнение

заключается

в

составлении

ряда

определений

к

существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в

конце своё определение. Например, ''Жил был кот. Это был красивый кот. Это был

красивый пушистый кот. Это был красивый пушистый чёрный кот'' и т.д.

''Что изменилось?''. Разложить на столе 10 предметов (можно использовать картинки

или маленькие игрушки). Предложить детям внимательно рассмотреть их в течение 2

минут

и

попросить

детей

отвернуться

или

закрыть

глаза.

Поменять

местами

2-3

предмета.

Потом

спросить,

что

изменилось. Усложнение. Повысить сложность игры

можно, если увеличить общее количество предметов, увеличить количество предметов,

которые меняют место расположения, и сократить время на запоминание.

Мышление

''Закончи слово''. Воспитатель произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить

его. По очереди каждому ребёнку воспитатель кидает мяч, говорит 1-ый слог, ребёнок

ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно. Слоги: ра, го, по, на,

пе, зем, до, ла, ка и т.д.

«Цепочка». Один игрок (воспитатель или ребенок) называет слово, другой подбирает

свое слово, где начальным звуком

будет последний звук предыдущего слова. Игру

продолжает следующий участник и т.д. Повторять слова, названные другими игроками,

нельзя. Задача игры – не разорвать цепочку. Например школа-автобус-стоянка-апельсин

''Говори

наоборот''. Игра для обучения детей умению находить предметы, явления,

слова с противоположным смыслом. Ведущий называет первое слово пары. Ребёнок

должен

подобрать

к

нему

слово,

имеющее

противоположное

значение

или

смысл.

Начинать можно с наиболее простых пар, например: большой – маленький, короткий

длинный (чтобы дети лучше разобрались в условиях игры). Потом перейти к более

сложным

парам,

например: плакать

смеяться,

опускаться

подниматься,

открывать – закрывать, нападать - защищаться, начинать – заканчивать, близко –

далеко и т. д.

''Зашифрованное слово''.

Педагог произносит по слогам слова. Из каждого слова необходимо отделить первые

слоги и из них составить новое слово, например:

колос – рота- ваза (корова),

машина –малина (мама),

кора – лото, боксёр (колобок).

Из двух последних слогов составить слово: Змея – рама (яма), Зима – яма (мама) и т.д.

«Слоговая

цепочка». Педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам,

например:

ок-но.

Далее

игроки

по

очереди

подбирают

слова

так,

чтобы

каждое

последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего: ок-но; но-ра; ра-на; на-

вес.

Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и назвал больше всех

слов.

Сколько точек – столько букв

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно

количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова и

некоторые записывают в тетрадь,



В раздел образования