Напоминание

"Моя семья-моё богатство"


Автор: Милаева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №78 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Моя семья-моё богатство"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по социально-личностному

воспитанию

«Моя семья- моё богатство»

Воспитателя второй младшей группы

№4

Милаевой Т.В.

«Без прошлого нет будущего».

К.Д.Ушинский

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его

предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но

на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням,

знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно

привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они

произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как

личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на

чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать

человек.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение

множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного

отношения к своим родителям.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают

родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно

семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений,

сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием

«семья» невозможна без поддержки самой «семьи».

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого

человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над

проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и

развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку,

что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны

помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к

членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта:

Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.

Формирование у детей понятие «Семья».

Задачи:

Формировать у детей представление о семье.

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение

проявлять заботу о родных людях.

Обобщать отношения детей с родителями опытом совместной творческой

деятельности.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с

ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.

Образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие:

Социализация:

Развитие игровой деятельности.

Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Формирование гендерной, семейной принадлежности.

Коммуникация:

Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.

Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Формировать у детей моральные и нравственные ценности.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект.

Труд:

Развитие трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и

его результатам.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе

и жизни каждого человека.

Безопасность:

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира

природы ситуациях и способах поведения в них.

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира

природы поведения.

Познавательное развитие:

Познание (Целостная картина мира):

Понимать роль взрослых и детей в семье.

Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Формировать умение называть членов соей семьи.

Воспитывать культуру поведения.

Обогатить знания о своей семье.

Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.

Познание (Конструктивная деятельность):

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка -

дома - улица и тд.

Сооружать новые постройки, используя раннее полученные знания.

Совершенствовать конструктивные умения.

Речевое развитие:

Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного

произведения.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за

развитием действия, сопереживать героям произведения.

Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.

Продолжать работу над развитием связной речи.

Формировать умение отвечать на вопросы.

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Формировать умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

Художественно – эстетическое развитие:

Художественное творчество:

Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке.

Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих

предметов и природы.

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.

Развивать чувство форм и композиции.

Вызывать радость от созданного детьми изображения.

Формировать навыки аккуратной работы.

Музыка:

Приобщать детей к народной и классической музыке.

Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.

Приучать слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер

музыки.

Формировать умение развитию навыков выразительной и эмоциональной

передаче игровых и сказочных образов.

Физическое развитие:

Здоровье:

Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.

Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное

проветривание.

Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.

Приучать детей следить за своим внешним видом.

Формировать элементарные навыки поведения за столом.

Физическая культура

Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.

Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.

Приучать действовать совместно.

Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать

основные движения.

Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать

движения, ориентироваться в пространстве.

Возраст участников: дети 3 - 4 года.

Тип проекта: долгосрочный (весь учебный год).

Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы, родители.

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.

Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни

бабушек и дедушек.

Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установить с ними

доверительные и партнёрские отношения.

Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

2. НОД.

3. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Выставка детских рисунков.

6. Консультации для родителей.

7. Выставки.

8. Фотовыставки.

9. Создание альбома.

10. Родительское собрание.

11. Анкетирование родителей.

Оборудование:

компьютер,

магнитофон,

принтер,

сканер,

мультимедиа,

фотоаппарат.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

1. Опрос детей по проблеме.

2. Анкетирование родителей.

3. Определение целей и задач.

4. Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический):

1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и

приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.

2. Консультации для родителей: «Психовозрастные особенности детей младшего

дошкольного возраста, «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись

без наказания?»,«Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и

детском саду», «Ошибки семейного воспитания»,«Роль отца в семейном

воспитании», «Отец как воспитатель».

3. Выставки: «Вырастили у себя на огороде», «Моя мама-рукодельница», «Наши

руки, не для скуки».

4. Фотовыставки: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа все

умеет», «Мамочка любимая моя!».

5. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя».

6. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр:

«Семья», «Больница», «Магазин».

7. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций

по проблеме.

III этап - заключительный:

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже».

3. Презентация проекта «Моя семья».

План - график реализации проекта

Этапы

Содержание

Сроки

1 этап.

Опрос детей: «Семья глазами детей».

сентябрь

Подготовительный

Анкетирование родителей.

2 этап.

Основной

Коммуникация:

Рассказывание русской народной сказки

«Колобок»

Рассматривание иллюстраций к сказке

«Колобок»

Рассматривание картины «Коза с козлятами»

Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке

живет?»

Ира – инсценировка «Моя семья»

Чтение русской народной сказки «Гуси-

лебеди»

Чтение К.Ушинский «Петушок с семьёй»

Чтение стихотворения И. Косякова «Все она»

Дидактическое упражнение «Очень мамочку

люблю, потому, что...»

Познание:

«Овощи с огорода бабушки и дедушки»

«Знакомство детей с куриным семейством»

«Знакомство детей с коровьим, козьим,

лошадиным семейством»

«Знакомство детей с понятием «Дом»»

«Я и мой папа»

«Папы разные нужны, папы всякие важны…»

Папы Защитники нашей страны…»

«Мамы есть у всех»

«Я и моя мама»

«Вот так мама, золотая прямо»

«Посадка семян на грядке для бабушки»

Конструирование:

«Загородка для животных из кирпичиков у

бабушки в деревне»

«Двухэтажный домик дл мамы»

2 сентября

16 сентября

14 октября

6 ноября

20 января

3 февраля

3 марта

3 сентября

15 октября

22 октября

5 ноября

4 февраля

11 февраля

18 февраля

4 марта

11 марта

18 марта

27 мая

«Гараж для мамы»

Рисование:

«Цветные ниточки для бабушки»

«Разноцветные шары для мамы»

«Красивая тележка для папы»

«Машина для дедушки»

Лепка:

«Баранки для дедушки»

«Погремушка для братика».

Аппликация:

«Разноцветный коврик для мамы (шарики и

кубики) »

11 октября

28 февраля

7 марта

16 октября

13 ноября

5 февраля

9 апреля

15 ноября

20 декабря

27 ноября

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

Сентябрь -

май

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

Чтение стихотворений, разучивание песен

на тематику:

«Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто

«Мама» К. Ибряев

«Мама», «Моя мамочка» Я. Ким

«А что у вас» С. Михалков

«Посидим в тишине» Е. Благинина

«Купание» «Младший брат» А. Барто

«Маму поздравляют малыши» Л. Миронова

«Яблочко румяное» Е. Стеквашова

«Мамин портрет» Г. Виеру

«Мамочке подарок» О. Чусовитина

«Каждый по своему маму поздравляет» И.

Ивенсен

Сентябрь -

май

Рассматривание иллюстраций:

«Семья», «Петушиная семья», «Папина

работа», «Мама - повар».

Сентябрь -

май

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»

Сентябрь -

май

Рассматривание фотографий членов семьи,

семейных альбомов.

Сентябрь -

май

Дидактические игры:

«Кем быть?»

«Сложи картинку»

«Определи возраст»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Исправь Незнайку»

«Родственные отношения»

«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу

сказать»

«Назови, как тебя дома ласково называют?»

Сентябрь -

май

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин», «Будем

заваривать чай», «Уложить куклу Машу спать»,

«Шофёр везёт груз».

Сентябрь -

май

Беседы:

«Формирование навыков безопасного

поведения детей дома».

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с

использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

«Петушиная семья»

«Как я помогаю родителям»

Сентябрь -

май

Театрализация по сказкам:

«Дедка и Репка»

«Маша и медведь»

«Курочка Ряба и золотое яйцо»

Сентябрь -

май

Консультации:

«Психовозрастные особенности детей

младшего дошкольного возраста»

«Особенности развития ребенка 3-4 лет»

«Можно ли обойтись без наказания?»

«Права ребенка в семье»

«Роль дидактической игры в семье и детском

саду»

«Ошибки семейного воспитания»

«Роль отца в семейном воспитании»

«Отец как воспитатель»

2 сентября

9 сентября

23 сентября

7 октября

25 ноября

21 января

10 февраля

1 апреля

Выставки:

«Вырастили у себя на огороде»

«Моя мама-рукодельница»

«Наши руки, не для скуки»

18 сентября

28 октября

3 февраля

Фотовыставки:

«Моя семья»

«Мои бабушка и дедушка»

«Мой папа все умеет»

«Мамочка любимая моя!»

29 ноября

9 октября

20 февраля

3 марта

Выставка детских рисунков:

«Моя семья»

«Милая мамочка моя»

3 марта

20 мая

Родительское собрание:

«Роль семьи в речевом воспитании»

16 декабря

3 этап.

Заключительный

Родительское собрание: «Успехи 2-й

младшей группы. Моя семья - что может быть

дороже»

12 мая

Опрос детей: «Семья глазами детей».

май

Методический продукт: Презентация проекта

«Моя семья»

май

Список литературы:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц.

Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка -

Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.:

Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет».

6. Шорыгина «Беседы об этикете.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Возрастные особенности детей четвертого года жизни.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и

психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность;

более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности

ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в

этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка

приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании,

конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии

с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не-сформированности

произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и

сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который

является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним

малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные

потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со

сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет

на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в

качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные

игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются

новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим,

эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах

деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами

предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и

усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные

эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми

сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается

способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и

усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе

таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а

объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные

изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные

виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для

существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм

обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой

форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение

определенного задания.

В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать

образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения

играет опыт и знания ребенка, его кругозор.

Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников,

смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша,

эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью.

Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было

непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.

Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном

предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе.

Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от

физического комфорта.

На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому

характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.

К 4 годам дети могут воспринимать:

до 7 и более цветов,

до 5 и более форм предметов,

способны различать предметы по величине,

ориентироваться в пространстве.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко,

далеко) ;

группировка предметов одного цвета, формы, размера;

сравнение по цвету, форме, размеру, весу;

по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас)

выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет) ;

координация движений рук и зрения;

формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше) .

Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и

5-6 названий предметов, а также большие отрывки из любимых произведений.

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более

обогащает свои представления о мире и получает знания:

о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи;

сегодня холодно, тепло, жарко, и другое.

о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет

первичные понятия о них;

о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

В возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих

представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны.

У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы.

Дети уже могут использовать цвет. Позвольте своему ребёнку рисовать, не отмахивайтесь

от него, если он просит карандаши или фломастеры. Рисование связано, по мнению ученых, с

развитием речи.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники

способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми,

но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен

товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно.

Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные

действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся

показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.

Обо всём этом стоит систематически беседовать с воспитателями.

Важным моментом в воспитании ребенка четвертого года жизни является обязательное

подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке

— закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о

животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия

некоторых из них.

Все эти глубокие изменения психики ребёнка происходят не сами по себе, а под

определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с

окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность,

обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность,

развивают определённые психологические черты.

Родители должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность

проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Нельзя

забывать, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс,

занимающий долгие годы.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Права и обязанности ребенка дошкольного возраста»

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек

считается взрослым. У детей, как и взрослых, есть свои права и обязанности. Права – это

установленные и охраняемые государством нормы и правила. Права ребенка – это те права и

свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий:

расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения,

имущественного, сословного или иного положения. Обязанности – это определенный круг

действий, обязательных для выполнения. Для ребенка – это, например, обязанность уважать и

почитать взрослых.

Родившись, ребенок имеет право:

На гражданство, с самого рождения он является гражданином государства, в котором живет;

На имя, отчество и фамилию;

Жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;

На заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими); на защиту своих прав и

законных интересов родителями (лицами, их заменяющими, органами опеки и попечительства,

прокурором, судом;

На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

На охрану здоровья и медицинское обслуживание;

На образование, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

На отдых и досуг, участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его

возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством;

Выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

Иметь право собственности на имущество (полученное в дар или в наследство, а также

приобретенное на средства ребенка).

Ребенок обладает правоспособностью по гражданскому праву. На имя ребенка может быть открыт

счет в банке.

С 6 лет ребенок вправе самостоятельно заключать:

- мелкие бытовые сделки;

- сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального

удостоверения или государственной регистрации;

- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с

согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Обязанности.

Законом не урегулированы обязанности дошкольников, поэтому смело можно утверждать, что

настоящие обязанности появляются у детей с момента начала обучения в школе, то есть, как

правило, с 6-7 лет. Это, конечно, не означает, что у дошкольников нет никаких обязанностей, но эти

обязанности устанавливают для них сами родители и тут все зависит от правил, сложившихся в

конкретной семье. Из обязанностей дошкольников следует выделить наиболее часто

встречающиеся:

Слушаться родителей и лиц их заменяющих, принимать их заботу и воспитание за исключением

случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего обращения, эксплуатации.

В этом возрасте для ребенка могут быть установлены некоторые бытовые обязанности, такие как

уборка в собственной комнате, помощь родителям по хозяйству и так далее.

Так же соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных

учреждениях.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Роль дидактической

игры в развитии дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка

действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства

тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л.С Выготскому , состоит в

том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых

является система отношений со взрослыми.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально

осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения

действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Итак:

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию,

замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят

основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут

реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому игра - это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во

взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не

может.

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка

действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства

тенденция к немедленной реализации желаний.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально

осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности. ” В.А. Сухомлинский

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию

восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на

умственное развитие дошкольника в целом.

Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может

принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает "пустой"

промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется

тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих

ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной

структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

(В. Н. Кругликов, 1988)

Дидактическая игра — это такая коллективная , целенаправленная учебная деятельность,

когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют

свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по

имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом

игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого

из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в

игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него

воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива., через игру дети могут познать

жизнь, познать самих себя.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие

требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет

сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание

взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления,

речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому,

чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и

интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры.

Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые

проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы

определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или

невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения

задания.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии

игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе.

Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде

загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам

игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение

учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того,

правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям

коллектива.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру

занимательной , напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со

сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного

результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они

получили бы радость от выполнения задания.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые

регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им

возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для

достижения цели игры.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при

необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре,

подбадривает отстающих .

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают

обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание

детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для

детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по

отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок,

пространственные преобразования и т.д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей

на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия

для выполнения дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и

действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы,

является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное

содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении

учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так

как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе

говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания,

представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в

связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать

средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется

через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед

детьми в виде игрового замысла (задачи).

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование.Это

наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности,

а также дидактические раздаточные материалы

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает

игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи

и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда

является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное

удовлетворение.

В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры .

Дидактический эффект усиливается если дети принимают участие в подготовке атрибутов и

призов, а также в разработке правил игры.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие

основных из них разрушает игру . Без игрового замысла и игровых действий, без организующих

игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму,

превращается в выполнение указаний, упражнений.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее

эффективность, приводят к желаемому результату.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть

подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение

команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка,

подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой

форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть

у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных

воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи

учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению,

затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях

:подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения :углубление и обобщение знаний,

развитие сенсорных способностей ,активизация психических процессов;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения

детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть , не мешая другим;

- определение количества играющих ;

- подготовка необходимого дидактического материала для игры;

- подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры ,свое

место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка и игре детей: обогащение их знаниями , представлениями о предметах и явлениях

окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом ,который будет

использован;

- объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в

соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять

действия, показывая ,что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего ,болельщика или

арбитра;

- подведение итогов игры–это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно

судить об его эффективности , о том, будет ли она с интересом использоваться в

самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей,

понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет

также интересной .Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и

проведения :какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не

сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс

проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить

индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать

индивидуальную работу с ними .Самокритичный анализ использования игры в соответствии с

постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей

работе. Игра становится методом обучения ,принимает форму дидактической ,если в ней четко

определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель

знакомит детей с правилами , игровыми действиями учит, как их надо выполнить. Дети

оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются ,систематизируются

,обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с

воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими , их

высказываниями ,действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя

информации .И это очень важно для его развития.

Дети малоактивные ,неуверенные в себе, менее подготовленные ,как правило в начале берут на

себя роль болельщиков ,при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы

выполнить игровую задачу, стать победителем.

Используемая литература:

1. А.К.Бондаренко "Дидактические игры в детском саду"-М., 1991г.

2. А.И.Сорокина"Дидактические игры в детском саду"-М.,1982г,

3. А.И.Максаков, Г.А . Тумакова "Учите ,играя"-М.,1981г.

4. Д.В. Мендерицкая Воспитателю о детской игре М.,1982.

5. Р.И.Жуковская" Игра и её педагогическое значение"-М.,1975г



В раздел образования