Напоминание

"Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста "


Авторы: Клемашова Татьяна Анатольевна, Драпий Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№57 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного

возраста

Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не

сказаться на такой сфере общественной жизни как образование, остро

реагирующей на всё происходящее.

В

настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок

почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи,

страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию

собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на

земле.

Проблема

воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее

острота не ослабевали никогда. В числе важнейших задач, стоящих перед

обществом находится вопрос духовно-нравственного воспитания детей

и молодежи. Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде

с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной

морали, в атмосфере без духовности, безверия и агрессивности.

В современном обществе

данная проблема приобретает особую актуальность. Поэтому современное

педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить

современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры,

являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны

и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром.

Нравственное воспитание выступает средством практической реализации

мировоззрения человека, обеспечивает единство его мыслей и чувств, слов

и дел, убеждений и поведения.

Результатом духовно-нравственного

воспитания является умение человека предвидеть и реально оценивать

глубину и характер возможных последствий совершаемых поступков, а также

умение нести за них ответственность, то есть действовать согласно своей

совести, своему духовному началу.

Задумываясь об истоках нравственных

чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это шум листвы

молодых берез, яркие восходы и безгранично красивые закаты солнца, и

журчанье весенних ручьев, и плывущие по этим ручьям кораблики.

Наиболее благоприятным периодом в жизни ребенка для формирования

его духовно-нравственной сферы является дошкольное детство. Крылатая

фраза «Все начинается с детства» – как нельзя лучше сочетается с данным

вопросом.

В этом возрасте

происходит активное развитие душевных и телесных сил ребенка,

приобретаются первичные знания об окружающем мире, образуются

нравственные навыки и привычки, которые в дальнейшем будут регулировать

поступки индивида. Непрерывное воспитание ребенка с первых лет жизни

обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное

формирование личности.

Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников

требует поиска новых, более эффективных путей. Одним из наиболее

действенных средств, в формировании ценностного отношения к жизни

является художественное слово. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал

важность чтения как источника духовного обогащения, которое не сводится

к умению читать. Он называл чтение окошком, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Устное народное творчество сохраняет особенные черты

национального характера, присущие ему нравственные ценности. Одним из

жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются

пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это

воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В

пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются

различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества,

высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс

рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о

процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в

целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию

дошкольников.

В

произведениях устного народного творчества особое место занимает

уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому

фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и

нравственного воспитания и развития детей.

Но из всего разнообразия литературных жанров особое предпочтение

мы отдаем сказке. Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков,

анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что

«духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить

человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать

и станет еще более могучим. В этом — бессмертие человечества. В этом —

вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества

к своему духовному и нравственному прогрессу».

Особую роль в приобщении ребёнка к

народной культуре играют народные праздники, они выражают

национальный характер и самобытность времени.

Нужно отметить, что в духовно-

нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольным

учреждениям, но и семье.

Семья является основой духовно-

нравственного воспитания. Дух, который царит в семье, все это формирует

внутренний мир ребенка.

Родителям нужно помнить, что огромное

значение для маленького ребенка имеет пример взрослых. Именно на

положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников

формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Близкое

окружение ребенка должны сохраняться, передаваться нравственные и

духовные обычаи, ценности, созданные дедами и прадедами. Родители

должны помнить, что они главные ответственные за воспитание своих детей.

Решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы

гарантируем свое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-

нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом

личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и

неотъемлемой частью достойного человека.

Литература:

1.Лекторский В. А. Духовность и рациональность // Вопросы философии.

1996. № 2. С. 3–18.

2.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. «Радяньска школа», 1985. — 22 с.

3.Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного

возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ

«Перспектива», 2012.-248с.

4. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.



В раздел образования