Авторы: Клемашова Татьяна Анатольевна, Драпий Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№57 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование
Проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного
возраста
Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, не могли не
сказаться на такой сфере общественной жизни как образование, остро
реагирующей на всё происходящее.
В
настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок
почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи,
страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию
собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на
земле.
Проблема
воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее
острота не ослабевали никогда. В числе важнейших задач, стоящих перед
обществом находится вопрос духовно-нравственного воспитания детей
и молодежи. Подрастающее поколение растет и воспитывается в среде
с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной
морали, в атмосфере без духовности, безверия и агрессивности.
В современном обществе
данная проблема приобретает особую актуальность. Поэтому современное
педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить
современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры,
являющиеся ядром личности, благотворно влияющие на все стороны
и формы взаимоотношений растущего человека с окружающим миром.
Нравственное воспитание выступает средством практической реализации
мировоззрения человека, обеспечивает единство его мыслей и чувств, слов
и дел, убеждений и поведения.
Результатом духовно-нравственного
воспитания является умение человека предвидеть и реально оценивать
глубину и характер возможных последствий совершаемых поступков, а также
умение нести за них ответственность, то есть действовать согласно своей
совести, своему духовному началу.
Задумываясь об истоках нравственных
чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это шум листвы
молодых берез, яркие восходы и безгранично красивые закаты солнца, и
журчанье весенних ручьев, и плывущие по этим ручьям кораблики.
Наиболее благоприятным периодом в жизни ребенка для формирования
его духовно-нравственной сферы является дошкольное детство. Крылатая
фраза «Все начинается с детства» – как нельзя лучше сочетается с данным
вопросом.
В этом возрасте
происходит активное развитие душевных и телесных сил ребенка,
приобретаются первичные знания об окружающем мире, образуются
нравственные навыки и привычки, которые в дальнейшем будут регулировать
поступки индивида. Непрерывное воспитание ребенка с первых лет жизни
обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное
формирование личности.
Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников
требует поиска новых, более эффективных путей. Одним из наиболее
действенных средств, в формировании ценностного отношения к жизни
является художественное слово. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал
важность чтения как источника духовного обогащения, которое не сводится
к умению читать. Он называл чтение окошком, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Устное народное творчество сохраняет особенные черты
национального характера, присущие ему нравственные ценности. Одним из
жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются
пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это
воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В
пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются
различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества,
высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс
рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о
процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в
целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию
дошкольников.
В
произведениях устного народного творчества особое место занимает
уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому
фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и
нравственного воспитания и развития детей.
Но из всего разнообразия литературных жанров особое предпочтение
мы отдаем сказке. Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков,
анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что
«духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить
человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать
и станет еще более могучим. В этом — бессмертие человечества. В этом —
вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества
к своему духовному и нравственному прогрессу».
Особую роль в приобщении ребёнка к
народной культуре играют народные праздники, они выражают
национальный характер и самобытность времени.
Нужно отметить, что в духовно-
нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольным
учреждениям, но и семье.
Семья является основой духовно-
нравственного воспитания. Дух, который царит в семье, все это формирует
внутренний мир ребенка.
Родителям нужно помнить, что огромное
значение для маленького ребенка имеет пример взрослых. Именно на
положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников
формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Близкое
окружение ребенка должны сохраняться, передаваться нравственные и
духовные обычаи, ценности, созданные дедами и прадедами. Родители
должны помнить, что они главные ответственные за воспитание своих детей.
Решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы
гарантируем свое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-
нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом
личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и
неотъемлемой частью достойного человека.
Литература:
1.Лекторский В. А. Духовность и рациональность // Вопросы философии.
1996. № 2. С. 3–18.
2.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. «Радяньска школа», 1985. — 22 с.
3.Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного
возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ
«Перспектива», 2012.-248с.
4. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.