Напоминание

"ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА"


Автор: Клименко Ирина Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

«ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА»

Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик,

в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключать-

ся на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружа-

ет.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно

больше неповторяющихся слов.

Когда вы вместе с ребенком pacсматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые раз-

нообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего ну-

жен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные

признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее

слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и

их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, ко-

леса, мотор...» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья...»

5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в сло-

весных играх.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек...» — «А что

выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что

бывает широким?» — «Река, улица, лента...» — «А что шире — ручеек или река?» Так

дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «вы-

сота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помо-

гают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым?

Гладким? Круглым?..

6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу,

ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существи-

тельные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля,

дерево, портфель, краски... Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбира-

ются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый,

большой...

8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если ма-

лышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это

может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложня-

ется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пы-

тается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша

надевала одежду на куклу».

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово,

ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — малень-

кий».

11. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль,

посох.

12. Игра «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.

Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:

— Оля проснулась и... (стала умываться).

— Коля оделся и... (побежал гулять).

— он замерз и... (пошел домой).

— стали они играть... (с зайчиком).

— зайчик испугался и... (побежал, спрятался)

— девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают

воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот чело-

век, с каким животным ассоциируется?

14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному марш-

руту — на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить

свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите

вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с

собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увиди-

те... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то

занять, — например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспор-

те. Все, что нужно в таких случаях, — чтобы в маминой сумочке нашлась пара флома-

стеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна —

улыбающаяся, другая — печальная, третья — удивляющаяся. Пусть на одной руке ока-

жется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам име-

на, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию

нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачи-

ваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и назы-

вает их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек

зависит от возраста ребенка, чем старше — тем картинок больше. Несмотря на кажущу-

юся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревновать-

ся, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило,

когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно расска-

зывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а

мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в

животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа

первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не

один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без дру-

гих членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В каче-

стве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возмож-

ность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблю-

дайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интерес-

ным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается

независимо от того, какие события — реальные или вымышленные — им воспроизво-

дятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр

мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на

самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны

сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет

дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказ-

чика!



В раздел образования