Напоминание

"Влияние развития мелкой моторики и координации движений на речевое развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Шелепова Марина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Алтайский край г.Барнаул
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Влияние развития мелкой моторики и координации движений на речевое развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Условия становления опыта

Опыт формировался на базе МБДОУ «Детский сад №12 «Здоровячок»

Октябрьского района г.Барнаула в течении 3 лет. На формирование опыта

работы влияние оказали следующие факторы.

Педагогом была проведена диагностика уровня речевого развития детей

младшего дошкольного возраста, речевой активности детей на занятиях и в

самостоятельной деятельности, в результате чего были выделены такие

факты:

-у детей преобладал уровень речевого развития, не соответствующий

возрасту;

-речевая активность была снижена, дети не могли в полной мере выразить

свои мысли;

-уровень развития произносительной стороны речи у многих детей ниже

возрастной нормы;

-развитие общей и мелкой моторики не соответствует возрасту;

-в группе практически отсутствовала предметно-развивающая среда для

полноценного развития мелкой моторики и речи детей.

Кроме вышеуказанных фактов для становления опыта оказало влияние

изучение методической литературы по речевому развитию дошкольников и

опыт коллег, а также то , что ведущим направление ДОУ является внедрение

здоровьесберегающих технологий во все образовательные процессы.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

Одним из приоритетов дошкольного образования сегодня является задача

целостного развития личности дошкольника, подготовка его к дальнейшему

обучению в школе. Выпускники детского сада в результате освоения

программы по дошкольному образованию должны уметь:

-принимать живое заинтересованное участие в образовательном процессе;

-уметь общаться со сверстниками и взрослыми, изменять стиль общения в

зависимости от ситуации;

-соблюдать правила здорового образа жизни;

-управлять своим поведением и планировать свои действия на основе

первичных ценностных представлений;

-решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

-овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.

В последнее время в нашей стране отмечается тенденция на увеличение

количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,

прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными

инфекциями .Проблема исправления речи в наше время является актуальной.

Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их

необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными критериями,

которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются6

овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди

особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что

ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит

благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной

деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения

значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая

раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий,

управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и

мимики) становится уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к

предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно

обращаться к взрослым. Но обратиться к ним он сможет только овладев

речевым общением.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движений

пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова отмечала,

что кисть руки надо рассматривать как орган речи. если развитие движений

пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в

пределах нормы.

Конечно, развитие мелкой моторики- не единственный фактор,

способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита

моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребенка будет

недостаточно развита. Значит необходимо развивать речь ребенка в комплексе

- много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор,

стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, показывать

картинки, которые дети с удовольствием рассматривают, рассказывать обо

всем, что окружает ребенка. И плюс к этому -развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Общая моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию

мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие

мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей дошкольного возраста;

улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас;

вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на

кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается,

когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие

пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего

формирования устной и письменной речи.

Мы часто замечаем, что у большинства детей пальчики малоподвижны,

движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат

ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда

могут застегнуть пуговицу, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки.

Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в

детском саду становится все более обычным явлением и почти во всех

случаях влияет на развитие речи, не только устной, но и письменной.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем

самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте 5-7лет работа по развитию

мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью

подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в

головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев

рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя

тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние

зоны, отвечающие за речь.

Включая подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики, мы

формируем у ребенка одновременно умение точно и ловко выполнять те или

иные движения. Оптимальным является использование физкультминуток. В

ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из

пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая

деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный

настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей

быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой

моторики и координации движений руки должна стать важной частью

подготовки к школе. В частности. К письму. Следовательно, уровень речевого

развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития

«тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно,

чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку,

владел зрительно-моторной координацией.

Опыт является актуальным, так как:

-ориентирован на развитие приемственно -перспективныхсвязей между

дошкольной и школьной ступенями образования;

-дает возможность роста профессионального уровня педагогов по вопросам

речевого развития;

-позволяет повысить уровень родительской компетентности по вопросам

речевого развития и факторов, влияющих на данный процесс.

Проблема проекта: какова необходимость организации целенаправленной и

систематической работы по развитию мелкой моторики и развития речи у

детей дошкольного возраста через использование различных форм, методов и

приемов .

Целью данного опыта является раскрытие актуальности использования

различных методов и приемов для совершенствования развития речи и

развития мелкой моторики, разработки и улучшения условий для развития

мелкой моторики пальцев рук, моторики артикуляционного аппарата,

способствующих развитию речи детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

-создать условия для развития мелкой, артикуляционной, мимической, общей

моторики и координации движений у детей дошкольного возраста;

-сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой

деятельностью детей;

-учить детей конструктивным способам взаимодействия со сверстниками и

взрослыми, то есть уметь договариваться, распределять действия при

сотрудничестве;

-формирование графических умений и навыков;

-совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

-повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых

игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

-составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук,

способствующей развитию речи на основе тематического планирования;

-подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой

моторики рук, нацеленных на формирование и развитие речи;

-привлечь родителей к изготовлению развивающей среды в группе по

развитию мелкой моторики и речи;

-развивать мелкую моторику пальцев у детей дошкольного возраста,

используя разнообразные формы, методы и приемы;

-формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в

зависимости от ситуации;

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

В своей работе по данному направлению педагог применял накопленный

опыт современных педагогов :Л.П.Савиной «Пальчиковая гимнастика для

развития речи дошкольников», Лопуги Е.В. «Здоровьесберегающие подходы

к обучению детей на разных этапах развития в условиях современного

образования», Лопухиной И.В. «Речь. Ритм, Движение »(авторская методика

развития общей и мелкой моторики), Синициной Е.И. «Умные пальчики».и

основные принципы:

-Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать

немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается

многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка

проходит по нескольким разделам;

-Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке,

затем на левой; при успешном выполнении- на правой и левой руке

одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через

какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка,

который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с

заданием;

-Деятельность-развитие мелкой моторики осуществляется через различные

виды деятельности;

-Интеграция - необходимость взаимодействия всех субъектов

педагогического процесса в данном направлении;

-Индивидуальный и дифференцированный подход Подборка игр и

упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав

варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей

детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо

постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во

всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое

также может привести к негативизму.

Для достижения цели и реализации поставленных задач можно использовать

следующие педагогические средства:

-использование в работе здоровьесберегающих технологий (пальчиковая

гимнастика, физкультминутки, дыхательная гимнастика, зрительная

гимнастика);

-использование игр, направленных на развитие тонкой моторики рук;

-использование театрализованных игр( пальчиковый театр);

-использование фольклорного материала при проведении игр и занятий с

детьми.

Объектом исследования выступает процесс речевого развития

дошкольников.

Предмет исследования- средства и формы работы с детьми по развитию

речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.

В исследовании выдвинута гипотеза, согласно которой процесс речевого

развития детей будет осуществляться успешно, если:

-созданы соответствующие педагогические условия для речевого развития

детей в дошкольном возрасте -разработаны содержание, средства, формы и

методы работы по развитию речи с учетом возрастных, индивидуальных

особенностей детей дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее

значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый

вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно

сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном

уровне, когда его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По

мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс.

Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее

происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Вернемся в предысторию вопроса. Влияние мануальных( ручных) действий

на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в

Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки, пальцев (типа

нашей «Сороки -белобоки», «Ладушек» и др.) приводят в гармоничное

отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном

состоянии.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с

развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляций рук

на работу высшей нервной системы и интеллектуального развития.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук,

но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению

произношения многих звуков, а значит развитию речи.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова пишет:

«Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно

связаны с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика

здесь была роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло

параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются

движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все

последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой

зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган

речи- такой же, как артикуляционный аппарат. С этой зрения , руки есть еще

одна речевая зона мозга»-доказывает М.М.Кольцова.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения

речи. Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие,

мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для

совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и

внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления

своим поведением, логического и образного мышления и конечно же, новых

форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи:

Н.А.Гвоздев, В.В.Гербова, М.И.Запорожец, А.Л.Сиротюк и др.Бурное

развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью

ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему

окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания

превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к

взрослому. Однако имеющихся средств общения( жесты, мимика, отдельные

слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая

потребность в общении была удовлетворена.Возникает противоречие,

которое разрешается путем возникновения новой формы общения- активной

самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте

от1,5 до 2лет. Переход к самостоятельной речи- важный этап во всем

психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенчества к

раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется

интенсивным развитием словаря ребенка( к 1году 8месяцам он достигает

100слов, к 2годам-свыше 300слов). На первом этапе развития речь ребенка

ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью,

осуществляемой совместно со взрослым и сверстниками, то чаще всего

протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет

чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных

отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к

общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого.

В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть

роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией

игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные

обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее

связано расширением круга общения дошкольника. Его представлений, с

ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может

обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет

рассказать воспитателю о событиях, произошедших в семье или во дворе, в

которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае

ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между

потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся

средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.

Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит

ребенка с примерами такой речи. ее эталонами( сказки, рассказы).

Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в

общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания – это развитие

активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно

разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать потребность

в собственных высказываниях. Собственная речь ребенка не развивается

через подражание чужим, даже правильным образцам.

Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется

активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого,

т.е. дети стремятся к самостоятельности. У детей происходит дальнейшее

развитие наглядно-образного мышления и формируются элементарные

суждения об окружающем. Сама деятельность детей становится сложнее и

разнообразнее: они уже в состоянии отличить развлекательную игру от

учебных и трудовых занятий.

С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со

сверстниками ребенок 2-3 лет из биологического существа по всем

поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в

человека, а позже - в личность. И опять же важную роль в этом процессе

играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком.

Развитие познавательных процессов и речи поможет ребенку ускоренно

приобретать знания, усваивать нормы и формы поведения. Систематические

упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со

стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством

повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность

познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с

развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами

развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7годам в основном

заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга,

развитие мелких мышц рук. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был

подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Взаимосвязь общей и мелкой моторики изучена и подтверждена

исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов,

Л.А.Леонтьев, А.Р.Лурия.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается

координация движений. Формирование движений происходит при участии

речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы

подготавливает совершенствование движений органов артикуляции: губ,

языка, нижней челюсти.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в

электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П.Хризман и

М.И.Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит

ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная

деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо

говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов,

поступающих от пальцев рук.

И.М.Сеченов и И.П.Павлов придавали очень большое значение мышечным

ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже

кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными

ощущениями». Павлов также говорил, что речь- это, прежде всего мышечные

ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание

на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает

проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной

зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев

окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Японский врач Камикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику

воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим

количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях

рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно

воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и

металлическими шариками. Популярность занятий объясняется их

оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные

упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка,

устраняют его эмоциональную напряженность, развивают координацию

движений. Силу и ловкость рук. Поддерживают жизненный тонус.

Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет

довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению

артикуляции слогов.

Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере

созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к

функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно

длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие

подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти,

мягкого неба.

Новизна опыта

Новизной опыта является создание системы работы по развитию мелкой и

общей моторики, влияющей на речевое развитие дошкольников, а также

реализация данной системы во всех видах деятельности детей дошкольного

возраста.

Работа по обобщению опыта позволила создать многообразие дидактических

игр на развитие мелкой моторики и координации движений, которые могут

использовать не только педагоги на занятиях, но и родители дома. Уровень

развития мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка

к школьному обучению, поэтому содержание данных игр и упражнений

позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения, с активным

включением слухового и зрительного анализаторов сформировать не только

мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь. Память, логическое

мышление, творческие способности. Предлагаемые задания постепенно

усложняются, и дети выполняют задания сначала по образцу, а затем уже по

замыслу.

Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для

их проведения не требуются какие-либо специальные игрушки, пособия. В

играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме:

прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.п.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в обосновании

необходимости организации целенаправленной и систематической работы по

развитию мелкой моторики, координации движений и развития речи детей

дошкольного возраста через использование различных форм, методов и

приемов., стимулирующих данные процессы.

Технология опыта

Целью педагогической деятельности по реализации данного опыта является

разработка системы работы с дошкольниками по развитию мелкой моторики

и координации движений для успешного развития речи.

Цель технологии:

-целенаправленность и согласованность деятельности педагога в

формировании речи детей, их осознанного понимания результатов своей

деятельности.

Основные задачи:

-развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

-укрепление психологической базы ребенка;

-расширение и обогащение речевого опыта ребенка;

-развитие переключаемости с одного вида движения на другое;

-предупреждение возможного появления нарушений письменной речи путем

развития мелкой моторики;

-воспитание доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в

совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять

задания.

Развитие речи детей через совершенствование мелкой моторики предполагает

создание предметно-развивающей среды: организации сенсомоторного

уголка. Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном

уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В

постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и

предмета происходит то, ради чего и создан данный уголок. Собрано много

материала на использование в пальчиковых играх: большое количество

природного материала: шишки, желуди, бобы, горох и др. Мелкую моторику

рук развивают:

_ пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и

народных сказок;

-массаж с растиранием пальчиков и масссажерами для рук;

-игры с природным материалом;

-народные игры с ладошками;

-игры с предметами домашнего обихода;

-игру с песком и водой;

-ниткотерапия;

-пальчиковый театр;

-раскраски, трафареты;

-различные виды игр( мозаика, шнуровка, пирамидки, пазлы, бусины,

крышки и пуговицы, молнии);

-картотека пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся

проблем речевого развития детей, развития мелкой моторики;

-картотека физкультминуток;

-картотека психогимнастики, «минуток вхождения в день»;

-картотека дыхательной гимнастики;

-картотеки зрительной гимнастики, игрового массажа;

-картотеки потешек, чистоговорок, речевых пятиминуток.

В своей работе педагог использует материал, который является синтезом

поэтического слова и движения, так как движения конкретизируют образ, а

слово помогает четко выполнять движения. Данный материал легко ложится

на слух ребенка и настраивает на игру. С помощью стихотворного ритма

совершенствуется произношение . происходит постановка правильного

дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Пути реализации

Проводимая работа ведется в следующих направлениях:

-создание оптимальных условий для речевого развития детей,

совершенствования их мелкой моторики и координации движений, а также

повышение заинтересованности детей результатами своей деятельности;

-разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их

образовательного опыта;

-разработка системы мероприятий для родителей в целях повышения уровня

их компетентности по вопросам развития речи и мелкой моторики детей

дошкольного возраста.

Формы работы:

1.С педагогами: консультации, семинары-практикумы, открытые

мероприятия, педагогические советы.

2. С родителями: родительские собрания, индивидуальные и подгрупповые

консультации, проведение открытых мероприятий, оформление папок-

передвижек, презентаций для родителей, анкетирование.

3.Работа с детьми - проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия,

наблюдения в самостоятельной деятельности детей, на всех видах занятий по

развитию двигательной активности, на прогулках.

Ожидаемые результаты

-

внедрение в практику

работы ДОУ технологий, предпосылок для более

высокого уровня профессиональной деятельности педагогов по речевому

развитию и развитию мелкой моторики у воспитанников;

-повышение уровня развития мелкой моторики, координации движений и

речевого развития у детей.

-повышение уровня родительской компетентности по вопросам речевого

развития и средств для полноценного осуществления данного процесса;

-интеллектуальное развитие детей;

-пополнение предметно-развивающей среды группы.

Результативность опыта

Педагогическая диагностика результативности данного опыта заключалась в

выявлении качественных изменений уровня речевого развития и развития

мелкой моторики, координации движений рук у детей дошкольного возраста,

произошедших в ходе практического применения педагогом разных форм

взаимодействия с детьми в условиях целенаправленной работы в НОД и в

самостоятельной деятельности детей.

Педагогом были подобраны методики для определения уровня развития

тонкой моторики и координации движений пальцев рук, определены

критерии уровня развития графического навыка. В начале работы

проведенная диагностика показала, что 30% детей имеют низкий уровень

речевого развития и развития мелкой моторики пальцев рук, 50%детей

показали средний уровень развития речи и мелкой моторики, и только 20%

детей имеет высокий уровень сформированности речи, тонкой моторики и

координации движений рук, т.е. дети самостоятельно выполняют данные им

задания и поручения, стараются все сделать правильно.

После проделанной работы было проведено повторное диагностирование,

которое дало следующие результаты: низкий уровень имеют 9% детей,

средний уровень сформированности речевых навыков и умений показали35%

детей. А количество детей, которые свободно могли выполнять поставленные

задачи речевого развития и выполнения тонких манипуляций движений рук .

увеличилось до 56%.

Представленный опыт работы дал положительные результаты в

нормализации речевого развития дошкольников. Итоговая диагностика

доказывает эффективность системы работы по развитию пальцевой моторики

как одного из направлений профилактики нарушений речи у детей

дошкольного возраста. У детей улучшилась координация артикуляционного

аппарата, усовершенствовалась общая координация движений детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего

развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное

влияние на развитие речи( так как при этом индуктивно происходит

возбуждение в центрах речи), но и подготовила их к рисованию и письму.

Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность

движений. У детей:

-формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и

речевая активность;

-развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие,

внимание, память, воображение;

-у детей формируются полноценные структурно - динамические механизмы

внутренней готовности к овладению процессом письма;

-развивается мышечная активность;

-развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений,

повышается работоспособность, тонус коры головного мозга;

-дети стали более общительными; речь приобрела более мелодичный и

эмоциональный характер, стихи стали рассказывать выразительнее и

ритмичнее.

Адресная направленность

Автор считает, что данный опыт может быть использован:

-студентами;

-начинающими педагогами;

-родителями.

Опыт применим в работе с детьми на протяжении всего дошкольного

возраста.

Трудоемкость

Трудоемкость опыта заключается:

1.Создание предметно-развивающей среды:

-речевого уголка;

-центра игр с водой и песком;

2.Составление картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток,

дыхательной, артикуляционной гимнастик;

3.Составление картотеки пальчиковых игр с природным материалом, с

материалами бытового окружения;

4.Составление картотеки подвижных игр;

5.Составление картотеки психогимнастики, картотеки «Минутки вхождения в

день».

Трудность при использовании данного опыта может заключаться в специфике

учреждения и в группах с частой сменяемостью детей.

Список литературы

1.Е.С.Анищенко «Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников»-ООО «Издательство Астрель»,2006.

2.Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста

путем тренировки движений пальцев рук.-М.1974.

3.Белая А.Е., Мирясова В.И.Пальчиковые игры.М.,1999.

4.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют(развитие мелкой

моторики).-СПб «Паритет», 2003.-144с.

5.Выготский Л.С.Детская речь./ Л.С.Выготский- М.:Педагогика,2006-420с.

6.Гаврина С.Е.Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.-

Ярославль.: «Академия развития», 1998.

7.Гальперин П.Я. Введение в психологию/П.Я.Гальперин- Ростов-на Дону,

1999.-345с.

8.Гвоздев Н.А.Вопросы изучения детской речи /Н.А.Гвоздев- СПб.:Детство-

Пресс, 2007.-472с.

9.Жукова Н.С.Отклонения в развитии детской речи/Н.С.Жукова-

М.:Просвещение,2004.-98с.

10.Запорожец А.В.Психология/А.В.Запорожец-М.:Сфера, 2001.-228с.

11.Леонтьев А.А.Язык, речь, речевая деятельность./А.А.Леонтьев-

М.:Просвещение,1985.-214с.

12Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения

/М.И.Лисина.М.:Педагогика,1986.-144с.

13Лопухина И.В.Логопедия.Речь,ритм,движение.-СПб.:Питер,1997.

14.Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников»,Москва, Издательство «Родничок»,1999.

15.Ткаченко Т.А.Если дошкольник плохо говорит.-СПб.:Питер,1997.

16.Ткаченко Т.А «Мелкая моторика. Гимнастика для

пальчиков».М.Издательство ЭКСМО,2010.

17.Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

.М.ИздательствоЭКСМО,2007.

18.Черенкова Е.Ф.Оригинальные пальчиковые игры.-М.:ООО «ИД РИПОЛ

классик»,ООО Издательство «Дом».ХХI век»,2008.186с.

19.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь .-СПб.:

Издательство «Лань»,1996.

20.Узорова О.В.,Нефедова Е.А.Игры с пальчиками.М.2006.

21.Эльконин Д.Б.,Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 5-

7летнего возраста.-М.:Педагогика,1988.

\22.Яшина В.И. Теория и методика развития речи./В.И.Яшина.-

М.:Просвещение,2007.

.



В раздел образования