Напоминание

"Формирование грамматического строя речи через театральные игры"


Автор: Аникина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Д/С № 120 "Сказочный"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование грамматического строя речи через театральные игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка

«…каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на

лету».

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно

пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить

немалые

усилия,

чтобы

речь

у

ребенка

развивалась

правильно

и

своевременно.

Потому

как

всякая

задержка,

любое

нарушение

в

ходе

развития

речи

ребенка

отрицательно

отражается

на

его

деятельности

и

поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным

условием

становления

у

ребенка

полноценной

психики

и

дальнейшего

правильного ее развития.

Речь

особая

деятельность,

существующая

в

двух

формах:

диалогическая

и

монологическая

и

являющаяся

инструментом

для

осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения,

мышления,

познания

мира,

воздействия,

выражения

эмоций

и

чувств,

планирования

деятельности,

регуляции

поведения.

Следовательно,

речь

выполняет множество функций:

- коммуникативную;

- познавательную;

- экспрессивную;

- исследовательскую;

- планирующую.

Целью

речевого

развития

детей

дошкольного

возраста

является

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на

основе овладения литературным языком своего народа.

Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим

перед собой следующие задачи:

-

развитие

словаря

обогащение

словарного

запаса

детей

в

процессе

ознакомления с окружающей жизнью;

- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение

правильному

звукопроизношению,

овладение

средствами

звуковой

выразительности,

выработка

четкой

дикции,

формирование

культуры

речевого поведения;

-

формирование

грамматического

строя

речи

создание

условий

для

практического освоения всех частей речи;

- развитие связной речи ;

- ознакомление с художественной литературой;

- подготовка детей к обучению грамоте.

Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так

и

нетрадиционными

средствами.

Одним

из

таких

средств

является

организация театрализованной игры.

Для развития речи необходимо создать такие условия, в которых каждый

ребёнок Театрализованная игра – это вид художественной деятельности,

в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками

речевого

общения

через

художественные

образы.

Воспитательные

возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и

может

удовлетворить

любые

интересы

и

желания

ребенка.

Участвуя

в

театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные

воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и

обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие

педагогические

задачи,

касающиеся

формирования

речи

ребенка.

Она

неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных

открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок

познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает

радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в

себе.

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон

речи ребенка:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи;

Интенсивному

речевому

развитию

способствует

и

самостоятельная

театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие

детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но

также художественно – речевую деятельность:

- выбор темы;

- передача знакомого содержания;

- сочинение;

-исполнение от лица персонажа;

Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре

является

работа

над

выразительностью

речи.

Понятие

«выразительность

речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не

только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с

родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться

с

положительным

опытом

семейного

воспитания

по

развитию

речи,

получить

рекомендации

по

работе

с

детьми

в

данном

направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни

ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на

начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они

предлагают

мне

свою

помощь

в

подготовке

к

спектаклям,

некоторые

родители

отметили

,

что

дети

дома

разыгрывают

небольшие

сценки

на

семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры

персонажей.

Данную

работу

проводила

в

тесном

контакте

с

узкими

специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к

различным

образам

сказочных

героев,

провели

театрализованные

представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической

культуре

отработал

различные

движения,

помог

в

организации

досугов,

праздников,

предоставляя

детям

возможность

проявить

активность,

самостоятельность,

творчество.

Проведённая

работа

эффективна,

на

что

указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос

интерес

к

театрализованной

деятельности,

дети

активно

принимают

участие

в

драматизации

знакомых

сказок,

разыгрывают

небольшие сценки.

3. Заметно

повысился

уровень

сформированности

коммуникативных

навыков.

Подводя

итог,

хочется

отметить,

что

влияние

театрализованной

деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных

занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и

наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и

нужно

использовать

этот

богатейший

материал

словесного

творчества

народа.

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь

ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим

персонажем

ставит

ребенка

перед

необходимостью

ясно,

четко,

понятно

изъясняться.

Обучая

детей

выразительности,

мы

используем

знакомые

любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств

русского

языка,

и

предоставляют

детям

возможность

естественного

ознакомления

с

богатой

языковой

культурой

русского

народа.

Именно

разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными

выразительными

средствами

в

их

сочетании

(речь,

напев,

мимика,

пантомимика, движение).

Работу по организации театрализованной игры мы проводим в три

этапа:

1.

Художественное

восприятие

литературных

и

фольклорных

произведений;

2.

Освоение

специальных

умений

для

становления

основных

(«актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист»,

«оформитель», «костюмер»).

3.

Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

- режиссерские игры.

В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста»

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

-

игры

импровизации

с

разыгрыванием

сюжета

без

предварительной

подготовки.

В

режиссерской

игре

«артистами»

являются

игрушки

или

их

заместители,

а

ребенок,

организуя

деятельность

как

«сценарист»

и

«режиссер»

управляет

«артистами».

Озвучивая

«героев»

и

комментируя

сюжет,

он

пользуется

различными

средствами

выразительности.

Виды

режиссерских

игр

определяются

в

соответствии

с

разнообразием

используемых театров.

Мы

используем

настольный,

плоскостной,

пальчиковый,

бибабо,

театр

в

коробке, кукольный, театр игрушек.

Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные

моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем

специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например,

- съешьте кислый лимон (дети морщатся) ;

- рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

- встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);

- покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

- покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

- полетим как птицы;

- волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря

таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность.

Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в

слова»,

«чудо

лесенка»

-

каждую

последующую

фразу

дети

произносят,

повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки,

пальчиковая

гимнастика

прекрасное

средство

переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов

одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой,

четкой и эмоциональной. Например,

На поляне дом стоит,

На двери замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома - частокол

Тук-тук - дверь открой

Заходите, я не злой

Декламируя

стихотворение,

дети

имитируют

сюжет

при

помощи

слов,

мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок

развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – вот летит оса»

(дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя

интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и

диалогическая речь.

Играя

с

сюжетными

игрушками,

дети

выполняют

разнообразные

действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и

темп произношения.

При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя

диалог

героев,

использовали

интонационную

выразительность,

жесты,

мимику.

При

разучивании

потешек,

прибауток,

стихов

учим

детей

не

только

правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:

«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка,

водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения,

сопровождая жестами и мимикой.

Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые

атрибуты.

Такие

игры,

как

«Теремок»,

«гуси

гуси»,

«Два

мороза»,

«Горелки»,

наряду

с

двигательной

активностью

также

развивают

диалогическую и монологическую речь.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают

слова

всех

персонажей,

часто

импровизируют

самостоятельно,

речь

их

становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать

новые

слова,

пословицы

и

поговорки

из

сценария,

причем

в

бытовых

ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры

мы

уделяем

взаимодействию

с

семьей.

Родители

не

находятся

в

роли

сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в

работе

над

театрализацией. Дома

помогают

детям

разыгрывать

полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые

предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и

атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают

книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся

с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка,

расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры

можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения

детей-дошкольников.



В раздел образования