Автор: Аникина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ Д/С № 120 "Сказочный"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование грамматического строя речи через театральные игры"
Раздел: дошкольное образование
Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка
«…каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на
лету».
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно
пройти время, чтобы ребенок начал говорить, а взрослые должны приложить
немалые
усилия,
чтобы
речь
у
ребенка
развивалась
правильно
и
своевременно.
Потому
как
всякая
задержка,
любое
нарушение
в
ходе
развития
речи
ребенка
отрицательно
отражается
на
его
деятельности
и
поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным
условием
становления
у
ребенка
полноценной
психики
и
дальнейшего
правильного ее развития.
Речь
–
особая
деятельность,
существующая
в
двух
формах:
диалогическая
и
монологическая
и
являющаяся
инструментом
для
осуществления всех остальных видов деятельности. Это средство общения,
мышления,
познания
мира,
воздействия,
выражения
эмоций
и
чувств,
планирования
деятельности,
регуляции
поведения.
Следовательно,
речь
выполняет множество функций:
- коммуникативную;
- познавательную;
- экспрессивную;
- исследовательскую;
- планирующую.
Целью
речевого
развития
детей
дошкольного
возраста
является
–
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе овладения литературным языком своего народа.
Реализуя цель развития речи детей в театрализованной игре, ставим
перед собой следующие задачи:
-
развитие
словаря
–
обогащение
словарного
запаса
детей
в
процессе
ознакомления с окружающей жизнью;
- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение
правильному
звукопроизношению,
овладение
средствами
звуковой
выразительности,
выработка
четкой
дикции,
формирование
культуры
речевого поведения;
-
формирование
грамматического
строя
речи
–
создание
условий
для
практического освоения всех частей речи;
- развитие связной речи ;
- ознакомление с художественной литературой;
- подготовка детей к обучению грамоте.
Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так
и
нетрадиционными
средствами.
Одним
из
таких
средств
является
организация театрализованной игры.
Для развития речи необходимо создать такие условия, в которых каждый
ребёнок Театрализованная игра – это вид художественной деятельности,
в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками
речевого
общения
через
художественные
образы.
Воспитательные
возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и
может
удовлетворить
любые
интересы
и
желания
ребенка.
Участвуя
в
театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные
воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие
педагогические
задачи,
касающиеся
формирования
речи
ребенка.
Она
–
неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных
открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок
познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает
радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в
себе.
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон
речи ребенка:
- словаря;
- грамматического строя;
- диалогической и монологической речи;
- совершенствованию звуковой стороны речи;
Интенсивному
речевому
развитию
способствует
и
самостоятельная
театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие
детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но
также художественно – речевую деятельность:
- выбор темы;
- передача знакомого содержания;
- сочинение;
-исполнение от лица персонажа;
Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре
является
работа
над
выразительностью
речи.
Понятие
«выразительность
речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:
- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;
- невербальные средства – мимика, жесты, поза;
Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не
только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с
родителями были предложены беседы:
«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;
«Я маленький актёр»;
«Кукольные театры для дошкольников своими руками».
Познакомиться
с
положительным
опытом
семейного
воспитания
по
развитию
речи,
получить
рекомендации
по
работе
с
детьми
в
данном
направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни
ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».
В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на
начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они
предлагают
мне
свою
помощь
в
подготовке
к
спектаклям,
некоторые
родители
отметили
,
что
дети
дома
разыгрывают
небольшие
сценки
на
семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры
персонажей.
Данную
работу
проводила
в
тесном
контакте
с
узкими
специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к
различным
образам
сказочных
героев,
провели
театрализованные
представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической
культуре
отработал
различные
движения,
помог
в
организации
досугов,
праздников,
предоставляя
детям
возможность
проявить
активность,
самостоятельность,
творчество.
Проведённая
работа
эффективна,
на
что
указывают положительные результаты при повторном обследовании:
1. У детей повысился уровень развития речи.
2. Вырос
интерес
к
театрализованной
деятельности,
дети
активно
принимают
участие
в
драматизации
знакомых
сказок,
разыгрывают
небольшие сценки.
3. Заметно
повысился
уровень
сформированности
коммуникативных
навыков.
Подводя
итог,
хочется
отметить,
что
влияние
театрализованной
деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных
занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и
наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и
нужно
использовать
этот
богатейший
материал
словесного
творчества
народа.
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь
ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим
персонажем
ставит
ребенка
перед
необходимостью
ясно,
четко,
понятно
изъясняться.
Обучая
детей
выразительности,
мы
используем
знакомые
любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств
русского
языка,
и
предоставляют
детям
возможность
естественного
ознакомления
с
богатой
языковой
культурой
русского
народа.
Именно
разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными
выразительными
средствами
в
их
сочетании
(речь,
напев,
мимика,
пантомимика, движение).
Работу по организации театрализованной игры мы проводим в три
этапа:
1.
Художественное
восприятие
литературных
и
фольклорных
произведений;
2.
Освоение
специальных
умений
для
становления
основных
(«актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист»,
«оформитель», «костюмер»).
3.
Самостоятельная, творческая деятельность детей.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
- игры – драматизации;
- режиссерские игры.
В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста»
самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и
невербальной выразительности. Видами драматизации являются:
- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
-
игры
–
импровизации
с
разыгрыванием
сюжета
без
предварительной
подготовки.
В
режиссерской
игре
«артистами»
являются
игрушки
или
их
заместители,
а
ребенок,
организуя
деятельность
как
«сценарист»
и
«режиссер»
управляет
«артистами».
Озвучивая
«героев»
и
комментируя
сюжет,
он
пользуется
различными
средствами
выразительности.
Виды
режиссерских
игр
определяются
в
соответствии
с
разнообразием
используемых театров.
Мы
используем
настольный,
плоскостной,
пальчиковый,
бибабо,
театр
в
коробке, кукольный, театр игрушек.
Театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные
моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем
специальные игры на развитие мимики, пантомимики. Например,
- съешьте кислый лимон (дети морщатся) ;
- рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);
- встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);
- покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;
- покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;
- полетим как птицы;
- волк крадется за зайцем.
Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря
таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность.
Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в
слова»,
«чудо
лесенка»
-
каждую
последующую
фразу
дети
произносят,
повышая или понижая тон голоса.
Физкультминутки,
пальчиковая
гимнастика
–
прекрасное
средство
переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов
одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой,
четкой и эмоциональной. Например,
На поляне дом стоит,
На двери замок висит,
За дверями стоит стол,
Вокруг дома - частокол
Тук-тук - дверь открой
Заходите, я не злой
Декламируя
стихотворение,
дети
имитируют
сюжет
при
помощи
слов,
мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок
развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – вот летит оса»
(дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя
интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).
При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и
диалогическая речь.
Играя
с
сюжетными
игрушками,
дети
выполняют
разнообразные
действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и
темп произношения.
При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя
диалог
героев,
использовали
интонационную
выразительность,
жесты,
мимику.
При
разучивании
потешек,
прибауток,
стихов
учим
детей
не
только
правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку:
«Расти коса до пояса»; при умывании – «Кран, откройся» или «Водичка,
водичка». Дети с удовольствием читают потешку и выполняют движения,
сопровождая жестами и мимикой.
Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые
атрибуты.
Такие
игры,
как
«Теремок»,
«гуси
–
гуси»,
«Два
мороза»,
«Горелки»,
наряду
с
двигательной
активностью
также
развивают
диалогическую и монологическую речь.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают
слова
всех
персонажей,
часто
импровизируют
самостоятельно,
речь
их
становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать
новые
слова,
пословицы
и
поговорки
из
сценария,
причем
в
бытовых
ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры
мы
уделяем
взаимодействию
с
семьей.
Родители
не
находятся
в
роли
сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в
работе
над
театрализацией. Дома
помогают
детям
разыгрывать
полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые
предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и
атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают
книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся
с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка,
расширению кругозора, обогащает внутренний мир.
Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры
можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения
детей-дошкольников.