Автор: Артюшина Лариса Анатольевна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МАО ДО " Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Болгар РТ
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности "
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок на тему:
«Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических
навыков и творческих способностей на уроке специальности»
подготовила Артюшина Л.А.
преподаватель I
квалификационной категории
Болгар
2017 г
План-конспект открытого урока в классе баяна
с учащейся 1 класса Хуснутдиновой Ксенией
Тема урока: Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и
творческих способностей на уроке специальности.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на
инструменте.
Задачи урока:
1. Обучающая: обобщить и углубить знания учащейся о позициях правой руки для
освоения клавиатуры и сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца
по второму ряду левой клавиатуры.
2. Развивающая: развитие навыка освоения клавиатур, не глядя на инструмент, внимания,
музыкального слуха, технических навыков исполнительства и творческих способностей.
3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровье сберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: баян для ученика, баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты,
наглядные пособия, магнитофон.
План урока:
1. Введение
2. Позиционные упражнения для освоения правой и левой клавиатур
3.Приемы развития техники
4. Методы развития творческих способностей
5. Вывод
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения для правой и левой рук.
2. Гамма до мажор, арпеджио.
3. О.Шплатова «Дождик»
4. О.Шплатова «Бобик», «Черепашка»
5. Р. Бажилин. «Солнечный дождик» (игра под фонограмму), «Радуга», «Автомобиль»
1. Введение
Организационный момент
Представление темы урока и ученицы 1 класса Хуснутдиновой Ксении
Актуальность
Я выбрала эту тему, так как считаю её особенно актуальной в начале обучения. Выбор
связан с тем, что в настоящее время остро стоит проблема освоения клавиатур на
инструменте и технического развития. Недостаточно уделяется внимание развитию
творческих способностей и от этого страдает качество исполнения.
Урок запланирован для учащихся младших классов. Мне хочется на этом уроке
углубиться и отобразить некоторые наиболее интересные и эффективные упражнения,
которые влияют на техническое развитие, показать некоторые методы развития
творческих способностей и тем самым достичь более высоких результатов качественного
исполнения на инструменте.
С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Для этого необходимо
освоить некоторые позиционные системы.
2. Три основные позиции правой руки на клавиатуре.
Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа
аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец –
«хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый
палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении.
Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость
положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е.
отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре
контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления
«пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из
клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз,
небольшие маховые движения кистью.
1-я трехпальцевая - 2, 3, 4 пальцы располагаются по рядам клавиш в хроматической
последовательности.
2 я позиция 4 и 5 пальцевая предполагает расположение руки перпендикулярно грифу,
соответственно добавляются упражнения для освоения и технического развития. Большое
внимание уделяется развитию всех 5 пальцев одновременно. При исполнении аккордов,
интервалов, арпеджио, используется первый палец.
Третья позиция: при исполнении аккордов в широком расположении и полифонической
фактуры. Второй палец находится в третьем ряду, а пятый – в первом ряду.
При консервативном взгляде на позиционную систему игры на баяне выделяют
отрицательные стороны:
* Значительно ухудшается осязательное ощущение клавиатуры, пальцы теряют
необходимую им опору, поэтому исполнителю приходится подглядывать на клавиатуру,
глазами отыскивая нужные клавиши.
* Из-за отсутствия достаточной опоры пальцев звучание становится более лёгким,
поверхностным, звук теряет свою полноту и эмоциональную насыщенность.
Данные отрицательные моменты не конкретны, не имеют на сегодняшний день
доказательств, в то время как положительные моменты конкретны, отражают продвижение
баяниста, использующего первый палец, вперёд.
Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука
располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой;
подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое
положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных
мышц.
3. Техническое развитие предполагает не только освоение клавиатур и развитие техники
пальцев, но и освоение меховедения, извлечение длинных звуков, выполняется по слуху,
без нот, по показу педагога. Большое внимание обращается на ровность меховедения,
качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры,
необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора
инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.
Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и
соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и
прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.
Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой
клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо
четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль –
расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец.
Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это
«дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при
неизменном положении пальцев. Далее закрепляется упражнением «три медведя».
4. Для развития творческих способностей при ознакомлении с новым произведением,
существует определенная методика разучивания:
1. Педагог читает слова песни.
2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.
3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.
4. Ученик поет песенку под игру педагога.
5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.
6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.
7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху
между фразами.
8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и
одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без
слов.
Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом
подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает
определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара.
Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание,
выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно
служить образцом для ученика.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование
способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки
чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их,
благотворно сказывается на взаимоотношениях.
На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться
детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у
исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской
выразительности.
Ход урока:
1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки
у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения,
подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку
ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
2. Игра гаммы до мажор половинными, четвертными, восьмыми длительностями со
счетом вслух, арпеджио. Следить за качеством звукоизвлечения и точной сменой меха
3. Исполнение упражнений во второй позиции (арпеджио) и в третьей упражнение со
всеми 5-ю пальцами.
Проведение физкультминутки.
«Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через
стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по
инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».
«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить
спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок»
расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
4. Проигрывание пьес, указывая на недостатки и достоинства, применяя метод
разучивания и работая над образом и характером О.Шплатова «Дождик», «Бобик»,
«Черепашка».
При игре под фонограмму нужно контролировать игру. Одним из важных компонентов при
игре является метроритм. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также
метроритм способствует техническому развитию ученика.
Таким образом, была показана работа над тем, как лучше освоить клавиатуру на
инструменте, развитием техники, на данном этапе и приведены методы развития
творческих способностей.
5. Вывод
На уроке были поставлены задачи:
углубление знаний учащейся о позициях правой руки для освоения клавиатуры
развитие навыка освоения клавиатур, играя не глядя на инструменте.
был представлен блок упражнений для освоения клавиатур на инструменте.
Развития внимания, музыкального слуха, технических навыков исполнительства и
творческих способностей на примере пьес и ансамбля.
Со всеми задачами, поставленными на уроке, ученица справилась хорошо.
Всем спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста»
2. О.Шплатова «Первая ступенька»
3. Р.Бажилин « Учимся играть на аккордеоне»
4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне»