Автор: Батыргереева Зульфия Идрисовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: город Хасавюрт республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ремонт одежды. Фурнитура"
Раздел: полное образование
Министерство образования и науки РД
МКОУ СОШ №14
г. Хасавюрт
Телемост по технологи в 6 «г» классе
со средней школой №4
на тему:
«
Ремонт
одежды
.
Фурнитура
.»
Провели учитель:
БатыргерееваЗ.И.
Тема
:
Ремонт
одежды
.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Оснащение урока: проектор, компьютер, ножницы, иглы, инструкционные карты,
образцы, презентация, фрагмент мультфильма «100 пуговиц»
Методы обучения: рассказ, беседа, инструктаж, дидактические игры ,
коллективная практическая работа , демонстрация
Цели урока:
Обучающая- Ознакомить учащихся с понятием «фурнитура» и её видами; научить
выполнять ремонт одежды; систематизировать и обобщить теоретические знания,
закрепить практические умения.
Развивающая – способствовать развитию речи учащихся, развитию умения
анализировать, сравнивать и выделять главное, критично оценивать свою работу,
способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету,
развитию самостоятельности;
воспитательная- способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда:
точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою
деятельность, воспитанию коммуникабельности
Ход
урока
.
1.
Организационный момент.
Девушка и юноша должны быть опрятны,
Одежда на них всегда аккуратна.
За одеждой своевременно нужно следить:
Заштопать, пуговицу пришить…
Ремонт и отделка швейных изделий
Требует овладение вами особых умений.
Будим учиться фурнитуру пришивать,
Правильно ремонт одежды выполнять.
2.
Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:
1. Можно ли выкручивать после стирки изделия из шёлка и шерсти? (нет ,произойдёт
деформация волокон)
2.Что означает символ
(ручная стирка)
3.Как правильно утюжат шерстяные изделия ( с изнаночной стороны, влажными через
тряпочку)
4.Что это за инструмент: появилась ещё в каменном веке. В древности изготавливалась из
кости , бронзы, железа. Это приспособление из металла было завезено в Европу 14 веке
арабами. Сначала изготавливали вручную, затем ковали. Используют в медицине, в
обувных мастерских. Бывают швейные , вышивальные, скорняжные. (игла)
5.Что означает символ
(сушка изделия в плоскости)
6. Отгадать загадку:
Инструмент бывалый-
Небольшой , не малый.
У него полно забот: он и режет и стрижёт (ножницы)
7.При какой температуре стирают шерстяные вещи (30-35 г.)
8. Разгадать ребус
(утюг) . . , , . , , . , , ,
9. Что означает символ
(средний
нагрев, гладить при температуре 130 шерсть. шёлк)
10. Что это такое: Кручёные изделия , выработанные из хлопчатобумажной ,шерстяной
льняной пряжи. Бывают швейные, вышивальные, вязальные, штопальные (нитки)
3.
Изучение нового материала.
Перед вами зашифрованное слово ИРФУАРНТУ вы должны его отгадать.
Это слово- фурнитура.
И тема нашего урока звучит так: «Ремонт одежды. Замена фурнитуры» .
( открыть тему на слайде).
Запишите тему в тетрадь.
Просмотр мультфильма « 100 пуговиц».
А что относится к фурнитуре мы узнаем от нашей гостьи.( ученица в костюме, обшитая
фурнитурой)
Посмотрите на меня,
Фурнитурой зовут меня.
Молния на кофте,
Молния на брюках,
Молния на сумке
И на модных туфлях.
Кнопочки на кофточке,
Кнопки на футболке.
Ремешок вот с пряжкой
И с булавкой даже.
А на юбку вам крючок,
Замечательный замок.
Есть ещё одна вещица,
Пуговица, милая сестрица.
Да и вешалка нужна,
Одежда вся висеть должна.
Чтобы быть с наукой в ногу,
Я словарь сейчас открою.
Термин новый мы изучим,
Про него в тетрадь запишем.
Запись в тетрадях слово - Фурнитура.
Чтобы
одежда
была
всегда
в
порядке
и
её
можно
было
сохранить
в
хорошем
состоянии, надо бережно относиться к ней , своевременно ремонтировать. Одежда
никогда не будит аккуратной, если на ней не достает пуговиц или другой фурнитуры. А
что же такое фурнитура?
Фурнитура-
это
вспомогательные
изделия,
которые
используют
в
швейном
производстве.
К одежной фурнитуре относятся: пуговицы, крючки и петли, застежки-молнии, пряжки,
пуговицы-кнопки, цепочки вешалки. Но мы с вами сегодня остановимся именно на
пуговице, как одежной фурнитуре.
Наш урок мне бы хотелось начать с небольшой исторической справки о пуговице :
Большинство из окружающих нас вещей придумано так давно, что теперь уже никто не
может сказать точно, когда именно это произошло. Так случилось и с маленькой
пуговицей, которая сопровождает нас всю жизнь. Попытки разыскать предков пуговицы
приводит нас в античный мир, где одежду не надевали, а драпировались в нее. Красиво
драпировать одежду умел далеко не каждый, это было довольно – таки сложным
искусством. Закончив драпировку, древние греки искусно закалывали на плече свои
хитоны и хламиды застежкой-фибулой, которую еще нельзя назвать настоящей пуговицей.
Она предназначалась скорее для украшения.
Одна из самых древних пуговиц найдена на территории Дании во время раскопок
захоронения воина. Подобные пуговицы из бронзы и кожи находили и в других местах. В
горах, на Кавказе, до сих пор находят исторические пуговицы. Должно было пройти много
веков, чтобы пуговица, наконец-то приняла привычный для нас вид. Это событие
произошло в эпоху раннего Средневековья. Когда одежда сильно изменилась. Она уже не
состояла из нескольких кусков задрапированной ткани, а кроилась и сшивалась. Туника-
рубаха - основа костюма всех европейских народов того времени, надевалась через
голову, а это было не совсем удобно, особенно при верховой езде. Да еще появилась
мода на приталенное, облегающее платье. Появление европейской одежды стало
необходимостью. И она появилась. А произошло это так.
Ученица:
Началась утомительная двухсотлетняя война с турками, получившая благородное
название Священной Крестовой. Рыцари с удивлением обнаружили, что турки, одетые в
такие же, как у них самих тоники-кафтаны, спереди застегивали их сверху донизу на
пуговицы. Крестоносцев так поразили пуговицы, что они прихватили их в качестве
военного трофея в Европу. С этого времени в Европе началась настоящая пуговичная
эпидемия. У турок пуговицы были сделаны из узкой полоски ткани, завязанной в тугой
узел, петли были навесные. Но европейцы усовершенствовали застежки, придумав
прорезные петли, которые решили все проблемы, связанные с размещением большого
количества пуговиц. Теперь их нашивали на одежду дюжинами. Наконец-то, обратили
внимание на новшество и прекрасные дамы, которые раньше для сужения одежды
использовали крючки, незаметные в складках платья.
Ученица:
В костюмах модников эпохи Ренессанса пуговицы были не просто застежкой, но и
украшением, поэтому на одежду нашивалось множество пуговиц, гораздо больше, чем
требовалось для застегивания. У французского короля Франциска I страсть к пуговицам
была так велика, что для украшения своих костюмов он как-то приобрел 13.600 золотых
пуговиц. Пуговицы были некрупными и застегивались на воздушные и прорезные петли.
Делали их из металла, дерева, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра.
Многие из них были шедеврами ювелирного искусства и стоили чрезвычайно дорого.
Только за пуговицы к жилету Людовик XIV заплатил 3.600 франков, они были украшены
816-ю самоцветами, 1824 алмазами и эмалью.
Ученица: Часто пуговицы стоили дороже самого платья. Поэтому на протяжении многих
веков они перешивались с одних царских одежд на другие. Не дешево стоили и простые
пуговицы, вырезанные из дерева или кости, т.к. каждая делалась вручную. Настоящего
расцвета “пуговичное искусство” достигло в XVIII веке, когда во Франции появилась мода
на дорогие пуговицы. В эту эпоху пуговицы, нашитые на костюм, стоили уже целое
состояние. Перед Французской революцией костюмы стали скромнее. Пуговицы,
количество которых сильно сократилось, были главным украшением. В России XVIII века
мужской и женский костюмы были необыкновенно красочные. Пуговицы чаще всего
обтягивались парчой и бархатом, украшались миниатюрной вышивкой, включаясь в
орнаментальную композицию костюма.
Ученица: В XIX веке сюртук и фрак вытесняют из мужского гардероба роскошные одежды
предыдущих эпох. Меняются и пуговицы. В конце концов, люди научились делать
дешевые красивые пуговицы, без которых просто невозможно представить себе
современный костюм. Из-за капризов моды пуговиц требовалось все больше и больше. Во
многих странах мира возникают пуговичные фабрики и заводы, выпускающие богатейший
ассортимент. В ХХ веке одежда стала намного проще, удобнее, демократичнее. Ценилась
функциональность, а не пышная декоративность. “Ангел-истребитель стиля XIX века” –
Коко Шанель провозгласила: “Ни одной пуговицы без петлицы”.
Учитель: Каких только пуговиц не увидишь сейчас! Из металла, стекла, пластмассы,
дерева, вязаные, кожаные, вышитые, филигранные, перламутровые. Пожалуй, они ни в
чем не уступают своим предшественницам, “жившим” в эпоху Возрождения или во
времена Людовика XIV.
В настоящее же время пуговицы применяют для застежки и отделки одежды. Подбирают
её по размеру, форме и цвету.
По
назначению
они
делятся
на
пальтовые,
бельевые(для
легкой
одежды),
для
специальной одежды.
Пуговицы
бывают
с
отверстиями(2
и4)
и
на
стойке.
Подбирают
их
в
цвет
основного
материала или отделки.
1.Подбираем пуговицы под цвет ткани.
2. Вденьте нитку в иголку. Длина нити (двойной) должна быть не более 25 сантиметров.
3.Соедините
концы
нити
и
скрепите
их
узелком.(
завязываем
узелок
с
помощью
накручивания нити на палец , затем, сдвинув петлю, нити с пальца, затягиваем узлом ).
4. Кладём пуговицу с двумя отверстиями на отмеченный участок ткани и, начиная с
изнаночной стороны, прокалываем иглой ткань по очереди в каждое отверстие –
пришиваем пуговицу.
5. Делаем 5 проколов в каждое отверстие. Пуговицу пришили.
6. Необходимо закрепить
нить с изнаночной стороны. Делаем два шва с накидом
нити. Отрезаем нить ножницами
Ну, а сейчас мы переходим с вами к практической части нашего урока.
4.
Закрепление изученного материала.
1.
Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами, иглами, булавками.
2.
Практическая работа. Пришивание фурнитуры.
5.
Итог работы.
Провести анализ типичных ошибок, оценить работу каждого учащегося, показ лучших
работ.
В заключении стихотворение.
Нитка
и
иголка
.
Хвалилась нитка средь заплат:
Я с вас не требую зарплат,
Все делаю бесплатно
К мешку. К рубашке иль белью
Из вас любую я пришью
А без меня бы никогда
Вы не годились никуда
Тут в стороне иголка
Отозвалась негромко:
Ты. Правда дырки зашиваешь
Да только, жалко, забываешь
Что если б не было меня,
Какая польза от тебя?
В жизни бывают типы людей:
Один поскромнее, другой понаглей.
Итоги работы зависят у них
От вклада усилий и тех и других.
Но скромный работник не любит хвалиться
Он добросовестно будет трудиться
А наглый, бессовестный, лодырь, хапуга
Припишет себе чужие заслуги.
Карточка для закрепления
Ф.И. учащегося _______________________________________
Вопросы
1.
Что относят к одежной фурнитуре______________________________
____________________________________________________________
2.
Виды фурнитуры служат для____________________________________
_____________________________________________________________
3.
Фурнитуру подбирают по _______________________________________
_____________________________________________________________
4.
По назначению пуговицы делятся на______________________________
_____________________________________________________________
5.
Пуговицы изготавливают из материалов___________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________