Автор: Крашениникова Марина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС" "Метелица" Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская обл., г.Новый Уренгой Наименование материала: познавательно-исследовательский проект Тема: "Добрый праздник Новый год!" Раздел: дошкольное образование
: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу,
украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового
года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт?
Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта « Добрый
праздник Новый год!»
Вид проекта: Познавательно – исследовательский
Срок реализации: краткосрочный
Цель проекта:
Приобщение детей к одному из русских народных традиционных праздников – Новому году. Формирование чувства добра
и радости от встречи с
праздником и главным персонажем Дедом Морозом
Задачи:
1.Познакомить детей с одним из обрядовых праздников – Новым годом, его традициями и особенностями. Прививать интерес к главным
персонажам (ёлке и деду Морозу). Воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам
.2.Формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и
материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.
3. Формировать у детей познавательный интерес к традициям и обычаем празднования Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и подарками.
4. Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг.
5. Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
6. Совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты
своих исследований в творческой деятельности.
7. Способствовать развитию связной речи; воображения; желания заучивать стихотворения, песни.
8. Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
9.Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. ( фокусы, эксперементирование)
10.Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность (изготовление костюмов из паралона)
11. Активизировать речевую активность детей;
12.Создавать развивающую предметно– пространственную среду – в русско-народном стиле ( хохлома, городец, дымка).
Объект исследования
:
Новый Год как источник радости.
Предмет исследования
: Новогодние традиции нашей страны, новогодняя елочка.
Материально – техническое обеспечение:
Цифровые ресурсы:
Фотоаппарат,
Видеокамера,
Ноутбук и мультимедиа для показа презентаций.
Реализация проекта « Добрый праздник Новый год!» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
-единства содержания форм и методов работы;
-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к празднованию Нового года
-доступности;
-системности и последовательности.
План мероприятий реализации проекта
1этап - Подготовительный
1. Проведение беседы с целью выявлению знаний о Новом годе..
2. Подбор информации, иллюстраций, художественной литературы и дидактических игр.
3. Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
4. Подбор информационного материала для родителей (законных представителей).
5. Разработка конспектов НОД, развлечений.
6. Новогоднее оформление приемной комнаты
7. Организация развивающей предметно – пространственной среды в русско-народном стиле в группе. ( Хохлома)
II этап - Основной
Формы и методы реализации проекта.
Стенгазета «К нам идет Новый год».
Изготовление открыток-пригласительных к новогоднему утреннику
Фотовыставка «Письмо Деду Морозу», альбом с картинками на новогоднюю тематику, коллекция поздравительных открыток.
Пополнение игротеки по данной теме; картотека «пальчиковые игры», «подвижные игры» на новогоднюю тематику.
Конспекты проведения непосредственно-образовательной деятельности в различных областях: «познание», чтение художественной
литературы, художественное творчество.
Новогоднее оформление приемной комнаты.
Беседы «Елочкины подружки», «Кто приходит в Новый год».
Музыкально-дидактические игры: «Дед Мороз», «Из какой это песни», «Угадай мелодию», «Отгадай, что за песни -Подвижные игры
«Два Мороза», «Ледяные ворота». -С/р игры «Мы празднуем Новый год», «Путешествие в Великий Устюг».
Работа в книжном уголке: подбор художественной литературы на новогоднюю тематику и выставка книг.
Создание поделок для выставок, проводимых в ДОУ « Символ года « Петушок», «Елочка-красавица».
Отгадывание и придумывание загадок о новогодних персонажах.
Заучивание стихотворения К. Чуковского «Елка». «Как встречают Новый год»;
Чтение художественной литературы сказки: В. Сутеев «Елка», рассказы: М. Зощенко «Елка», А. Гайдар «Чук и Гек».
Коммуникация: «пишем письмо деду Морозу» (составление рассказов).
Рисование для всероссийского конкурса « Хохломская Снегурочка », выставки рисунков ДОУ «Зимние чудеса».
Участие во всероссийской выставке поделок «Маленькой елочке холодно зимой».
Изготовление альбома «Новогодний калейдоскоп».
Драматизация сказки « Кот, Петух и Лиса на новый лад», оформление стены: «В новогоднем лесу».
Опытно-экспериментальная деятельность (фокусы, экспериментирование)
познавательно-исследовательской деятельности (Поделки из фетра – елочная игрушка «Петушок»)
Создание книжек – самоделок;
Конструирование из природного материала.
Итоговое развлечение «Проведение новогоднего праздник «Сказочное приключение». (в русском стиле: Гжель, Хохлома, Дымка)
III этап - Заключительный
Подведение итогов проекта и определение перспектив его развития.
Дети и родители:
- Презентация проекта « Добрый праздник Новый год ».
- Альбом, созданный педагогом, совместно с детьми и их родителями (законными представителями)
- Награждение самых активных детей и родителей (законных представителей)
Педагоги:
- Представление проекта и его реализации педагогическому сообществу: Педсовет ДОУ № 3
- Публикация проекта в профессиональных сообществах педагогов в сети интернет.
- Публикация проекта на сайте детского сада
Дальнейшее развитие проекта
Разработка мультимедийной презентации « Добрый праздник Новый год »
Пополнение развивающей предметно – пространственной среды.
«Опытно – экспериментальная лаборатория «Юные исследователи» по созданию новогодних костюмов из поролона и фетра.
Приложения
Новогодние письма Деду Морозу от детей
Презентация сказки «Кот, Петух и Лиса на новый лад»
Сценарий Новогоднего праздника (в русском стиле)
«Сказочное приключение»
Старшая группа №9 Воспитатель: Крашениникова М.М.
Музыкальный руководитель: Балачина О.Ю.
Как приятно, что сегодня, гости к нам пришли
И не глядя на заботы, час свободный вы нашли
С Новым годом поздравляем, и на праздник приглашаем!
Звучит музыка метели, в зал кружась заходят 4 снежинки
Снежинки
1.
Вот так метель поднялась
2.
Как далеко нас занесло
3.
Куда это мы попали
4.
Снежинки, мы попали в детский сад!
Позовем к себе ребят!
Снежинки расходятся, встают в первую линию.
Звучит праздничная музыка, дети заходят в зал, встают в 3 линии
Танец «Новогодняя сказка»
Ведущий: Ждали праздника мы долго,
Наконец, пришла Зима
В гости к нам явилась елка
С Новым годом детвора!
Новогодние частушки (поют все дети)
1.
Ставьте ушки на макушки
Слушайте внимательно
Новогодние частушки
Споем для вас старательно
2.
Ах, зима, зима, зима,
Русская красавица
Всех свела ты нас с ума
Зимушка, нам нравится!
3.
Скоро-скоро Новый год
На санях примчится
Вот уже, наверно он
К нам в окно стучится
4.
Ой, зима, зима, зима,
Сколько сугробов намела!
Не печалится народ
Отмечает Новый год!
5.
Тройка мчится, тройка скачет
А на ней подарков воз
Бубенцы звенят – а значит
Едет Дедушка Мороз!
Танец с бубенцами
Ведущий:
А теперь вы проходите
Да тихонько посидите (дети идут на стульчики)
К нам из леса в Новый год
Сказка зимняя идет!
Художественный эпизод
На экране Дед Мороз, ходит по лесу
Дед Мороз:
Здравствуйте ребятишки:
Девчонки и мальчишки
К нам Новый год стучится в двери!
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом
Идет на право песнь заводит
На лево сказку говорит
Сказка, сказка торопись!
Сказка, сказка появись!
Сцена 1
В зал входит Василиса и братец Иванушка подходят к елке, возле елки стоит заколдованный сундук
Василиса:
Здравствуйте ребята, видите какая беда нас посетила
Иванушка:
Приготовил вам Дед Мороз полный сундук подарков, хотел порадовать гостинцами. Да не уберегли мы его
Василиса:
Злобный Кощей закрыл сундук на 4 замка. Не хочет злой Кощей, чтобы дети радовались. Его черному сердцу милее, когда горе и слезы
вокруг
Иванушка: И не будет теперь у нас праздника, не придет к нам Новый год, и подарков не будет, что ж за праздник без подарков!
Василиса: Подожди, Иванушка! Не пугай ребят раньше времени. Надо испробовать все возможности. Я думаю нет таких замков, к которому
ключ найти нельзя
Иванушка: Где же их искать? Поди Кощей разбросал их по всему сказочному лесу, а то и попрятал у своих друзей – нечистой силы
Василиса: А я думаю нам не расстраиваться надо, а отправляться в путь – найти ключи!
А вы ребята, пойдете с нами ключи от замков, заколдованных искать?
Дети: Да!
Василиса:
А не испугаетесь трудностей, не струсите перед
нечистой силой?
Дети: Нет!
Василиса:
Нам в дорогу хорошая песня нужна,
чтобы не так труден путь был!
Ребята, а вы знаете такую песню?
Дети:
Да!
Василиса:
Тогда в путь!
Новогодняя песня
После песни садятся на стульчики
2 Сцена
Василиса:
Вот мы и пришли!
В зал забегает Избушка на курьих ножках, обегает елку,
встает спиной к зрителям
Василиса:
Узнаете, чей это дом?
Дети:
Да! Бабушки-Яги!
Василиса:
Правильно, Баба-Яга здесь обитает.
А вы знаете как избушку попросить к нам повернуться?
Дети:
Да!
Василиса:
Давайте вместе скажем!
Избушка, избушка на курьих ножках
Встань к лесу задом,
А к нам передом!
Избушка поворачивается, Василиса подходит к Избушке,
стучит (звук стука). В зал влетает на метле Баба-Яга.
Василиса здоровается с Бабой-Ягой
Баба-Яга:
Здравствуйте! Коли смелые, что по свету рыщите, от работы бегаете, или работу ищите!
Иванушка: Ищем мы ключи, от заколдованных замков. Не поможешь ли нам?
Баба-Яга: Так вы расколдовать хотите? Ну не легкая это работа. А хватит ли у вас ума-разума?
Василиса:
А ты бабушка проверь нас, а мы уж постараемся!
Баба-Яга:
Хочу я вас испытать! Есть у меня загадочки, у-ух какие!
Загадки загадывает Баба Яга
1.Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(зимой)
2.Дернули за хвост бедняжку,
Полетели вверх бумажки.
(хлопушка)
3.Хоть не шишки, не иголки,
А висят на ветках елки.
(елочные игрушки)
Баба-Яга:
Избушка, не подведи, подружка, выдай им загадочки!
Загадки от Избушки
1 .С неба падает зимой,
Не возьмешь ее домой.
(снежинка)
2. Без него бы дед Мороз
Все подарки не донес.
(мешок)
3 .В полночь под курантов бой
Он приходит в дом любой.
(Новый Год)
Василиса:
Отгадали! Мы бабушка твои загадки
Баба-Яга:
Вижу, что дети вы сообразительные, а плясать вы умеете?
Ведущий:
Конечно умеем, сейчас бабушка мы тебе покажем
Танец с платочками (танцуют девочки)
Девочки уходят на стульчики, Баба-Яга и Избушкой продолжают танцевать
Ведущий: Ребята, давайте поиграем с Бабушкой Ягой
Музыкальная игра «Баба-Яга»
Баба-Яга: Ох, порадовали вы меня! Давно я так не танцевала, и не играла! Не могу я не помочь, таким деткам-конфеткам. Берите ключ!
Василиса: Спасибо Бабушка-Яга. Подскажи, где Кощей, спрятал, остальные ключи?
Баба-Яга: Ох! Не знаю, не знаю, я и так вам ключ отдала, если Кощей узнает, несдобровать мне тогда. Сходите к сказочному морю
Лукоморью, там Кот Баюн живет, у него спросите. Полетела я ребята, вам успеха в поисках ключей, и всех с Новым годом! Избушка, за мной!
Баба-Яга улетает, избушка уходит. А дети выходят на хоровод
Хоровод «Раз, два, три»
Садятся на стульчики
Сцена 3
На экране заставка дуба у моря Лукоморья. В зал
Входит Кот Баюн сонный, напевает песню «Баюшки-
баюшки-баю не ложись ты на краю» забывает
продолжение песни, начинает петь следующую «Не
сыпь мне соль на рану, ведь она еще болит»
Василиса:
Уважаемый Кот!
Кот Баюн:
Не мешайте, я песни вспоминаю.
Первую строчку помню, вторую не помню
Иванушка:
Не расстраивайся, Кот Баюн, мы тебе поможем.
Ты запевай, а мы тебе поможем!
Кот Баюн:
Ой да! Получится ли у вас, Давайте вот эту
вспомним
Музыкальная викторина
1. «От улыбки»
2. «Я на солнышке лежу»
3. «Я Водяной»
Кот Баюн:
Ой, как замечательно получается.
А вот эту, очень красивую песню вы конечно же не
знаете,
и я не помню, только первую строчку «В лесу
родилась елочка»
Ведущий:
Конечно же помним!
Все ребята становитесь,
В дружный хоровод
Вместе с нашей елочкой
Встретим Новый год!
Хоровод «В лесу родилась елочка»
После хоровода садятся на стульчики
Кот Баюн:
У меня сегодня настоящий праздник.
Спасибо вам ребятки, что помогли мне вспомнить песни.
Чуть не забыл, а что вы ходите по лесу?
Василиса:
Мы ищем ключи от заколдованного сундука.
Без них не можем мы начать Новогодний праздник
(Кот Баюн отдает ключ, прощается, поздравляет с Новым
годом)
Василиса:
Ну а нам пора дальше отправляться в путешествие
Стихи
1.Белые метели
В город прилетели
Закружили, замели,
Нет ни краешка земли
2.На прохожих сыплет снег,
Засыпает улицы
Во дворах-ребячий смех,
Кто от снега щурится
3.В нашем городе зима
Стала вдруг хозяйкой
Все украсила сама
Ну-ка, отгадай-ка
4.Где вчера тропа была?
Где качели были?
А сегодня здесь с утра
Вьюги закружили
5.Будто сказка, все бело!
И красиво даже!
А на горке снеговик
Нам метелкой машет
Сцена 4
(Свист. В зал вбегает Соловей-разбойник)
Соловей-разбойник:
Что, попались? У-тю-тю... Я вас за ужином скушаю
Василиса:
Зачем же нас есть, Соловей-разбойник,
мы ведь тебе пригодиться сможем
Соловей-разбойник:
Как это вы мне пригодитесь?
Я с Кощеем воюю, а вы маленькие да глупенькие,
чем это вы мне поможете?
Василиса: Мы хоть и не велики, но совсем не глупенькие.
Правда, ребята?
Соловей-разбойник: Это мы сейчас проверим!
Иванушка: Проверяй, проверяй!
Игра перетягивание каната (играют мальчики), далее танец с
мальчиками (Богатыри)
Соловей-разбойник:
Да, с такими ребятами и Кощей не страшен!
Соловей-разбойник:
Ну порадовали! Ну лихие! Помогу я вам, отдам ключ,
но и вы, когда потребуется мне ваша помощь,
не забывайте про меня
Василиса:
Ты только свистни, и мы придем на помощь, правда ребята?
Дети:
Да!
(Соловей-разбойник отдает ключ, прощается с детьми,
уходит, в зале гаснет свет, включен один прожектор,
звучит тревожная музыка)
Сцена 5
Василиса:
Осторожно, ребята, мы похоже в царстве Кощея Бесмертного
Голос Кощея:
Да, ты не ошиблась, это мое царство – Кощея Бесмертного!
И ждет вас в нем неминуемая гибель!
В зал важно входит Кощей
Иванушка:
За что такой гнев у тебя Кощей?
Кощей:
Не люблю я когда человеческим духом пахнет,
отвечайте, зачем ко мне пожаловали?
Василиса:
Кощей, отдавай ключ, сегодня праздник Новый год,
Дед Мороз приготовил для ребят, вкусные подарки,
мы 3 ключа нашли
Кощей:
Ха-ха-ха! Не отдам я вам ключ. Не видать вам
подарков
Иванушка:
(решительно выходит к Кощею) отдай ключ! А то
пожалеешь!
Кощей:
Ха-ха-ха! Это кто меня пугать вздумал,
кто на моем пути встать посмел?
Вот, что мелюзга, уходите с моей дороги,
а то по-настоящему разозлюсь!
Считаю до трех! Ра-а-а-з, два-а-а-а!!
Звучит торжественная музыка, в зал входит Дед
Мороз и Снегурочка ( девочка)
Дед Мороз:
Зачем же ты, Кощей, моих друзей обижаешь?
Они хоть и маленькие, а смелости им не занимать.
Давай, Кощей, лучше со мной силою померяемся.
Я давно тебя побороть хотел, да всё не получалось, никак встретиться нам в одной сказке!
Кощей:
Что же Дед Мороз, с тобой сразиться можно. Ты противник видный, не то что эти малявочки
(Перетягивание каната Дед Мороз и Кощей,
Кощей падает на пол)
Дед Мороз:
Ну что, Кощей, отдашь теперь ключ?
Кощей:
Не отдам! (Снова решительно встаёт).
Дед Мороз:
Ну, разозлил ты меня! (Звук Вьюги).
Дед Мороз:
Вьюга, вьюга ты спеши
И Кощея закружи
Кощей кружится
Ребята, а теперь дуем на Кощея, что бы он замерз
Кощей: (закоченел)
О-о-о, пощадите, не дайте погибнуть... Не дуйте!!! Отдам я вам ключ!
Дед Мороз:
То-то-ли (забирает ключ) теперь уходи покуда цел! (Кощей убегает из зала)
Сцена 6
Дед Мороз:
Здравствуйте, мои друзья!
С Новым годом поздравляю!
Счастья, дети, вам желаю!
Светлой жизни – сто годов
И здоровья – сто пудов!
Прошлый год у вас я был,
Никого не позабыл:
Вот Тимоша, Андрюша, Маша, Лиза
Вот и Саша, и Катюша
Снегурочка:
Я Снегурочка! Все дети
Дружат издавна со мной!
Я люблю мороз и ветер,
И метелицу Зимой
Всех зверей в лесу я знаю,
Дружбу с ними я веду
Звонко песни распеваю
И легко скольжу по льду
И сегодня я с ребятами встречаю Новый год!
Дед Мороз:
Что же елка не горит
И гостей не веселит?
Ну-ка, детки, в круг вставайте,
Хоровод свой начинайте
Станет елочка опять
Вся гирляндами сиять!
Остается в хороводе. Дед Мороз в кругу ходит
Дед Мороз :
Ну-ка, ёлка, улыбнись!
Ну-ка, ёлка, встpепенись!
Ну-ка, ёлка, pаз-два-тpи,
Светом радостным гори!
Что-то не заиграла разным огнями наша елочка
Воспитатели помогайте,
Вместе с нами повторяйте
«Раз, два, три! Наша елочка, гори!»
Ну что ж, за беда такая
Уважаемые гости вас просим помочь
Дружно с нами повторяйте
«Раз, два, три! Наша елочка, гори!»
Елочка загорается
Песня «Ты сверкай огнями елка»
Дед Мороз:
Мы праздник будем продолжать,
Играми веселыми Новый год встречать!
Игры с Дедом Морозом
Василиса: Дед Моpоз! Мы забыли, что не все замки
на сундукемы открыть смогли
Иванушка: Нет у нас ключа от последнего замка!
Снегурочка: Неужели дети так и останутся безновогодних подарков?
Дед Мороз: Не печальтесь! Я вам открою тайну. Если открыть под Новый год все волшебные замки, то колдовство Кощея исчезнет.
Три ключа вы нашли, а последний замок с секретом,
о
н
откроется, если всем вместе дружно сказать:
"С Новым годом, люди, звери,
Открывайтесь быстро двери!"
Все вместе повторяют слова Деда Мороза.
Сундук открывается.
Дед Мороз:
Мы подарки вам вручаем,
И наказ мы вам даём,
Чтоб вы были все здоровы,
Хорошели с каждым днём!
Снегурочка:
Чтобы в вашей жизни было
И веселье и смех!
Под праздничную музыку выходят все герои
Все герои: С Новым годом, с Новым годом!
Поздравляем всех! Всех! Всех!
Финальная песня, раздача подарков
Дед Мороз:
До встречи в следующем году!
Меня вы ждите, я приду!