Автор: Борисова Аксана Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Семинар - практикум
Тема: "Способы развития сенсомоторных компонентов психической деятельности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
В
структуре
психической
деятельности
человека
различают
три
основные
группы
компонентов: психические процессы, свойства и состояния.
1.
Психические процессы составляют основу психической деятельности:
(ощущения,
восприятия, память и др.).
2.
Психические свойства – это качества личности: характер, темперамент.
3.
Психические состояния человека
–
устойчивая
структурная
организация
всех
компонентов психики.
Одним из основновополагающих процессов является сенсомоторное воспитание .
Сенсомоторика
—
чувство,
ощущение
и
—
двигатель)
—
область
изучения
взаимодействия
сенсорных
и
моторных
(двигательных)
компонентов
в
психической
деятельности.
Сенсомоторное
развитие
составляет
фундамент
общего
умственного
развития
дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все
другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов
восприятия, являются результатом их переработки.
Поэтому
нормальное
умственное
развитие
невозможно
без
опоры
на
полноценное
восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного
развития и воспитания дошкольников.
Особая
роль
в
сенсорном
развитии
детей
отводится
предметно-игровой
форме
обучения. Занятия по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой
предметов.
Для
начала
используют
яркие
цвета
и
простые
признаки
формы
предмета:
длинный,
короткий,
большой,
маленький,
круглый,
квадратный,
треугольный,
и
др.
На
следующих этапах обучения цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются
различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять
и
т.д.).
Сенсорные
игрушки
учат
мыслить,
запоминать,
анализировать,
синтезировать,
обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные
способности детей.
Сегодня в магазинах можно встретить множество игрушек и книг, которые влияют на
сенсорное развитие детей. Однако родителям необходимо понимать, что и книги, и игрушки
являются лишь дополнительными средствами и не могут полностью заменить исследования
реального мира, а также общение с окружающими. Дети очень любознательны и легко
присоединяются
к
деятельности
взрослых.
Объясняя
свои
действия
и
рассказывая
об
окружающих предметах и явлениях (например, во время прогулки, приготовления пищи, игр
и др.), взрослые помогают развиваться сенсорным способностям малышей. Для сенсорного
развития ребенка важно, чтобы он научился сопоставлять данные, которые его мозг получает
от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. То есть, например, показывая
малышу цветок, надо использовать все возможные органы чувств, которые можно
задействовать в данной ситуации: рассказать о цвете, форме и дать понюхать.
В раннем детстве – восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень
несовершенными.
Однако
складывается
новый
тип
внешних
ориентировочных
действий
–
примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам;
Начиная со второго года, ребенок под влиянием взрослых может действовать одним
предметом на другой. В связи с этим, изменяется его восприятие. На данной генетической
ступени становится возможным предвидение...
В дошкольном возрасте восприятие - это особая познавательная деятельность, имеющая
свои цели, задачи, средства и способы осуществления. К старшему дошкольному возрасту
обследование приобретает характер экспериментирования,
Сенсорное
развитие
следует
осуществлять
в
тесном
единстве
с
психомоторным
развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к
этому.
Если
он
не
может
схватить
предмет,
то
не
сможет
и ощутить
его.
Только
при
бимануальном
(двумя
руками)
ощупывании
предмета
происходит
его
пространственное
изучение.
Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно
определять
форму,
объем
и размер
предмета,
ребенок
должен
иметь
хорошо
развитые
скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три
г р у п п ы
м ы ш ц
о б е с п е ч и в а ю т
ф у н к ц и ю
в о с п р и я т и я .
Известно, что точность движений при обследовании предметов достигается путем развития
мелкой
моторики
кисти
руки,
формированием
глазодвигательных
(зрительно-моторных)
координаций; для полноценной пространственной ориентировки следует владеть своим телом,
осознавать
расположение
отдельных
его
частей
(головы,
рук,
ног
и др.)
в
статическом
и динамическом режимах — таких примеров можно привести множество.
Крупная моторика - это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег,
ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. - все это относится к крупной моторике. Если,
например, перед ребенком стоит задача - поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней,
наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится - вот сколько действий ребенок
сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной
моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом
к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика - это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять
более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц,
завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание - это все
мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как
внимание,
мышление,
оптико-пространственное
восприятие
(координация),
воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Нормальное развитие речи ребенка
теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость
речи
от
степени
подвижности
пальцев
рук
(в
виду
близости
расположения
речевых
и
двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области
коры
больших
полушарий,
передается
на
центры
речевой
моторной
зоны
и
стимулирует
артикуляцию). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использования
точных,
координированных
движений
кистей
и
пальцев,
которые
необходимы,
чтобы
одеваться,
рисовать
и
писать,
а
также
выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют
начинать
активную
тренировку
пальцев
ребенка
уже
с
десятимесячного
возраста.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим
влиянием на развитие речи являются, «мощным средством повышения работоспособности
головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев
рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для
последующего
формирования
речи.
Поскольку
существует
тесная
взаимосвязь
и
взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у
ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. При выполнении
мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них
активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи
ребёнка.
В
социализированных
движениях
это
движения
пальцев
руки
и
элементов
артикуляционного аппарата. Движения рук управляются несколькими механизмами:
А)
чувствительность
пальцев
обеспечивает
восприятие
формы,
веса,
температуры,
шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;
Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно
и быстро;
В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
Г)
зрение
и
мышление
позволяют
ребёнку
ориентироваться
в
расположении
предметов
в
пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и
исправлять ошибки.
Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений
пальцев рук на формирование его психических процессов. Так, учёные установили, что уровень
психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой
моторики рук. Урунтаева Г. А. следующим образом описывает три периода сенсомоторного
развития
ребенка,
которые
обуславливают
взаимовлияние
на
нормативное
формирование
восприятия, моторики и высших психических функций, в частности, речи.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на
руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество
акупунктурных
точек,
воздействие
на
которые
влечет
воздействие
на
внутренние
органы,
рефлекторно с ними связанные. Регулярные игры с пальчиками и продуктивная деятельность
улучшают
умственные
способности
ребёнка,
устраняют
его
эмоциональное
напряжение,
улучшают
деятельность
сердечнососудистой
и
пищеварительной
систем,
развивают
координацию
движений,
силу
и
ловкость
рук,
поддерживают
жизненный
тонус. Японская
акупунктура – тому подтверждение. На кистях рук расположены множество рефлекторных
точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные
точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Заседание клуба «Родительская школа»
"Способы развития сенсомоторных компонентов
психической деятельности ребенка"
Семинар - практикум
Подготовила:
учитель-логопед Борисова А.В.