Напоминание

"Человек и время"


Авторы: Аврамова Виктория Сергеевна, Ложкина Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: г.Гаджиево, Мурманская обл.
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Человек и время"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ

1

«Детский

сад

«Семицветик»

«Ч

Е

Л

О

В

Е

К

И

В

Р

Е

М

Я»

Подготовили

:

Аврамова

В

.

С

.

Ложкина

Л

.

М

.

Паспорт

проекта

:

Тип проекта: групповой.

Вид проекта: средне – срочный.

Участники:

дети

старшей

группы

«Знайки»,

воспитатели, младший воспитатель, родители.

Актуальность

:

В процессе организации педагогической деятельности в детском саду и в

семье

дети

усваивают

лишь

некоторые

временные

представления

и

умения ориентироваться во времени. Часто дошкольники не знают дней

недели, не могут определить их последовательность. Это объясняется

тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками

частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не

дают

им

необходимых

знаний

о

времени

-

о

его

текучести

и

необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми

сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных

отношений.

Проблема

:

Время! Оно необратимо и быстротечно! Его нельзя потрогать, понюхать,

попробовать, увидеть, услышать. Сегодня каждый человек каждый день,

каждую

секунду

имеет

дело

со

временем.

Мы

предложили

детям

пофантазировать

и

представить,

что

случилось

бы,

если

бы

время

остановилось?! Дети захотели узнать, как люди много лет назад могли

обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. Что же

такое календарь и зачем он нужен, ведь он есть, практически, в каждом

доме? Так и появился проект «Человек и время».

Цель

проекта

:

Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях

(части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить

отражать

абстрактные

понятия

о

времени

в

конкретных

действиях

с

моделями часов.

Задачи

проекта

:

1. систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести,

периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели,

месяцев,

времен года;

2. научить определять время по часам; познакомить с римскими цифрами.

3. развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою

деятельность в соответствии со временем;

4.

развивать

навыки

использования

в

речи

слов,

обозначающих

временные

категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;

5.

развивать

мыслительные

операции:

аналогия,

систематизация,

обобщение;

6. расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и

назначением часов;

7. содействовать поддержанию интереса к математике, формированию

умения

трудиться в коллективе;

Ожидаемые

результаты

:

Дети:

1. умеют определять временные отношения (день – неделя – месяц), время

по часам (без определения минут – минутная стрелка, пока неподвижна и

находится в положении 00, в дальнейшем планируется более конкретное

изучение часов)

2. регулируют свою деятельность в соответствии со временем;

3. формулируют и представляют собственную точку зрения.

4. знают историю появления и виды часов.

5. имеют представление о римской и арабской системах счисления.

Родители:

1. Создание «часов своми руками», чтобы способствовать развитию у детей

творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.

2. Активное участие в сборе коллекции различных видов часов.

Методы

проекта

:

Словесные:

познавательные

беседы;

рассказывание

детей,

чтение художественной литературы.

Наглядные:

демонстрация наглядных пособий, иллюстраций,

наблюдения.

Игровые:

дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-

ролевые игры, подвижные игры.

Практические:

опыты, экспериментирование.

1.

Подготовительный

1.

Подготовительный

2.

Практический

2.

Практический

3.

Заключительный

3.

Заключительный

Этапы

проекта

:

1.

Подготовительный

этап

:

1.

Изучение литературы по проектной деятельности.

2.

Подготовка методической литературы.

3.

Разработка конспектов.

4.

Определение

темы,

целей

и

задач,

содержание

проекта,

прогнозирование результата.

5.

Обсуждение

с

родителями

проекта,

выяснение

возможностей,

необходимых для реализации проекта, определение содержания

деятельности всех участников проекта.

6.

Подбор материалов по теме проекта.

7.

Составление плана основного этапа проекта.

2.

Практический

этап

:

Работа с детьми:

1.

Образовательная деятельность.

Познавательное развитие:

- НОД «Способы измерения времени», «Формирование

представлений о частях и времени суток»

- НОД «В царстве часов», «Как узнать время?», «Знакомство с

римскими числами».

-

Беседа «Что такое время?», «Страницы календаря», «Солнечные часы»,

«Водяные и песочные часы», «Масляные часы», «Огневые часы»,

«Фитильные часы», «Механические часы», «Электронные или

электрические часы», «Атомные часы».

-

Художественно-эстетическое

развитие:

лепка

«Наручные

часы»,

рисование «Часы с кукушкой».

2. Сюжетно ролевые игры:

- «Магазин часов», «Часовая мастреская».

3. Игровые упражнения: «Циферблат», «Счетные палочки –

римские

числа»,

«Узнай

который

час»,

«Вчера,

сегодня,

завтра».

4. Дидактические игры: «Что раньше, что потом», «Когда это бывает?»,

«Времена года», «Мои первые часы», «Время».

5. Рассматривание иллюстраций: папка «Такие разные часы», изучение

страниц календаря, рассматривание календаря природы.

6. Подвижные игры: «Разбегалочки», «Ходят часики по кругу».

7. Чтение художественной литературы:

- Стихи о времени, днях, недели, сутках, часах. Т. И. Ерофеева «В гостях у

гнома-часовщика», И. Мельников «Про часы и о часах», сказка «Часы для

гнома», Н.Носов «Бобик в гостях у барбоса».

8. Наблюдения за часами и временами суток.

Вечер.

День.

Утро

9. Опытно-экспериментальная деятельность: изготовление водяных

часов, «Солнечные часы, что это?»

Работа с родителями:

1.

Организация выставки совместных с детьми поделок «Такие разные

часы».

2.

Создание мини-музея «Удивительный мир часов».

3.

Консультация: «Формирование представлений о времени у детей

старшего дошкольного возраста».

3.

Заключительный

этап

:

-

Анализ результатов проекта.

- Оформление проекта и его презентации.

Результат

проекта

:

1. Проект позволил развить творческую активность детей и родителей.

2. Совместно с детьми и их родителями была организована выставка

поделок «Такие разные часы».

3. Мини-музей «Удивительный мир часов».

4. Альбом «Такие разные часы».

5. Макет часов «Учимся определять время».

6. Изготовлены совместно с детьми водяные часы.

6. Презентация «Человек и время».

Вывод

:

Задачи

проекта

были

реализованы.

В

процессе

реализации

проекта

«Человек и время» у наших ребят наряду с развитием познавательных

способностей обогатился словарный запас, расширились представления о

времени, о способах его измерения, широко проявились инициативность и

творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям об

истории появления часов, о видах часов, умеют определять время по

циферблату.

Таким

образом,

можно

утверждать,

что

при

создании

определенных

условий

и

использовании

различных

форм

и

методов

работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых:

педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение временными

представлениями.

Список

используемой

литературы

:

1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991

3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14

5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.:

Издательство «Учебная литература», 2000

6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство

«Учебная литература»,2004

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 –

1994. с 43

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное

воспитание № 4 – 2006. с 10

9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного

досуга», 2006

Спасибо

за

внимание

!!!



В раздел образования