Авторы: Аврамова Виктория Сергеевна, Ложкина Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Семицветик"
Населённый пункт: г.Гаджиево, Мурманская обл.
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Человек и время"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ
№
1
«Детский
сад
«Семицветик»
«Ч
Е
Л
О
В
Е
К
И
В
Р
Е
М
Я»
Подготовили
:
Аврамова
В
.
С
.
Ложкина
Л
.
М
.
Паспорт
проекта
:
Тип проекта: групповой.
Вид проекта: средне – срочный.
Участники:
дети
старшей
группы
«Знайки»,
воспитатели, младший воспитатель, родители.
Актуальность
:
В процессе организации педагогической деятельности в детском саду и в
семье
дети
усваивают
лишь
некоторые
временные
представления
и
умения ориентироваться во времени. Часто дошкольники не знают дней
недели, не могут определить их последовательность. Это объясняется
тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками
частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не
дают
им
необходимых
знаний
о
времени
-
о
его
текучести
и
необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми
сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных
отношений.
Проблема
:
Время! Оно необратимо и быстротечно! Его нельзя потрогать, понюхать,
попробовать, увидеть, услышать. Сегодня каждый человек каждый день,
каждую
секунду
имеет
дело
со
временем.
Мы
предложили
детям
пофантазировать
и
представить,
что
случилось
бы,
если
бы
время
остановилось?! Дети захотели узнать, как люди много лет назад могли
обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. Что же
такое календарь и зачем он нужен, ведь он есть, практически, в каждом
доме? Так и появился проект «Человек и время».
Цель
проекта
:
Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях
(части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить
отражать
абстрактные
понятия
о
времени
в
конкретных
действиях
с
моделями часов.
Задачи
проекта
:
1. систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести,
периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели,
месяцев,
времен года;
2. научить определять время по часам; познакомить с римскими цифрами.
3. развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою
деятельность в соответствии со временем;
4.
развивать
навыки
использования
в
речи
слов,
обозначающих
временные
категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;
5.
развивать
мыслительные
операции:
аналогия,
систематизация,
обобщение;
6. расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и
назначением часов;
7. содействовать поддержанию интереса к математике, формированию
умения
трудиться в коллективе;
Ожидаемые
результаты
:
Дети:
1. умеют определять временные отношения (день – неделя – месяц), время
по часам (без определения минут – минутная стрелка, пока неподвижна и
находится в положении 00, в дальнейшем планируется более конкретное
изучение часов)
2. регулируют свою деятельность в соответствии со временем;
3. формулируют и представляют собственную точку зрения.
4. знают историю появления и виды часов.
5. имеют представление о римской и арабской системах счисления.
Родители:
1. Создание «часов своми руками», чтобы способствовать развитию у детей
творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.
2. Активное участие в сборе коллекции различных видов часов.
Методы
проекта
:
Словесные:
познавательные
беседы;
рассказывание
детей,
чтение художественной литературы.
Наглядные:
демонстрация наглядных пособий, иллюстраций,
наблюдения.
Игровые:
дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-
ролевые игры, подвижные игры.
Практические:
опыты, экспериментирование.
1.
Подготовительный
1.
Подготовительный
2.
Практический
2.
Практический
3.
Заключительный
3.
Заключительный
Этапы
проекта
:
1.
Подготовительный
этап
:
1.
Изучение литературы по проектной деятельности.
2.
Подготовка методической литературы.
3.
Разработка конспектов.
4.
Определение
темы,
целей
и
задач,
содержание
проекта,
прогнозирование результата.
5.
Обсуждение
с
родителями
проекта,
выяснение
возможностей,
необходимых для реализации проекта, определение содержания
деятельности всех участников проекта.
6.
Подбор материалов по теме проекта.
7.
Составление плана основного этапа проекта.
2.
Практический
этап
:
Работа с детьми:
1.
Образовательная деятельность.
Познавательное развитие:
- НОД «Способы измерения времени», «Формирование
представлений о частях и времени суток»
- НОД «В царстве часов», «Как узнать время?», «Знакомство с
римскими числами».
-
Беседа «Что такое время?», «Страницы календаря», «Солнечные часы»,
«Водяные и песочные часы», «Масляные часы», «Огневые часы»,
«Фитильные часы», «Механические часы», «Электронные или
электрические часы», «Атомные часы».
-
Художественно-эстетическое
развитие:
лепка
«Наручные
часы»,
рисование «Часы с кукушкой».
2. Сюжетно ролевые игры:
- «Магазин часов», «Часовая мастреская».
3. Игровые упражнения: «Циферблат», «Счетные палочки –
римские
числа»,
«Узнай
который
час»,
«Вчера,
сегодня,
завтра».
4. Дидактические игры: «Что раньше, что потом», «Когда это бывает?»,
«Времена года», «Мои первые часы», «Время».
5. Рассматривание иллюстраций: папка «Такие разные часы», изучение
страниц календаря, рассматривание календаря природы.
6. Подвижные игры: «Разбегалочки», «Ходят часики по кругу».
7. Чтение художественной литературы:
- Стихи о времени, днях, недели, сутках, часах. Т. И. Ерофеева «В гостях у
гнома-часовщика», И. Мельников «Про часы и о часах», сказка «Часы для
гнома», Н.Носов «Бобик в гостях у барбоса».
8. Наблюдения за часами и временами суток.
Вечер.
День.
Утро
9. Опытно-экспериментальная деятельность: изготовление водяных
часов, «Солнечные часы, что это?»
Работа с родителями:
1.
Организация выставки совместных с детьми поделок «Такие разные
часы».
2.
Создание мини-музея «Удивительный мир часов».
3.
Консультация: «Формирование представлений о времени у детей
старшего дошкольного возраста».
3.
Заключительный
этап
:
-
Анализ результатов проекта.
- Оформление проекта и его презентации.
Результат
проекта
:
1. Проект позволил развить творческую активность детей и родителей.
2. Совместно с детьми и их родителями была организована выставка
поделок «Такие разные часы».
3. Мини-музей «Удивительный мир часов».
4. Альбом «Такие разные часы».
5. Макет часов «Учимся определять время».
6. Изготовлены совместно с детьми водяные часы.
6. Презентация «Человек и время».
Вывод
:
Задачи
проекта
были
реализованы.
В
процессе
реализации
проекта
«Человек и время» у наших ребят наряду с развитием познавательных
способностей обогатился словарный запас, расширились представления о
времени, о способах его измерения, широко проявились инициативность и
творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям об
истории появления часов, о видах часов, умеют определять время по
циферблату.
Таким
образом,
можно
утверждать,
что
при
создании
определенных
условий
и
использовании
различных
форм
и
методов
работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых:
педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение временными
представлениями.
Список
используемой
литературы
:
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.:
Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство
«Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 –
1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное
воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного
досуга», 2006
Спасибо
за
внимание
!!!