Автор: Куроптева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель, заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ "Родничок"
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека дыхательных игр и упражнений для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОДНИЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «Родничок»)
Картотека
дыхательных игр и упражнений
для детей средней группы
Подготовила воспитатель
Куроптева И.В.
«Подуем на листочки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы
трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
«Вот какие мы большие!»
Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха
С каждым новым днем –
Мы растем, мы растем.
Выше, выше тянемся!
Подрастем, подрастем,
Малышами не останемся!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.
Повторить 3-4 раза.
«Понюхаем цветочек»
Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.
Оборудование: цветок.
Здравствуй, милый мой цветок.
Улыбнулся ветерок.
Солнце лучиком играя,
Целый день тебя ласкает.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно
сомкнутых губах.
Повторить 4-5 раз.
«Флажок»
Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование
углубленного ритмичного выдоха.
Оборудование: красный флажок.
Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас флажок!
Наш флажок прекрасный,
Ярко-ярко красный.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой
сложили и долго дуем.
Повторить 4-6 раз.
«Вертушка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование
углубленного вдоха.
Оборудование: вертушка.
Веселая вертушка
Скучать нам не дает.
Веселая вертушка
Гулять меня зовет.
Веселая вертушка
Ведет меня к реке,
Где квакает лягушка
В зеленом тростнике.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы
ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.
Повторить 3-4 раза.
«Снежинки»
Цели:
тренировка
правильного
носового
дыхания;
формирование
углубленного
выдоха;
укрепление мышц лица.
Оборудование: бумажные снежинки.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежиночки,
Белые пушиночки.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили
трубочкой и дуем на снежинки.
Повторить 4-6 раз.
«Часики»
Цели:
тренировка
артикуляционного
дыхания;
согласование
движений
рук
с
дыхательными
движениями грудной клетки.
Оборудование: игрушечные часы.
Держу часы в руках,
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)
Где же, где же, где часы?
Вот они часы мои,
Идут часы вот так!
Как часики стучат?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом –
руки вверх, выдохнули – вниз.
Тик-так, тик-так! Повторить 4-6 раз.
«Дудочка»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха;
укрепление круговой мышцы рта.
Оборудование: дудочка.
Заиграла дудочка
Рано поутру.
Пастушок выводит:
«Ту-ру-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули песенку: «Му-му-му-му-му!»
Как играет дудочка?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка
как можно громче подуть в дудочку.
Повторить 4-5 раз.
«Как мыши пищат?»
Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.
Оборудование: игрушка мышка.
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе
сказать: «Пи-пи-пи-пи!»
Повторить 3-4 раза.
«Птичка»
Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование
углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.
Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди не улетай.
Улетела птичка…Ай!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать
руки высоко вверх. На выдохе – опускать.
Повторить 4-5 раз.
«Надуем пузырь»
Цели:
тренировка
правильного
носового
дыхания;
формирование
ритмичного
выдоха
и
его
углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая, как растет пузырь, затем
глубокий выдох.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.
Повторить 4-5 раз.
«Часики»
Встать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая
прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так»
«Дудочка»
Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать
медленный выдох с произнесением звуков (п-ф-ф-ф-ф-ф)
«Петушок»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем
похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох)
«Каша кипит»
Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в
грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко
произносить звук (ф)
«Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременно движения руками вверх-вниз и приговаривая «чух-чух-
чух»
«Веселый мячик»
Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и
бросить мяч от груди вперед со звуками
(у-х-х-х) (выдох), догнать мяч
«Гуси»
Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с
произнесением длительных звуков (г-у-у-у-у)
«Послушаем своё дыхание»
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину,
частоту и по этим признакам – состояние организма.
И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все
части – волнообразно);
какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
какова
частота
дыхания:
часто
происходит
вдох
–
выдох
или
спокойно
с
определённым
интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить
детей
расслаблять
и
восстанавливать
организм
после
физической
нагрузки
и
эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с
целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И. п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина
ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать
паузу,
кто
сколько
сможет.
Затем
плавный
выдох
через
нос.
Повторить
5-10
раз.
Упражнение
выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю
воздуха при выдыхании.
«Подыши одной ноздрёй»
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных
путей.
И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
Правую
ноздрю
закрыть
указательным
пальцем
правой
руки.
Левой
ноздрёй
делать
тихий
продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой
руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением
лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох –
выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных
движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию
нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание
сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и
раздувается, как круглый шар.
Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
«Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)
Цель: учить
детей
укреплять
межрёберные
мышцы,
концентрировать
своё
внимание
на
их
движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.
И. п. : лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них
внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.
Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно
освобождают зажим.
На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.
Повторить 6-10 раз.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе
обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть
рёбер грудной клетки.
«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)
Цель: учить
детей
укреплять
и
стимулировать
верхние
дыхательные
пути,
обеспечивая
вентиляцию верхних отделов лёгких.
И. п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на
них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Повторить 4-8 раз.
«Ветер» (очистительное полное дыхание).
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять
вентиляцию лёгких во всех отделах.
И. п. : сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя
живот, грудную клетку.
Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает
согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после
физической нагрузки как можно чаще.
«Радуга, обними меня»
Цель: та же.
И. п. : стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и
грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи:
одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
«Подыши одной ноздрёй».
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
«Ёжик».
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох
носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и
как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4-8 раз.
«Губы «трубкой».
1.
Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.
2.
Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.
3.
Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
4.
Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно
и медленно.
Повторить 4-6 раз.
«Ушки».
Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но
при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при
наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки.
Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
«Пускаем мыльные пузыри».
1.
При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
2.
Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные
пузыри.
3.
Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
4.
Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
Повторить 3-5 раз.
«Язык «трубкой».
1.
Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить
«трубкой».
2.
Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и
рёбра грудной клетки.
3.
Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди.
Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
Повторить 4-8 раз.
«Насос».
1.
Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2.
Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые
вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и
вдохов).
3.
Выдох произвольный.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник),
делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад
поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3-5 раз.
«Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
И. п. : сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки
подняты
над
головой,
пальцы
рук,
кроме
указательных,
переплетены,
а
указательные
пальцы
соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».
Повторить 3-5 раз.
Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это
резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы
туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» -
всё расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут: «Сат –
Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».
«На
планете
дышится
тихо,
спокойно
и
плавно». Повторить
упражнение
«Дышим
тихо,
спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного
тонуса.
«Инопланетяне».
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» -
отзовись!».
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И. п. : 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.
Упражнение
выполняется
под
словесное
сопровождение,
например:
«Инопланетяне
просыпаются, напрягаются».
1.
Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
2.
Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.
3.
Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая)».
4.
Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
«Трубач».
Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким
произношением звука «п-ф-ф-ф».
Повторить 4-5 раз.
«Каша кипит».
Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая
воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука
«ш-ш-ш».
Повторить 1-5 раз.
«На турнике».
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку
вверх,
подняться
на
носки
–
вдох,
палку
опустить
назад
на
лопатки
–
длинный
выдох
с
произношением звука «ф-ф-ф».
Повторить 3-4 раза.
«Партизаны».
Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов –
выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».
Повторять 1, 5 мин.
«Семафор».
Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с
длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».
Повторить 3-4 раза.
«Регулировщик».
Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».
Повторить 4-5 раз.
«Летят мячи».
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе
длительное «ух-х-х».
Повторять 5-6 раз.
«Лыжник».
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».
Повторять 1, 5-2 мин.
«Маятник».
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов
лопаток.
Наклонять
туловище
в
стороны,
вправо
и
влево.
При
наклоне
в
стороны
–
вдох
с
произношением звука «ту-у-у-у-х-х».
Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
«Гуси летят».
Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с
произнесением длительного звука «гу-у-у».
Повторять 1-2 мин.
Ходьба.
Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка
развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на
наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за
осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные
движения:
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках,
Мы идём, как все ребята,
И как мишка косолапый
(стихи Е. Антоновой-Чалой).
«Куры».
Дети
стоят,
наклонившись
пониже,
свободно
свесив
руки
-
«крылья»
и
опустив
голову.
Произносят
«тах-тах-тах»,
одновременно
похлопывая
себя
по
коленям
–
выдох,
выпрямляясь,
поднимают руки к плечам – вдох.
Повторить 3-5 раз:
Бормочут куры оп ночам,
Бьют крыльями тах-тах (выдох),
Поднимем руки мы к плечам (вдох),
Потом опустим – так
(Е. Антоновой-Чалой).
«Самолёт».
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать
поворот в сторону, произнося «жжж...» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.
Повторить 2-4 раза в каждую сторону:
Расправил крылья самолёт,
Приготовились в полёт.
Я направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу
(Е. Антоновой-Чалой).
«Насос».
Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь,
выдох с произнесением звука «ссс...», выпрямляясь – вдох.
Повторять 4-6 раз:
Это очень просто –
Покачай насос ты.
Направо, налёг...
Руками скользя,
Назад и вперёд
Наклоняться нельзя.
Это очень просто –
Покачай насос ты
(Е. Антоновой-Чалой).
«Дом маленький, дом большой».
Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука
«ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться,
посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да
и крошка заинька».
Повторить 4-6 раз:
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Мишка наш пошёл домой
Да и крошка заинька
(Е Антоновой-Чалой).
«Подуем на плечо».
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы
трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова
прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка
углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы,
сложенные трубочкой.
Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять
(Е. Антоновой-Чалой).
«Косарь».
Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад,
вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести
руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги
«зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:
Косарь идёт косить жнивьё:
Зу-зу, зу-зу, зу-зу.
Идём со мной косить вдвоём:
Замах направо, а потом
Налево мы махнём.
И так мы справимся с жнивьём.
Зу-зу, зу-зу вдвоём
(Е. Антоновой-Чалой).
«Цветы».
Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:
Каждый бутончик склониться бы рад
Направо, налево, вперёд и назад.
От ветра и зноя бутончики эти
Спрятались живо в цветочном букете
(Е. Антоновой-Чалой).
П о
ко м а н д е
п е д а г о г а
д е т и
р и т м и ч н о
п о д
ч т е н и е
с т и х а
п о в о р а ч и в а ю т
голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох.
При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой:
«бутончики» (головы) спрятались.
Упражнение повторить 6-8 раз.
«Ёж».
Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по
команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий
выдох при чтении стиха:
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Дети
принимают
исходное
положение
и
потягиваются,
как
ёжик,
становятся
«большими,
вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всё упражнение
повторить 4-6 раз.
«Трубач».
Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети
произносят:
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу.
«Жук».
Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную
клетку, произнося «жжж...» - выдох.
Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.
Повторить упражнение 4-5 раз:
Жж-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу.