Напоминание

Картотека дыхательных игр и упражнений для детей средней группы


Автор: Куроптева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель, заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ "Родничок"
Населённый пункт: г. Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека дыхательных игр и упражнений для детей средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОДНИЧОК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «Родничок»)

Картотека

дыхательных игр и упражнений

для детей средней группы

Подготовила воспитатель

Куроптева И.В.

«Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

Оборудование: Пособие-тренажер «Деревце».

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы

трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Повторить 4-5 раз.

«Вот какие мы большие!»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха

С каждым новым днем –

Мы растем, мы растем.

Выше, выше тянемся!

Подрастем, подрастем,

Малышами не останемся!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

Повторить 3-4 раза.

«Понюхаем цветочек»

Цели: формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

Оборудование: цветок.

Здравствуй, милый мой цветок.

Улыбнулся ветерок.

Солнце лучиком играя,

Целый день тебя ласкает.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно

сомкнутых губах.

Повторить 4-5 раз.

«Флажок»

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование

углубленного ритмичного выдоха.

Оборудование: красный флажок.

Посмотри-ка, мой дружок,

Вот какой у нас флажок!

Наш флажок прекрасный,

Ярко-ярко красный.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой

сложили и долго дуем.

Повторить 4-6 раз.

«Вертушка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование

углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

Веселая вертушка

Скучать нам не дает.

Веселая вертушка

Гулять меня зовет.

Веселая вертушка

Ведет меня к реке,

Где квакает лягушка

В зеленом тростнике.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы

ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

Повторить 3-4 раза.

«Снежинки»

Цели:

тренировка

правильного

носового

дыхания;

формирование

углубленного

выдоха;

укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежиночки,

Белые пушиночки.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили

трубочкой и дуем на снежинки.

Повторить 4-6 раз.

«Часики»

Цели:

тренировка

артикуляционного

дыхания;

согласование

движений

рук

с

дыхательными

движениями грудной клетки.

Оборудование: игрушечные часы.

Держу часы в руках,

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)

Где же, где же, где часы?

Вот они часы мои,

Идут часы вот так!

Как часики стучат?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом –

руки вверх, выдохнули – вниз.

Тик-так, тик-так! Повторить 4-6 раз.

«Дудочка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха;

укрепление круговой мышцы рта.

Оборудование: дудочка.

Заиграла дудочка

Рано поутру.

Пастушок выводит:

«Ту-ру-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули песенку: «Му-му-му-му-му!»

Как играет дудочка?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох. Просит ребенка

как можно громче подуть в дудочку.

Повторить 4-5 раз.

«Как мыши пищат?»

Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

Оборудование: игрушка мышка.

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки,

Может, в кухне корка есть?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе

сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

Повторить 3-4 раза.

«Птичка»

Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование

углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди не улетай.

Улетела птичка…Ай!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать

руки высоко вверх. На выдохе – опускать.

Повторить 4-5 раз.

«Надуем пузырь»

Цели:

тренировка

правильного

носового

дыхания;

формирование

ритмичного

выдоха

и

его

углубление.

Дети приседают.

Надувайся, пузырь,

Расти большой,

Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая, как растет пузырь, затем

глубокий выдох.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

Повторить 4-5 раз.

«Часики»

Встать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая

прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так»

«Дудочка»

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать

медленный выдох с произнесением звуков (п-ф-ф-ф-ф-ф)

«Петушок»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем

похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох)

«Каша кипит»

Сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в

грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко

произносить звук (ф)

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременно движения руками вверх-вниз и приговаривая «чух-чух-

чух»

«Веселый мячик»

Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и

бросить мяч от груди вперед со звуками

(у-х-х-х) (выдох), догнать мяч

«Гуси»

Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с

произнесением длительных звуков (г-у-у-у-у)

«Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину,

частоту и по этим признакам – состояние организма.

И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все

части – волнообразно);

какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

какова

частота

дыхания:

часто

происходит

вдох

выдох

или

спокойно

с

определённым

интервалом (автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить

детей

расслаблять

и

восстанавливать

организм

после

физической

нагрузки

и

эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с

целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И. п. : стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина

ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать

паузу,

кто

сколько

сможет.

Затем

плавный

выдох

через

нос.

Повторить

5-10

раз.

Упражнение

выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю

воздуха при выдыхании.

«Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных

путей.

И. п. : сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую

ноздрю

закрыть

указательным

пальцем

правой

руки.

Левой

ноздрёй

делать

тихий

продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой

руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением

лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох –

выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных

движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию

нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание

сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и

раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

«Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить

детей

укреплять

межрёберные

мышцы,

концентрировать

своё

внимание

на

их

движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И. п. : лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них

внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно

освобождают зажим.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе

обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть

рёбер грудной клетки.

«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить

детей

укреплять

и

стимулировать

верхние

дыхательные

пути,

обеспечивая

вентиляцию верхних отделов лёгких.

И. п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на

них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

«Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять

вентиляцию лёгких во всех отделах.

И. п. : сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя

живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает

согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после

физической нагрузки как можно чаще.

«Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И. п. : стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и

грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи:

одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

«Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

«Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох

носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и

как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

«Губы «трубкой».

1.

Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

2.

Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

3.

Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4.

Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно

и медленно.

Повторить 4-6 раз.

«Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но

при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при

наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки.

Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

«Пускаем мыльные пузыри».

1.

При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2.

Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные

пузыри.

3.

Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4.

Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

«Язык «трубкой».

1.

Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить

«трубкой».

2.

Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и

рёбра грудной клетки.

3.

Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди.

Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

«Насос».

1.

Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2.

Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые

вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

вдохов).

3.

Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник),

делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад

поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

«Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И. п. : сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки

подняты

над

головой,

пальцы

рук,

кроме

указательных,

переплетены,

а

указательные

пальцы

соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это

резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы

туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» -

всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут: «Сат –

Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

«На

планете

дышится

тихо,

спокойно

и

плавно». Повторить

упражнение

«Дышим

тихо,

спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного

тонуса.

«Инопланетяне».

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» -

отзовись!».

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И. п. : 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение

выполняется

под

словесное

сопровождение,

например:

«Инопланетяне

просыпаются, напрягаются».

1.

Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

2.

Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

3.

Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая)».

4.

Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

«Трубач».

Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким

произношением звука «п-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

«Каша кипит».

Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая

воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука

«ш-ш-ш».

Повторить 1-5 раз.

«На турнике».

Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку

вверх,

подняться

на

носки

вдох,

палку

опустить

назад

на

лопатки

длинный

выдох

с

произношением звука «ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

«Партизаны».

Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов –

выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

Повторять 1, 5 мин.

«Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с

длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

«Регулировщик».

Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

Повторить 4-5 раз.

«Летят мячи».

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе

длительное «ух-х-х».

Повторять 5-6 раз.

«Лыжник».

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».

Повторять 1, 5-2 мин.

«Маятник».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов

лопаток.

Наклонять

туловище

в

стороны,

вправо

и

влево.

При

наклоне

в

стороны

вдох

с

произношением звука «ту-у-у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

«Гуси летят».

Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с

произнесением длительного звука «гу-у-у».

Повторять 1-2 мин.

Ходьба.

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка

развёрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на

наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу. Следить за

осанкой. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Педагог говорит стихи, направляя ими детей на нужные

движения:

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках,

Мы идём, как все ребята,

И как мишка косолапый

(стихи Е. Антоновой-Чалой).

«Куры».

Дети

стоят,

наклонившись

пониже,

свободно

свесив

руки

-

«крылья»

и

опустив

голову.

Произносят

«тах-тах-тах»,

одновременно

похлопывая

себя

по

коленям

выдох,

выпрямляясь,

поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

Бормочут куры оп ночам,

Бьют крыльями тах-тах (выдох),

Поднимем руки мы к плечам (вдох),

Потом опустим – так

(Е. Антоновой-Чалой).

«Самолёт».

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать

поворот в сторону, произнося «жжж...» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

Расправил крылья самолёт,

Приготовились в полёт.

Я направо погляжу:

Жу-жу-жу.

Я налево погляжу:

Жу-жу-жу

(Е. Антоновой-Чалой).

«Насос».

Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь,

выдох с произнесением звука «ссс...», выпрямляясь – вдох.

Повторять 4-6 раз:

Это очень просто –

Покачай насос ты.

Направо, налёг...

Руками скользя,

Назад и вперёд

Наклоняться нельзя.

Это очень просто –

Покачай насос ты

(Е. Антоновой-Чалой).

«Дом маленький, дом большой».

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука

«ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться,

посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да

и крошка заинька».

Повторить 4-6 раз:

У медведя дом большой,

А у зайки – маленький.

Мишка наш пошёл домой

Да и крошка заинька

(Е Антоновой-Чалой).

«Подуем на плечо».

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы

трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова

прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка

углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы,

сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порой.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всё опять:

Раз, два и три, четыре, пять

(Е. Антоновой-Чалой).

«Косарь».

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад,

вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести

руки через перёд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги

«зу-зу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

Косарь идёт косить жнивьё:

Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

Идём со мной косить вдвоём:

Замах направо, а потом

Налево мы махнём.

И так мы справимся с жнивьём.

Зу-зу, зу-зу вдвоём

(Е. Антоновой-Чалой).

«Цветы».

Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи:

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперёд и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете

(Е. Антоновой-Чалой).

П о

ко м а н д е

п е д а г о г а

д е т и

р и т м и ч н о

п о д

ч т е н и е

с т и х а

п о в о р а ч и в а ю т

голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох.

При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой:

«бутончики» (головы) спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз.

«Ёж».

Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по

команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий

выдох при чтении стиха:

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Дети

принимают

исходное

положение

и

потягиваются,

как

ёжик,

становятся

«большими,

вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всё упражнение

повторить 4-6 раз.

«Трубач».

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети

произносят:

Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу.

«Жук».

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную

клетку, произнося «жжж...» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

Жж-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу.



В раздел образования