Автор: Винтюк Дарья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №75 "Лебедушка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, город Сургут
Наименование материала: Непрерывно образовательная деятельность
Тема: "Лаборатория юных исследователей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 75 «Лебедушка»
Конспект открытого мероприятия:
«Лаборатория юных исследователей»
в группе старшего дошкольного возраста
(от 6 до 7 лет) №13 «Ромашка»
Воспитатель:
Д.В. Винтюк
г. Сургут 2017
Поисково-исследовательский проект: «Волшебные кристаллы
»
Конспект открытого мероприятия: «Юные исследователи»
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с понятием «кристаллы,
кристаллическое состояние вещества» на основе исследовательской и
проблемно-поисковой деятельности; изучить условия образования
кристаллов; продолжать учить детей в условиях детского сада выращивать
кристаллы из поваренной соли;
Развивающие: развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение
сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе
экспериментирования
Воспитывающие: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила
техники безопасности; воспитывать чувство удовлетворения и радость
открытий, полученных из опытов.
Оборудование:
Емкость с горячей и холодной водой, ложка, соль, шерстяная нитка с
металлической канцелярской скрепкой на конце, палочка деревянная,
комплект пробирок, подставка.
Ход занятия:
Вступительная часть:
У входа в группу гостей встречает ребенок со словами: « Здравствуйте ,
дорогие гости. Вы попали в лабораторию «Юных исследователей». У нас в
лаборатории есть правила: соблюдайте тишину и чистоту. Возьмите,
пожалуйста, бахилы и шапочки. – Проходите! (Гости проходят и
присаживаются на стулья)
Начинается спор между «Юными исследователями» (детьми) . В какой
воде образовываются кристаллы из соли (холодной или горячей).
Вмешивается в спор «Профессор» (воспитатель) .
- « Что за спор товарищи , что случилось?»
- « Мы думаем , что кристаллы можно вырастить в холодной воде»
- « А мы думаем, наоборот, в горячей»
- «Ребята, а что такое соль?» «Где ее добывают?» «Где применяют?», «А что
такое вода ?» (ответы детей)
Проведение исследования:
Воспитатель: Ребята, благодаря свойству воды растворять в себе соль, можно
провести очень интересный эксперимент- вырастить соляные кристаллы. Вы
уже знаете, что тёплая вода растворяет в себе соль быстрее, чем холодная.
Как вы думаете, а как соль будет растворяться в кипятке? (ответы детей)
Попробуем растворить в очень горячей воде столько соли, сколько у нас
получится. Будем добавлять в горячую воду соль до тех пор,пока она не
перестанет растворяться.
-У нас получился очень насыщенный соляной раствор. Теперь, пока вода
остывает, приготовим такое приспособление: металлическую скрепку
привяжем к шерстяной пушистой нитке, а другим концом нити обмотаем
посередине обычный карандаш. Если положить карандаш на нашу
волшебную пробирку, то скрепка будет висеть на нитке, не касаясь дна.
Раствор слегка остыл: перельём его в пробирку, опустим в неё скрепку на
нитке (карандаш кладётся горизонтально на пробирку) и поставим в тихое
место, ведь трогать и шевелить его нельзя. Придётся набраться терпения и
подождать 1-2 недели. Соль, которая смогла раствориться в кипятке, не может
оставаться растворённой в холодной воде, поэтому она медленно начнёт
вновь затвердевать на нашей скрепке и нитке. Если не дотрагиваться до
пробирки, то мы скоро увидим, как образуются соляные кристаллы. А теперь
нужно набраться терпения и ждать!
Лучше поставить пробирку в такое место, где за ней можно было бы
наблюдать, но нельзя было бы трясти, передвигать, одним словом,
беспокоить. Ниточка со скрепкой начнёт медленно «обрастать»
кристалликами соли. Через 2-3 недели появится гроздь из кристаллов соли.
Удивительное зрелище!
Вывод: в горячей воде растворяется больше соли , чем в холодной. Когда
вода остывает, соль начинает вновь кристаллизоваться.