Напоминание

Нравственное воспитание младших школьников. Трансляция опыта.


Автор: Чекирова Вера Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморский край
Наименование материала: доклад
Тема: Нравственное воспитание младших школьников. Трансляция опыта.
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад на тему:

Нравственное воспитание учащихся начальной школы.

Трансляция опыта.

МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска

Учитель начальных классов: Чекирова Вера Евгеньевна.

2018 г.

Из

программы духовно- нравственного

развития, воспитания

обучающихся….

Нормативно-правовой

и

документальной

основой

программы

духовно-

нравственного

развития

и

воспитания обучающихся на ступени начального общего

образования являются:

Закон Российской Федерации

«Об

образовании»,

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

общего

образования,

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания личности гражданина России

Концепции

УМК

«Перспективная

начальная

школа»

с

учетом

методических разработок издательства «Академкнига» и

концепция

УМК

«Школа

XXI

века»

с

учетом

методических разработок издательства «Вентана/Граф» и

опыт а

ре а лизации

во спит ательной

работы

в

направлениях патриотического, гражданско- правового,

экологического, эстетического образования. Программа

духовно-нравственного развития и воспитания позволяет

ещё

больше

расширить

спектр

образования,

так

как

направлена

на

организацию

нравственного

уклада

школьной

жизни,

включающего

воспитательную,

у ч е б н у ю ,

в н еу ч е б н у ю ,

с о ц и а л ь н о

з н ач и м у ю

деятельность

обучающихся,

основанного

на

системе

духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов,

реализуемого

в

совместной

социально-педагогической

деятельности

школы,

семьи

и

других

субъектов

общественной жизни – ДОУ, театров, музеев, библиотек

и т.д.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

И

ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА

СТУПЕНИ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Высшая цель образования – нравственный, творческий, компетентный

гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,

осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,

укорененный в духовных и культурных традициях многонационального

народа

Российской

Федерации.

Целью

Программы

духовно-

нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

является

гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему

основополагающих

принципов

нравственности

на

о снове

православных,

патриотических,

культурно-исторических

традиций

России, социально-педагогическая поддержка становления и развития

нравственного,

ответственного,

инициативного

и

компетентного

гражданина

России.

Духовно-нравственное

воспитание

педагогически

организованный

процесс

усвоения

и

принятия

обучающимся

базовых

национальных

ценностей,

освоение

системы

общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных

ценностей

многонационального

народа

Российской

Федерации.

Духовно-нравственное

развитие

осуществляемое

в

процессе

социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-

смысловой

сферы

личности,

формирование

способности

человека

оценивать

и

сознательно

выстраивать

на

основе

традиционных

моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим

людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Задачи духовно-нравственного развития и

воспитания.

Задачи

духовно-нравственного

воспитания

определены

как

ожидаемые

результаты

в

логике

требований

к

личностным

результатам

общего

н а ч а л ь н о г о

о б р а з о в а н и я

и

п р е д у с м а т р и в а ю т :

1)

Воспитание

гражданственности,

патриотизма,

уважения

к

правам,

свободам и обязанностям человека.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу

жизни.

5)

Воспитание

ценностного

отношения

к

природе,

окружающей

среде

(экологическое воспитание).

6)

Воспитание

ценностного

отношения

к

прекрасному,

формирование

представлений

об

эстетических

идеалах

и

ценностях

(эстетическое

воспитание).

Достижение

трех

уровней

воспитательных

результатов

обеспечивает

появление

значимых

эффектов

воспитания

и

социализации

детей

формирование

у

школьников

коммуникативной,

этической,

социальной,

гражданской

компетентности

и

социокультурной

идентичности

в

ее

национально-государственном, этническом и религиозных аспектах.

1-й уровень

2-ой уровень

3-ий уровень

1

класс

Приобретение школьником

социальных знаний. Для

достижения данного уровня

результатов особое значение имеет

взаимодействие ученика со своими

учителями. Нравственность

учителя,

моральные нормы, которыми он

руководствуется в своей

профессиональной

деятельности и жизни, его отношение

к

своему

педагогическому труду, к ученикам,

коллегам – все это имеет

первостепенное

значение для духовно-

нравственного развития и

воспитания обучающихся.

2-3

класс

Получение

школьником

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к базовым

ценностям

общества. Взаимодействие

школьников

между

собой

на уровне класса, школы,

т. е .

в

з а щ и щ е н н о й ,

дружественной

просоциальной среде.

4класс

Получение

школьником

опыта

самостоятельного

общественного

действия.

Результатом

нравственного

воспитания

является

нравственная

воспитанность.

Она

характеризуется

зрелостью

нравственного

сознания. Моральной образованностью, способностью анализировать,

судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им

самостоятельную оценку.

Карамзин сказал: «Государству для безопасности нужно не только

физическое, но и нравственное могущество».

И

в

наши

дни

это

высказывание

очень

актуально.

Ведь

наряду

с

экономической

нестабильностью,

одной

из

глобальных

проблем

современности остается духовный кризис общества, когда теряются

связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и

зле

и

утрачиваются

многие

духовные

ценности,

задача

духовно

нравственного

воспитания

представляет

собой

одно

из

средств

обеспечения национальной безопасности страны.

Моя

работа

классного

руководителя

в

полной

мере

связана

с

направлением воспитательной работы всей школы. Большую помощь в

духовно-нравственном

воспитании

школьников

оказывает

участие

в

общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует

большого труда и затрат времени. Участие в различных конкурсах и

презентациях

делает

детей

более

раскованными

и

культурными

в

общении.

Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный

мир

учеников,

развивают

их

эстетический

вкус.

В

это

время

формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные

представления и понятия.

Классные часы

провожу по различным направлениям. Основное

требование

к

классному

часу

-

это

участие

в

нём

всех

учащихся.

Большую роль играет и совместная работа классного руководителя и

родителей.

Формирование

духовно-нравственных

жизненных

ценностей происходит в период роста ребенка и, главное, не опоздать

воспитать в детях доброту, щедрость, сострадание, уверенность в себе,

умение видеть и ценить красоту окружающего мира.

При

оценке

качества

своей

профессиональной

воспитательной

деятельности,

как

классного

руководителя,

я

ориентируюсь

на

следующий ряд критериев:

Возрастающая

упорядоченность

жизнедеятельности

классного

коллектива.

Взросление

классного

коллектива,

возрастание

его

сплочённости

и

удовлетворённости учащихся своим коллективом.

Общий устойчивый эмоционально – положительный психологический

климат в классе.

Социальная

защищенность

каждого

члена

коллектива

и

его

комфортность.

Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.

Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.

Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.

Работаю

с

детьми

по

основным

направлениям

духовно-

нравственного

воспитания:

1 направление. Воспитание гражданственности и патриотизма.

2

направление.

Воспитание

нравственных

чувств

и

этического

сознания.

Провожу

такие праздники : «Первый раз в 1 класс», «Осень! В гости

просим!», «Деревенские посиделки», «Масленица»,

«А ну-ка, мальчики!»,

«А ну-ка, девочки!», «День Матери», «Прощай азбука!», «Будем в армии

служить!», « Все профессии нужны», «КВН о птицах», «Зимующие птицы»,

«9 мая», «Золотая осень», «День народного единства» и многие другие.

3

направление.

Воспитание

трудолюбия,

творческого

отношения

к

труду, жизни.

4

направление

Формирование

ценно стного

отношения

к

природе….экологическое воспитание.

5

Формирование

ценностного

отношения

к

семье,

здоровью

и

здоровому образу жизни.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному….

Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее

место в

формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное

влияние на умственное развитие на трудовую подготовку, на физическое

развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в

дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания

младших школьников, добиваясь нужных результатов.

В Педагогическом журнале опубликовала конспекты мероприятий, классных

часов,

своё эссе на тему: Воспитание не только труд, но и радость…да,

действительно,

радость, когда

ты начинаешь замечать в своих малышах

первые ростки нравственных поступков. Вспоминая, какими ты их приняла

из рук родителей в 1 классе, и какими они стали к концу четвертого класса.

Сколько сил, любви и энергии вложено в каждого из них…и не напрасно…

«Вода

камень

точит»

-

говорится

в

народе.

Я

уверенна,

что

мой

труд

медленно, но верно дает свои плоды в деле воспитания подрастающего

поколения. На данный момент мои второклассники меняются…медленно, но

верно, тернистым путем идем мы к национальному воспитательному идеалу

выпускника начальной школы.

Благодарю за внимание.



В раздел образования