Автор: Чекирова Вера Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморский край
Наименование материала: доклад
Тема: Нравственное воспитание младших школьников. Трансляция опыта.
Раздел: начальное образование
Доклад на тему:
Нравственное воспитание учащихся начальной школы.
Трансляция опыта.
МБОУ СОШ № 14 г. Уссурийска
Учитель начальных классов: Чекирова Вера Евгеньевна.
2018 г.
Из
программы духовно- нравственного
развития, воспитания
обучающихся….
Нормативно-правовой
и
документальной
основой
программы
духовно-
нравственного
развития
и
воспитания обучающихся на ступени начального общего
образования являются:
Закон Российской Федерации
«Об
образовании»,
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
общего
образования,
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания личности гражданина России
Концепции
УМК
«Перспективная
начальная
школа»
с
учетом
методических разработок издательства «Академкнига» и
концепция
УМК
«Школа
XXI
века»
с
учетом
методических разработок издательства «Вентана/Граф» и
опыт а
ре а лизации
во спит ательной
работы
в
направлениях патриотического, гражданско- правового,
экологического, эстетического образования. Программа
духовно-нравственного развития и воспитания позволяет
ещё
больше
расширить
спектр
образования,
так
как
направлена
на
организацию
нравственного
уклада
школьной
жизни,
включающего
воспитательную,
у ч е б н у ю ,
в н еу ч е б н у ю ,
с о ц и а л ь н о
з н ач и м у ю
деятельность
обучающихся,
основанного
на
системе
духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов,
реализуемого
в
совместной
социально-педагогической
деятельности
школы,
семьи
и
других
субъектов
общественной жизни – ДОУ, театров, музеев, библиотек
и т.д.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И
ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА
СТУПЕНИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Высшая цель образования – нравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального
народа
Российской
Федерации.
Целью
Программы
духовно-
нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
является
гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему
основополагающих
принципов
нравственности
на
о снове
православных,
патриотических,
культурно-исторических
традиций
России, социально-педагогическая поддержка становления и развития
нравственного,
ответственного,
инициативного
и
компетентного
гражданина
России.
Духовно-нравственное
воспитание
–
педагогически
организованный
процесс
усвоения
и
принятия
обучающимся
базовых
национальных
ценностей,
освоение
системы
общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных
ценностей
многонационального
народа
Российской
Федерации.
Духовно-нравственное
развитие
–
осуществляемое
в
процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-
смысловой
сферы
личности,
формирование
способности
человека
оценивать
и
сознательно
выстраивать
на
основе
традиционных
моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Задачи духовно-нравственного развития и
воспитания.
Задачи
духовно-нравственного
воспитания
определены
как
ожидаемые
результаты
в
логике
требований
к
личностным
результатам
общего
н а ч а л ь н о г о
о б р а з о в а н и я
и
п р е д у с м а т р и в а ю т :
1)
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения
к
правам,
свободам и обязанностям человека.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.
5)
Воспитание
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей
среде
(экологическое воспитание).
6)
Воспитание
ценностного
отношения
к
прекрасному,
формирование
представлений
об
эстетических
идеалах
и
ценностях
(эстетическое
воспитание).
Достижение
трех
уровней
воспитательных
результатов
обеспечивает
появление
значимых
эффектов
воспитания
и
социализации
детей
–
формирование
у
школьников
коммуникативной,
этической,
социальной,
гражданской
компетентности
и
социокультурной
идентичности
в
ее
национально-государственном, этническом и религиозных аспектах.
1-й уровень
2-ой уровень
3-ий уровень
1
класс
Приобретение школьником
социальных знаний. Для
достижения данного уровня
результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими
учителями. Нравственность
учителя,
моральные нормы, которыми он
руководствуется в своей
профессиональной
деятельности и жизни, его отношение
к
своему
педагогическому труду, к ученикам,
коллегам – все это имеет
первостепенное
значение для духовно-
нравственного развития и
воспитания обучающихся.
2-3
класс
Получение
школьником
опыта
переживания
и
позитивного
отношения
к базовым
ценностям
общества. Взаимодействие
школьников
между
собой
на уровне класса, школы,
т. е .
в
з а щ и щ е н н о й ,
дружественной
просоциальной среде.
4класс
Получение
школьником
опыта
самостоятельного
общественного
действия.
Результатом
нравственного
воспитания
является
нравственная
воспитанность.
Она
характеризуется
зрелостью
нравственного
сознания. Моральной образованностью, способностью анализировать,
судить о явлениях жизни с позиции нравственного идеала, давать им
самостоятельную оценку.
Карамзин сказал: «Государству для безопасности нужно не только
физическое, но и нравственное могущество».
И
в
наши
дни
это
высказывание
очень
актуально.
Ведь
наряду
с
экономической
нестабильностью,
одной
из
глобальных
проблем
современности остается духовный кризис общества, когда теряются
связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и
зле
и
утрачиваются
многие
духовные
ценности,
задача
духовно
–
нравственного
воспитания
представляет
собой
одно
из
средств
обеспечения национальной безопасности страны.
Моя
работа
классного
руководителя
в
полной
мере
связана
с
направлением воспитательной работы всей школы. Большую помощь в
духовно-нравственном
воспитании
школьников
оказывает
участие
в
общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует
большого труда и затрат времени. Участие в различных конкурсах и
презентациях
делает
детей
более
раскованными
и
культурными
в
общении.
Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный
мир
учеников,
развивают
их
эстетический
вкус.
В
это
время
формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные
представления и понятия.
Классные часы
провожу по различным направлениям. Основное
требование
к
классному
часу
-
это
участие
в
нём
всех
учащихся.
Большую роль играет и совместная работа классного руководителя и
родителей.
Формирование
духовно-нравственных
жизненных
ценностей происходит в период роста ребенка и, главное, не опоздать
воспитать в детях доброту, щедрость, сострадание, уверенность в себе,
умение видеть и ценить красоту окружающего мира.
При
оценке
качества
своей
профессиональной
воспитательной
деятельности,
как
классного
руководителя,
я
ориентируюсь
на
следующий ряд критериев:
Возрастающая
упорядоченность
жизнедеятельности
классного
коллектива.
Взросление
классного
коллектива,
возрастание
его
сплочённости
и
удовлетворённости учащихся своим коллективом.
Общий устойчивый эмоционально – положительный психологический
климат в классе.
Социальная
защищенность
каждого
члена
коллектива
и
его
комфортность.
Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
Работаю
с
детьми
по
основным
направлениям
духовно-
нравственного
воспитания:
1 направление. Воспитание гражданственности и патриотизма.
2
направление.
Воспитание
нравственных
чувств
и
этического
сознания.
Провожу
такие праздники : «Первый раз в 1 класс», «Осень! В гости
просим!», «Деревенские посиделки», «Масленица»,
«А ну-ка, мальчики!»,
«А ну-ка, девочки!», «День Матери», «Прощай азбука!», «Будем в армии
служить!», « Все профессии нужны», «КВН о птицах», «Зимующие птицы»,
«9 мая», «Золотая осень», «День народного единства» и многие другие.
3
направление.
Воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения
к
труду, жизни.
4
направление
Формирование
ценно стного
отношения
к
природе….экологическое воспитание.
5
Формирование
ценностного
отношения
к
семье,
здоровью
и
здоровому образу жизни.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному….
Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее
место в
формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное
влияние на умственное развитие на трудовую подготовку, на физическое
развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в
дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания
младших школьников, добиваясь нужных результатов.
В Педагогическом журнале опубликовала конспекты мероприятий, классных
часов,
своё эссе на тему: Воспитание не только труд, но и радость…да,
действительно,
радость, когда
ты начинаешь замечать в своих малышах
первые ростки нравственных поступков. Вспоминая, какими ты их приняла
из рук родителей в 1 классе, и какими они стали к концу четвертого класса.
Сколько сил, любви и энергии вложено в каждого из них…и не напрасно…
«Вода
камень
точит»
-
говорится
в
народе.
Я
уверенна,
что
мой
труд
медленно, но верно дает свои плоды в деле воспитания подрастающего
поколения. На данный момент мои второклассники меняются…медленно, но
верно, тернистым путем идем мы к национальному воспитательному идеалу
выпускника начальной школы.
Благодарю за внимание.