Напоминание

"Развитие эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста"


Автор: Менжулина Юля Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: "Центр развития ребенка - детский сад № 53"
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Менжулина Юлия Александровна

Menzhulina Yuliya Aleksandrovna

Учитель-логопед

Центр развития ребенка – детский сад № 53

Развитие эмоционально – нравственной сферы в старшем дошкольном возрасте

Development of emotional and moral sphere in senior preschool age

Аннотация

Актуальность темы, определяется часто возникающими проблемами в общении детей

дошкольного возраста с родителями, сверстниками, связанными с недостаточным уровнем

развития нравственности, эмоциональной сферы. Поставленная проблема соответствует

современному уровню развития образовательного процесса.

Annotation The relevance of the topic is determined by the often arising problems in

communication of preschool children with parents, peers associated with the insufficient

level of development of morality, emotional sphere. The problem corresponds to the

current level of development of the educational process.

Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития

дошкольников. Оно теснейшим образом связанно с развитием эмоциональной сферы

ребенка. Нравственное развитие включает три взаимосвязанных сферы: становление

нравственного сознания; развития нравственных переживаний и чувств; формирование

нравственного поведения.

Изучением вопроса эмоционального – нравственного развития занимались такие ученые

как, Ж. Пиаже [17], Л.С. Выготский [4], Л. Кольберг [12], В.Н. Мясищев [14] и другие.

Существенный вклад в изучение нравственного развития ребенка внес Л.Кольберг [12],

разработавший когнитивно - эволюционный подход к нравственному развитию детей, Ж.

Пиаже [17], выделивший две ступени в нравственных суждений детей, Л.С. Выготский [4],

считавший, что нравственное развитие осуществляется в процессе усвоения норм,

ценностей, и др. авторы.

В основе теории Л. Кольберга [12,28] лежит идея Ж. Пиаже [17,132] о существовании

тесной взаимосвязи между стадиями умственного развития и этапами нравственного

становления ребенка.

Ж. Пиаже [17,32] выделил две ступени в нравственных суждений детей, заключив на этой

основе о существовании двух типов морали: а) гетерономной морали, связанной с

воздействием на ребенка мира взрослых и б) автономной демократической морали,

основанной на взаимном сотрудничестве ребенка и окружающего мира.

Система Л. Кольберга [12,28] более четко дифференцирована: в ней выделено шесть

эволюционных ступеней, сгруппированных в три моральных уровня.

Уровень 1. До конвенциональная мораль: ориентация на наказание и покорность;

наивно-определяющий гедонизм, т.е направленность на достижение наслаждения.

Уровень 2. Конвенциональная мораль: мораль сохранения добрых взаимоотношений;

мораль поддержания авторитета.

Уровень 3. Постконвенциональная мораль высоких нравственных принципов: мораль

ориентации на общественный договор; мораль индивидуальных принципов совести.

Проанализировав концепции Ж. Пиаже [17] и Л. Кольберга [12], можно обнаружить ряд

общих черт: 1) рассмотрение процессам формирования нравственности у детей как

последовательного движения по восходящим ступеням; 2) представление об этих ступенях

как о качественно неоднородных образованиях; 3) раскрытие зависимости нравственной

эволюции детей от их умственного развития; 4) обоснование постепенного перехода, а

затем полной замены нижестоящей ступени вышестоящей.

Существенным отличием в концепциях является то, что, по мнению Ж.Пиаже [18,173],

моральная зрелость достигается приблизительно в возрасте 12 лет, параллельно с

возникновение у ребенка независимых умозаключений, согласно же Л. Кольберга [12,31] ,

моральная зрелость полностью может быть достигнута только взрослыми, к тому же

немногими его представителями.

Л. Кольберга [12]и его последователи сделали ряд важных выводов, касающихся

нравственного развития детей:

1. Развитие нравственных суждений детей поддается воздействию со стороны взрослых, в

том числе педагогов. Движение от одной ступени к другой, более высокой, естественным

путем происходит в течение нескольких лет, но этот процесс может быть ускорен.

2. При благоприятных условиях нравственное развитие детей принимает необратимый

характер, т. е моральная деградация становится невозможной

3. Эффективный нравственный рост детей обеспечивается рядом обстоятельств: наличием

ситуации морального выбора, сменой социальных ролей, использованием на практике

приобретенных морально-этических знаний и нравственных убеждений.

В основе другого подхода к периодизации морального развития лежит эмпатийная

ориентация на нужды и потребности, чувств и переживания другого человека. Определяя

его как эмпатийный подход, Гербарт И.Ф. [6, 24] во главу угла выдвигает принцип заботы

о других людях, основанный на сочувствии сопереживании.

При рассмотрении проблемы нравственного развития личности особый интерес

представляют взгляды отечественных психологов.

Л.С. Выготский [4,57] утверждает, что результат нравственного развития еще до его начала

существует в окружающей социальной среде в виде некоторой идеальной формы. В

соответствии с этим социальная среда понимается не только как условие нравственного

развития личности, но и как его источник, а само нравственного развития осуществляется

в процессе усвоения этих образцов. Оно предполагает последовательное усвоение

образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах, традициях, в

соответствующем поведением конкретных людей, их качествах, в персонажах

литературных произведениях .т.д.

Важной теоретической основой разработки психологических аспектов нравственного

развития личности выступает теория отношений В.Н Мясищев [14,33].

Согласно данной теории, личность, включенная в систему общественных отношений,

объективированных в виде господствующих в ее окружении отношений к природе,

общественной и личной собственности, к людям, труду, постепенно усваивает их, и они

становятся собственными отношениями личности к той деятельности, с которым она

взаимодействует.

Рассматривая проблему нравственного формирования личности, Л.И. Божович [2,107]

доказывает, что оно не является изолированным процессом, а связно с социальным и

психическим развитием. Она установила, что существуют две точки зрения на процесс

формирования нравственных норм поведения, который понимается, во-первых, как

результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и их

превращения во внутренние психологические процессы; во0вторых, как последовательное

(закономерное) превращение одних качественно своеобразных форм нравственного

развития в другие, более совершенные.

Согласно Л.И. Божович [2,111], у ребенка, находящегося на определенном возрастном

этапе развития, в результате усвоения им социального опыта возникает специфические

для нравственного формирования личности образования, включающие в себя качественно

своеобразное сочетание нравственных знаний, чувств, привычек. Эти новообразования

составляют предпосылку дальнейшего условия социального опыта и нравственного

развития личности. Новые образования представляют собой своеобразные

функциональные системы, в которых в нерасторжимом единстве представлены моральные

знания и моральный опыт.

Уже новорожденный ребенок способен испытывать страх, проявляющийся при

сильном или внезапной потере опоры, неудовольствие при ограничении движений и

удовольствие при покачивании и поглаживании.

Раннее и дошкольное детство - период, когда эмоции господствуют над всеми другими

сторонами жизни ребенка, и он находится как бы в их плену. На протяжении протяжении

дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более

глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать

свои эмоциональные реакции. Появляется новые, высшие чувства: нравственные,

эстетические, познавательные.

По данным многих исследователей, таких как Ж.Пиаже [18], Л.С. Выготский [4],

Б.И.Додонов [7] и других, в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным

проявить симпатию (антипатию), эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку,

нежность, любовь, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения.

Ребенок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор.

Нравственное развитие дошкольника имеет, по данным Ж. Пиаже [17,42], следующие

возрастные особенности:

1)

Наличие интенций - маленькие дети оценивают события и терминах их физических

последствий, однако дети старшего возраста принимают во внимание намерение

индивида, совершившего то или иное действие;

2)

Относительность - маленькие дети считают, что любое действие может быть

однозначно оценено как хорошее или плохое;

3)

Независимость последствий – маленькие дети обычно судят о тяжести поступка по

серьезности наказания за него; дети старшего возраста оценивают поступок по

тому, насколько важное правило поведения было нарушено;

4)

готовность дать сдачи- многие дети не могут поставить себя на место другого, они

действуют только в зависимости от своих чувств и потребностей и неспособны

понять, что движет другими. Дети склонны давать сдачи, если их обидели. Однако

некоторые достаточно рано проявляют готовность мирится и прощать.

5)

Использование наказания для исправления и перевоспитания – маленькие дети

склонны считать, что за любой проступок надо строго наказывать. Более старшие

дети считают, что учестны мягкие наказания;

6)

натуралистические взгляды на неудачу- дети моложе 8 лет склонны видеть в своих

неудачах наказание со стороны Бог или другой всемогущей силы .По мере

взросления дети обретают способность отличать наказания от несчастного случая.

В дошкольный период развивается также эстетические и познавательные чувства.

Ребенок неравнодушен к прекрасному и безобразному, способен откликнуться на музыку,

художественную картину, поэзию. Чувства к концу дошкольного возраста нередко

становится мотивами поведения. Постепенно происходит интеллектуализация детских

чувств. Выявляется способность к предвосхищению. Видоизменится и формы выражения

чувств.

М.В. Ермалаева [9, 67] пишет, что у ребенка – дошкольника активно формируется

нравственные представления о том, что хорошо и что плохо, моральные оценки

собственных действий и поступков сверстников.

Идентификация ребенка со сверстниками развивает у него способность ставить себя на

место других, относясь, к себе как бы со стороны и соотносятся при этом свое поведение

с моральными нормами. В соответствии с нормами осуществляется принятие решения и

«проигрывание» собственного действия в воображаемом плане. В сознании ребенка

происходит предвиденье того результата, который произведет его поступок, и

предчувствие возможных последствий этого поступка для окружающих и его самого.

Л.А Венгер [3,68] отмечает, что произвольное, моральное поведение возникает у

ребенка в 3-4 года и к старшему дошкольному возрасту следование моральным нормам

приобретает относительно устойчивый и независимый характер.

Эти отношения как непосредственные связи эмоционального плана зарождаются и

формируются в онтогенезе довольно рано. Но с того момента, когда группа сверстников

как целое начинает выступать для ребенка в качестве реальной силы и объекта его

действий, ориентация, мы можем говорить о возникновении глубинного слоя

взаимоотношений и соответственно о зарождении смысловой сферы личности.

Это происходит тогда, когда совместная деятельность детей из суммы индивидуальных

деятельностей превращается в деятельность взаимодействующую, обладающую общими

целями, т.е., когда совместная деятельность становится кооперативной. Тогда и появления

необходимость в согласованности действий детей, коррекции и контроле за выполнением

правил. Здесь, по мнению М.В. Ермолаевой [9.83], появляется возможность отношения к

сверстнику как к себе самому- отношения доброжелательного и требовательного

одновременно, то есть, гуманного, нравственного отношения.

Абраменкова В.В [1,83] в своих трудах отмечает, что основу нравственного отношения

к другому человеку составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности

определенная готовность субъекта чувственность, переживать, действовать так, как если

бы этим другим является он сам.

Необходимым условием возникновения гуманного отношения к сверстнику является

распознавание состояния, переживаемого другим. В более старшем возрасте репертуар

эмоциональных проявлений становится все богаче и ребенок все тоньше их различает.

Благодаря способности детей к распознаванию эмоций на следующем этапе

осуществляется аффективная вовлеченность в состояние другого . Она может протекать

посредствам заражения, в результате которого эмоциональное состояние одного ребенка

непосредственно передаётся другим детям. Такое уподобление эмоциональному

состоянию другого появляется в раннем возрасте и позволяет перейти от эмоции

сопереживания, эмпатии к действию.

Эмоциональное предвосхищение играет важную роль в осуществлении дошкольниками

форм деятельности, направленной на удовлетворение нужд и требований других людей, а

так же, как отмечает Запорожц А.В[10, 24] , при выполнении определенных нравственных

норм и правил поведения. Такого рода предчувствие - необходимый компонент гуманных

взаимоотношений, в результате которых ребенок знает и чувствует, каким образом его

действие отзовется на состоянии другого и как необходимо построить свою совместную

деятельность с ним, чтобы устранить его неблагополучие.

Очевидно, что нравственное отношение к другим основано на способности к

сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных

ситуациях. Значит, нужно воспитывать не только представления о должно поведении или

коммуникативные навыки, но и прежде всего нравственные чувства, которые позволяют

принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

В.С Мухина [15,230] подчеркивает, что стремление дошкольника следовать

нравственному эталону определенно притязанием с стороны других людей.

Таким образом, уже в дошкольном детстве мир социальных отношений, как пишет

В.С. Мухина [15 ,130] «требует от ребенка нравственного развития, которое определяется

следующими образующими : знанием норм, привычками поведения, эмоциональным

отношением к нравственным нормам и внутренней позиции самого ребенка» Также В.С

Мухина, [15, 147] указывает на то, сто «нормы человеческих взаимоотношений

составляются через игру одним из источников формирования морали самого ребенка»

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, т.к

никакое общение, взаимодействие не будит эффективным, если его участники не

способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого , во-вторых, управлять

своими эмоциями

В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком

жизненного смысла предметов и явлений действительности. «Чувства сопровождают все

виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находится в

плену эмоции, потому что он не может управлять ими» - пишет М.В. Ермолаева [9,137].

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника- это проявление

способности управлять чувствами, то есть, произвольность поведения. Постепенно

чувства становится более рациональными, подчиняются мышлению, когда усваивает

нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Другое направление развития чувств, как отмечает М.В. Лавреньтьева [13,78],

связано с изменениями их динамики и содержания, кого чувства становится устойчивыми,

приобретают большую глубину, формируются высшие чувства- моральные , эстетические,

познавательные.

Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких людях,

чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои

чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные

состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для

детей оказывается базовые эмоции, а не их оттенки.

Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыграть, передать в

сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Согласно Р.Р. Калининой [11,259], чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро

вспыхивают, ярко выражают и быстро гаснут. С развитием эмоционально-нравственной

сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от

объекта переживаний. Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно

воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети достаточно легко

отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти, испуга,

удивления. Дети, прежде всего, обращают внимания на выражения лица, не придавая

значения пантомимике — позже и жестам.

Отличительной особенностью формирования эмоционально-нравственной сферы

личности в дошкольном возрасте являются изменения мотивов, которыми руководствуется

ребенок. Л.И. Божович [2, 147]отметила эти

изменения в следующем: 1) отдельные побуждения, действовавшие эпизодически и

разрозненно, превращаются в некоторую систему мотивов.

более отчетливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов.

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоит не только в

том, что меняется их содержание, появляется новые мотивы. Между разными видами

мотивов складывается соподчинение, иерархи мотивов. Соподчинение мотивов является

самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. В старшем дошкольном

возрасте, когда усложняется отношение детей окружающими, когда все чаще им самим

приходится определять свое отношение к чему либо, оценивать свои поступки и

обязательных правил становится больше столкновение различных мотивов становится

чаще и острее. Особенно трудно детям выбирать между лично значимыми и общественно

значимыми мотивами.

Особенное значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы,

выражающие отношение ребенка другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются

на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных

норм и правил поведения, понимаем значения своих поступков для других людей.

Но, поскольку одобрение ,ласка, которые ребенок получает за хорошее поведение,

приносят ему приятные проживания, постепенно само выполнение правил начинает,

воспринимается как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники

поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем

взрослым и детям, к которым испытывают симпатию. У старших же дошкольников можно

наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью

другим людям.

Большое значение для эмоционального развития ребенка имеет развитие у него воли и

производительности. Дошкольник научается управлять эмоциями: не только подавлять в

случае надобности, но и сознательно употреблять, воздействуя на них.

Основной путь влияния взрослых на развитие эмоционально нравственной сферы

личности детей - организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей

в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов, и правел

поведения. Образцами для детей служат, прежде всего, сами взрослые: их поступки,

взаимоотношения.

Поэтому важна собственная система эмоциональных реакций взрослого, его соответствие

нравственным стандартам. Тогда и развитие эмоционально-нравственной сферы

дошкольника будит проходить в правильном направлении.

Проанализировав развитие эмоционально- нравственной сферы дошкольника можно

сделать вывод о том, что к концу дошкольного возраста в 6-7 лет, чувства и переживания у

детей усложняются, дифференцируются.

При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и

доверчивости. Повышается самоконтроль, самокритичность, чувство справедливого,

красивого, усваивается нравственные нормы поведения.

Список использованной литературы.

1.

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в

детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: МПСИ, Воронеж : Издательство

НПО «МОДЭК», 2000.-256с.

2.

Божович. Л.И Эмоциональные особенности формирования личности /Л.И

Божович.- М.: ин-т практ. психологии, 1995;Воронеж .:Модэк,1995.- 349с.

3.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение : дошкольный возраст / Л.А. Венгер.- М.:

Педагогика, 1969.-178 с.

4.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский.-СПб.: СОЮЗ,

1997.-224 с.

5.

Выготский Л.С. Психология / Л.С.Выготский.- М.:ЭКСМО – пресс, 2000.- 1008 с.

6.

Гербарт И.Ф. Психология /И.Ф.Гербарт.-М.: Территория будущего,2007.-283с.

7.

Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности /Б.И. Додонов //

Вопросы психологии. – 2001.-№4

8.

Додонов Б.И.Эмоции как ценность/ Б.И.- М.: Политиздат, 1978.-272 с.

9.

Ермолаева М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы

дошкольников : учеб. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.:

фИздательство Московского – социального института ;Воронеж: Издательство

НПО «МОДЭК», 2008.-336с.

10. Запорожц А.В. Психология личности и деятельности дошкольника / под.ред. А.В.

Запорожца, Д.Б. Эльконина. -М.: Просвещение , 1965.-295 с.

11. Калинина Р.Р. В гостях у Золцшки /Р.Р.Калинина.- П

сков:. ПОИУУ, 1997.-367 с.

12. Кольберг

Л . Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для

студентов пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене ; Православ. Свято-

Тихон. Богосл. ин-т, Центр пед. исслед. "Покров"

13. Лаврентьева М.В. Экспериментальное исследование эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста /М.В.Лаврентьева//Дошкольное воспитание.-2002.-№3-4.

14. Мясищев В.Н. Психология отношение / В.Н Мясищев. – Воронеж.: Модэк , 1999.-

152 с.

15. Мухина В.С. Психология дошкольника : учеб. пособие для студентов пед. Вузов /

В.С. Мухина.- М.: «Просвещение», 1999.-239.с.

16. Мухина В.С. Возрастная психология: учеб .для. вузов./ В.С.Мухина.-.: Академия,

1997.-431с.

17. Пиаже Ж Избранные психологические труды / Ж. Пиаже.-М.:Междунар.

пед.академ.,1999.-680 с.

18. Пиаже Ж.Моральные суждения у ребенка /Ж.Пиаже.- М.: Академический

Проспект, 2006.-483с.

19. Эльконин Д.Б Избранные психологические труды / Д.Б.Эльконин. – М.:

Педагогика, 1989.-560 с.



В раздел образования