Напоминание

"Деревья и кусты"


Автор: Оболонина Юлия Львовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе с ТНР
Тема: "Деревья и кусты"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе с ТНР .

«Деревья и кусты»

Задачи:

Вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к красоте и разнообразию различных

пород деревьев и кустарников, желание изображать их. Развивать художественное видение

особенностей строения и формы лиственных и хвойных деревьев, их цветовой характеристики,

индивидуальных признаков. Закрепить навыки и умения изображения дерева и его частей

графическими

материалами:

цветными

карандашами,

фломастерами,

мелками,

пастелью.

Обучать умению давать эстетические оценки.

Коррекционная работа: Развивать мелкую моторику, внимание, память, воображение.

Материалы. Листы бумаги, цветные карандаши, цветные мелки; рисунки с изображением

разных пород деревьев.

Подготовительная

работа.

Экскурсии

в

парк,

лес,

на

участок

детского

сада,

рассматривание различных деревьев, их строения, формы, цветовой характеристики. Игры

«Найди

дерево

по

описанию»,

«Узнай

дерево

по

листочку»,

рассматривание

цветных

фотографий деревьев.

Занятие. Дети свободно усаживаются перед стендом (он пока закрыт).

Воспитатель. Ребята, мы с вами на прогулках в лесу, в парке много раз любовались

красотой и разнообразием деревьев и кустов, а сегодня я решила проверить, зоркие ли у вас

глаза, запомнили ли вы, чем отличаются деревья друг от друга. Я буду сейчас загадывать вам

про них загадки, а вы попробуйте отгадать. Итак,

Зимой и летом — одним цветом. (Ель)

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками. (Береза)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.(Черемуха)

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

Что за дерево чудное —

Много шариков на нем.

Только шарики те сладки,

Красно-розовы и гладки. (Яблоня)

Стоит могучий богатырь

Высок, кряжист и прочен.

Под облака взметнулся он,

А шлем — зеленый очень.(Дуб)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Ну, молодцы! Узнали все деревья! А теперь скажите, как одним словом можно назвать

деревья, покрытые листвой? (Лиственные.) А какие лиственные деревья вы знаете? (Ответы

детей.) Да, это береза, тополь, дуб, яблоня, липа, рябина, черемуха, осина... А как одним словом

определить

все

деревья,

покрытые

хвоей?

(Хвойные.)

Какие

вы

знаете

хвойные

деревья?

(Ответы детей.) Да, ель, пихта, сосна. Итак, мы знаем, что есть две большие группы деревьев:

лиственные и хвойные. Если мы посмотрим на группу лиственных деревьев, то увидим, что у

них много общего, но и много отличий. Что же у них общее? (Ответы детей.) Да, у них у всех

есть ствол, толстые и тонкие ветви, а на них — листья. Но эти деревья отличаются друг от

друга. Давайте внимательно рассмотрим их, чтобы потом нарисовать очень похоже. (Открывает

стенд с изображением разных пород деревьев.) Что это за дерево? Расскажите, какое оно?

(Показывает березку.) Да, это березка. Только это дерево имеет белый ствол, украшенный кое-

где серовато-черными черточками и пятнами, ствол прямой. Большие ветки, чуть утолщенные у

ствола, к концам становятся тоньше. Много тонких длинных веток, которые, плавно изгибаясь,

спускаются

к

земле,

образуя

красивые

ниспадающие

зеленые

каскады

листвы

и

длинные

ажурные гирлянды. Березку часто сравнивают со стройной девушкой в белом сарафанчике.

Когда березок много, говорят — березовая роща, березняк. Так выглядят березки. (Показывает.)

А это что за дерево? (Показывает на дуб.) Расскажите о нем, какой он? (Ответы детей.)

Правильно, это дуб. Могучее дерево с высоким кряжистым стволом серовато-коричневого

цвета. Толстые узловатые серовато-коричневые, резко изгибающиеся ветки отходят от ствола

почти под прямым углом, на концах разветвляются на множество коротких тонких веточек,

густо опушенных изрезанными листьями красивой формы, создающими пышную, раскидистую

крону. Дуб напоминает богатыря — твердого, сильного, стойкого, мощного. Когда дубов много,

говорят — дубрава.

У ели коричневый прямой ствол, ветки начинаются от самого основания и доходят до

верхушки. Верхние ветви короче и растут вверх, нижние — длинные «лапы», прогибающиеся

под собственной тяжестью, тянутся в стороны и вниз. У молодых елочек все ветки смотрят

вверх. Ветви густо покрыты зелеными короткими иголками — хвоей. У пихты такое же

строение, но ее хвоя более мягкая и длинная. У ели и пихты конусовидная крона. Когда елей

много, говорят — ельник. Посмотрите, как выглядят ели — молодые и старые.

А это что за дерево? (Ответы детей.) Да, правильно — это сосна. Расскажите о ней.

(Ответы

детей.)

У

сосны

высокий

красновато-коричневый

или

серый

ствол.

Ветви

располагаются ближе к вершине несимметрично, они плавно изогнуты, и концы их приподняты.

На тонких веточках хвоя растет кустиками, иголки длинные. Когда сосен много, говорят —

сосняк.

Итак, у всех лиственных деревьев есть сходство в строении, но если мы внимательно

посмотрим на два тополя или две березки, то увидим, что и они отличаются друг от друга —

одно дерево толще, другое — тоньше, одно молодое, другое — старое, одно имеет изогнутый

ствол, другое — прямой. Значит, деревья одного вида могут отличаться друг от друга. То же мы

увидим, если будем рассматривать хвойные деревья.

А сейчас поговорим о кустах. Расскажите, пожалуйста, чем куст отличается от дерева.

(Ответы детей.) Какие кустарники вы знаете? (Ответы детей.) Да, верба, сирень, акация,

шиповник, малина, смородина. Так выглядят кусты. (Показывает.)

А сейчас, дети, я предлагаю вам нарисовать те деревья или кусты, которые вам больше

всего

понравились.

Можно

рисовать

цветными

карандашами,

мелками,

фломастерами

или

пастелью. Подойдите к столу, возьмите, кто что выбрал, и садитесь на свои места. Бумага, на

которой вы будете рисовать, тоже немного подцвечена, выберите ту, которая понравилась.

Дети приступают к работе.

Итог. Расскажите, что вы нарисовали? Чем отличается куст от дерева?



В раздел образования