Напоминание

"Формирование пространственных представлений у дошкольников."


Автор: Сорокина Анастасия Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №10 комбинированного вида
Населённый пункт: Нижегородская обл. г.Кстово
Наименование материала: Презентация по предмету
Тема: "Формирование пространственных представлений у дошкольников."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Презентация по предмету

«Теория и методика математического развития»

Тема: Формирование пространственных представлений у

дошкольников.

Подготовила студентка группы_344- з1

По специальности 44.02.01 Дошкольное

образование

(заочная форма обучения)

Сорокина А.Ф.

Пространственные

представления

-

представления

о

пространственных

и

пространственно-временных

свойствах

и

отношениях:

величине,

форме,

относительном

расположении

объектов,

их

поступательном

или

вращательном

движении и пр.

Пространственные

представления

-

необходимый

элемент

познания

и

всей

практической

деятельности

человека.

Хорошее

развитие

пространственных

представлений

является

необходимой

предпосылкой

любой

практической,

изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности.

Пространственные представления и восприятия - ёмкие понятия, отражающие

многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем,

протяженность

объектов

в

длину,

ширину

и

высоту,

их

местоположение

в

пространстве,

пространственные

отношения

и

расстояния

между

предметами,

направления

в

пространстве

представляют

собой

различные

пространственные

категории.

В более же узком значении выражение пространственная ориентация

имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под

ориентировкой в пространстве мыслится:

а)

определение

«точки

стояния»,

т.

е.

местонахождения

субъекта

по

отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от

дома» и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека,

ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а

дверь - слева от меня»;

в) определение пространственного расположения предметов относительно

друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например:

«Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч».

Т.А. Мусейибова отметила, что пространственные отношения развиваются

у ребенка поэтапно:

на 1 этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела,

лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами

собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).

Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на

других объектах - 2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не

только «от себя», но и «от любых предметов».

3 этап - ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.

4 этап - применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в

трехмерном, так и на плоскости

.

И зу ч а в ш и е

п р о с т р а н с т в е н н ы е

п р ед с т а вл е н и я

и

ориентировку в пространстве исследователи установили, что

их

несформированность

к

концу

дошкольного

возраста

является одной из причин, вызывающих затруднения при

овладении детьми школьными навыками.

Развитие пространственных представлений ребенка начинается с

первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его

умственного и сенсомоторного развития.

Восприятие пространства детьми раннего возраста.

Восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте четырех-пяти

недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1-1,5 м. Перемещение

взора за движущимися предметами наблюдается у детей двух-четырех месяцев.

Ребенок трех месяцев может следить за предметом на расстоянии 4-7 м, а в десять

месяцев

уже

следит

за

предметом,

движущимся

по

кругу.

Такой

процесс

видения

движущегося предмета на разном расстоянии свидетельствует о том, что уже на первом

году

жизни

ребенок

начинает

осваивать

глубину

пространства.

Движение

объекта

становится источником сенсорного развития и перестройки сенсорных функций, прежде

чем возникает движение самого ребенка к предмету.

Вначале

пространство

воспринимается

ребенком

как

нерасчлененная

непрерывность.

Движение

выделяет предмет из массы окружающего пространства. Сначала фиксация взгляда, затем поворот

головы, движение рук и другое показывают, что движущаяся вещь становится объектом внимания

ребенка, стимулируя и его собственные движения, носящие прерывный характер.

Однако

ведущую

роль

в

познании

пространственных

отношений

и

в

формировании представлений в раннем и младшем дошкольном возрасте

играет еще непосредственный жизненный опыт.

Особенности пространственной ориентировки детей.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным

пространственным направлениям: вперед- назад, вверх - вниз, направо - налево. В

период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам

горизонта: север, юг, запад, восток.

Исследования показали, что различаемые направления ребенок соотносит прежде всего с

определенными частями собственного тела. Так упорядочиваются связи типа вверху - где

голова, а внизу -где ноги, впереди - где лицо, а сзади - где спина, направо - там, где

правая рука, а налево - где левая. Ориентировка на собственном теле служит исходной в

освоении ребенком пространственных направлений.

Из трех парных групп основных

направлений, соответствующих различным осям человеческого тела (фронтальной,

вертикальной и сагиттальной), раньше всех выделяется верхнее, что обусловлено,

видимо, преимущественно вертикальным положением тела ребенка.

Вычленение же нижнего направления, как противоположной стороны вертикальной оси,

как и дифференцировка парных групп направлений, характерных для горизонтальной

плоскости (вперед - назад и направо - налево), происходит позднее.

Овладение ребёнком умением применять или использовать освоенную им систему

отсчета при ориентировке в окружающем пространстве происходит в несколько

этапов.

I

этап

начинается

с

«практического

примеривания»,

выражающегося

в

реальном

соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета.

На II этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на

некотором

расстоянии

от

исходной

точки.

Исключительно

велика

при

этом

роль

двигательного

анализатора,

участие

которого

в

пространственном

различении

постепенно изменяется.

Ребенок практически соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчета,

каковой являются различные стороны его собственного тела.

Непосредственное передвижение к объекту с целью установления контактной близости

с ним заменяется позднее поворотом корпуса, а затем указательным движением руки в

нужном направлении. Далее на смену широкому указательному жесту приходит менее

заметное движение руки. Указательный жест сменяется легким движением головы и,

наконец, только взглядом, обращенным в сторону определяемого предмета

.

Особенности ориентации детей на местности.

Вначале объектами, расположенными впереди, сзади, справа или слева от себя, ребенок считает лишь

те,

что

непосредственно

примыкают

к

соответствующим

сторонам

его

тела

или

максимально

приближены к ним. Следовательно, площадь, на которой ориентируется ребенок, вначале крайне

ограничена.

Сама

ориентировка

осуществляется

в

этом

случае

в

контактной

близости,

т.

е.

в

буквальном смысле слов на себя и от себя.

- В три года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов относительно

исходной точки отсчета. Границы отражаемого пространства как бы отодвигаются от самого ребенка.

Пространство, воспринимаемое вначале диффузно, теперь как бы делится на участки.

- В пять лет площадь выделенных ребенком участков: переднего, заднего, правого и левого - постепенно

увеличивается. Все более возрастает степень их удаленности по той или иной линии (фронтальной или

сагиттальной). Теперь даже удаленные объекты определяются ребенком как расположенные впереди или

сзади, справа или слева от него. Увеличивается постепенно и площадь выделенных участков от

сагиттальной и фронтальной линии, происходит как бы их сближение.

- Позднее ребенок выделяет преимущественно две зоны: или правую и левую, или переднюю и заднюю.

В каждой из них выделяется еще два участка (или две стороны): в передней, например, зоне - участок,

расположенный впереди справа и впереди слева; в задней - расположенный сзади справа и сзади слева.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста

пространственного расположения предметов от себя и от объектов.

Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют друг

друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения.

Чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок, прежде

всего, определяет данные стороны на себе, затем совершает мысленный поворот на

180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую

сторону.

Только

после

этого

ребенок

сможет

определить

пространственное

расположение справа и слева от другого человека.

Следовательно, ориентировка на себе является исходной.

Особенности

восприятия

детьми

дошкольного

возраста

пространственных

отношений

между

предметами.

Развитие

восприятия

и

отражения

пространственных

отношений

между

предметами

у

детей

в

дошкольном возрасте протекает в три этапа.

На I этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он

воспринимает как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих

между ними. «Карточки одинаковые,- говорит ребенок,- здесь мишка и здесь тоже мишка, тут зайчик и тут,

матрешка и вот матрешка...» Ребенок видит одинаковые предметы, но он как бы не замечает еще

пространственных отношений в расположении этих предметов, а потому не видит различии между

карточками.

II

этап

характеризуется

первыми

попытками

восприятия

пространственных

отношений.

Совершается

своеобразный переход от дискретного характера восприятия пространства к отражению пространственных

отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна.

III этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения

предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит

дистантная, зрительная оценка этих отношений.

Формирование пространственных отношений между предметами является процессом длительным и

сложным, который не завершается к концу дошкольного возраста, а продолжает совершенствоваться в

условиях школьного обучения.

Формирование у детей представлений о пространстве с помощью дидактических игр и упражнений.

Система работы (Т.А. Мусейбова) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

- ориентировку «на себе», освоение «схемы собственного тела»;

- ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней,

боковых;

- освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад,

вверх - вниз, направо - налево;

- определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом

субъекте;

- определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка

отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

- определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;

-

определение

пространственного

расположения

объектов

при

ориентировке

на

плоскости,

т.

е.

в

двухмерном

пространстве;

- определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Как показывает анализ публикаций и практики работы с детьми, наиболее благоприятные условия создаются в

специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее

помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества,

которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания,

умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры

математического характера позволяют не только расширять, но и расширять знания детей о

пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко

использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из

путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования

пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую

работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе.

Вопросами теории и практики использования дидактических игр занимались, как зарубежные

(Ф.Фребель, Д.Дьюи, О.Декроли и др.), так и отечественные педагоги (Блонский П.П., Венгер Л.А.,

Михайлова З.А., Сикорский И.А., Тихеева Е.И. и многие другие).

Анализ имеющейся научно-методической литературы позволяет выделить

несколько групп таких игр и упражнений:

I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в

процессе активного передвижения в пространстве.

II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.

III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в

окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.

IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости,

например на листе бумаги. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, О.И. Галкина, Н.А. Сенкевич и др.)

отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых

«зрительных диктантов».

V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной

терминологии ив речи самих детей.

Этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических

игр и упражнений:

1.Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху,

внизу, впереди, сзади.

2.Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого

человека».

3.Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к

другому.

4.Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

5.Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в

двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и

правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания:

увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также

расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком

направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по

форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические упражнения для развития пространственных представлений:

"38 попугаев".

Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем

предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела.

Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между

ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец.

Рекомендуется

предложить

как

можно

большее

количество

вариантов

расположения

предметов

(на

расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).

"Зеркало".

Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе

упражнение

выполняется

в

положении

сидя

на

коленях

и

на

пятках.

Сначала

ведущий

совершает

медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения

ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего

тела.

"Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой,

какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой

рукой за левое ухо).

Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской

самостоятельности,

роли

педагога.

Они,

как

правило,

не

включают

в

себя

все

структурные

элементы

дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с

целью выработки умений, навыков.

Игры для развития умения передвигаться в указанном направлении.

В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться

в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Большое значение

имеет использование определенной системы игр с правилами - дидактических и подвижных. Игры

проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на

прогулке.

В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?».

В старшей группе эту игру

проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно

выполняют

несколько

человек.

Далее

проводят

игры

«Найди

предмет»,

«Найди

флажок»,

«Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но

теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например, дойти

до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти

спрятанную игрушку.

Для закрепления умения передвигаться в указанном направлении рекомендуются игры с использование

схем такие как: «Найди игрушку», «Где спрятан клад?» и т.п.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в

направлениях направо и налево, рекомендуют игры:

«Правильно улицу пройдешь - в новый дом

придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь»,

«Передай пакет».

Упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в

играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок».

Игры на установление пространственных отношений между предметами.

Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 - 6 лет умению определять положение предмета

по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади

матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом,

между окнами, сзади Наташи» и т. д.).

Решению данной задачи посвящают часть 4- 5 занятий по математике. Занятия строят так: сначала

воспитатель показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди,

перед, сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их

точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети

каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу.

Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в

окружающей обстановке. Предлагают игры «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?».

(«Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины».) Воспитатель (а позднее кто-либо из детей) прячет,

меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как

расставлены игрушки, где спрятались дети и т. п. Можно провести упражнения-инсценировки настольного

театра.

Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети

описывают, где находится каждый из них.

Большую пользу приносит игровое упражнение «Найди такую же картинку». Материалом для него служат

картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик,

скамеечка) в разных пространственных взаимоотношениях

Игры для развития ориентировки на плоскости.

Содержание понятия ориентировка на плоскости включает:

- умение фиксировать местоположение точки на листе;

- понимание пространственных отношений между различными предметами на листе;

- умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости;

-

умение

самостоятельно

характеризировать

пространственную

размещенность

объектов

на

листе,

пользуясь соответствующей терминологией;

- умение ориентироваться на листе в клетку.

В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном

пространстве.

Игра «Геометрический диктант», «Я еду на машине

». Выполнив задание, дети описывают,

сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им

сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Методика «Что находится спереди от меня?»

Эта методика направлена на исследование ориентировки

собственного тела ребенка в пространстве.

Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на

различное

исследование

ориентировки

ребенка

в

пространстве

на

примере

картинок,

направлена

на

исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.

Лучшим способом формирования у детей

представлений о пространственных отношений являются игры

и игровые упражнения на разных этапах. Дидактические игры

не только способствуют обобщению и закреплению знаний на

занятиях и в повседневной жизни, но и являются средством

ознакомления с новым материалом, в частности, с новыми

способами восприятия и формирования полноценных

представлений об окружающем мире.



В раздел образования