Автор: Евсеева Диана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №13
Населённый пункт: город Гулькевичи, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация
Тема: "Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка.
Творчество - это такое явление в жизни ребенка, результат которого
содержит в себе элементы прекрасного. Изобразительное творчество - один
из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое
в явлениях природы и в жизни общества. Исходя из этого, можно утверждать:
занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и
интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Для
изобразительного творчества характерно художественно-образное начало.
Художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать
личности автора. Для цельности образа необходима цветовая и
композиционная гармоничность-основа творчества. Овладевая ею поэтапно,
начиная с дошкольного возраста. Есть три вида изобразительной
деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь
прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания
продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении.
Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к
окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества
ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Ребенок в раннем
возрасте, не осознавая содержания образа, нанося цветовые пятна, получает
интересные композиции, напоминающие те или иные предметы. Малыш
стремится в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что
узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он
начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со
стороны взрослого. Изобразительная деятельность дошкольников как вид
художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий
характер. Педагог должен создавать для этого все условия; формировать
эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и
воображение.
Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, раннее
не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка - все то, что он
раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае не важно,
имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в
опыте этого конкретного малыша их не было. Рисование, лепка, аппликация -
виды изобразительной деятельности, основное назначение, которое –
образное отношение действительности. Овладение умением изображать не
возможно без целенаправленного восприятия, то есть наблюдения.
Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном
сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии,
духовной гармонии и образа, как некой интеграции природных и
абстрактных форм. Внутренняя гармония является показателем для личности
ребенка. Это могут быть первые изображения округлой формы, т.е. круги. А
круг символизирует гармонию, таким образом, можно прийти к выводу:
гармония заложена в природе ребенка. Однако взрослые не всегда осознают
у своего малыша в наличии внутренней гармонии и тем более последствия
ее разрушения. Если ребенок рисует каракули, это доказывает то, что
маленький человек чувствует дисгармонию в окружающем мире. Если
ребенок развивается гармонично, если нет нарушений в физическом и
психологическом росте, то каракули (штриховка) – также рано применяемая в
детских рисунках – приобретает исследовательский, а не агрессивный
характер.
Занимаясь лепкой , рисованием, аппликацией дети знакомятся с
материалами ( бумага, краска, глина, мел), с их свойствами выразительными
возможностями, приобретают навыки работы, Например, чтобы слепить
яблоко, орех, ягоду необходимо раскатать кусочек пластилина или глины
кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более
общего и грубого различия до более тонкого. Познание предметов и их
свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
Освоение трудовых умений и навыков связанно с развитием таких волевых
качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются
умения трудиться, добиваться желаемого результата. Основное значение
изобразительного творчества заключается в том, что оно является средством
эстетического воспитания. Для эстетического воспитания детей и для
развития их изобразительных способностей большое значение имеет
знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость,
выразительность образов в картинах и произведениях прикладного
искусства, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни.
На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная
сфера. Дети , знакомясь с видами и жанрами искусства изучают саму жизнь.
Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире.
Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением
различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию
мелкой моторики рук. Развивается речь, происходит усвоение названий,
форм, цветов. Дети приобретают опыт использования простейших орудий:
карандаши, кисти; узнают свойства различных материалов: краска, гуашь и
др.; возможности и особенностей с ними. О том, что рисование, лепка и
занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств,
мышления, навыков и умений, писали еще многие педагоги прошлого
(Я.А.Коменский, Ф.Фребель). Многие качества личности (умение
сопереживать, чувства взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.)
формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают
ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.
Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становление
личности, важно отметить: это не только один из начальных способов
познания ребенком окружающего мира, но наиболее доступное средство
отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений,
эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-
выразительного образа. Именно художественно–выразительного , поскольку
ребенок, рисуя что-либо (нанося каракули или создавая реалистический
образ), живет в изображаемом. Самым ценным в процессе изобразительной
деятельности является не конечный продукт - рисунок, слепленная фигурка,
работа по аппликации, а развитие личности.