Напоминание

"Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка"


Автор: Евсеева Диана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №13
Населённый пункт: город Гулькевичи, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация
Тема: "Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль изобразительного творчества в становлении личности ребенка.

Творчество - это такое явление в жизни ребенка, результат которого

содержит в себе элементы прекрасного. Изобразительное творчество - один

из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое

в явлениях природы и в жизни общества. Исходя из этого, можно утверждать:

занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и

интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Для

изобразительного творчества характерно художественно-образное начало.

Художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать

личности автора. Для цельности образа необходима цветовая и

композиционная гармоничность-основа творчества. Овладевая ею поэтапно,

начиная с дошкольного возраста. Есть три вида изобразительной

деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь

прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания

продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении.

Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к

окружающему миру и искусству. Каждая ступень в развитии творчества

ребенка сопряжена с его предыдущими достижениями. Ребенок в раннем

возрасте, не осознавая содержания образа, нанося цветовые пятна, получает

интересные композиции, напоминающие те или иные предметы. Малыш

стремится в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что

узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он

начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со

стороны взрослого. Изобразительная деятельность дошкольников как вид

художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий

характер. Педагог должен создавать для этого все условия; формировать

эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и

воображение.

Говоря о детском творчестве как о процессе создания «нечто нового, раннее

не существовавшего», важно указать, что «новое» для ребенка - все то, что он

раньше не рисовал, не лепил, не конструировал. В этом случае не важно,

имеются ли подобные образы в мировом искусстве или нет. Главное, что в

опыте этого конкретного малыша их не было. Рисование, лепка, аппликация -

виды изобразительной деятельности, основное назначение, которое –

образное отношение действительности. Овладение умением изображать не

возможно без целенаправленного восприятия, то есть наблюдения.

Побудители творчества находятся в самой личности, в гармоничном

сочетании трех сфер жизнедеятельности человека: физической гармонии,

духовной гармонии и образа, как некой интеграции природных и

абстрактных форм. Внутренняя гармония является показателем для личности

ребенка. Это могут быть первые изображения округлой формы, т.е. круги. А

круг символизирует гармонию, таким образом, можно прийти к выводу:

гармония заложена в природе ребенка. Однако взрослые не всегда осознают

у своего малыша в наличии внутренней гармонии и тем более последствия

ее разрушения. Если ребенок рисует каракули, это доказывает то, что

маленький человек чувствует дисгармонию в окружающем мире. Если

ребенок развивается гармонично, если нет нарушений в физическом и

психологическом росте, то каракули (штриховка) – также рано применяемая в

детских рисунках – приобретает исследовательский, а не агрессивный

характер.

Занимаясь лепкой , рисованием, аппликацией дети знакомятся с

материалами ( бумага, краска, глина, мел), с их свойствами выразительными

возможностями, приобретают навыки работы, Например, чтобы слепить

яблоко, орех, ягоду необходимо раскатать кусочек пластилина или глины

кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более

общего и грубого различия до более тонкого. Познание предметов и их

свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

Освоение трудовых умений и навыков связанно с развитием таких волевых

качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются

умения трудиться, добиваться желаемого результата. Основное значение

изобразительного творчества заключается в том, что оно является средством

эстетического воспитания. Для эстетического воспитания детей и для

развития их изобразительных способностей большое значение имеет

знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость,

выразительность образов в картинах и произведениях прикладного

искусства, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни.

На занятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная

сфера. Дети , знакомясь с видами и жанрами искусства изучают саму жизнь.

Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориентироваться в мире.

Занятия изобразительной деятельностью сопряжены с выполнением

различных формообразующих движений, тех, что способствуют развитию

мелкой моторики рук. Развивается речь, происходит усвоение названий,

форм, цветов. Дети приобретают опыт использования простейших орудий:

карандаши, кисти; узнают свойства различных материалов: краска, гуашь и

др.; возможности и особенностей с ними. О том, что рисование, лепка и

занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств,

мышления, навыков и умений, писали еще многие педагоги прошлого

(Я.А.Коменский, Ф.Фребель). Многие качества личности (умение

сопереживать, чувства взаимопомощи, порядочность, ответственность и др.)

формирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают

ребенку разобраться в окружающем мире, в самом себе.

Говоря о значимости детского изобразительного творчества в становление

личности, важно отметить: это не только один из начальных способов

познания ребенком окружающего мира, но наиболее доступное средство

отражения собственного отношения к этому миру, своих впечатлений,

эмоционального состояния и переживаний с помощью художественно-

выразительного образа. Именно художественно–выразительного , поскольку

ребенок, рисуя что-либо (нанося каракули или создавая реалистический

образ), живет в изображаемом. Самым ценным в процессе изобразительной

деятельности является не конечный продукт - рисунок, слепленная фигурка,

работа по аппликации, а развитие личности.



В раздел образования