Напоминание

"Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи."


Автор: Коваль Надежда Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 84"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема формирования лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием

речи является актуальной в современной логопедии.

С каждым годом увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. Проблема

формирования эмоциональной лексики достаточно давно и многосторонне исследуется в

работах Т.А. Алтуховой, Г.В. Бабиной, О.Е. Грибовой, Г.В. Чиркиной.

Однако в последнее

время, наиболее актуальным стал вопрос о формировании эмоциональной лексики у старших

дошкольников с общим недоразвитием речи.

Д о настоящего

времени

педагоги

дошкольных

образовательных

организаций

не

использовали в своей работе технологию поэтапного формирования эмоциональной лексики

у детей с ОНР, которая позволила бы ребёнку-дошкольнику наиболее точно оценить и

выразить свои переживания и чувства других людей. Не всегда и не в полной мере создаются

специальные условия формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР III уровня в современных дошкольных образовательных организациях.

Следовательно,

возникает

противоречие

между

признанием

необходимости

формирования

эмоциональной

лексики для

эмоционально-нравственного развития

детей

старшего

дошкольного

возраста,

с

одной

стороны,

и

недостаточной

разработанностью

методического аспекта работы с детьми с ОНР, с другой.

С

учетом

этого

противоречия

выделяется

проблема

исследования:

описание

организации логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей 5-6

лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Исходя из заявленной проблемы, определены цель, объект и предмет, задачи исследования.

В

ходе

решения первой

задачи

исследования

был

проведен

анализ

научных

источников (работы И.Ю. Кондратенко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.М. Минаевой, Н.Л.

Кряжевой),

и

мы

установили,

что

под

эмоциональной

лексикой понимаются

слова

выражающие чувства и настроения человека. Среди эмоциональной лексики выделяются:

слова,

называющие

чувства,

слова-оценки,

квалифицирующие

вещь,

предмет,

слова,

в

которых

эмоциональное

отношение

к

называемому

выражается

не

лексически,

а

словообразовательно, т.е. суффиксами и префиксами.

Р е а л и з а ц и я второй

задачи

исследования

позволила

проанализировать

диагностические

методики

по

выявлению

нарушений

эмоциональной

лексики

у

детей

старшего дошкольного возраста с ОНР.

Теоретические

выводы

послужили

основой

для

проведения

экспериментального

исследования. Экспериментальное исследование представляло собой два взаимосвязанных

этапа:

1) анализ паралингвистических средств общения;

2) выявление особенностей развития эмоциональной лексики.

Целью

первого

этапа

было

изучение

паралингвистических

средств

общения,

в

частности мимики детей. Исследование паралингвистических средств общения проводилось

по заданию В.М. Минаевой.

Результаты констатирующего эксперимента наглядно представлены на рисунке 1.

Мы видим, что 10 детей – 100% справились с эмоцией радости, 3 ребенка – 30 % изобразили

эмоцию печали, 4 ребенка 40% смогли передать эмоции страха и удивления и 7 детей – 70% –

эмоцию злости. Детям затруднительно было изобразить гнев, страх, удивление.

Второе

задание

состояло

в

следующем:

ребенку

предлагалось

посмотреть

на

картинку

и

сказать,

какое

эмоциональное

состояние

изображено.

У

детей

не

вызвало

затруднение определение и называние состояния радости 100% выполнения задания. Однако,

дети смешивали эмоциональные состояния «гнева» – со страхом, «удивления» – с испугом,

«страха» – с грустью.

Третье

задание

-

Выявление

у

детей

интонационной

выразительности.

Ребенку

предлагалось произнести фразу «У меня есть собака» с разной интонацией. Наименьшие

трудности возникли у детей при произнесении фразы с радостной интонацией 100% – 10

детей, трудности возникли при произнесении фразы испуганно и удивленно 40%, – 4 ребенка

Второй

этап

констатирующего

эксперимента

проводился

с

целью

исследования

особенностей

системы

лексических

значений,

отражающих

эмоциональные

состояния

и

оценки детей старшего дошкольного возраста.

Задание №4- Выявление у детей состояния словаря синонимов.

Ребенку предлагалось подобрать синонимы. При подборе синонимов отмечен ряд

особенностей: образование синонимов путем присоединения частицы «не» (печальная –

«невеселая»)

Задание

5-

Выявление

у

детей

состояния

словаря

антонимов.

Ребенку

предлагалось подобрать антонимы. Результаты представлены на слайде.

Задание

6.

Составление

рассказа

по

эмоционально-насыщенной

сюжетной

картине.

Из

диаграммы

видно,

что

у

3

детей

(30%)наблюдается

средний

уровень

сформированности эмоционально – оценочного словаря при составлении рассказов, а у 7

детей (70%) – низкий. Дети часто нуждались в помощи экспериментатора. Им трудно было

установить логическую последовательность событий. В своих рассказах дети употребляли в

основном по два слова, имеющие эмоциональный и оценочный характер. Фразовая речь детей

состояла в основном из простых распространенных предложений.

Проведенная

диагностика

уровня

сформированности

понимания

эмоционально-

оценочной

лексики

и

изучение

активного

эмоционально-оценочного

словаря

у

детей

старшего дошкольного возраста с ОНР позволила выявить ряд специфических особенностей

в речи детей с общим недоразвитием речи. Эти особенности представлены на слайде.

Процесс развития

лексической системы, в частности эмоциональной лексики не

может

происходить

спонтанно.

Для

этого

требуется

систематическая,

поэтапная

логопедическая работа.

Опираясь на исследования И.Ю. Кондратенко, Л.И. Кузнецовой, Г.А. Портнягиной

разработали

собственную

технологию

организации

логопедической

работы

по

формированию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III

уровня. Данная технология представлена в раздаточном материале.

Данная

технология

определяется

как

упорядоченная

последовательность

этапов

организации

логопедической

работы

по

формированию

эмоциональной

лексики,

включающую

определенную

совокупность,

способов

действий

педагога

и

детей,

специфичных на каждом этапе, обеспечивающих постепенное овладение эмоциональной

лексикой и дальнейшее ее использование в самостоятельной речи детей. Технология состоит

из трех этапов, тесно взаимосвязанных друг с другом.

Подготовительный этап направлен подготовку детей к правильному и точному восприятию

эмоциональных состояний, доступных возрасту, а также состоит в обучении детей умению

различать их. Включает в себя три блока.

Содержание каждого блока реализуется с помощью игр и упражнений, Примеры таких игр

представлены на слайде.

Основной этап направлен

на постепенное усвоение, закрепление и введение в связную речь

эмоциональной лексики. Включает в себя 2 блока.

Содержание первого блока реализуется с помощью приема цветообозачения, когда педагог

предлагает

ребенку

графические

изображения

эмоций

(радость,

грусть,

злость,

испуг,

удивление), под которые ребенок кладет полоски бумаги, окрашенные в синий, салатовый,

красный, оранжевый, бирюзовый цвет. С помощью логопеда дошкольники анализируют

вспомогательные

цветообозначения,

соответствующие

различным

эмоциональным

состояниям.

Содержание второго блока основного этапа реализуется с помощью игр «Скажи по-другому»,

«Скажи наоборот», игры «Составь предложение». Данные игры рекомендуемо проводить в

первой половине дня, 2 раза в неделю, индивидуально с каждым ребёнком, длительность 10-

15 минут.

Заключительный

этап направлен

на

использование

эмоциональной

лексики

в

самостоятельной речи. Это реализуется с помощью составления рассказов дошкольниками по

серии картин «В детском саду», «Синичка», и др. также по сюжетным картинам «Аленушка»,

«Новый год» и др., что позволяет уточнить и усвоить материал не путем механического

запоминания, а в процессе активного использования в самостоятельной речи.

Таким

образом,

анализ

литературы

позволил

разработать

и

описать

возможную

организацию

и

содержание

логопедической

работы

с

использованием

специально

подобранных игровых приемов по формированию эмоциональной лексики детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Используемые игры и игровые

упражнения

с

использованием

вербальных

и

невербальных

средств

по

формированию

эмоциональной

лексики,

способствуют

расширению

детского

лексикона,

позволяют

качественно изменить уровень их речевого общения, положительно отражаются на точности

выражения мыслей, правильном построении фраз.



В раздел образования