Напоминание

"Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников"


Автор: Распутина Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 91"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: мастер-класс с педагогами ДОУ
Тема: "Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 91» МО г. Братска

Мастер - класс

для педагогов:

«Детское экспериментирование –

основа поисково – исследовательской

деятельности дошкольников»

Подготовили: Распутина И.А.,

старший воспитатель

2017г.

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошколь-

ного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследова-

тельскую деятельность.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –

класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково –

исследовательскую деятельность;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в

воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятель-

ности для развития познавательной активности дошкольников.

- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельно-

сти детей.

Участники: педагоги

Материалы:

Ход мастер – класса:

Стулья расставлены таким образом, чтобы получились 4 компании.

1 часть мастер – класса

Старший воспитатель:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер

– классе на тему «Детское экспериментирование – основа поисково – исследова-

тельской деятельности дошкольников»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная муд-

рость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», —

утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и

усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает

в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях бу-

дет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологиче-

ской науки Лев Семенович Выготский.

XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах

жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и

непознанное.

А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследо-

вательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен

на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что

получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного

покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше но-

вой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью де-

тей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка.

Дети порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, но они быстро

выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А,

именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в

дошкольном возрасте. Экспериментирование принципиально отличается от любой

другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам

ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В

ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

Существует три уровня реализации «исследовательского обучения» в совре-

менной педагогике:

Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения,

само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самосто-

ятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки

решения осуществляются детьми самостоятельно.

Представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспери-

ментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вари-

антах:

1.

Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким

образом, приобретаются новые знания;

2.

Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно

ли они мыслили.

2 часть мастер – класса

Старший воспитатель: (пускает мыльные пузыри).

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

Источником познавательной активности является наличие проблемы, поэто-

му необходимо особое внимание уделять созданию проблемного поля. Например:

«Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях

можно предоставить детям поле пробности, например, чтобы определить из како-

го материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы то-

нут, а какие нет.

Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что

бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положитель-

ной мотивации у детей к деятельности.

Создать мотивацию помогают сказочные герои. Ведущий показывает игруш-

ку - Степашку.

- Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть

мотивацией.

- Степашка, подожди и мне немного помоги.

Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

- Степашка: Ну ладно, помогу и про фокус расскажу.

Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил

в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и… представляете, картонка не

упала, и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.

Старший воспитатель: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, по-

чему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести

такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что

произойдет?

Вопрос помогает выдвинуть предположения. А использование превращения

в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.

Появляется Хрюша (игрушка): «Степашка, вот какой мне магнит подарили,

он все-все примагничивает, предметы из любых материалов».

- Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю».

- Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей,

как они думают».

- Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притя-

гивает. Ко всему ли он примагничивается?»

Старший воспитатель: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого

нужно?

Старший воспитатель: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает

участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не при-

магничивается».

Настрой у детей создан. Прежде чем приступить к самим экспериментам

обязательно напоминаем детям правила безопасности (правила работы фокусни-

ков, правила работы в лаборатории), в зависимости от мотива. Затем идет сам экс-

перимент и его фиксирование. В заключении обязательно подведение итога экспе-

римента.

Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.

А поможет мне сегодня Наталья Борисовна. Сначала она представит вам

свой опыт работы. (Педагог представляет опыт работы по теме самообразования:

Экспериментирование

как

средство

познания

окружающего

мира

детьми

до-

школьного возраста, показывается видеофрагмент исследовательской деятельно-

сти)

А сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать.

На столах представлено оборудование для опытов, на карточках возраст, на-

звание и методика проведения каждого опыта. Каждая группа продумывает моти-

вацию, ход опыта. После обсуждения в своей подгруппе педагоги представляют

эксперимент для других.

Ранний возраст:

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ра-

кушки, клеёнка, баночки.

Ход:

Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с

водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баноч-

ке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода про-

зрачная».

- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему

их не видно?» ( Потому что молоко белым цветом).

- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов

детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно

белое) А почему в воде видны предметы?» ( Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Младший возраст:

Тема: «Воздух есть везде»

Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.

Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.

Ход опыта:

1. Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.

2. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.

3. А теперь – пусть нажмет на бутылку.

4. Что заставило шарик надуться?

5. Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.

Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надави-

ли, из нее вышел воздух и надул шарик.

Средний возраст:

Тема: «Делаем дорожки и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать

любой узор. Из мокрого – нет.

Описание опыта:

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мо-

крым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различ-

ные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок

свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллек-

тивную картину песком.

Вывод: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой

узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Старший возраст:

Тема: «Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Тазик с водой железные предметы.

Описание: Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как

детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что

магнит действует на железные предметы и в воде тоже.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь,

даже если они разделены с ним водой.

Заключение:

Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с

детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.

Главные достоинства экспериментирования в детском саду:

- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучае-

мого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обита-

ния;

- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные про-

цессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и

синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

-активно развивается речь ребенка;

-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения;

-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность

преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного

результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

-

формируются трудовые навыки;

Рефлексия: «Плюс-минус-интересно».

Педагогам предлагается заполнить таблицу из трех граф.

П

М

И

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось, информация и

формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению педаго-

га могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на мероприя-

тии, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по

мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.

В графу «И» – «интересно» педагоги вписывают все любопытные факты, о

которых узнали на мероприятии и что бы еще хотелось узнать по данной пробле-

ме.

Старший воспитатель: Я благодарю группы за продуктивную работу. Наде-

юсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об

эффективности

опытно-

экспериментальной

деятельности,

и

что

наш

мастер-

класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.



В раздел образования