Автор: Распутина Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 91"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: мастер-класс с педагогами ДОУ
Тема: "Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 91» МО г. Братска
Мастер - класс
для педагогов:
«Детское экспериментирование –
основа поисково – исследовательской
деятельности дошкольников»
Подготовили: Распутина И.А.,
старший воспитатель
2017г.
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошколь-
ного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследова-
тельскую деятельность.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер –
класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково –
исследовательскую деятельность;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в
воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятель-
ности для развития познавательной активности дошкольников.
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельно-
сти детей.
Участники: педагоги
Материалы:
Ход мастер – класса:
Стулья расставлены таким образом, чтобы получились 4 компании.
1 часть мастер – класса
Старший воспитатель:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер
– классе на тему «Детское экспериментирование – основа поисково – исследова-
тельской деятельности дошкольников»
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная муд-
рость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», —
утверждают педагоги-практики.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и
усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает
в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях бу-
дет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологиче-
ской науки Лев Семенович Выготский.
XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах
жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и
непознанное.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследо-
вательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен
на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что
получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного
покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше но-
вой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.
Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью де-
тей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка.
Дети порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, но они быстро
выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А,
именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в
дошкольном возрасте. Экспериментирование принципиально отличается от любой
другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам
ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В
ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Существует три уровня реализации «исследовательского обучения» в совре-
менной педагогике:
Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения,
само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самосто-
ятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки
решения осуществляются детьми самостоятельно.
Представленные уровни характеризуют последовательность этапов экспери-
ментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.
Решение задач опыта или эксперимента может осуществляется в двух вари-
антах:
1.
Дети проводят эксперимент или опыт, не зная его результата, и таким
образом, приобретаются новые знания;
2.
Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно
ли они мыслили.
2 часть мастер – класса
Старший воспитатель: (пускает мыльные пузыри).
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Источником познавательной активности является наличие проблемы, поэто-
му необходимо особое внимание уделять созданию проблемного поля. Например:
«Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях
можно предоставить детям поле пробности, например, чтобы определить из како-
го материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы то-
нут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что
бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положитель-
ной мотивации у детей к деятельности.
Создать мотивацию помогают сказочные герои. Ведущий показывает игруш-
ку - Степашку.
- Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть
мотивацией.
- Степашка, подожди и мне немного помоги.
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
- Степашка: Ну ладно, помогу и про фокус расскажу.
Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил
в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и… представляете, картонка не
упала, и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
Старший воспитатель: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, по-
чему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести
такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что
произойдет?
Вопрос помогает выдвинуть предположения. А использование превращения
в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.
Появляется Хрюша (игрушка): «Степашка, вот какой мне магнит подарили,
он все-все примагничивает, предметы из любых материалов».
- Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю».
- Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей,
как они думают».
- Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притя-
гивает. Ко всему ли он примагничивается?»
Старший воспитатель: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого
нужно?
Старший воспитатель: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает
участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не при-
магничивается».
Настрой у детей создан. Прежде чем приступить к самим экспериментам
обязательно напоминаем детям правила безопасности (правила работы фокусни-
ков, правила работы в лаборатории), в зависимости от мотива. Затем идет сам экс-
перимент и его фиксирование. В заключении обязательно подведение итога экспе-
римента.
Сегодня мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.
А поможет мне сегодня Наталья Борисовна. Сначала она представит вам
свой опыт работы. (Педагог представляет опыт работы по теме самообразования:
Экспериментирование
как
средство
познания
окружающего
мира
детьми
до-
школьного возраста, показывается видеофрагмент исследовательской деятельно-
сти)
А сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать.
На столах представлено оборудование для опытов, на карточках возраст, на-
звание и методика проведения каждого опыта. Каждая группа продумывает моти-
вацию, ход опыта. После обсуждения в своей подгруппе педагоги представляют
эксперимент для других.
Ранний возраст:
Тема: «Почему вода прозрачная?»
Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность.
Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ра-
кушки, клеёнка, баночки.
Ход:
Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).
- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с
водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баноч-
ке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода про-
зрачная».
- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы « Где камушки? Почему
их не видно?» ( Потому что молоко белым цветом).
- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов
детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно
белое) А почему в воде видны предметы?» ( Она прозрачная).
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Младший возраст:
Тема: «Воздух есть везде»
Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.
Материал: пластиковая бутылка, воздушный шарик.
Ход опыта:
1. Предложите малышу посмотреть в бутылку и убедиться, что она пустая.
2. Пусть натянет с вашей помощью шарик на горлышко бутылки.
3. А теперь – пусть нажмет на бутылку.
4. Что заставило шарик надуться?
5. Пускай малыш зарисует то, что у него получилось.
Вывод: шарик надул воздух, который находится в бутылке. Когда бутылку надави-
ли, из нее вышел воздух и надул шарик.
Средний возраст:
Тема: «Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать
любой узор. Из мокрого – нет.
Описание опыта:
Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мо-
крым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различ-
ные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок
свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллек-
тивную картину песком.
Вывод: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой
узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.
Старший возраст:
Тема: «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Материал: Тазик с водой железные предметы.
Описание: Как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как
детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что
магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь,
даже если они разделены с ним водой.
Заключение:
Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с
детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.
Главные достоинства экспериментирования в детском саду:
- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучае-
мого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обита-
ния;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные про-
цессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения;
-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного
результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
-
формируются трудовые навыки;
Рефлексия: «Плюс-минус-интересно».
Педагогам предлагается заполнить таблицу из трех граф.
П
М
И
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось, информация и
формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению педаго-
га могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на мероприя-
тии, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по
мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.
В графу «И» – «интересно» педагоги вписывают все любопытные факты, о
которых узнали на мероприятии и что бы еще хотелось узнать по данной пробле-
ме.
Старший воспитатель: Я благодарю группы за продуктивную работу. Наде-
юсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об
эффективности
опытно-
экспериментальной
деятельности,
и
что
наш
мастер-
класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.