Напоминание

Исследовательский экологический проект "Зимующие птицы Приморского края"


Автор: Бугаева Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19
Населённый пункт: село Рощино Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Исследовательский экологический проект "Зимующие птицы Приморского края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида№19»

С. Рощино, Красноармейского муниципального района Приморского края

Исследовательский

экологический проект

«Зимующие птицы

Приморского края».

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Бугаева Лариса Александровна

декабрь 2017г. – январь 2018г.

Проект «Зимующие птицы Приморского края»

в средней группе.

Бугаёва Л.А.: воспитатель высшей категории.

1. Паспорт проекта

Тип проекта:

По продолжительности – среднесрочный (декабрь – январь)

По составу участников проекта: групповой

Возраст детей: 4-5 лет.

По направленности деятельности участников проекта: познавательно,

информационно, продуктивный.

Состав проектной группы: воспитатель, дети средней группы, родители.

Проблема: формирование у детей элементарных представлений о

зимующих птицах родного края. У детей не сформированы знание о

названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют

небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться

о них в зимний период, и о том, как они сами могут помочь птицам.

Актуальность проекта: 2017 год указом президента В. В. Путина

объявлен годом Экологии в России. В стремительно развивающемся

современном мире, проблема экологического воспитания современных

дошкольников становится особенно актуальна. Ведь именно в этом

сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их

личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и

заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир.

Приобретённые в дошкольном детстве знания об окружающем мире,

вызывают у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяют знания,

способствуют формированию характера и любови к живой природе.

В холодное время года для птиц становится всё меньше и меньше корма, в

результате они могут даже погибнуть, что допустить нельзя! Задача

взрослых (педагогов, родителей) воспитывать интерес, заботу, желание

узнавать новые факты жизни птиц, испытывать радость от осознания того,

что они сами могут, делясь крохами, спасти птиц от гибели.

Цель:

Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах

родного края, расширение и обогащение знаний о зимующих птицах в

Приморском крае.

Задачи:

Обучающие:

Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах,

особенностях их образа жизни, питания, расширить кругозор детей и

словарный запас.

Развивающие:

Развивать интерес к зимующим птицам, продолжать работу над развитием

творческих способностей детей.

Развивать познавательный интерес к наблюдению за

зимующими птицами.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в

заботе о птицах.

Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости

оказания помощи зимующим птицам в селе, принять непосредственное

практическое участие в изготовлении кормушек.

4. Планируемые результаты:

От детей:

-Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.

-Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с

зимующими птицами.

-Развит интерес к наблюдению за птицами (любознательность,

познавательная активность).

От родителей:

- Повышение экологического уровня знаний родителей.

- Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц.

- Проявление заинтересованности детей совместно с родителями к заботе

о птицах, желании им помогать в зимний период.

От педагога:

-Вести активную работу по экологическому воспитанию детей.

-Использовать различные формы работы, интеграцию образовательных

областей.

-Распространять и обобщать опыт.

-Совершенствовать вид проектной деятельности.

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку

для птиц».

Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему

недели?

Выпуск агитационного плаката: «Покормите птиц зимой».

1часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей

интерес детей и создающей мотивацию для познавательной

активности.

1.

Рассказ воспитателя.

2.

Создание богатого зрительного ряда, способного сформировать у

детей первое впечатление о зимующих птицах Приморского края

3.

Просмотр видеофильмов с использованием проектора.

4.

Наблюдение за птицами.

2часть проекта. Планирование

1.Создание коллекций картинок и дидактических игр.

2.Рассказы воспитателя.

3.Чтение художественной литературы.

4.Игры.

5.Детские рисунки, поделки.

6.Беседы с детьми и родителями.

7.Разнообразная продуктивная деятельность.

3часть проекта. Реализация запланированных мероприятий.

Примерная организация образовательной деятельности с детьми :

«Зимующие птицы Приморского края».

Ребёнок и мир природы

СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

1. Введение в тему проекта: Беседа «Что ты знаешь о птицах

2. Общие признаки птиц (сорока, воробей, синица, снегирь, голубь).

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах и журналах.

3.Просмотр видеофильмов с использованием проектора:

«Зимующие птицы Приморского края», «Голоса зимующих птиц».

4.Беседа: Интересный факт о синице.

Развитие элементарных математических представлений:

Нод - «Птицы на кормушке» (ориентировка в пространстве - правый,

верхний угол и т.д.)

Развитие конструктивной и познавательно – исследовательской

деятельности:

1.Изготовление кормушек детьми из апельсиновых корок.

2.«Голуби». Конструирование из бумаги

3.«Почему говорят» Как с гуся вода?» - экспериментальная деятельность.

Дыбина с.43

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

1. Беседы «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится

о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети

с родителями заботятся о птицах зимой?».

2.Решение проблемной ситуации: «Почему птиц стало

меньше?», «Синичка-гостья нашего участка!», «Что может произойти,

если не подкармливать птиц зимой»

3.НОД. «Составление описательного рассказа об одной из зимующих

птиц» (синица).

4.НОД «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один -

много», «Большой-маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по

описанию», «Чьё это?»

Развитие речи и приобщение к словестному искусству:

1.Заучивание стихотворений Н. Рубцов «Воробей», «Синица», «Ворона»

2.Пальчиковые игры «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»,

«Сел на ветку снегирёк».

Развитие продуктивной деятельности:

1.Рисование: «Сорока – белобока»

2. Рисование: «Воробей»

3.Аппликация: «Птички – синички» (из газетной бумаги).

4.Выпуск агитационного плаката: «Покормите птиц зимой».

5.Рисование ладошкой: «Сел на ветку снегирёк».

Совместная деятельность педагога и детей вне занятий

1.Дидактические игры:

Игровые упражнения и дидактические игры:

«Какая это птица», «Чья тень?», «В зимней столовой»;

«Кто где живет?», «Какой птицы не стало»; Найди по контуру»;

«Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто

ближе», «Кто, где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и

назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая

птичка прячется за веткой?»

2.Подвижные игры:

«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Птички и кошка»,

Придумывание новой подвижной игры «Синички и Снегири»

3.Театрализация «Где обедал воробей»

4.Сюжетно ролевые игры «Птичья столовая», «В гости к птицам»,

«Сорока – белобока, кашу варила…»

5.Организация наблюдения за зимующими птицами.

Наблюдение за поведением птиц во время кормления. Наблюдение

за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки,

сходства и отличия.

Труд в природе – кормление птиц, чистка кормушек.

6.Конструирование в свободное от занятий время:

«Птичка – невеличка» с использованием различных конструкторов (лего,

мозаики и т. д.); «Голубь» - танграм

Работа в книжном уголке:

Рассматривание иллюстраций

Чтение художественной и образовательной литературы:

Стихи:Н. Рубцов «Воробей», «Ворона», А. Барто «Воробей», «Скачет

шустрая синица», В. Звягина «Воробей», А. Яшин «Покормите птиц

зимой», А. Чепуров «Трудно птицам зимовать»,

Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Снегирь», Л. Григорьева

«Синица.

Рассказы: Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой

кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички», Е. И.

Чарушин «Воробей», В. Зотов «Синица», "Птичья столовая" В. Бианки

"Растрепанный воробей", «Синичкин календарь», "Воробьишко"

М. Горький.

Для самостоятельной продуктивной деятельности,

1.Раскрашивание силуэтов птиц (угадай по описанию птицу)

2. Лепка птичек. – Учить передавать характерные признаки птиц.

4 часть проекта. Взаимодействие с семьями детей

Родителям предложить вместе с ребёнком проводить свои собственные

наблюдения (по исследованию птиц Приморского края, поиску материалов

о них в доступных источниках информации, включая Интернет)

Распечатав картинки, найдя фотоиллюстрации, сфотографировав

ребёнка, – предоставить материал педагогу для проекта «Из жизни птиц

зимой».

5часть проекта. Итоговое мероприятие

- выставка детских рисунков, коллективных работ, поделок (с воспитателем

и с родителями).

-Изготовление дидактических игр.

-Презентация.

Литература:

1.Е.В. Баринова «Учимся любить природу»

2.О.А. Скоролупова ФГОС «Зимующие птицы»

3.Л.В. Михайлова – Свирская «Метод проектов в образовательной работе

детского сада: Пособие для педагогов ДОО. – М.:Просвещение, 2015г.

4.Е.В. Рылеева Вместе веселее!.. Игры и рабочие материалы к

оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой

активности дошкольников «Открой себя». – М.:Линка – Пресс, 2000.

5. О.А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. – М Мозаика- Синтез, 2009.

Перспективы проекта:

В дальнейшем разработать весенний проект «Перелётные птицы».



В раздел образования