Автор: Игумнова Екатерина Владимировна
Должность: методист школы
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская сош"
Населённый пункт: п. Первомайский, Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Турнир знатоков этикета"
Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие:
«Турнир знатоков Этикета».
3 класс, МБОУ «Первомайская сош»
Учитель: Игумнова Екатерина Владимировна
Цель занятия - расширить представление школьников об основных
правилах поведения за столом.
Ход мероприятия:
Учитель. Добрый день, дорогие друзья!
- Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - турнир знатоков
этикета. Этикет – дело серьёзное
-Вы разделились на три команды. Капитаны представьте свою команду.
(Капитаны представляют команды)
-Прошу команды занять места.
- Оценивать работу наших игроков будет справедливое жюри, в составе:
-Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.
-Внимание! Турнир объявляется открытым.
Жюри
Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Чтобы в турнире победить,
Очень умным и культурным надо быть.
Учитель
- Ну, а для начала выясним, что ж такое ЭТИКЕТ?
- В чем основные требования этикета
- Ну я думаю, что вы докажите сегодня необходимость этих требований на
нашей игре.
Но сначала посмотрим презентацию, которую приготовили жители страны
Этикет (Знакомство с презентацией. «Этикет за столом» )
-Слышите сигнал SOS Он идёт из страны Этикет
-По-мо-ги-те, злой и страшный колдун заколдовал часть жителей страны. Во
все части света они послали SOS сообщение с призывом о помощи.
Учитель
-А вот уже сообщение от первых спасателей:
В окне за столом сидят дети – мальчик выплевывает косточки из-
под компота на пол, на стол, т. е. туда, куда попадет. Девочка громко стучит
ложкой, набирая в нее суп, на полу валяются корки от арбуза, лапша, вся
скатерть в пятнах.
1
Учитель
-Что делать ? (спасать, расколдовать страну)
- Правильно сделать все возможное и невозможное, чтобы расколдовать
жителей страны, пока не наступил полный хаос
-Кто пойдет на помощь первым? (Команда Чистота)
Итак команда Чистота вперёд.
Сообщение команды:
Постирали скатерть, салфетки.
Высушили и постелили на стол
Вымыли пол.
-Что будем делать дальше? (Учить детей гигиене)
-Команда Гигиена вперед!
Сообщение команды Гигиена
Гигиена
-Доброе утро! С сегодняшнего дня вы будете садиться за стол только тогда,
когда вымоете руки
-Посмотрите, как стало красиво! Нравится ли вам сидеть за таким столом? –
Дети (мальчик и девочка)
-Нам нравится!
-Но куда девать косточки из-под компота?
- Есть горячий суп, не запачкав скатерть?
-Есть, чтобы не было на скатерти хлебных крошек, крошек от печенья?
Гигиена.
-Все очень просто.
Король Этикет
-В этом вам поможет разобраться команда Этикет.
- Попробуйте сесть прямо, слегка наклонив голову, ноги – на полу.
-На столе лежат только кисти рук. Попробуйте так сесть.
Ученик
- Вы спрашивали, как есть горячий суп?
-Нужно подождать, пока он остынет, а если вы будете дуть, то непременно
обрызгаете скатерть или рядом сидящих, а если наберете в рот ложку
горячего супа, то обожжете язык.
-На столе специально для хлеба, печенья ставится пирожковая тарелка слева
от основной. На нее-то и положите хлеб, взяв его руками из хлебницы, а
2
затем по небольшим кусочкам отламывайте и отправляйте в рот, то же самое
и с печеньем.
Мальчик
А я люблю вытирать тарелку хлебом, какой хлеб становится вкусным,
Король Этикет
-А как ты думаешь, твоим соседям по столу приятно смотреть на тебя. Давай
спросим у ребят.
-Как вы думаете, ребята?
Девочка
Нет, нет, нам не нравится.
Король Этикет
-Ребята, а если у вас остался суп в тарелке. Что нужно сделать?
( можно ее наклонять в какую-либо сторону, взять тарелку и допить суп?)
-А как надо есть пищу?
(Пищу едят небольшими порциями, тщательно ее пережевывая)
Король Этикет
-Кто из Вас любит пить компот из сухофруктов?
-А что делать с косточками? ( когда подают компот, в котором ягоды, да еще
с косточками, при сервировке стола кладут десертную ложку и тарелку.
Косточку выплевывают на ложку, а уж с ложки кладут ее на тарелку).
- Помните, что вежливо и аккуратно ведя себя за столом, вы дарите
удовольствие от общения с вами окружающим, и вам будет радостно от этого.
Учитель
-Вот мы и спасли жителей страны Этикет. Я, думаю, что наше путешествие
многому научило нас А сейчас мы можем продолжить наш конкурс. Итак,
внимание
1.Вы садитесь за стол, берете с закусочной тарелки красиво
сложенную салфетку и:
А) Кладете ее рядом с тарелкой;
Б) Кладете ее на колени;
В) Заправляете ее за воротник.
2. Во время обеда вы:
А) Будете следить за тем, чтобы руки не лежали на столе;
Б) Положите локти на стол;
3
В) Будете стараться , чтобы кисти рук лежали на столе.
3. На праздничном столе и справа и слева от тарелки лежат
соответственно два ножа и две вилки, а за тарелкой – чайная
ложка и фруктовый нож. Сначала вы пользуетесь:
А) Теми приборами, которые лежат дальше от тарелки;
Б) Приборами, ближними к тарелке;
В) Теми приборами, которые лежат за тарелкой.
4. Как поступить, если в гостях подали слишком горячий суп:
А) Придется немного подождать, пока он остынет, а затем начинать
есть;
Б) Подуть на суп, чтобы он быстрее остыл;
В) Есть обжигаясь - вы же в гостях.
5. Доедая суп, вы:
А) Наклоните тарелку к себе;
Б) Наклоните тарелку от себя;
В) Оставите последнюю ложку супа на дне тарелки.
6. Как следует держать чашку с чаем?
А) Просунете указательный палец для надежности в ушко ручки;
Б) Держать чашку за ручку пальцами правой руки, не просовывая палец
в ушко ручки;
В) Поддерживать чашку снизу левой рукой.
7. Что делать, если вы взяли кусок чего-либо в рот и обнаружили,
что блюдо сильно пересолено?
А) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить его на край
тарелки;
Б) Взятый в рот кусок нужно проглотить без пояснений;
В) Сделать хозяйке замечание и потребовать убрать со стола блюдо.
Учитель.
-Уважаемые члены жюри! Мы просим вас назвать выставленные вами
оценки за проведенные конкурсы.
Учитель
-Пока жюри подводит итоги конкурсов, каждая команда научит вас
сложить салфетку одним из принятых по этикету способов.
Слово команде Чистота - «Шапка епископа».
Слово команде Гигиена - «Ролик».
Слово команде Этикет - «Веер».
Жюри.
4
Лев Кассиль сказал: хороший тон - это прежде всего умение вести себя так,
чтобы всем окружающим было удобно с вами. И сегодня вы показали нам
это умение.
-Все участники конкурса награждаются медалями «Знаток этикета»
5