Автор: Нырова Надежда Ивановна
Должность: почётный работник общего образования российской федерации, воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 46 "Мишутка",
Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: научная статья
Тема: "ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ"
Раздел: дошкольное образование
Нырова Надежда Ивановна
Почётный работник общего образования Российской Федерации
МБДОУ детский сад № 46 «Мишутка», г. Пятигорск
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Историография
научных
исследований
проблем
народной
педагогики
свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-
исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг
научных интересов педагогов прошлого и настоящего
[2: 17].
Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно
на
опыт
семейного
воспитания
[4:
169].
Г. Песталоцци
был
убежден,
что
природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в
школе
[6:
19].
Великий
русский
педагог
К.Д. Ушинский
высоко
оценивал
воспитательный потенциал народной педагогики. Он глубоко верил в принцип
«народ
без
народности
–
тело
без
души»
и,
опираясь
на
этот
принцип,
обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции,
он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому
ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе
народного развития
[8: 203].
Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в
процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала
развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком,
она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием
выражения себя, своих мыслей, своих настроений»
[10: 58].
А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя
убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях.
Он
подчеркивал,
что
«семейная,
трудовая
подготовка
имеет
самое
важное
значение для будущей квалификации человека»
[12: 154].
В.А.
Сухомлинский
подчеркивал
необходимость
и
важность
изучения
нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он
считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной
педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим
проблемам не проводятся [14: 138].
В
середине
XIX
века
ряд
ученых,
педагогов
и
мыслителей
стали
обращаться
к
проблемам
народной
педагогики
[16:
245].
В
1861
году
В.И. Водовозов
написал
статью
о
книгах,
изданных
для
народного
чтения,
назвав ее «Русская народная педагогика» [1: 79]. В 1890 году впервые в более
широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к
памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам,
отличая
их
воспитательное
значение
в
народном
быту
[3:
96].
А. Соболев
рассматривает проблемы детских игр в сочетании с детскими песнями и тем
самым еще более расширяет границы народной педагогики
[5: 9].
Народная
педагогика
тесно
связана
с
этнографией
и
языкознанием.
Проблемы
народной
педагогики
в
социально-экономиче ском
и
этнографическом аспекте затрагивались в целом ряде исследований историков,
филологов, этнографов [15: 187].
В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики
обратился педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления
как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право
существования термина и понятия «народная педагогика» [7: 63].
Вопросы
народной
педагогики
были
предметам
исследования
ряда
ученых:
А.Ф. Хинтибидзе,
Г.Н. Волкова,
А.Ш. Гашимова,
В.Ф. Афанасьева,
Г.Н. Филонова [9: 28]. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и
практику
народной
педагогики.
Таким
образом,
объектом
и
предметом
народной
педагогики
является
процесс
воспитания
и
процесс
обучения,
а
главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических
знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании.
Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в
гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет
некоторые
своеобразные
и
характерные
особенности
[11:
81].
Анализируя
содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить ее
отличительные черты. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой
древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В
эпоху среднеазиатской античности (III век н. э.) уже были известны образцы
художественного
народного
творчества.
Искусство
слова,
родившееся
в
глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном
творчестве
–
в
сказках,
легендах,
эпосе,
поговорках,
пословицах
и
других
памятниках народной педагогики
.
Как
известно,
основой
народной
педагогики
является
наивно-
реалистическое
и
стихийно-материалистическое
воззрение
народной
философии. Народ в основном верно представлял себе материальность мира,
проявления причин и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
в
природе
и
в
обществе,
единство
формы
и
содержания,
борьбу
противоположностей.
Когда
народ
оперирует
такими
афоризмами,
как
«В
каждой трудности есть легкость», «Даже лучшее зеркало не отражает обратную
сторону
вещей»
и
т. д.,
то
нельзя
не
заметить,
что
он
имеет
верное
представление о диалектике жизни.
Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей:
«Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка надо
воспитывать, пока он в колыбели»
[13: 31].
Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогики
присуща
также
черта
синкретизма.
В
народной
педагогике
четких
и
определенных
законов,
систематизированных
знаний,
точных
научных
терминов. Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток листного
диалекта,
типичных
народных
примет
и
выражений.
Все
это
делает
язык
народной педагогики понятным и близки самым широким слоям трудящихся.
Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность
ее
творческих
основ.
Еще
В.Г. Белинский
писал,
что
«автором
русской
народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица» [7: 68].
А.Н. Веселовский,
отстаивая
коллективное
начало
народного
эпоса,
метко
заметил, что народные эпопеи анонимны, как средневековые соборы».
В
коллективном
характере
народного
творчества
непосредственно
выражается подлинная народность. Именно поэтому все богатство фольклора, в
том числе все народные афоризмы в воспитании, это «коллективное творчество
всего народа, а не личное мышление одного человека».
Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью,
с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике
не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она
сама жизнь. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы
научной
педагогики,
народ
воспитывал
свое
молодое
поколение
в
духе
трудолюбия, высокой нравственности и благородства.
Список использованной литературы
1. Бурняшева
Л.А.
Духовное
пространство
в
контексте
трансформационных
процессов
в
обществе:
социально-философский
анализ:
монография.
Пятигорск, 2012. 117 с.
2. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере
социального бытия: автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук. Ставрополь, 2008. 24 с.
3. Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка //
Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2009. № 4. С. 95-99.
4. Бурняшева Л.А. К проблеме традиционного и инновационного в духовно-
нравственной сфере социального бытия // Наука. Инновации. Технологии. 2008.
№ 3. С. 169-173.
5. Бурняшева Л.А.
Ментальность как духовно-нравственное содержание и образ
мышления
//Сборник
научных
трудов
Северо-Кавказского
государственного
технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 8. С. 7-12.
6.
Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Проблема устойчивого развития современного
общества
через
самоорганизацию:
информационно-ценностная
парадигма
//
Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 6. С. 17-21.
7. Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное
в контексте социально-философского дискурса. Ставрополь, 2010. 170 с.
8. Газгиреева
Л.Х.
Духовное
обновление
и
совершенствование
личности:
социально-философский дискурс проблемы // В мире научных открытий. 2011.
Т. 16. № 4. С. 203-210.
9.
Газгиреева
Л.Х.
Теоретико-философское
осмысление
духовно-
коммуникативного бытия современной молодежи // Гуманитарные и социально-
экономические науки. 2009. № 6. С. 27-31.
10. Газгиреева Л.Х. Развитие духовно-нравственного потенциала современного
российского общества в эпоху глобализации // Успехи современной науки. 2015.
№ 2. С. 58-60.
11.
Дикинов
А.Х.,
Касаева
Т.В.,
Цалоева
М.К.
Математические
модели
прогнозирования
сложных
социально-экономических
систем
и
процессов:
особенности
практического
применения
//
Известия
Кабардино-Балкарского
научного центра РАН. 2015. № 5 (67). С. 80-87.
12. Заврумов З.А. Ирония в художественном тексте: норма VS. аномалия? // В
сборнике:
Фундаментальные
и
прикладные
науки
сегодня
Материалы
VII
международной научно-практической конференции. 2016. С. 154-157.
13. Заврумов
З.А.
Иронический
текст
и
иронический
контекст:
система
корреляций // Гуманитарные исследования. 2014. № 4 (52). С. 27-31.
14. Касаева Т.В., Батралиева А.Ш. Стратегия развития национальной экономики
россии в условиях мировых геоэкономических процессов // Материалы научно-
методических чтений ПГЛУ «Университетские чтения –2015». 2015. С. 138-142.
15. Касаева
Т.В.
Корпоративная
здоровьеформирующая
деятельность
как
фактор воспроизводства человеческого капитала // Бизнес в законе. Экономико-
юридический журнал. 2013. № 5. С. 187-190.
16. Нырова
Н.И.
Особенности
применения
активных
методов
обучения
в
дошкольном образовательном учреждении // Сборник статей Международной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки на современном
этапе развития». Екатеринбург: РИО МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2015. С. 245-249.
© Н.И. Нырова, 2018 г.