Напоминание

"Совместное творчество детей и родителей сближает и приносит радость!"


Автор: Земелева Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МБОУ ДШИ им.М.П.Мусоргского
Населённый пункт: Красноярский край . г. Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Совместное творчество детей и родителей сближает и приносит радость!"
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

СБЛИЖАЕТ И ПРИНОСИТ РАДОСТЬ!

Земелева Т.А.

Преподаватель высшей категории МБУДО «ДШИ им. М.П.Мусоргского»

г. Железногорск, Красноярский край, 2017 г.

Для

повышения

эффективности

и

достижения

лучшего

результата

обучения

детей

на

инструменте

в

детских

школах

искусства

основной

музыкальной

специальности

(например,

фортепиано),

развития

их

профессиональных навыков и творческих способностей может быть успешно

применена

методика

совместного

музицирования

детей

и

их

родителей.

Основная цель этой методики - объединение всех детей класса и их родителей

общим

делом

для

улучшения

микроклимата

в

семье

учащихся

за

счет

совместной

деятельности

детей

и

их

родителей,

при

этом

повышается

мотивация детей к дальнейшему обучению и их уверенность в собственных

силах

и,

конечно

же,

повышается

мотивация

родителей

к

дальнейшему

обучению детей и уровень их вовлеченности в процесс обучения. Дети учатся

работать в команде. Это дает юным музыкантам возможность, выступая на

большой сцене, чувствовать себя более комфортно и помогает привыкать к

публике.

Ключевыми

моментами

предлагаемой

методики

является

то,

что

в

совместном выступлении участвуют ВСЕ (без исключения) ученики класса

одного педагога независимо от их возраста, уровня подготовки, а также уровня

интеллектуальных и музыкальных способностей.

В

концертах

и

их

подготовке

принимают

участие

родители

каждого

ученика. При этом количество родителей, выступающих на сцене с детьми,

зависит от выбранного репертуара и формата концерта.

Совместное выступление детей и их родителей может быть организовано

в виде ШОУ, театрализованной постановки с присутствием элементов игры.

В

процессе

выступления

дети

могут

играть

не

только

на

основном

инструменте (фортепиано), но и на других инструментах (синтезатор, гитара).

Одни

и

те

же

дети

могут

играть

на

разных

инструментах.

Это

помогает

развитию у детей не только полифонического, гармонического, но также и

тембро-динамического слуха (поиск тембровых красок, динамических нюансов,

штриховых

эффектов,

звучание

оркестровых

инструментов

в

solo

и

полнозвучных

tutti).

Пианисты

могут

играть

в

ансамбле

с

другими

инструментами.

Подготовка и организация совместных концертов имеет ряд особенностей:

необходимо

провести

предварительную

работу

с

родителями

учеников.

Большую

помощь

в

подготовке

может

оказать

сложившаяся

практика

регулярного активного участия родителей учеников в классных мероприятиях

том

числе

в

совместных

выступлениях).

Эта

практика

стимулирует

у

родителей большее желание выступать вместе со своими детьми, поэтому сама

идея проведения совместного концерта, скорее всего, встретит у всех родителей

горячее одобрение.

Для быстрого и согласованного решения организационных вопросов по

подготовке

и

проведению

каждого

концерта

создается

отдельная

группа

в

мессенджере, что позволяет наладить оперативную связь педагога со всеми

родителями.

За время проекта родители проделывают большую общую работу по

организации (обеспечение транспорта, доставка участников и инструментов к

месту концерта, пошив костюмов и т.д.).

Выбор

репертуара

для

совместных

концертов

не

является

принципиальным.

Главное,

чтобы

музыкальный

репертуар

нравился

участникам

и

хорошо

слушался

на

большой

сцене

(каждый

проект

предполагает выступление на широкую публику).

Музыкальный материал подбирается достаточно разнообразный: музыка

современных

авторов,

музыка

из

мультфильмов,

современные

обработки

русской музыки, джаза и т.д.

При этом все произведения должны выбираться с учетом возможностей

участников. При необходимости выбранные композиции дорабатываются и

адаптируются под конкретного исполнителя.

Репертуар также подбирается таким образом, чтобы его было интересно

исполнять в разных составах: дуэты, трио, квартет, квинтет. А также пробовать

различные комбинации с разными инструментами (тембрами): фортепиано и

синтезатор, гитары и синтезатор, вокал и т.д.

Запланированная продолжительность концерта - 40 минут. За это время

на

сцене

можно

показать

до

двадцати

номеров.

Отдельные

выступления

достаточно короткие, чтобы дети не уставали и не теряли концентрацию. При

этом паузы между номерами отсутствуют, номера отдельно не объявляются, а

объединены в одно целое общим сценарием.

Таким образом, весь концерт может быть выстроен компактно, удобно

для слухового и визуального восприятия.

В результате он воспринимается

целостно, динамично и не затянуто.

В сценарий концерта может быть внесена театральная составляющая,

элементы ШОУ, что определяется в зависимости от подобранного репертуара

(тематический или разноплановый). Чтобы объединить отдельные номера в

одно целое можно сочинить или подобрать стихи, сопровождение к каждому

номеру. Номера во время выступления не объявляются, а идет показ видео на

экране, сопровождая каждое выступление: красочное фото детей по составу

ансамблей

в

порядке

их

выступлений,

а

также

названия

исполняемых

произведений.

Исполнение

номеров

может

происходить

по

блокам:

сказки,

русская

музыка, мультфильмы, современная музыка, джаз и т.д.

Для каждого номера подбираются костюмы исполнителей в соответствии

со

сценарием.

При

этом

необходимо

учитывать

последовательность

выступлений, т.к. многие дети участвуют в нескольких номерах, то необходимо

успеть сменить костюм для каждого последующего выступления.

В

некоторых

случаях

для

сокращения

затрат

времени

костюм

выступающего может меняться не полностью, а только его отдельные элементы

(где-то просто добавить новую деталь или штрих в костюме). Большую помощь

в смене костюмов за сценой участникам оказывают родители, которые не

участвуют в номерах на сцене непосредственно.

Каждый номер сопровождается очень коротким словесным выступлением

педагога или самих детей (в зависимости от желания детей и удобства с точки

зрения сценического действия).

Предлагаемая

система

работы

была

применена

преподавателем

фортепиано, автором статьи, в виде внеклассного мероприятия концерта-шоу

«Чудеса

в

моих

руках».

За

время

проекта

его

участниками

были

даны

несколько

концертов

в

разных

музыкальных

школах

Красноярского

края,

участники

проекта

были

приглашены

для

выступления

на

пасхальном

благотворительном концерте в г. Железногорске, Красноярского края.

Все

выступления

получили

самые

положительные

отзывы

от

непосредственных зрителей,

а

также

в

местной

печати

и

на

телевидении.

Участники

проекта

стали

лауреатами

нескольких

всероссийских

дистанционных конкурсов.

Проект показал, что ансамблевое музицирование в музыкальной школе

обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей

учащихся, мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает

успех - единственный источник внутренних сил и мотивации. В результате

проекта

были

достигнуты

положительные

изменения

в

психологическом

состоянии детей и уровне их успеваемости:

-

совместное

выступление

на

одной

сцене

другими

детьми

и

с

родителями) значительно повысило уверенность детей в собственных силах и

их самооценку;

-

улучшилось

понимание

и

восприимчивость детьми более

сложного

музыкального материала, понимание специфики работы на инструменте;

- командная работа сказалась на улучшении качества успеваемости при

сдаче сольных выпускных экзаменов (которые проводились после завершения

проекта);

- улучшились навыки работы детей в коллективе: умение понимать и

уважать партнера, подтягиваться до уровня более сильных партнеров;

- повысилась уверенность и психологическая устойчивость детей при

выступлениях на сцене, появилось желание выступать на большой сцене в

дальнейшем.

Активное участие детей в концертах, их результативные выступления на

конкурсах являются стимулом пробовать свои силы в музыке и их родителям.

Изначально желание участвовать в проекте (в том числе непосредственно

выступать

на

сцене)

изъявили

все

родители

без

исключения.

При

этом

большинство из них не имели музыкального образования и навыков игры на

музыкальных инструментах, поэтому возможность выступления на сцене и

игры на инструментах вызвали у родителей неподдельный интерес и желание

получить новый опыт. За время совместной работы с родителями повысился

уровень

информированности

их

о

процессе

обучения

детей,

углубилось

понимание специфики обучения, произошло осознание ценности и важности

такого обучения для их ребенка. От полученных положительных эмоций при

совместной работе, улучшился микроклимат в семьях учеников, повысилась

заинтересованность

и

вовлеченность

родителей

в

процесс

обучения,

сплоченность

и

взаимодействие

учеников

класса

и

родителей

(произошло

установление неформальных связей между всеми учениками и родителями, что

благотворно повлияло на мотивацию к обучению).

Все это было исключительно положительно оценено самими участниками

и

выразилось

в

большом

желании

продолжать

практику

совместного

музицирования. Примененный в проекте метод, основанный на сотрудничестве

и сотворчестве, достаточно универсален и может быть легко адаптирован для

отработки

и

совершенствования

различных

профессиональных

навыков

учащихся.



В раздел образования