Автор: Земелева Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МБОУ ДШИ им.М.П.Мусоргского
Населённый пункт: Красноярский край . г. Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Совместное творчество детей и родителей сближает и приносит радость!"
Раздел: дополнительное образование
СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
СБЛИЖАЕТ И ПРИНОСИТ РАДОСТЬ!
Земелева Т.А.
Преподаватель высшей категории МБУДО «ДШИ им. М.П.Мусоргского»
г. Железногорск, Красноярский край, 2017 г.
Для
повышения
эффективности
и
достижения
лучшего
результата
обучения
детей
на
инструменте
в
детских
школах
искусства
основной
музыкальной
специальности
(например,
фортепиано),
развития
их
профессиональных навыков и творческих способностей может быть успешно
применена
методика
совместного
музицирования
детей
и
их
родителей.
Основная цель этой методики - объединение всех детей класса и их родителей
общим
делом
для
улучшения
микроклимата
в
семье
учащихся
за
счет
совместной
деятельности
детей
и
их
родителей,
при
этом
повышается
мотивация детей к дальнейшему обучению и их уверенность в собственных
силах
и,
конечно
же,
повышается
мотивация
родителей
к
дальнейшему
обучению детей и уровень их вовлеченности в процесс обучения. Дети учатся
работать в команде. Это дает юным музыкантам возможность, выступая на
большой сцене, чувствовать себя более комфортно и помогает привыкать к
публике.
Ключевыми
моментами
предлагаемой
методики
является
то,
что
в
совместном выступлении участвуют ВСЕ (без исключения) ученики класса
одного педагога независимо от их возраста, уровня подготовки, а также уровня
интеллектуальных и музыкальных способностей.
В
концертах
и
их
подготовке
принимают
участие
родители
каждого
ученика. При этом количество родителей, выступающих на сцене с детьми,
зависит от выбранного репертуара и формата концерта.
Совместное выступление детей и их родителей может быть организовано
в виде ШОУ, театрализованной постановки с присутствием элементов игры.
В
процессе
выступления
дети
могут
играть
не
только
на
основном
инструменте (фортепиано), но и на других инструментах (синтезатор, гитара).
Одни
и
те
же
дети
могут
играть
на
разных
инструментах.
Это
помогает
развитию у детей не только полифонического, гармонического, но также и
тембро-динамического слуха (поиск тембровых красок, динамических нюансов,
штриховых
эффектов,
звучание
оркестровых
инструментов
в
solo
и
полнозвучных
tutti).
Пианисты
могут
играть
в
ансамбле
с
другими
инструментами.
Подготовка и организация совместных концертов имеет ряд особенностей:
необходимо
провести
предварительную
работу
с
родителями
учеников.
Большую
помощь
в
подготовке
может
оказать
сложившаяся
практика
регулярного активного участия родителей учеников в классных мероприятиях
(в
том
числе
в
совместных
выступлениях).
Эта
практика
стимулирует
у
родителей большее желание выступать вместе со своими детьми, поэтому сама
идея проведения совместного концерта, скорее всего, встретит у всех родителей
горячее одобрение.
Для быстрого и согласованного решения организационных вопросов по
подготовке
и
проведению
каждого
концерта
создается
отдельная
группа
в
мессенджере, что позволяет наладить оперативную связь педагога со всеми
родителями.
За время проекта родители проделывают большую общую работу по
организации (обеспечение транспорта, доставка участников и инструментов к
месту концерта, пошив костюмов и т.д.).
Выбор
репертуара
для
совместных
концертов
не
является
принципиальным.
Главное,
чтобы
музыкальный
репертуар
нравился
участникам
и
хорошо
слушался
на
большой
сцене
(каждый
проект
предполагает выступление на широкую публику).
Музыкальный материал подбирается достаточно разнообразный: музыка
современных
авторов,
музыка
из
мультфильмов,
современные
обработки
русской музыки, джаза и т.д.
При этом все произведения должны выбираться с учетом возможностей
участников. При необходимости выбранные композиции дорабатываются и
адаптируются под конкретного исполнителя.
Репертуар также подбирается таким образом, чтобы его было интересно
исполнять в разных составах: дуэты, трио, квартет, квинтет. А также пробовать
различные комбинации с разными инструментами (тембрами): фортепиано и
синтезатор, гитары и синтезатор, вокал и т.д.
Запланированная продолжительность концерта - 40 минут. За это время
на
сцене
можно
показать
до
двадцати
номеров.
Отдельные
выступления
достаточно короткие, чтобы дети не уставали и не теряли концентрацию. При
этом паузы между номерами отсутствуют, номера отдельно не объявляются, а
объединены в одно целое общим сценарием.
Таким образом, весь концерт может быть выстроен компактно, удобно
для слухового и визуального восприятия.
В результате он воспринимается
целостно, динамично и не затянуто.
В сценарий концерта может быть внесена театральная составляющая,
элементы ШОУ, что определяется в зависимости от подобранного репертуара
(тематический или разноплановый). Чтобы объединить отдельные номера в
одно целое можно сочинить или подобрать стихи, сопровождение к каждому
номеру. Номера во время выступления не объявляются, а идет показ видео на
экране, сопровождая каждое выступление: красочное фото детей по составу
ансамблей
в
порядке
их
выступлений,
а
также
названия
исполняемых
произведений.
Исполнение
номеров
может
происходить
по
блокам:
сказки,
русская
музыка, мультфильмы, современная музыка, джаз и т.д.
Для каждого номера подбираются костюмы исполнителей в соответствии
со
сценарием.
При
этом
необходимо
учитывать
последовательность
выступлений, т.к. многие дети участвуют в нескольких номерах, то необходимо
успеть сменить костюм для каждого последующего выступления.
В
некоторых
случаях
для
сокращения
затрат
времени
костюм
выступающего может меняться не полностью, а только его отдельные элементы
(где-то просто добавить новую деталь или штрих в костюме). Большую помощь
в смене костюмов за сценой участникам оказывают родители, которые не
участвуют в номерах на сцене непосредственно.
Каждый номер сопровождается очень коротким словесным выступлением
педагога или самих детей (в зависимости от желания детей и удобства с точки
зрения сценического действия).
Предлагаемая
система
работы
была
применена
преподавателем
фортепиано, автором статьи, в виде внеклассного мероприятия концерта-шоу
«Чудеса
в
моих
руках».
За
время
проекта
его
участниками
были
даны
несколько
концертов
в
разных
музыкальных
школах
Красноярского
края,
участники
проекта
были
приглашены
для
выступления
на
пасхальном
благотворительном концерте в г. Железногорске, Красноярского края.
Все
выступления
получили
самые
положительные
отзывы
от
непосредственных зрителей,
а
также
в
местной
печати
и
на
телевидении.
Участники
проекта
стали
лауреатами
нескольких
всероссийских
дистанционных конкурсов.
Проект показал, что ансамблевое музицирование в музыкальной школе
обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей
учащихся, мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает
успех - единственный источник внутренних сил и мотивации. В результате
проекта
были
достигнуты
положительные
изменения
в
психологическом
состоянии детей и уровне их успеваемости:
-
совместное
выступление
на
одной
сцене
(с
другими
детьми
и
с
родителями) значительно повысило уверенность детей в собственных силах и
их самооценку;
-
улучшилось
понимание
и
восприимчивость детьми более
сложного
музыкального материала, понимание специфики работы на инструменте;
- командная работа сказалась на улучшении качества успеваемости при
сдаче сольных выпускных экзаменов (которые проводились после завершения
проекта);
- улучшились навыки работы детей в коллективе: умение понимать и
уважать партнера, подтягиваться до уровня более сильных партнеров;
- повысилась уверенность и психологическая устойчивость детей при
выступлениях на сцене, появилось желание выступать на большой сцене в
дальнейшем.
Активное участие детей в концертах, их результативные выступления на
конкурсах являются стимулом пробовать свои силы в музыке и их родителям.
Изначально желание участвовать в проекте (в том числе непосредственно
выступать
на
сцене)
изъявили
все
родители
без
исключения.
При
этом
большинство из них не имели музыкального образования и навыков игры на
музыкальных инструментах, поэтому возможность выступления на сцене и
игры на инструментах вызвали у родителей неподдельный интерес и желание
получить новый опыт. За время совместной работы с родителями повысился
уровень
информированности
их
о
процессе
обучения
детей,
углубилось
понимание специфики обучения, произошло осознание ценности и важности
такого обучения для их ребенка. От полученных положительных эмоций при
совместной работе, улучшился микроклимат в семьях учеников, повысилась
заинтересованность
и
вовлеченность
родителей
в
процесс
обучения,
сплоченность
и
взаимодействие
учеников
класса
и
родителей
(произошло
установление неформальных связей между всеми учениками и родителями, что
благотворно повлияло на мотивацию к обучению).
Все это было исключительно положительно оценено самими участниками
и
выразилось
в
большом
желании
продолжать
практику
совместного
музицирования. Примененный в проекте метод, основанный на сотрудничестве
и сотворчестве, достаточно универсален и может быть легко адаптирован для
отработки
и
совершенствования
различных
профессиональных
навыков
учащихся.