Автор: Филинова Анна Геннадьевна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 35"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Рабочая программа (средняя группа)
Тема: "Рабочая образовательная программа"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №35
ПРИНЯТА
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом МБДОУ Заведующая МБДОУ
Детский сад №35 Детский сад №35
Володина Г.Л.
«___» ________________ 20__ г.
___________
Протокол №____
Рабочая программа
Средней
группы
(в соответствии с ФГОС ДО)
на 2017-2018 учебный год
Воспитатели:Манкевич Светлана Фёдоровна
Филинова Анна Геннадьевна
г.Новокузнецк
2017г
1
Содержание
1.Целевой раздел
1.1.Введение
1.2.Пояснительная записка
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы.
1.4.Цели и задачи рабочей программы
1.5.Возврастные особенности детей 4-5 лет
1.6.Планируемые результаты освоения программы
2.Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности по освоению детьми
образовательных областей :« Физическая культура», « Познавательное развитие»,
« Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,«Речевое развитие»
2
Введение.
Программа
«Детство»
является
результатом
многолетней
научно
–
исследовательской
работы
коллектива
кафедры
дошкольной
педагогики
Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.
Новизна
программы
«Детство»
определяется
тем,
что
в
ней
впервые
практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания
ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Девиз программы «Чувствовать – Познавать - Творить» определяет три
взаимосвязанные
линии
развития
ребенка,
которые
пронизывают
все
разделы
программы, придавая ей целостность и единую направленность. Связь между
разными
разделами
программы
позволяет
педагогу
интегрировать
образовательное содержание при решении воспитательно– образовательных задач.
Дошкольное
образование
приобретает
все
большую
социальную
значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный
период, который будет влиять на последующее становление детской личности.
Полноценное
образование
дошкольников
можно
получить,
прежде
всего,
в
3
детском
саду,
где
проводится
всесторонняя
творческая
работа
по
детскому
развитию.
По
мере
того
как
возрастает
запрос
на
дошкольное
образование,
становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается
образовательная политика. В этой сфере важно расставить приоритеты.
В
условиях
модернизации
отечественного
образования,
российские
дошкольные
образовательные
учреждения
активно
перестраивают
работу
в
соответствии с новыми нормативными актами (ФГОС).
Новая модель предполагает составление рабочих программ воспитателей по
каждой возрастной группе с учетом их развития.
Структура и содержание рабочей программы должны учитывать принцип
интеграции
образовательных
областей,
п р а кт и ко -о р и е н т и р о ва н н о е
взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.
Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа разработана для построения системы
педагогической деятельности с детьми средней группы, обеспечения гарантии
качества
содержания,
создания
условий
для
практического
освоения
задач
образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия
творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2017 -
18
учебный
год
и
составлена
на
основе
Примерной
о сновной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
«Детство»
под
редакцией
Т.И.Бабаевой,
А.Г.Гогоберидзе,
З.А.Михайловой,
образовательной
программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
При составлении рабочей программы учтена новизна программы «Детство».
Она
определяется
тем,
что
в
ней
впервые
практически
реализован
подход
к
организации целостного развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста как
субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребёнка в
современный
мир
обеспечивается
в
программе
широким
взаимодействием
дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и
4
музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и
трудом.
Программа
«Детство»
определяет
содержание
и
организацию
образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
дошкольного
возраста,
коррекцию
недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Основными
приоритетными
направлениями
средней
группы
являются:
формирование представления о здоровом образе жизни через привитие культурно
-
гигиенических
навыков,
обучение
уходу
за
своим
телом;
формирование
элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов,
выработку осознанного отношения к своему здоровью; воспитание у детей любви
к матери, родному дому, своим близким, родной природе.
Рабочая образовательная программа средней группы обеспечивает развитие
детей в возрасте 4 - 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
по
основным
направлениям
–
физическому,
социально
–
личностному,
познавательно
–
речевому
и
художественно
–
эстетическому,
единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
5
Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной программы.
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
-
Сочетает
и
взаимосвязывает
принципы
научной
обоснованности
и
практической
применяемости
(содержание
программы
должно
соответствовать
основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при
этом
иметь
возможность
реализации
в
массовой
практике
дошкольного
образования);
-
Соответствует
критериям
полноты,
необходимости
и
достаточности
(позволяет
решать
поставленные
цели
и
задачи
только
на
необходимом
и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации
которых
формируется
такие
знания
и
умения
и
навыки,
которые
имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-
Строится
с
учетом
принципа
интеграции
образовательных
областей
в
6
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
-
Основывается
на
комплексно
тематическом
принципе
построения
образовательного процесса;
- Предусматривает решения проблемных образовательных задач в совместной
деятельности
детей
не
только
в
рамках
непосредственно
образовательной
деятельности,
но
и
при
проведении
режимных
моментов
в
соответствии
со
спецификой дошкольного образования;
-
Предполагает
построение
воспитательно-образовательного
процесса
на
адекватных
возрасту
формах
работы
с
детьми
в
виде
игр,
бесед,
чтения,
наблюдения
и
др.
Основной
формой
работы
с
детьми
и
ведущим
видом
деятельности для них является игра.
Цели и задачи рабочей программы.
Целью рабочей программы средней группы является поддержание стремления
к самостоятельности, создание положительного настроения у детей, построение
работы таким образом, чтобы игры были содержанием детской жизни. Данная цель
р е а л и з у е т с я
ч е р е з
к а ч е с т в е н н о е
в ы п о л н е н и е з а дач
о с н ов н о й
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
«Детство»,
с
учетом приоритетных направлений данной группы:
1.
Укреплять
физическое
и
психическое
здоровье
детей,
развивать
двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать
к ценностям здорового образа жизни.
2.
Развивать
познавательную
активность,
любознательность,
осваивать
средства
и
способы
познания,
обогащать
опыт
деятельности
и
представления об окружающем.
3.
Во спитывать
с амо стоятельно сть
и
развивать
ст ремление
к
самоутверждению и самовыражению.
7
4.
Укреплять
доброжелательные
отношения
между
детьми
и
дружеские
взаимоотношения в совместных делах.
5.
Развивать
творческие
проявления
и
воображение
в
художественной,
изобразительной и игровой деятельности.
6.
Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.
Весь материал рабочей программы распределен в соответствии с требованиями
основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство
(Т.И.Бабаева,
А.Г.Гогоберидзе,
З.А.Михайлова
и
др.),
а
также
с
возрастом
и
индивидуальными особенностями детей4-5 лет.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем,
сохраняется
высокая
потребность
в
движении.
Двигательная
активность
становится
целенаправленной,
отвечает
индивидуальному
опыту
и
интересу,
движения
становятся
осмысленными,
мотивированными
и
управляемыми.
Сохраняется
высокая
эмоциональная
значимость
процесса
деятельности
для
ребенка,
неспособность
завершить
ее
по
первому
требованию,
совершение
действий, направленных на достижение отдаленного результата привлекательно, в
основном, в случае интереса. Появляется способность к регуляции двигательной
активности.
Совершенствуются
основные
нервные
процессы,
улучшается
их
подвижность.
В
движении
появляется
слаженность,
у ве р е н н о с т ь ,
стремительность, легкость. Происходит совершенствование приобретенных ранее
двигательных
качеств
и
способностей:
ловкости,
выносливости,
гибкости,
координации.У
детей
появляется
интерес
к
познанию
себя,
своего
тела,
его
строения, возможностей, возникает потребность действовать совместно, быстро,
ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во
время
передвижения
в
разных
построениях,
быть
ведущим.
Уровень
функциональных возможностей повышается.
8
В
этом
возрасте
начинает
формироваться
способность
контролировать
свои
эмоции
в
движении,
чему
способствует
освоение
ими
языка
эмоций
(гаммы
переживаний, настроений).
Дети
проявляют
высокую
познавательную
активность.
Ребенок
нуждается
в
содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все
более
длительными
и
активными.
Дети
самостоятельно
объединяются
в
небольшие группы на основе взаимных симпатий. Ярко проявляется интерес к
игре.
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть
проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса.
Он
проявляет
интерес
к
поступкам
сверстников.Складывается
потенциал
для
дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Мир
в восприятии ребенка, не только устойчив, но может выступать как релятивный;
складывающийся в предшествующий период развития условный план действия
воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого
продуктивного
воображения;
начинают
формироваться
основы
символической
функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности.
Наглядно-образное
мышление
становится
ведущим
типом
мышления
детей:
основным средством решения задач является образ. Начинают формироваться
простейшие
обобщенные
способы
построения
образа,
обобщенные
операции.
Дети уже могут находить сходство и различие, владеют действиями объединения и
упорядочивания
групп
предметов.
Появляются
представления
о
сохранности
количества.
Эмоции ребенка все более освобождаются от импульсивности, сиюминутности.
Ребенок
обнаруживает
способность
к
отождествлению
себя
с
другими,
что
порождает в нем способность к обособлению от других, обеспечивает развитие
индивидуальности.
Начинают формироваться представления о различных сторонах каждой из этих
сфер. Речь ребенка активно перестраивает все психические процессы, становится
9
орудием
мысли.
Совершенствуются
умения
пользоваться
установленными
формами
вежливого
обращения.
Вступая
в
речевые
контакты
со
взрослыми,
сверстниками,
дети
продолжают
осваивать
диалогическую
речь.
Зарождается
новая
форма
речи
–
монолог,
возникающий
вследствие
желания
ребенка
поделиться своими мыслями и знаниями с взрослыми и другими детьми.
У ребенка появляется желание выражать интерес к проявлению прекрасного, он
продолжает осваивать способы выразительности, на основе восприятия общего
характера
произведения,
эмоционально-ярко
откликается
на
произведения
народного и классического искусства. Благодаря возросшей самостоятельности и
накопленному опыту взаимодействия с окружающим миром, ребенок становится
активным
участником
творческой
продуктивной
деятельности.
На
пятом
году
жизни
ребенок
осознаннее
воспринимает
произведения
художественно-
изобразительно-музыкального
творчества,
легко
устанавливает
простые
причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на
отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события, соотносит
увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом,
безобразном и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями
от встреч с искусством, совзрослым и сверстниками.
Организация режима пребывания детейв образовательном учреждении.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные
психофизиологические
возможности
детей,
их
интересы
и
потребности,
обеспечивающий
взаимосвязь
планируемых
занятий
с
повседневной
жизнью
детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение
года
режим
дня
меняется
дважды).
В
отличие
от
зимнего
в
летний
оздоровительный
период увеличивается время пребывания детей на прогулке.
Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во
вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При
температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность
10
прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже
-20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры
и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед
возвращением
детей
в
помещение
ДОУ.
Дневному
сну
отводится
2
часа.
Самостоятельная
деятельность
детей
(игры,
подготовка
к
занятиям,
личная
гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Максимально
допустимый
объем
недельной
образовательной
нагрузки
составляет
10
занятий.
Занятия,
требующие
повышенной
познавательной
активности и умственного напряжения детей, проводятся в I половине дня и в дни
наиболее высокой работоспособности детей: среда, четверг. Для профилактики
утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными и музыкальными
занятиями.
Режим
дня
средней
группы,
время
занятий
и
их
количество
регламентируются
примерной
основной
общеобразовательной
программой
и
СанПинамии составляетне более 2 занятий в день по 20 минут. Обязательным
элементом
занятия
является
физминутка,
которая
позволяет
отдохнуть,
снять
мышечное напряжение. При выборе методик обучения предпочтение отдается
развивающим методикам, способствующим формированию познавательной сферы
развития. Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с
помощью
мониторинга.
В
процессе
мониторинга
исследуются
физические,
интеллектуальные, личностные качества ребенка путем бесед, игровых занятий,
ситуаций, упражнений, индивидуальной работы с детьми, опроса.
Для
гарантированной
реализации
государственного
образовательного
стандарта
в
четко
определенные
временные
рамки
образовательная
нагрузка
рассчитывается
на
9
месяцев,
без
учета
новогодних
каникул
и
трех
летних
месяцев.
Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность.
7.00-8.10
11
Утренняя гимнастика.
8.10-8.20
Подготовка к завтраку. Завтрак.
8.20-8.40
Самостоятельная деятельность.
8.40-9.00
Непосредственно образовательная деятельность.
9.00-10.00
Подготовка к прогулке. Прогулка.
10.00-12.00
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед.
12.00-13.00
Дневной сон.
13.00-15.00
Подъём. Воздушные, водные процедуры. Подготовка к
полднику.
15.00-15.25
Полдник.
15.25-15.40
Самостоятельная деятельность.
15.40-16.00
Подготовка к прогулке. Прогулка.
16.00-18.00
Возвращение с прогулки. Подготовка к ужину. Ужин.
18.00-18.20
Самостоятельная деятельность. Уход домой.
18.20-19.00
РЕЖИМ ДНЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
В ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД
РЕЖИМ ДНЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
В ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД
Время
Режиные моменты
Содержание
12
7.00-
8.00
« У т р о
р а д о с т н ы х
встреч»
«радость игры»
Формирование традиций: прием детей,
осмотр, игровая деятельность.
8.10-
8.20
«В
здоровом
теле
–
здоровый дух»
Утренняя гимнастика
8.10-
8.20
«Раз,
два,
три,
четыре,
пять…»
Пальчиковые игры
8.20-
8.45
«Вкусно и полезно»
К у л ь т у р н о
–
г и г и е н и ч е с к и е
мероприятия,
подготовка
к
завтраку,
завтрак.
8.45-
9.10
«Растем играя»
Организованная
игровая
деятельность
детей,
подготовка
к
занимательной
деятельности.
9.10-
9.30
«Занимательная
деятельность»
Организация совместной деятельности
(музыкальное / физкультурное)
9.30-
12.20
«Нам хочется гулять»
Подготовка
к
прогулке,
прогулка,
возвращение с прогулки (воздушные и
солнечные ванны, водные процедуры -
закаливание)
12.20-
12.30
«Интеллектуальная
разминка»
И н т е л л е ктуа л ь н ы е ,
с л о в е с н ы е ,
творческие игры.
12.30-
13.00
«Вкусно и полезно»
К у л ь т у р н о
–
г и г и е н и ч е с к и е
мероприятия, подготовка к обеду, обед.
13.00-
15.00
«Дрема
пришла,
сон
принесла»
Подготовка ко сну, сон.
15.00-
15.25
«Потягушки»
Постепенныйподьем, гимнастика после
с н а ,
з а ка л и в а ю щ и е
п р о ц е д у р ы
( в о зд у ш н ы е
в а н н ы ,
ход ь б а
п о
массажным дорожкам), одевание.
15.25-
15.50
«Вкусно и полезно»
К у л ь т у р н о
–
г и г и е н и ч е с к и е
мероприятия,
подготовка
к
полднику,
полдник.
15.50-
16.00
«Минутки шалости»
Самостоятельная деятельность детей в
центрах активности.
16.00-
16.20
«Читаем вместе»
Чтение художественной литературы.
16.20-
17.30
«Нам хочется гулять»
Подготовка
к
прогулке,
прогулка
(воздушные
и
солнечные
ванны,
водные процедуры - закаливание)
17.30-
19.00
«До свиданья»
Уход детей домой.
Сетка непосредственной образовательной деятельности
13
Перечень НОД
Виды ООД
Кол-во ООД в неделю
Всего
ООД
Двигательная деятельность
3 занятия физической
культурой, одно из
60
14
Дни
недели
Образовательная область, время
Время
понедельник
1. Развитие речи
2. Физкультурное
9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
вторник
1.
Математика
2.
Музыкальное
9.00 – 9.20
9.30-9.50
10.00 – 10.20
среда
1. Развитие речи
2. Социальный мир
3.Физкультурное(на прогулке)
9.00 – 9.20
9.30 –9.50
10.00-10.20
четверг
1. Ознакомление с худ.литературой
2. Музыкальное
9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
пятница
1. Аппликация (Лепка)
2. Физкультурное
9.00 – 9.20
9.30 – 9.50
Познавательно-исследовательская
деятельность:
- познание объектов живой и неживой природы;
-познание предметного и социального мира
(предметного окружения, мира взрослых и
детей, деятельности людей, знакомство с
семьёй, городом), освоение культуры общения,
безопасного поведения
- математическое развитие
Продуктивная деятельность:
- рисование, лепка, аппликация и приобщение к
изобразительному искусству
Музыкально-художественная деятельность и
приобщение к музыкальному искусству
Коммуникативная деятельность (развитие речи
и освоение культуры общения, этикет)
которых проводится на
открытом воздухе
2образовательные
ситуация
1 образовательная
ситуация
2 образовательные
ситуации
2 музыкальных занятия
2 образовательные
ситуация, а также во
всех образовательных
ситуациях
40
20
40
40
40
Итого
12
240
Содержание психолого-педагогической работы
по освоению образовательных областей
Образовательная область « Физическая культура»
«Здоровье»; «Физическая культура»
Пояснительная записка
Содержание
образовательной
области
«Здоровье»
направлено
на
достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья
через решение следующих задач:
1.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.
Воспитание культурно – гигиенических навыков.
3.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
15
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на
достижение
целей
формирование
у
детей
интереса
к
занятиям
физической
культуры, гармоничное физическое развитие через решение задач:
1.
Развитие
физических
качеств
(скоростных,
силовых,
гибкости,
выносливости, координации).
2.
Накопление
и
обогащение
двигательного
опыта
детей
(овладения
основными движениями).
3.
Формирование
у
воспитанников
потребности
в
двигательной
активности и физическом совершенствовании.
Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не
только формировать у детей двигательные умения и навыки, но воспитывать
целеустремленность,
самостоятельность,
инициативность,
развивать
умение
поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
Основной формой системного обучения детей физическим упражнениям
является
физкультурные
занятия,
которые
состоят
из
трех
частей:
вводной,
основной и заключительной. В средней группе проводятся три физкультурных
занятия в неделю одно из них на прогулке.
К концу пятого года дети могут:
ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;
лазать
по
гимнастической
стенке,
не
пропуская
реек,
перелезая
с
одного пролета на другой;
ползать разными способами;
принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко
приземляться;
ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное
исходное
положение
при
метании,
метать
предметы
разными
способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее
пяти раз подряд;
строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
кататься на двухколесном велосипеде;
ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;
придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески
выполнять движения;
выполнять
имитационные
движения,
демонстрируя
красоту,
выразительность, пластичность движений.
Образовательная область « Познавательное развитие»
«Безопасность»
Пояснительная записка
Основным направлением образовательной области «Безопасность» является
формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также
формирование
у
них
основ
безопасности
окружающего
мира.
Этот
процесс
происходит через решение следующих задач:
1.
Формирование представлений об опасных для человека и природы
ситуациях.
16
2.
Формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным
ситуациям в жизни человека
3.
Приобщение к правилам безопасного поведения в быту и на улице и
на природе.
4.
Формирование знаний о Правилах дорожного движения.
Для организации обучения дошкольников Правилам дорожного движения
необходимо создать в ДОУ специальные условия по построению предметно –
развивающей
среды,
которая
может
быть
представлена
следующими
компонентами:
1.
Игрушки и игровое оборудование.
2.
Наглядно – дидактические пособия
3.
Атрибуты к сюжетно–ролевым играм.
4.
Дидактические игры.
5.
Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
К концу года дети средней группы могут:
владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных
играх;
пользоваться спортивным и садовым инвентарем с учетом правил
безопасности;
знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении,
на улице и в транспорте.
«Формирование элементарных математических представлений»
Пояснительная записка
Раздел
Формирование
элементарных
математических
представлений»
является
одной
из
составляющих
содержания
образовательной
области
«
Познание».
Развитие
элементарных
математических
представлений
имеет
большое значение в умственном воспитании детей.
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов
умственной
деятельности,
творческого
и
вариативного
мышления
на
основе
привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений
окружающего мира.
1.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
2.
Формирование представления о количестве предметов разного цвета,
размера, формы.
3.
Развитие
умения
определять
равенство
или
неравенство
частей
множества.
4.
Развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на
основе наглядности).
5.
Совершенствование умения сравнивать предметы по величине.
6.
Расширение представлений о геометрических фигурах.
7.
Развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике
является организация особой предметно развивающей среды в группе на участке
детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами
предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
17
К концу года дети пяти лет могут:
различать,
из
каких
частей
составлена
группа
предметов,
называть
их
характерные особенности (цвет, форму, величину);
считать до 5(количественный счет), отвечать на вопрос " Сколько всего?";
сравнивать
две
группы
путем
поштучного
соотнесения
предметов
(составления пар);
раскладывать 3-5предметов различной величины (длины, ширины, высоты)
в
возрастающем (убывающем) порядке;
рассказывать о величине каждого предмета в ряду;
различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб,
цилиндр;
знать их характерные отличия;
находить
в
окружающей
обстановке
предметы,
похожие
на
знакомые
фигуры;
определять направление движения от себя ( направо, налево, вперед, назад
,вверх, вниз);
различать левую и правую руки;
определять части суток.
Образовательная область« Социально-коммуникативное развитие»
Пояснительная записка
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора является
одной из составляющих содержание образовательной области « Познание» и
включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной
жизни, мир природы.
Каждая составляющая часть раздела имеет свою базовую основу. Введение в
предметный
мир
предполагает
формирование
представлений
о
предмете
как
таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой
является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании
себя как активного субъекта природы.
Цель раздела: расширять представления детей об окружающем мире.
Реализация цели происходит через реализацию следующих задач:
1.
Формирование
умения
сравнивать
и
группировать
предметы
окружающего мира по их признакам ( цвет, форма, величина, вес).
2.
Уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из
которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
3.
Формирование
представлений
о
видах
человеческого
труда
и
профессиях.
4.
Развитие интереса к миру природы.
5.
Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
6.
Формирование
представлений
о
причинно
–
следственных
связях
внутри природного комплекса.
18
7.
Развитие
эмоционально
–
доброжелательного
отношения
к
живым
объектам природы в процессе общения с ними.
8.
Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту
окружающего мира.
9.
Формирование
привычки
рационально
использовать
природные
ресурсы.
Реализация
программных
задач
осуществляется
в
процессе
как
повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях.
К концу года дети могут:
называть
самые
разные
предметы,
которые
их
окружают
в
помещениях, на участке, на улице;
знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для
восприятия и обследования;
проявлять
интерес
к
предметам
и
явлениям,
которые
они
имели
возможность видеть;
с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;
активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе;
составить рассказ о своем родном поселке;
рассказывать
о
желании
приобрести
в
будущем
определенную
профессию (стать врачом, пожарным, военным и т.п.);
знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных
купюр;
участвовать
в
наблюдениях
за
растениями,
животными,
птицами,
рыбами и в посильном труде по уходу за ними;
делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать
растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
рассказывать о сезонных изменениях природы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Пояснительная записка
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.
Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса
животных,
интонационно
выделяют
речь
тех
или
иных
персонажей.
Интерес
вызывают
ритмическая
структура
речи,
рифмы.
Развивается
грамматическая
сторона
речи.
Дети
занимаются
словотворчеством
на
основе
грамматических
правил.
Речь
детей
при
взаимодействии
друг
с
другом
носит
ситуативный
характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Основной
целью
образовательной
области
«
Коммуникация»
является
овладение
конструктивными
способами
и
средствами
взаимодействия
с
окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих
задач:
1.
Развитие свободного общения с детьми и взрослыми.
2.
Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах
детской деятельности.
3.
Практическое овладение нормами речи.
К концу года дети средней группы могут:
19
значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов,
обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном
опыте ребенка;
активно
употреблять
слова,
обозначающие
эмоциональное
состояние
(сердитый,
печальный),
этические
качества
(хитрый,
добрый),
эстетические
характеристики
разнообразные
свойства
и
качества предметов. Понимать и употреблять слова - антонимы;
образовывать
новые
слова
по
аналогии
со
знакомыми
словами( сахарница-сухарница);
осмысленно
работать
над
собственным
произношением,
выделять первый звук в слове;
осмысливать
причинно-следственные
отношения;
употреблять
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании
сюжетной
картинке,
с
помощью
взрослого
повторять
образцы
описания
игрушки,
драматизировать
(инсценировать)
отрывки
из
знакомых произведений;
рассказывать невероятные истории, что являются следствием бурного
развития фантазии;
активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и
другие действия).
«Чтение художественной литературы»
Пояснительная записка.
В
программе
художественная
литература
рассматривается
как
самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с
одним
из
программных
разделов,
хотя
оказывает
очень
большое
влияние
на
развитие
интеллекта,
речи,
позитивного
отношения
к
миру.
Содержание
образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на
достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через
решение следующих задач:
1.
Формирование целостной картины мира;
2.
Развитие литературной речи;
3.
Приобщение к искусству слова.
Программные задачи необходимо решать как на занятиях, так и вне их.
Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им
произведения).
К концу дети средней группы могут:
выразить
желание
послушать
определенное
литературное
произведение;
с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение;
с помощью взрослого драматизировать небольшие сказки;
дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: Понравилось ли
произведение?",
"Кто
особенно
понравился
и
почему?",
"Какой
отрывок прочитать еще раз?".
20
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
« Художественное творчество»
Пояснительная записка
Содержание
образовательной
области
«Художественное
творчество»
направлено
на
формирование
интереса
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в
самовыражении.
Основными задачами художественно – эстетического развития являются:
1.
Развитие
продуктивной
деятельности
детей
(рисование,
лепка,
аппликация).
2.
Развитие детского творчества.
3.
Приобщение к изобразительному искусству.
Для
успешного
овладения
детьми
изобразительной
деятельностью
и
развития их творчества, необходимо помнить об общих для всех групп условиях:
1.Формирование
сенсорных
процессов,
обогащение
сенсорного
опыта.
Уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях,
которые им предстоит изображать.
2.Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов
3.Использование детских работ в оформлении помещений детского сада,
организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.
Дошкольники
должны
чувствовать,
их
рисунки,
лепка,
аппликация
вызывают
интерес взрослых. Нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они
живут.
4.Разнообразие
тематики
детских
работ,
форм
организации
занятий
(создание
индивидуальных
и
коллективных
композиций),
художественных
материалов.
5.Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях
по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности.
Уважение к творчеству детей.
6.Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания
для
занятий
рисованием,
лепкой,
аппликацией.
Одна
из
важных
задач
художественно – творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы
и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в
работах
других,
высказывать
эстетические
оценки
и
суждения.
Стремиться
к
содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
К концу года дети средней группы могут:
выделять
выразительные
средства
дымковской
и
филимоновской
игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании:
изображать
предметы
и
явления,
используя
умение
передавать
их
выразительно
путем
создания
отчетливых
форм,
подбора
цвета,
аккуратного
закрашивания,
использования
разных
материалов:
красок(гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
21
передавать
несложный
сюжет,
объединяя
в
рисунке
несколько
предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием
сюжета;
украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской
росписи.
В лепке:
создавать
образы
разных
предметов
и
игрушек,
объединять
их
в
коллективную композицию;
использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации:
правильно
держать
ножницы
и
резать
по
прямой,
по
диагонали
(квадрат
и
прямоугольник),
вырезать
круг
из
квадрата,
овал
из
прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
аккуратно
наклеивать
изображения
предметов,
состоящих
из
нескольких частей;
подбирать
цвета
в
соответствии
с
цветом
предметов
или
по
собственному желанию;
составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Особенности организации образовательного процесса в средней группе
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-
тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных
задач
осуществляется
в
разных
формах
совместной
деятельности
детей
и
взрослых, а также в самостоятельной и индивидуальной деятельности детей.
Образовательные задачи решаются в процессе:
На современном этапе развития педагогики в группе успешно используют
технологии, которые обеспечивают преемственность дошкольного и начального
у р о в н я
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я .
Ус п е ш н о
з а р е ко м е н д о в а л и
с е б я
здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ, технология моделирования и технология
проектного обучения.
Педагоги
группы
осуществляют
свою
деятельность
в
соответствии
со
следующим списком нормативных документов:
-
федеральный
закон
от
29.12.2012
№
273-Ф3
«Об
образовании
в
Российской Федерации»;
- постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013
№
26
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществлении
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
дошкольного образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
22
- нормативные документы регионального и муниципального уровней.
Режим работы средней группы ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Безенчук с/п
«детский сад Березка»: пятидневная рабочая неделя; длительность работы - 10,5
часов; ежедневный график работы -
с 07.30 до 18.00 часов; выходные дни –
суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00
часов.Продолжительность НОД в средней группе – 20 минут.
Время
занятий
и
их
количество
в
день
регламентируется
«Примерной
Программой» и САНПиНом (не более 2 занятий в день). Обязательным элементом
каждого
занятия
является
физминутка,
которая
позволяет
отдохнуть,
снять
мышечное
и
умственное напряжение.
Занятия
с
детьми,
в
основе
которых
доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания,
проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации
занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания,
помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
При
выборе
методик
обучения
предпочтение
отдается
развивающим
методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере
развития.
Оценка
эффективности
образовательной
деятельности
осуществляется
с
помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы
(ПРИЛОЖЕНИЕ
2).
В
процессе
мониторинга
исследуются
физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений
за ребенком, бесед, дидактических игр и др.
В
режиме
дня
выделено
специальное
время
для
чтения
детям.
Это
не
является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть замещено
самостоятельной
деятельностью
детей,
однако
для
эффективного
решения
программных задач ежедневное чтение крайне желательно. Для детей 4-5 лет
длительность чтения, с обсуждением прочитанного рекомендуется до 15-20 минут.
При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный
выбор — слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с
воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания.
23
Модель воспитательно - образовательного процесса на год
Месяц/недел
я
Тема
Содержание работы
Мероприя
тие
Сентябрь.
1
«Здравствуй
детский
сад»
4.09-8.09.17
Содействие
возникновению
у
детей
чувства
радости
от
возвращения
в
детский сад. Продолжение знакомства с
дет ским
с адом
как
бл и ж а й ш и м
социальным
окружением
ребенка:
профессии
сотрудников
детского
сада
(воспитатель,
помощник
воспитателя,
музыкальный
руководитель,
врач,
дворник),
предметное
окружение,
правила поведения в детском саду, вза-
имоотношения
со
с ве р с т н и ка м и .
Продолжение знакомства с окружающей
средой группы, помещениями детского
с а д а .
Р а с с м ат р и в а н и е
и г р ушек,
называние их формы, цвета, строения.
Знакомство детей друг с другом в ходе
игр
(если
дети
уже
знакомы,
следует
помочь
им
вспомнить
друг
друга).
Формирование
дружеских,
доброже-
лательных
отношений
между
детьми
(коллективная
художественная
работа,
песенки о дружбе, совместные игры).
Экскурс
ия по
детском
у саду
2
Наши
любимые
игрушки
11.09-15.09.17
Учить
рассказывать
об
игрушках,
находить общие и отличительные черты.
Воспитывать
бережное
отношение
к
игрушкам.
Танец
«Вышли
куклы
танцевать»
3
Моя
Семья
18.09-22.09.17
Формировать у детей добрые чувства по
отношению
ксвоим
близким;
учить
рассказывать о своей семье, определять
наименование
родственных
отношений
между
близкими
членами
с е м ь и ,
а н а л и з и р о ват ь
п о с ту п к и
л юд е й ;
развивать
воображение,
музыкальный
с л у х ,
н а в ы к и
п р о д у к т и в н о й
деятельности.
Командная
викторина
«Собери
всю
семью»
4
Времена
Года
25.09-29.09.17
Уточнить с детьми названия времен года,
их последовательность, характерные
особенности.
Эстафета
«Передай
мяч»
24
Октябрь
1
Осень
2.10-6.10
Учить определять характерные признаки
осени, сравнивать осень и лето,
составлять короткие описательные
рассказы об осени, выражать свои
впечатления об различных видах
деятельности
Утренник
«Кафе
бабы яги»
2
Наши
Домашние
Питомцы
9.10-13.10
Расширять знания о домашних питомцах
и
правилах
поведения
с
ними,
учить
о п и с ы ват ь
д ом а ш н и х
п и т о м ц е в ,
заботиться о них.
Мини-
музей на
выбор
воспитат
еля
3
Веселое
подворье
16.10-20.10
Закрепить знания детей об особенностях
внешнего вида, строения, образа жизни
домашних животных, продолжать учить
описывать животных.
Беседа
«Забота о
домашних
животных
и птицах»
4
Птицы
23.10-27.10
Обогащать
представления
детей
о
перелетных
и
зимующих
птицах,
об
образе
жизни
птиц,
особенностях
их
строения и поведения; учить описывать
птиц, различать части тела, составлять
рассказ по картинке.
Выставка
детского
творчества
Ноябрь
1
Животные
Жарких
Стран
30.10-3.11
Познакомить с животными, учить
описывать их, упражнять в употреблении
антонимов.
Прогулк
а по
зоопарку
2
Животные
Севера
7.11-10.11
Познакомить с животными, учить
описывать их, упражнять в употреблении
антонимов.
Закрепление умения различать жанры и
виды искусства: стихи, проза, загадки,
песни, танцы, музыка, картина.
Мини-
музей
3
ПДД
ОБЖ
13.11-17.11
Познакомить с названием инструментов,
их назначением, способами
использования; учить описывать
предметы, находить отличия между
ними, называть их во множественном
числе, называть слова действия.
Субботн
ик
«Уберем
листья
на
прогулке
веникам
и и
граблям
и»
4
Мать
20.11-24.11
Ф о р м и р о в а н и е
п о л о ж и т е л ь н о г о
о т н о ш е н и я
к
т р уд у
в з р о с л ы х .
Формирование
желания
принимать
Праздник
День
Матери
25
участие в посильном труде. Воспитание
уважения к чужому труду. Продолжение
знакомства с трудом близких взрослых.
5
Предметы
быта.
Инструмент
ы
27.11-1.12
Познакомить с названиями инструментов.
Их названием, способами использования.
Учить
описывать
предметы,
находить
отличия
между
ними,
называть
слова
действия.
Субботник
на участке
Декабрь
1
«Кем
быть?»
4.12-8.12
Познакомить
с
названием
профессий,
содержанием
трудовой
деятельности
представлений
некоторых
профессий;
показать важность каждой профессии;
учить рассказывать о профессиях.
Сюжетно
–ролевая
игра
«Магазин
»
2
Зима
11.12-15.12
Систематизировать
знания
о
зиме
в
различных видах детской деятельности,
у ч и т ь
н а зы ват ь
п р и зн а к и
з и м ы ,
сравнивать
зиму
и
осень
составлять
рассказы по картинкам.
Макет
«Зима в
лесу»
3
Новый год
18.12-22.12
Расширять
знания
о
новогоднем
празднике;
учить
рассказывать
о
праздновании Нового года; дать знания
об
истории
праздника,
традициях
празднования
Нового
года
в
других
странах.
Праздник
Новый
год
4
Зимние
забавы
25.12-29.12
Развитие
умения
вести
сезонные
наблюдения,
замечать
красоту
зимней
природы, отражать ее в рисунках, лепке.
Знакомство с зимними видами спорта.
Формирование
предст авлений
о
безопасном
поведении
людей
зимой.
Знакомство со свойствами снега и льда.
Правила
поведения
на
прогулке
Январь
1
2
Транспорт
9.01-12.01
Дать
знания
с
разными
в и д а м и
транспорта
и
их
деталями,
учить
рассказывать о них и сравнивать.
Командная
эстафета
«Паровози
к»
3
Машины
Специальн
ого
назначения
15.01-19.01
Дать знания с машинах спец. назначения.
Мини-
музей на
выбор
воспитател
я
26
4
Бытовая
техника
22.01-26.01
Дать знания о бытовой технике и ее
назначении , О правилах обращения с
ними, учить рассказывать о них
Тематичес
кое
занятие
Февраль
1
Растем
активными,
здоровыми
жизнерадост
ными
29.01-2.02
Формировать
интерес
к
правилам
здоровьесберегающего
поведения,
развивать представления о человеке, об
особенностях
здоровья
человека
и
условиях,
необходимых
для
е г о
сохранения.
Мы-
спортсмен
ы
2
Наша
Родина.
Наш город
5.02-9.02
Формировать интерес к своему городу,
изучению родного края; познакомить с
некоторыми городскими объектами,
природой родного края.
Природа
родного
края
3
Основы
безопасност
и жизни
12.02-16.02
Обогащать
представления
детей
об
основных источниках и видах опасности
в быту, на улице, в природе, в общении с
незнакомыми людьми.
Где
прячется
здоровье?
4
День
Защитника
Отечества
19.02-23.02
Осуще ствление
п ат р и о т и ч е с ко го
воспитания.
Знакомство
с
«военными»
профессиями.
Воспитание
любви
к
Родине.
Праздник
«День
защитника
отечества»
.
1
Весна
26.02-2.03
Познакомить с признаками весны, учить
описывать весну и сравнивать с другими
временами года.
Что мы
знаем о
весне.
Март
2
Весна О
любимых
мамах и
бабушках
5.03-9.03
Организация
всех
видов
д е т с ко й
д е я т е л ь н о с т и
( и г р о в о й ,
к о м м у н и к а т и в н о й ,
т р у д о в о й ,
познавательно-исследовательской.
п р о д у к т и в н о й ,
м у з ы к а л ь н о
–
художественной, чтения) вокруг темы се-
мьи, любви к маме, бабушке. Воспитание
уважения к воспитателям.
Что мы
знаем о
весне
Праздник
8 Марта.
3
Растения
садов и
огородов
Закрепить знания о садовых и огородных
растениях, учить находить различия
между ними, описывать, называть во
множественном числе.
Выставк
а
детского
творчест
ва
4
Растения
лесов и
лугов
Познакомить
с
лесными
и
луговыми,
л е к а р с т в е н н ы м и
р а с т е н и я м и ,
съедобными
и
несъедобными
грибами,
Я шагаю
по грибы
27
формировать
умение
их
сравнивать
и
описывать.
Апрель
1
Творческая
мастерская
Развивать
познавательную
активность,
творческие способности и воображение в
худ,
изобразительной
и
и г р о в о й
деятельности.
День
смеха
Экскурсия
на дорогу
2
День
космонавти
ки
Расширение представлений о космосе,
космонавтах.
Выставк
а
детского
творчест
ва
3
Наши дома
Дать знания о праве человека на жилье, о
частях дома, назначении,
разновидностях домов.
Выставк
а
детского
творчест
ва
4
Весна-
красна
Расширение представлений о весне.
Воспитание бережного отношения к
природе, умения замечать красоту
весенней природы.
Расширение представлений о сезонных
изменениях
(изменения
в
п о год е ,
растения
весной,
поведение
зверей
и
птиц).
Р а с ш и р е н и е
п р е д с т а в л е н и й
о
п р о с т е й ш и х
с в я з я х
в
п р и р о д е
(потеплело — появилась травка и т. д.).
Отражение
впечатлений
о
весне
в
р а з н ы х
в и д а х
х уд о ж е с т в е н н о й
деятельности
Выставк
а
детског
о
творчес
тва.
Праздн
ик
«Весна»
Май
1
Книжкина
неделя
Продолжение работы по формированию
и н т е р е с а
к
к н и г а м .
Ч т е н и е
художественных и познавательных книг.
Формирование
понимания
того,
что
из
книг
можно
узнать
много
интересного.
Р а с с м а т р и в а н и е
и л л ю с т р а ц и й .
Формирование целостной картины мира,
в
том
числе
первичных
ценностных
предст авлений.
Развитие
ум е н и я
слушать, следить за развитием действия,
сопереживать героям произведения.
Создание
книг
2
Насекомые
Дать знания о насекомых и их строении,
у ч и т ь
о п и с ы в а т ь
и
с р а в н и в а т ь
Фотовыста
вка
28
(ползающие,
прыгающие
)
насекомых.
«Отдыхае
м всей
семьей»
3
Насекомые
(летающие)
Дать знания о насекомых и их строении,
учить описывать и сравнивать
насекомых.
«Волшебн
ая
стрекоза»
4
Лето
Расширение
представлений
детей
о
лете, о сезонных изменениях (сезонные
изменения в природе, одежде людей, на
участке детского сада).
Ф о р м и р о в а н и е
э л е м е н т а р н ы х
представлений о садовых и огородных
р а с т е н и я х .
Ф о р м и р о в а н и е
и с-
следовательского
и
познавательного
интереса в ходе экспериментирования с
водой и песком. Воспитание бережного
отношения к природе, умения замечать
красоту летней природы.
Выставка
«Что
бывает
зелёное»
1 июня –
День
защиты
детей
Образовательная область «Речевое развитие».
Развитие речи.
Месяц
Тема
1. «Чтотакое семья» (1, с. 33).
29
Сентябрь
3. «Времена года» (1, с. 43).
4. Мониторинг.
Октябрь
1.Описание и сравнение кукол (134 Ушакова)
2. Беседа «Домашние питомцы» (1, с.59).
3. «Осень»
4. Сравни птиц
Ноябрь
1. «Кто как голос подает, где живет?»» (1, с.84).
2. «Подбери слова о животных» (1, с.86).
3. «Где прячется здоровье» (3, с.204).
4. «Мать моет посуду»
Декабрь
1.«Составление рассказа-описания по лексической теме
«Зимняя одежда»
2.«Все профессии важны» (1, с.116).
3. «Что такое Новый год»
4.«Зимние забавы»
Январь
2.О зимних видах спорта» (1, с.141).
3. Пересказ рассказа «Поезд» (2, с.138).
4.Рассказывание по картине «Таня не бойся мороза» (2, с. 142).
Февраль
1. «Описание детьми внешнего вида друг друга» (2, с.146).
2.«Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»(2, с.159).
3. «С чего начинается родина»(1, с.189).
4. «Кошкин дом» (1, с.199).
Март
1. «8 Марта-женский день»
2. «Чего не бывает весной» (1, с.223).
3. «Где растут овощи» (14, с. 231).
4. «Моделирование сказки «Два жадных медвежонка»
Апрель
1. «Узнай по описанию» (2, с.167).
2. Пересказ рассказа Калининой «Помощники» (2, с.159).
3. «Птицы» (1, с.69).
4. «День космонавтики» (1,с.263)
Май
1. «Репродукция картины Остроухов «Первая зелень» (1,
с.251).
2.«Описание игрушек и предметов»(1, с.251).
3. Мониторинг
4.«Зеленый дом»
30
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ФЭМП
Месяц
Тема
Сентябрь
1.
Диагностика
2.
диагностика
3.
Сравни игрушки(1,с.28)
4.
Где находится фигура(1,с. )
Октябрь
1.
Занятие № 2 (с. 6)
2.
Занятие № 3(с. 8)
3.
Занятие № 4 (с. 10)
4.
Занятие № 5 (с. 13)
Ноябрь
1.
Занятие № 6 (с. 15)
2.
Занятие № 7 (с. 17)
3.
Занятие № 8 (с. 20)
4.
Занятие № 9 (с. 22)
Декабрь
1.
Занятие № 10 (с. 25)
2.
Занятие № 11 (с. 26)
3.
Занятие № 12 (с. 29)
4.
Занятие № 13 (с. 31)
Январь
2. Занятие № 14 (с. 33)
3. Занятие № 15 (с. 35)
4. Занятие № 16 (с. 37)
Февраль
1.
Занятие № 17 (с. 40)
31
2.
Занятие № 18 (с. 42)
3.
Занятие № 19 (с. 44)
4.
Занятие № 20(с. 46)
Март
1.
Занятие № 21 (с. 48)
2.
Занятие № 22 (с. 50)
3.
Занятие № 23 (с. 52)
4.
Занятие № 24 (с. 54)
Апрель
1.
Занятие № 25 (с. 57)
2.
Занятие № 26(с. 60)
3.
Занятие № 27(с.62)
4.
Занятие № 28 (с. 63)
Май
1.
Занятие № 29(с. 66)
2.
Занятие № 30 (с. 67)
3.
Определи правильную цифру (1с. 301)
4.
Сравни изображения (1с. 309)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Месяц
Социальный мир
32
Сентябр
ь
1.«О характере и чувствах». (ФЦКМ)
3. Беседа «Чистота - залог здоровья»
Октябрь
1. «Сбор урожая». (1.с.56)
3. «Правила поведения с дом. Жив.» (1с.65)
Ноябрь
1. « Угадай животное » (1, стр.102)
3. «Медвежонок заблудился».
Декабрь
1. « Продавец». (ФЦКМ)
3. «Знакомство с признаками зимы». (ФЦКМ, стр.48)
Январь
1. « Знакомство с русской свистулькой». (О.Л.Князева,
М.Д.Махачева, срт.63)
3. « Покажем медвежонку, как вести себя в гостях». (Т.И. Бабаева,
Т.А.Березина, стр. 102)
Февраль
1. « Во что я люблю одеваться и обуваться». (О.Ф.Горбатенко,
стр.14)
3. « Хочу быть похожим на папу». (О.Ф.Горбатенко, стр.43)
Март
1. « Хочу быть похожей на маму». (О.Ф.Горбатенко, стр.45)
3. «Я такой». (О.Ф.Горбатенко, стр.18)
Апрель
1. « В мире опасных предметов». (К.Ю.Белая, стр.8)
3. « Мы не будем сориться». (О.Ф.Горбатенко, стр.48)
Май
1. « В гостях волшебная королева книжек- малышек»
(Е.А.Алябьева, стр.16)
3. « Наша дружная семья» (О.Ф.Горбатенко, стр.22)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Месяц
Рисование
Аппликация
Сентябрь
1.«Моя семья» (Лыкова, с.18)
3.«Яблоко-спелое, красное,
сладкое» (Лыкова, с.44)
2. «Цветной домик» (Лыкова,
с. 32)
4. Мониторинг
1.«Осенние листья» (стр22)
2. «Тучи по небу бежали»
33
Октябрь
3.«Кисть рябинки»(Лыкова,
с.48)
(Лыкова, с. 56)
4. «Заюшкиногород» (Лыкова,
с. 58)
Ноябрь
1. «Посмотрим в окошко»
(Лыкова, с.20)
3. «На чем ты любишь
кататься» (Бондаренко, с.
202)
2. «Листопад и звездопад»
(Лыкова, с. 38)
4. «Мышонок – моряк»
(Лыкова с. 132)
Декабрь
1. «Морозные
узоры»(Лыкова, с.68)
3. «Наша елочка»(Лыкова, с.
76)
2. «Вот ежик - ни головы, ни
ножек»» (Лыкова, с. 54)
4. «Праздничная елочка»
(Лыкова, с. 74)
Январь
1. Праздничная неделя
3. «Веселые матрешки»
(Лыкова, с.108)
2. «Полосатый коврик для
кота» (Лыкова, с. 64)
4. «У солнышка в гостях»
(Лыкова, с. 140)
Февраль
1. «Снеговики в шапочках и
шарфиках»(Лыкова, с.80)
2. «Мышка и мишка»
(Лыкова, с.96)
3. «Быстрокрылые самолеты»
(Лыкова, с.100)
4. «Живые облака» (Лыкова, с.
122)
Март
1. «Красивые
салфетки»(Лыкова, с.112)
2. «Кто-кто в рукавичке
живет»(Лыкова, с.84)
3. «Рыбки играют, рыбки
сверкают» (Лыкова, с.136)
4. «Избушка ледяная и
лубяная» (Лыкова, с.94)
Апрель
1. «Храбрый
петушок»(Лыкова, с.36)
2. «Вкусный сыр для
медвежат» (Лыкова, с.88)
3. «Воробьи в лужах»
(Лыкова, с. 120)
4. «Волшебный сад»
(Бондаренко, с. 282)
Май
1. «Рисование-фантази по
замыслу»(Лыкова, с. 142)
3. Мониторинг
2. «Утка с утятами»
(Бондаренко, с. 79)
4. «Волшебный сад. Занятие
2» (Бондаренко, с. 287)
34
Библиография:
1.
Лыкова
И.
А.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Средняя
группа.
(Образовательная
область
художественно-эстетическое
развитие):
учебно-методическое пособие. – М.: «Цветной мир», 2014.
2.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада.-
Воронеж: Учитель, 2003.
Месяц
Лепка
Конструирование
Сентябрь
1. «Жуки на цветочной
клумбе»(Лыкова, с. 28)
3. «Вот какой у нас
арбуз»(Лыкова, с. 142)
2. Тема 5. «Грузовые
автомобили» (Куцакова, с. 32)
4. Тема 5. «Грузовые
автомобили» (Куцакова, с. 21)
Октябрь
1. «Петя – петушок»(Лыкова,
с. 34)
3. «Мухомор»(Лыкова, с. 46)
2. Тема 4. «Лесной детский
сад» (Куцакова, с. 28)
4. Тема 4. «Лесной детский
сад» (Куцакова, с. 26)
Ноябрь
1.«Восаду ли, в
огороде…»(Лыкова, с. 50)
3. «Вот поезд едет, колеса
стучат…»(Лыкова, с. 22)
2. Тема 2. «Домики,
сарайчики» (Куцакова, с. 13)
4. Тема 2. «Домики,
сарайчики» (Куцакова, с. 18)
35
Декабрь
1. «Снегурочка танцует»
(Лыкова, с.70)
3. «Дед Мороз принес
подарки» (Лыкова, с.72)
2. Тема 3. «Терема»
(Куцакова, с. 20)
4. Тема 3.«Терема». Игровые
задания (Куцакова, с. 24)
Январь
1. Каникулы
3. «Снежная баба-франтиха»
(Лыкова, с.78)
2. Тема 1. «Загородки и
заборы» (Куцакова, с. 6)
4. Тема 1. «Загородки и
заборы» (Куцакова, с. 11)
Февраль
1. «Сонюшки-пеленашки»
(Лыкова, с.82)
3. «Веселые
вертолеты»(Лыкова, с.98)
2. Тема 7. «Корабли». Работа с
иллюстрациями (Куцакова, с.
42)
4. Тема 7. «Корабли». Игровые
задания (Куцакова, с. 43)
Март
1. «Цветы-сердечки»(Лыкова,
с.106)
3. «Наш аквариум»(Лыкова,
с.134)
2. Тема 6. «Мосты»
(Куцакова, с. 38)
4. Тема 6. «Мосты» (Куцакова,
с. 39)
Апрель
1. «Звезды и
кометы»(Лыкова, с.128)
3. «Курочка и
петушок»(Лыкова, с.116)
2. Тема 9. «Повторение».
Друзья кубика (Куцакова, с.
48)
4. Тема 9. «Повторение»
(Куцакова, с. 53)
Май
1. «Чайный сервиз для
игрушек»(Лыкова, с.110)
3. Мониторинг
2. Тема 10. «Повторение»
(Куцакова, с. 59)
4. Тема 10. «Повторение»
(Куцакова, с. 55)
Библиография:
1.
Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала
в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-
Синтез, 2008.
36
2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя
группа. (Образовательная область художественно-эстетическое развитие):
учебно-методическое пособие. – М.: «Цветной мир», 2014.
37