Автор: Кабыф Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №133
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в формировании элементарных математических представлений
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ г. Мурманска №133
Кабыф О.А.,
воспитатель МАДОУ г. Мурманска №133
Использование ИКТ в формировании элементарных
математических представлений
Российское образование широко внедряет в учебный процесс
компьютерные
технологии,
которые
позволяют
создать
новый
уровень
обучения и развития. Педагоги и родители должны быть готовы к тому, что
при поступлении в школу ребенок столкнется с использованием ИКТ.
Поэтому сегодня перед педагогами стоит важная задача – подготовить
ребенка к взаимодействию с информационными технологиями, формируя и
развивая не только информационную культуру детей, но и компьютерную
грамотность.
Современные
ученые
и
специалисты
начинают
осваивать
новые
модели
обучения
для
развития
образовательного
процесса.
В
педагогических
исследованиях
проблемы
и
трудности
использования
информационных
технологий
в
ДОУ,
школах
разрабатываются
в
следующих направлениях:
1.
В
дошкольном
(Т.И.
Алиева,
К.Ю.
Белая,
Т.В.
Волосовец,
Э.М.
Дорофеева, Л.Н. Духанина, Т.С. Комарова и т.д.)
2.
В
общетеоретическом
и
дидактическом
(Б.С.
Гершунский,
А.П.
Ершов, С.И. Кузнецов, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов и др)
3.
В преподавании отдельных дисциплин: математике (Я.И. Груенов,
Ю.Г. Гузин, Л.Г. Кузнецова, Е.К. Хенне и др.); информатике (А.А.
Кузнецов и др.)
Информационно - коммуникационые технологии (ИКТ) находят свое
применение
в
различных
предметных
областях
на
всех
возрастных
уровнях, помогая лучшему усвоению не только отдельных тем, но и
изучаемых
дисциплин
в
целом.
В
проведении
непосредственно
образовательной деятельности (НОД) с детьми дошкольного возраста
мы
используем
мультимедийное
оборудование
(проектор,
экран,
интерактивная доска), что способствует увеличению интереса детей к
изучаемому
материалу
и
расширяет
возможности
моделирования
игровых ситуаций. Презентации выполняют функции дидактического
материала, заменяют множество дидактических пособий и картинок, а
так же
делают НОД ярче, интереснее и познавательнее. Наиболее
важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект
анимации,
благодаря
чему
повышается
интерес
к
обучению,
что
способствует более качественному усвоению нового материала.
Для
проведения
НОД
по
формирования
элементарных
математических
представлений
(ФЭМП)
мной
были
составлены
мультимедийные презентации и подобраны
различные компьютерные
программы: для обучения счету, закрепления знаний о величине предметов
и их форме, знакомства с геометрическими фигурами, ориентировка в
пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день,
месяц, год). Дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете,
учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа.
Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие
разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах.
При правильном выполнении задания, предметы перемещаются, на
экране
дорисовываются
картинки,
меняется
игровая
ситуация.
При
правильном решении игровых задач ребенок слышит смех или веселую
музыку, а если задача решена не правильно, то на экране появляется
грустный смайлик. Дети ждут оценку и эмоционально реагируют на ее
характер, таким образом, благодаря этим программам занятия приобретают
непринужденный
характер,
вызывают
желание
добиться
успеха.
Компьютерные
игры,
помогают
закрепить
и
уточнить
конкретное
математическое содержание, формируют элементарные формы логического
мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Данные
игры не навязывают детям темп, в них учитываются ответы детей при
формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный
подход к обучению.
Грамотное использование компьютера в ДОУ ставит ребёнка в
совершенно
новую,
качественно
отличающуюся
ситуацию
развития.
Взаимодействуя
с
компьютером,
открывая
для
себя,
его
возможности,
ребёнок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет
границы познаваемого мира.
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни.
Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень
общения
с
детьми,
родителями,
педагогами
-
всеми
участниками
образовательного процесса.
Список используемой литературы:
1.
Бурункин, Д. А. Инновационные проекты муниципальной системы
образования / Д. А. Бурункин, Л. В. Шмелькова; ИПК и ПРО
Курганской области. – Курган, 2005.
2.
Варченко В. И. Способы проведения занятий с использованием
ПМК "Радуга в компьютере». Материалы XI Международной
конференции «Применение новых технологий в образовании».
Троицк:"Байтик", 2000.
3.
Дружинин, В. И. организация инновационной деятельности в
образовательных учреждениях./ В. И. Дружинин, Н. А. Криволапова;
ИПК и ПРО Курганской области – Курган, 2008.
4.
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный
процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
5.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1,
2004.