Автор: Темдекова Айгюль Акчабаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОО детский сад "Карлагаш"
Населённый пункт: Онгудай
Наименование материала: Консультация
Тема: Роль изучения родного языка в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов по теме:
«Роль изучения родного языка в ДОО»
Цель: Совершенствование педагогическое мастерство педагога.
Задачи:
- Способствовать повышению методического уровня работы
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам национальной
культуры
- Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически
правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание
Язык народа — лучший,
никогда не увядающий и
вечно вновь распускающийся
цвет всей его духовной жизни.
К. Д. Ушинский
Обучать ли ребенка языку или он сам ему научится? Прошло больше 300 лет с тех
пор, когда великий славянский педагог Ян Амос Коменский составил первую
программу и указал некоторые методические приемы воспитания и обучения
ребенка языку в «Наставлении к материнской школе». Эта программа является
классической и заключает в себе зародыши позднейших программ детских садов.
Коменский требует следующего: «На четвертом году надо следить за тем, чтобы
дети хорошенько соблюдали ударение, чему они научатся уже по привычке, так
как дети обыкновенно приучаются к тому произношению, которое слышат. На
пятом и шестом году их ум и язык, благодаря подобным упражнениям, настолько
развиваются, что они могут называть все, что они видят в доме, чем окружены,
что на них надето. Надо систематически спрашивать их: Что это такое? Что у
тебя? Что ты делаешь? Как это называется? Наблюдать, чтобы они отчетливо и
правильно называли слова».
Учиться говорить на алтайском языке – это лишь один из способов познакомиться
с алтайским устным народным творчеством и обогащение представлений о
нормах и ценностях традиций и обычаев, установленных и передающихся из
поколения в поколение, включая нравственные ценности семьи. Отражение
полученных представлений в коммуникативной и поведенческой сфере:
эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
На современном этапе, в связи с введением в действие ФГОС дошкольного
образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155), возникла
необходимость обновления и повышения качество дошкольного образования,
направленное на обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей. ФГОС может быть реализован через использование этнокультурной
составляющей в образовательном процессе. В соответствии с Законом РА «О
ЯЗЫКАХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ
АЛТАЙ» продолжается работа по созданию необходимых условий и развитию
национального дошкольного образования.
В последние годы предприняты серьезные попытки реформирования дошкольного
образования, определены его основы. Особо значимой данная проблема
становится в Республике Алтай, где основным ориентиром в обновлении
содержания образования является реализация этнокультурного компонента.
Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения каким –
ни будь языком в силу психологических особенностей детей. В этом возрасте у
детей наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость
формирования положительной мотивации речевой деятельности.
В детском саду немаловажным является и изучение родного языка. Роль родного
языка в развитии ребенка дошкольного возраста огромна. И чувства, и понятия,
выраженные на родном языке, близки ребенку. Работа над развитием языка детей
должна занимать в детском саду одно из важных мест: в дошкольном возрасте
ребенок
овладевает
языком,
его
лексической,
фонетической
и
отчасти
синтаксической
стороной.
Темпы
овладения
языком
и
объем
речи,
которую
усваивает ребенок, очень велики. Основной целью обучения второму языку в
детском саду является развитие языковой способности, ознакомление с алтайским
языком как средством общения и с культурой алтайского народа.
Очень рано, при первых же шагах овладения ребенка языком, выступает обучение,
и вестись оно должно по определенной программе. Владение родной речью как
средством общения и культуры; стремление к этническому поведению в речи
(умение
держать
в
чистоте
свою
речь).
Говорить
хорошие
и
добрые
слова,
обогащение
активного
словаря,
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической
речи.
Развитие
звуковой
и
интонационной
культуры родной речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой и
детской
культурой.
Развитие
интереса
ко
второму
языку,
стремление
к
толерантному
отношению
к
речи
людей
другой
национальности
и
желания
понимать ее. Обучая детей родному языку в ДОО, педагоги решают важную
задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к малой
родине, к родному краю. В ДОО созданы все условия для развития и изучения
родного языка. Ярко и доступно оформлены уголки родного края и насыщенная
предметно – развивающая среда. Для реализации образовательной программы по
этнокультурному компоненту
в каждой группе оформлен уголок «Моя малая
родина Алтай». Проводится ежегодно национальный праздник «Чага Байрам» во
всех
возрастных
группах.
Также
используют
для
обучения
родному
языку:
просмотры
мультфильмов
на
алтайском
языке,
обыгрывание
сказок,
чтение
стихотворений, слушание музыки разных жанров. Основной задачей в работе с
родителями является позитивно – эмоциональный настрой. Совместная работа
родителей
и
педагогов
формируют
у
детей
устойчивый
интерес
к
изучению
родного языка.