Напоминание

Роль изучения родного языка в ДОО


Автор: Темдекова Айгюль Акчабаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОО детский сад "Карлагаш"
Населённый пункт: Онгудай
Наименование материала: Консультация
Тема: Роль изучения родного языка в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов по теме:

«Роль изучения родного языка в ДОО»

Цель: Совершенствование педагогическое мастерство педагога.

Задачи:

- Способствовать повышению методического уровня работы

- Создать систему работы по приобщению детей к истокам национальной

культуры

- Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически

правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание

Язык народа — лучший,

никогда не увядающий и

вечно вновь распускающийся

цвет всей его духовной жизни.

К. Д. Ушинский

Обучать ли ребенка языку или он сам ему научится? Прошло больше 300 лет с тех

пор, когда великий славянский педагог Ян Амос Коменский составил первую

программу и указал некоторые методические приемы воспитания и обучения

ребенка языку в «Наставлении к материнской школе». Эта программа является

классической и заключает в себе зародыши позднейших программ детских садов.

Коменский требует следующего: «На четвертом году надо следить за тем, чтобы

дети хорошенько соблюдали ударение, чему они научатся уже по привычке, так

как дети обыкновенно приучаются к тому произношению, которое слышат. На

пятом и шестом году их ум и язык, благодаря подобным упражнениям, настолько

развиваются, что они могут называть все, что они видят в доме, чем окружены,

что на них надето. Надо систематически спрашивать их: Что это такое? Что у

тебя? Что ты делаешь? Как это называется? Наблюдать, чтобы они отчетливо и

правильно называли слова».

Учиться говорить на алтайском языке – это лишь один из способов познакомиться

с алтайским устным народным творчеством и обогащение представлений о

нормах и ценностях традиций и обычаев, установленных и передающихся из

поколения в поколение, включая нравственные ценности семьи. Отражение

полученных представлений в коммуникативной и поведенческой сфере:

эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

На современном этапе, в связи с введением в действие ФГОС дошкольного

образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155), возникла

необходимость обновления и повышения качество дошкольного образования,

направленное на обеспечение равных возможностей для полноценного развития

каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,

пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других

особенностей. ФГОС может быть реализован через использование этнокультурной

составляющей в образовательном процессе. В соответствии с Законом РА «О

ЯЗЫКАХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ

АЛТАЙ» продолжается работа по созданию необходимых условий и развитию

национального дошкольного образования.

В последние годы предприняты серьезные попытки реформирования дошкольного

образования, определены его основы. Особо значимой данная проблема

становится в Республике Алтай, где основным ориентиром в обновлении

содержания образования является реализация этнокультурного компонента.

Дошкольный период считается наиболее благоприятным для овладения каким –

ни будь языком в силу психологических особенностей детей. В этом возрасте у

детей наблюдается речевая и мыслительная активность, активная память, легкость

формирования положительной мотивации речевой деятельности.

В детском саду немаловажным является и изучение родного языка. Роль родного

языка в развитии ребенка дошкольного возраста огромна. И чувства, и понятия,

выраженные на родном языке, близки ребенку. Работа над развитием языка детей

должна занимать в детском саду одно из важных мест: в дошкольном возрасте

ребенок

овладевает

языком,

его

лексической,

фонетической

и

отчасти

синтаксической

стороной.

Темпы

овладения

языком

и

объем

речи,

которую

усваивает ребенок, очень велики. Основной целью обучения второму языку в

детском саду является развитие языковой способности, ознакомление с алтайским

языком как средством общения и с культурой алтайского народа.

Очень рано, при первых же шагах овладения ребенка языком, выступает обучение,

и вестись оно должно по определенной программе. Владение родной речью как

средством общения и культуры; стремление к этническому поведению в речи

(умение

держать

в

чистоте

свою

речь).

Говорить

хорошие

и

добрые

слова,

обогащение

активного

словаря,

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической

речи.

Развитие

звуковой

и

интонационной

культуры родной речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой и

детской

культурой.

Развитие

интереса

ко

второму

языку,

стремление

к

толерантному

отношению

к

речи

людей

другой

национальности

и

желания

понимать ее. Обучая детей родному языку в ДОО, педагоги решают важную

задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения, интереса к малой

родине, к родному краю. В ДОО созданы все условия для развития и изучения

родного языка. Ярко и доступно оформлены уголки родного края и насыщенная

предметно – развивающая среда. Для реализации образовательной программы по

этнокультурному компоненту

в каждой группе оформлен уголок «Моя малая

родина Алтай». Проводится ежегодно национальный праздник «Чага Байрам» во

всех

возрастных

группах.

Также

используют

для

обучения

родному

языку:

просмотры

мультфильмов

на

алтайском

языке,

обыгрывание

сказок,

чтение

стихотворений, слушание музыки разных жанров. Основной задачей в работе с

родителями является позитивно – эмоциональный настрой. Совместная работа

родителей

и

педагогов

формируют

у

детей

устойчивый

интерес

к

изучению

родного языка.



В раздел образования