Напоминание

"Государственные праздники России"


Автор: Майненгер Виктория Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Пыть-Ях Ханты-Мансийский АО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Государственные праздники России"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Урок истоки во 2 классе.

Тема: Праздники.

Цели:

1)

Дать учащимся целостное восприятие праздника; обобщить знания о

праздниках; познакомить с традициями народных праздников; пробудить

интерес к старинным русским обрядам.

2) Развивать умение общаться; способствовать ориентированию на добрые

отношения друг с другом; приобщать к истокам культурных традиций

русского народа.

3) Воспитывать дружелюбие.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Дорогие ребята мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир истоков.

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите мне.

С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

2. Присоединение.

Послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:

В Новый год пришёл он в дом.

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И, наконец, совсем исчез (календарь).

Почему некоторые дни в календаре отмечены чёрным цветом, а другие – красным?

(Чёрным цветом – рабочие дни, красным – праздники).

Правильно, дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы труду. А

праздники? А праздники – отдыху. Так ли это мы и узнаем сегодня на уроке.

А что такое, по-вашему, праздник? В толковом словаре В.И.Даля есть такое объяснение

праздника.

(зачитывает Женя в словаре)

Женя: Праздник – день, посвященный отдыху, не деловой, не работный;

день, празднуемый по уставу церкви, или по случаю и в память события

гражданского, государственного или местному обычаю, по случаю, относящемуся до

местности, до лица.

3.Ресурсный круг «Любимые праздники».

Подойдите и выберите открытку с вашим любимым праздником.

Скажите, почему именно этот праздник является любимым?

А как вы готовитесь к праздникам?

В старину к праздникам начинали готовиться заранее: хозяйки наводили чистоту во

всех углах дома – от чердака до погреба, заново белили печи, мыли столы, лавки, полы,

готовили праздничную посуду, тщательно выметали мусор со двора и перед порогом.

Закупали множество продуктов для праздничного стола.

4. Основной этап.

Почему день рождения не отмечен в календаре? (его отмечают не все, а только семья)

Значит, не все праздники одинаковые.

Попробуем поделить их на группы. Назовите праздники, которые отмечает только ваша

семья? ( день рождения, юбилей, свадьба, новоселье).

В какую группу их объединим? (семейные)

Назовите самые главные праздники, которые празднует вся страна? (День Победы,

День Конституции, День защитников Отечества и др.)

Это государственные праздники.

А мне ещё нравится праздник – День Учителя. Почему? Назовите профессии ваших

родителей (учащиеся называют профессии родителей). К какой группе их отнесём?

(профессиональные)

В каждом городе и селе тоже есть свой праздник – день города, села.

(В августе мы отмечаем праздник День Тарногского городка.)

А в какую группу отнесём такие праздники, как Рождество, крещение? (христианские)

(показ презентации «Праздники»)

Праздники

Государственные семейные профессиональные христианские дни города, села

Каждый праздник имеет свои песни? Угадайте, о каком празднике данная песня?

(прослушивание грамзаписи)

Христианские праздники славятся своими символами.

Символом какого праздника являются блины? (масленица)

Что вы знаете о Масленице?

Этот праздник не так давно прошёл.

Масленица разделяла 2 главных периода года – зиму и весну.

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали – на 7 недель,

Оказалось – на 7 дней.

Праздновалась Масленица целую неделю. Каждый день имел своё название. Любимым

занятием было катание на санях. Строили ледяные горки, катались с них. Были

слышны песни, шутки, смех. Праздник был озорной и весёлый. Участвовали все: и

старики, и молодые, и дети.

В последний день Масленицы делали чучело из соломы. Торжественно сжигали его,

приговаривая: Полно Зимушка зимовать – весна идёт. Сжигание чучела означало, что

каждый должен накануне Великого поста сжечь всё злое и дурное в своих помыслах и

делах.

Этот последний день праздника назывался ещё Прощёным воскресением. Люди

просили друг у друга прощения за вольные и невольные обиды. После него наступает

Великий пост. Начинается особый труд души – она учится покаянию, любви и

согласию.

Физминутка:

Давайте с вами немного отдохнём и поводим хоровод «Во поле берёза стояла».

(учащиеся водят хоровод)

Мы пели песню про берёзу, а символом какого праздника являются веточки берёзы.

(это Троица)

Об этом празднике мы прочитаем в учебнике, на стр. 80. (чтение по ученику).

Что вы узнали об этом празднике?

Троица разделяла весну и лето. Само название связано с тем, что Бог существует в трёх

единых лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В церквях происходило

торжественное богослужение.

Этот праздник называют ещё праздником берёзки. Ветви её приносили в церковь,

освящали их на службе, а потом уносили домой и хранили у икон целый год.

А какой праздник будут отмечать люди в это воскресенье? (Пасха)

Пасха считается самым большим праздником. Это праздник праздников. Он

символизирует победу добра над злом, жизни над смертью. Пасха – это праздник,

посвящённый Воскресению Иисуса Христа.

Послушаем стихотворение:

(под звуки колокольного звона Света читает стихотворение)

Под напев молитв пасхальных,

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одевается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Как у каждого большого церковного праздника, у Пасхи есть свои нарядные обряды –

для пасхального стола пекут куличи, готовят творожную пасху.

Кулич – это сдобный хлеб. В него добавляют много яиц, масла, молока, изюма, сахара.

Форма его бывает круглой, высокой, а посередине верхушки – крест из теста.

Пасха – это сделанное из творога кушанье, в форме пирамиды. В него кладут изюм,

орехи.

А что является символом этого праздника? (яйцо)

Яйцо – это символ новой жизни, чистой, светлой. Яйца окрашивали в разные цвета,

наносили на них рисунки, натирали маслом, чтоб они блестели.

Давайте и мы раскрасим с вами яйца (дети раскрашивают картинки, в виде яиц).

В Светлое Христово воскресение верующие радостно приветствуют друг друга

словами: Христос воскрес! И отвечают: Воистину воскресе! Обмениваются яйцами.

(обмен яйцами).

На Пасху разрешалось всем желающим звонить в колокола. Колокольный звон лечит

душу, восстанавливает силы человека. Давайте и мы послушаем запись звона

колоколов.

(запись пасхального перезвона)

Н а Пасху в деревнях проводили игры и забавы с яйцами.

Я тоже приглашаю вас поиграть.

(игра с яйцами)

Каждый праздник имеет свой смысл.

Работа в тетради, стр.29.

Тренинг «Смысл праздников» (дети выполняют под музыку)

Праздников очень много. В праздничные дни мы отдыхаем, радуемся, благодарим,

миримся, вспоминаем, поминаем. Праздник – это день, когда душа трудится в радости.

В будни осуждалась лень, а в праздники – уныние.

Урок наш подошёл к концу. С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите.

(учащиеся показывают карточки с улыбкой)

Я рада вашему отличному настроению. Хочу поблагодарить вас за хорошую работу на

уроке и приятное общение. Посмотрите друг на друга и поблагодарите за работу,

скажите тёплые слова.



В раздел образования