Автор: Майненгер Виктория Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Пыть-Ях Ханты-Мансийский АО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Государственные праздники России"
Раздел: дополнительное образование
Урок истоки во 2 классе.
Тема: Праздники.
Цели:
1)
Дать учащимся целостное восприятие праздника; обобщить знания о
праздниках; познакомить с традициями народных праздников; пробудить
интерес к старинным русским обрядам.
2) Развивать умение общаться; способствовать ориентированию на добрые
отношения друг с другом; приобщать к истокам культурных традиций
русского народа.
3) Воспитывать дружелюбие.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Дорогие ребята мы продолжаем наше увлекательное путешествие в мир истоков.
С каким настроением вы пришли на урок? Покажите мне.
С хорошим настроением мы начинаем наш урок.
2. Присоединение.
Послушайте загадку и постарайтесь её отгадать:
В Новый год пришёл он в дом.
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез (календарь).
Почему некоторые дни в календаре отмечены чёрным цветом, а другие – красным?
(Чёрным цветом – рабочие дни, красным – праздники).
Правильно, дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы труду. А
праздники? А праздники – отдыху. Так ли это мы и узнаем сегодня на уроке.
А что такое, по-вашему, праздник? В толковом словаре В.И.Даля есть такое объяснение
праздника.
(зачитывает Женя в словаре)
Женя: Праздник – день, посвященный отдыху, не деловой, не работный;
день, празднуемый по уставу церкви, или по случаю и в память события
гражданского, государственного или местному обычаю, по случаю, относящемуся до
местности, до лица.
3.Ресурсный круг «Любимые праздники».
Подойдите и выберите открытку с вашим любимым праздником.
Скажите, почему именно этот праздник является любимым?
А как вы готовитесь к праздникам?
В старину к праздникам начинали готовиться заранее: хозяйки наводили чистоту во
всех углах дома – от чердака до погреба, заново белили печи, мыли столы, лавки, полы,
готовили праздничную посуду, тщательно выметали мусор со двора и перед порогом.
Закупали множество продуктов для праздничного стола.
4. Основной этап.
Почему день рождения не отмечен в календаре? (его отмечают не все, а только семья)
Значит, не все праздники одинаковые.
Попробуем поделить их на группы. Назовите праздники, которые отмечает только ваша
семья? ( день рождения, юбилей, свадьба, новоселье).
В какую группу их объединим? (семейные)
Назовите самые главные праздники, которые празднует вся страна? (День Победы,
День Конституции, День защитников Отечества и др.)
Это государственные праздники.
А мне ещё нравится праздник – День Учителя. Почему? Назовите профессии ваших
родителей (учащиеся называют профессии родителей). К какой группе их отнесём?
(профессиональные)
В каждом городе и селе тоже есть свой праздник – день города, села.
(В августе мы отмечаем праздник День Тарногского городка.)
А в какую группу отнесём такие праздники, как Рождество, крещение? (христианские)
(показ презентации «Праздники»)
Праздники
Государственные семейные профессиональные христианские дни города, села
Каждый праздник имеет свои песни? Угадайте, о каком празднике данная песня?
(прослушивание грамзаписи)
Христианские праздники славятся своими символами.
Символом какого праздника являются блины? (масленица)
Что вы знаете о Масленице?
Этот праздник не так давно прошёл.
Масленица разделяла 2 главных периода года – зиму и весну.
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали – на 7 недель,
Оказалось – на 7 дней.
Праздновалась Масленица целую неделю. Каждый день имел своё название. Любимым
занятием было катание на санях. Строили ледяные горки, катались с них. Были
слышны песни, шутки, смех. Праздник был озорной и весёлый. Участвовали все: и
старики, и молодые, и дети.
В последний день Масленицы делали чучело из соломы. Торжественно сжигали его,
приговаривая: Полно Зимушка зимовать – весна идёт. Сжигание чучела означало, что
каждый должен накануне Великого поста сжечь всё злое и дурное в своих помыслах и
делах.
Этот последний день праздника назывался ещё Прощёным воскресением. Люди
просили друг у друга прощения за вольные и невольные обиды. После него наступает
Великий пост. Начинается особый труд души – она учится покаянию, любви и
согласию.
Физминутка:
Давайте с вами немного отдохнём и поводим хоровод «Во поле берёза стояла».
(учащиеся водят хоровод)
Мы пели песню про берёзу, а символом какого праздника являются веточки берёзы.
(это Троица)
Об этом празднике мы прочитаем в учебнике, на стр. 80. (чтение по ученику).
Что вы узнали об этом празднике?
Троица разделяла весну и лето. Само название связано с тем, что Бог существует в трёх
единых лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В церквях происходило
торжественное богослужение.
Этот праздник называют ещё праздником берёзки. Ветви её приносили в церковь,
освящали их на службе, а потом уносили домой и хранили у икон целый год.
А какой праздник будут отмечать люди в это воскресенье? (Пасха)
Пасха считается самым большим праздником. Это праздник праздников. Он
символизирует победу добра над злом, жизни над смертью. Пасха – это праздник,
посвящённый Воскресению Иисуса Христа.
Послушаем стихотворение:
(под звуки колокольного звона Света читает стихотворение)
Под напев молитв пасхальных,
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краёв.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес.
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одевается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
Как у каждого большого церковного праздника, у Пасхи есть свои нарядные обряды –
для пасхального стола пекут куличи, готовят творожную пасху.
Кулич – это сдобный хлеб. В него добавляют много яиц, масла, молока, изюма, сахара.
Форма его бывает круглой, высокой, а посередине верхушки – крест из теста.
Пасха – это сделанное из творога кушанье, в форме пирамиды. В него кладут изюм,
орехи.
А что является символом этого праздника? (яйцо)
Яйцо – это символ новой жизни, чистой, светлой. Яйца окрашивали в разные цвета,
наносили на них рисунки, натирали маслом, чтоб они блестели.
Давайте и мы раскрасим с вами яйца (дети раскрашивают картинки, в виде яиц).
В Светлое Христово воскресение верующие радостно приветствуют друг друга
словами: Христос воскрес! И отвечают: Воистину воскресе! Обмениваются яйцами.
(обмен яйцами).
На Пасху разрешалось всем желающим звонить в колокола. Колокольный звон лечит
душу, восстанавливает силы человека. Давайте и мы послушаем запись звона
колоколов.
(запись пасхального перезвона)
Н а Пасху в деревнях проводили игры и забавы с яйцами.
Я тоже приглашаю вас поиграть.
(игра с яйцами)
Каждый праздник имеет свой смысл.
Работа в тетради, стр.29.
Тренинг «Смысл праздников» (дети выполняют под музыку)
Праздников очень много. В праздничные дни мы отдыхаем, радуемся, благодарим,
миримся, вспоминаем, поминаем. Праздник – это день, когда душа трудится в радости.
В будни осуждалась лень, а в праздники – уныние.
Урок наш подошёл к концу. С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите.
(учащиеся показывают карточки с улыбкой)
Я рада вашему отличному настроению. Хочу поблагодарить вас за хорошую работу на
уроке и приятное общение. Посмотрите друг на друга и поблагодарите за работу,
скажите тёплые слова.