Автор: Жиркова Анжела Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский - сад "Кэнчээри"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Амгинский улус с.Амга
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ
5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
Formation of gender-role behavior of boys 5-6 years in the game
Жиркова Анжела Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Центр развития
ребенка-детский сад «Кэнчээри»
Якутия, Россия
Zhirkova Angela Nikolaevna
The municipal budgetary pre-school educational institution
"Child Development Center - Kindergarten Kencheery»
Yakutia, Russia
Аннотация. В
статье
обобщаются
результаты
исследований
по
проблеме
воспитания
полоролевого
поведения
мальчиков
старшего
дошкольного возраста. А также представлен опыт работы по формированию
социальных навыков и умений мальчиков в процессе игры.
Annotation. The article summarizes the results of studies on the problem of
raising gender role behavior of senior preschool age boys. The work experience
on formation of social skills and abilities of boys in the game process is also
presented in this article.
Ключевые
слова: полоролевое
поведение
мальчиков,
полоролевые
особенности, полоролевая культура, ценностные отношения, мужественное
поведение.
Keywords:
sex-role
behavior
of
boys,
sex-role
characteristics,
sex-role
culture, value attitude
На
современном
этапе
развития
общества
одной
из
целей
образовательных учреждений становится создание условий для становления
личности ребенка с учетом его полоролевой идентичности.
Цель
нашего
исследования: изучение и обоснование педагогических
условий эффективного формирования полоролевого поведения мальчиков
5-6 лет в процессе игры.
При
этом
мы
предполагали,
что
эффективное
формирование
полоролевого поведения мальчиков 5-6 лет в процессе игры возможно при
следующих педагогических условиях:
-
разработки и обоснования содержания работы с детьми по проблеме
исследования;
-
систематизации
разнообразия
игр
по
дидактическим
и
развивающим
задачам;
- обогащения содержания работы с родителями по полоролевому воспитанию
мальчиков.
Научно
теоретическая
новизна
исследования
заключает ся
в
обосновании
педагогических
условий
эффективного
формирования
полоролевого
поведения
мальчиков
5-6
лет
в
процессе
игры,
а
также
в разработке методических рекомендаций для педагогов ДОО.
С
целью
выявления
уровня
полоролевого
поведения
старших
дошкольников был проведен констатирующий срез.
Выбранные нами 3 методики были нацелены на выявление знаниевого,
ценностно-эмоционального и поведенческого аспектов развития личности
детей по полоролевой принадлежности. Использовали беседу для выявления
представлений
ребенка
о
положительных,
нравственных
чертах
сильного
пола как защитников и хранителей семейного очага; рисунок человека - для
выявления степени выраженности полоролевой идентичности ребёнка, при
анализе рисунков мы использовали шкалу признаков по Гудинафф – Каррису,
содержащего
10
категорий
информативных
признаков;
организовали
наблюдение за игровой деятельностью детей для выявления особенностей
взаимодействия мальчиков в игре.
В результате проведения методик был выявлен в целом недостаточный
уровень сформированности полоролевого поведения мальчиков: у
детей
обнаружился лишь средний уровень сформированности
представлений, и
эмоционального
отношения,
и
поведенческого
аспекта
по
отношению
к
другим.
На
основании
результатов,
полученных
на
констатирующем
этапе,
нами была запланирована и проведена работа включающая в себя разделы:
«Создание предметно-развивающей среды», «Работа с детьми» и «Работа
с родителями».
1. С учётом полоролевого воспитания была построена развивающая
среда в группе. Игровая среда была создана совместно с родителями, с
детьми. Дети вместе с родителями создавали рукотворные игрушки. Было
создано пространство для игр мальчиков, и игрушек с учётом их полового
признака. Например, д л я
мальчиков м ы создали новый центр игры
«Хоодуот»,
в котором д е т и могли б ы реализовать с во й творческий
потенциал, там имеются разные наборы картинок с изображением взрослых
с ярко выраженными особенностями внешности, картинки, где хорошо видны
эмоциональные
состояния
(радость,
веселье,
слёзы,
гнев),
дидактические
игры,
по
которым
дети
могут
связывать
эмоциональные
состояния
с
определёнными
действиями,
схемы-действия,
отражающие
культурные
эталоны
поведения
представителей
мужского
пола,
размещение
схем-
действий, способствующих усвоению правил мужского поведения, наиболее
интенсивно
группируется
в
местах
встречи
мальчиков
и
девочек,
уже
заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность,
свободу,
лего - конструкторы, машины разных размеров, марок,
набор
солдатиков, набор инструментов, разные энциклопедии и дидактические
игры,
развивающие
мужественность.
Разработали
специально
игры
настольные, отражающие мужской характер, мужское поведение. Например,
такую игру как «Оцени поступок», «Найди орудия Богатыря Урун Уолан».
Хочется отметить, что дети с удовольствием разворачивают игровой
сюжет для реализации своих творческих замыслов.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом полоролевых
особенностей, обратили особое внимание на следующее:
-
привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью
привлечения
детей
к
отражению
в
игре
социально
одобряемых
образов
мужского поведения;
- достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой мальчики
воспроизводят модель социального поведения мужчины - отца;
-
н а л и ч и е
ат р и бу т и к и
и
м а р ке р о в
и г р о в о го
п р о с т р а н с т в а
для
игр
-
«путешествий»
в
которых
для
мальчиков
представляется
возможность проиграть мужскую модель поведения.
2. По работе с детьми нами разработаны 4 серии разнообразия игр.
Каждая
серия
игр
предназначена
для
развития
конкретных
качеств
у
мальчиков:
1 серия игр была направлена на формирование полоролевой идентификации у
мальчиков.
2 серия игр была направлена
на развитие ценностных представлений об
отце.
3
серия
игр
нацелена
на
формирование
предпосылок
мужественного
поведения у мальчиков.
4
серия
игр
ориентирована
на
формирование
ценностного
отношения
мальчиков к девочкам.
По
названным
сериям
проведены:
игры-тренинги,
игры-ситуации,
имитационные
игры,
состязательные
игры,
игры-драматизации,
сюжетно-
дидактические игры и др.
3.
Проведена большая работа с родителями-отцами:
-
Организовано
творческое
объединение
отцов.
Они
организуют
соревнования, экскурсии по месту работы родителей-отцов, субботники по
благоустройству и созданию катка, лыжни и др.
-
В
мини-музее
группы
отцы
собрали
экспонаты,
которые
показывают
увлечения и занятия предков (старинная утварь, доспехи воинов, орудия
труда охотников, шкуры добытой дичи и животных).
-
Организованы
совместные
спортивные
состязания
«Сын
и
отец»
по
перетягиванию палки, шашкам, якутским настольным и подвижным, лыжной
гонке.
- Проводятся круглые столы, консультации, беседы, тематические домашние
задания отцам на темы «Хороший отец-большое счастье», «Роль семейных
традиций в воспитании ребенка».
Таким
образом,
комплексная
работа
по
созданию
в
детском
саду
условий,
способствующих
выработке
навыков полоролевой
культуры
поведения у мальчиков, принесла положительные результаты.
Сравнивая
результаты
методик
констатирующего
и
контрольного
этапов
исследования,
мы
можем
сделать
вывод,
что
урове нь
сформированности полоролевого поведения у мальчиков старшей группы
стал
выше.
У
детей
повысилась
мотивация
к
проявлениям
ценностного
отношения к своим сверстникам, девочкам, к своим отцам. Мальчики стали
более
уважительно
относиться
к
девочкам,
интересоваться
занятиями
и
увлечениями своих отцов, проявлять интерес и любознательность к мужским
профессиям.
Результаты
исследования
позволяют
нам
заявить,
что
для
формирования культуры поведения мальчиков обязательно нужно развивать
его базовые компоненты как установление мальчиками своей полоролевой
идентичности,
сформированность
ценностных
представлений
об
отце
и
отцовстве, сформированность ценностного отношения мальчиков к девочкам,
и осознанное понимание и проявление мужественности как наиважнейшего
личностного качества мальчиков.
Полученные данные эксперимента свидетельствуют о динамике роста у
детей
этих
ценностных
качеств
личности,
которые
составляют
основу
полоролевого поведения мальчиков
Повышению положительных показателей по проблеме исследования,
безусловно, способствовали: во-первых, проведение разнообразия игр - игр-
тренингов,
игр-ситуаций, имитационных
игр,
состязательных
игр,
игр-
драматизаций,
сюжетно-дидактических
игр
нацеленных
на
формирование
предпосылок
мужественного
поведения у мальчиков, на формирование
отношения
мальчиков
к
девочкам,
во-вторых,
создание
содержательной
предметно-развивающей среды с учетом полоролевых отличий, в-третьих,
организация систематической и планомерной работы с родителями, особенно
с отцами как образцов мужского поведения.
Родители
воспитанников
приобрели
знания
об
особенностях
воспитания детей разного пола. Некоторые родители стали замечать в детях
такие качества как добросовестность, желание помочь маме, папе, бабушке.
Р а с ш и р и л с я
к р у г о з о р
д е т е й ,
у в е л и ч и л с я
о б ъ е м
з н а н и й
о
содержании
социальных
ролей
мужчины
и
женщины.
Наблюдения
за
детьми
в
повседневной
жизни
показывает,
что
выросла
культура
поведения
и
общения
детей:
мальчики
стали
более
внимательными
по отношению к девочкам. Дети знают половую принадлежность своего
имени,
отношение
к
нему.
Я
думаю,
что
наработанный
опыт
нашего
педагогического
коллектива
будет
углубляться
и
совершенствоваться
в дальнейшем.
Таким
образом,
опыт,
полученный
в
процессе
реализации
работы
показал,
что
опыт
работы
по
формированию
полоролевого
поведения
мальчиков
в
детском
саду
дает
положительный
отклик
в
полоролевом
развитии детей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что проделанная
работа по формированию полоролевого поведения мальчиков способствует
повышению уровня сформированности полоролевого поведения, т.е. наша
ги п от е за
д о ка за н а .
Н а р а б от а н н ы й
о п ы т,
буд е т
у гл у б л я т ь с я
и совершенствоваться, поскольку тема очень актуальна на современном этапе
и
имеет
интересные
перспективы
для
дальнейшего
развития
в
работе
с детьми дошкольного возраста.