Напоминание

Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории.


Автор: Никифорова Антонина Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Сотниковская СОШ"
Населённый пункт: с. Сотниково
Наименование материала: Статья
Тема: Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории.
Раздел: полное образование





Назад




Проектно- исследовательская деятельность

учащихся на уроках истории.

Никифорова А.П.

В настоящее время российская школа переживает серьёзные преобразования.

На смену парадигме знаний, умений и навыков прочно вошел ФГОС - федеральный

государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат

формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий

.

Модернизация образования нацелена на создание условий для самоопределения и

самореализации личности, развития способности к самоидентификации в культурно-

историческом пространстве, к определению своих ценностно-мировоззренческих

приоритетов на основе осмысления социального опыта, накопленного

предшествующими поколениями, достижение конкретных результатов в виде

сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности, социально-

значимых ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической и

других сферах общества.

Особое внимание в новых стандартах образования уделяется организации проектно-

исследовательской деятельности учащихся. Под учебным проектом подразумевается

комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ. При

использовании метода проектов на уроках истории и обществознания, учащимся

предлагается ряд ситуаций, в которых просматривается противоречие, они должны

обозначить это противоречие и возникающую проблему.

Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:

1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.

2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках тематики.

3. Распределение задач по группам, поиск информации.

4. Составление технологической карты

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

6. Презентация проектов.

8. Коллективное обсуждение. Выводы.

При этом основным принципом является - использование исследовательских

проектов разных типов, например:

Исследовательские проекты: нир «Проблемы избирательного права», «В.Верещагин»

Творческие проекты нир «Сто лет в истории или судьба здания»

Информационные – нир «Дети войны», «Георгий Москалев: солдат и художник» и

другие работы.

Работая над проектом, учащиеся проводят социологические опросы, составляют

схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историческими источниками. Все это

позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с

информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы

Смысл работы с источниками заключается в формировании компетенций,

необходимых для жизни в поликультурном мире (готовность и способность понимать

мнение „другого“, аргументировать свое мнение и слышать аргументы оппонентов,

ценить многообразие мира, сотрудничать с людьми других этносов, культур, религий), а

не только в лучшем запоминании историографических сведений.

Применяются различные приемы организации познавательной деятельности, начиная с

пятых классов: выполнение познавательных заданий на выявление оценок прошлого

представленных в исторических источниках, текстах художественных произведений ;

выполнение творческих образных заданий; презентация на уроке ─ это знакомство с

другими интерпретациями того же самого исторического сюжета одноклассниками и,

одновременно, возможность укрепиться или усомниться в собственном мнении;

выполнение заданий, содержащих одну или несколько оценок прошлого и предлагающих

ученику высказать свое суждение об историческом событии или личности.

Знакомя учеников, например, с величайшими открытиями ученых-историков –

создается представление, что историческое знание (как и любое научное знание) есть

знание авторское, также продолжаю формирование умения понимать,

воспроизводить и анализировать версии, причины, сущности, последствия и

значение исторических событий, деятельности исторических личностей. Подготовка

проектно-исследовательских работ – эссе по спорным вопросам истории.

Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения

(позицию, отношение) при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию

достоверными историческими фактами, опираться на мнения авторитетных, известных

исследователей.

-. Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на

уроках истории и обществознания удается:

Повысить творческую активность учащихся на уроке;

развивать их логическое и критическое мышление;

повысить уровень их конкурентоспособности;

расширить кругозор школьников.

Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в

области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили

учащиеся в ходе проектной деятельности:

опыт работы с большим объемом информации;

опыт проведения презентации;

умение оценивать ситуацию и принимать решения;

умение работать в коллективе;

умение структурировать информацию;

умение индивидуально планировать работу;

умение работать в команде.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися

прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию

критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который

препятствует совершенствованию учебной деятельности.



В раздел образования