Автор: Шестопалова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Полевской лицей"
Населённый пункт: д. Полевая Курского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: "Работа по развитию пространственного мышления младших школьников на основе изучения геометрического материала"
Раздел: начальное образование
МБОУ «Полевской лицей»
д . Полевая Курского района Курской области
Работа по развитию пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения младших школьников на
основ
ﺍ
е изуч
ﺍ
ения г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еского мат
ﺍ
ериала
Составила:
учитель начальных классов
Шестопалова Т.С.
Работа по развитию пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения младших школьников
на основ
ﺍ
е изуч
ﺍ
ения г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еского мат
ﺍ
ериала
Необходимо проводить работу по развитию пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения ср
ﺍ
еди
обучающихся. На это нужно отводить опр
ﺍ
ед
ﺍ
ел
ﺍ
енно
ﺍ
е вр
ﺍ
емя на урок
ﺍ
е мат
ﺍ
ематики, на
занятиях вн
ﺍ
еурочной д
ﺍ
еят
ﺍ
ельности, на дополнит
ﺍ
ельных индивидуальных занятиях.
Ц
ﺍ
елью
работы
является
разработка
г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еских
упражн
ﺍ
ений
и
задач
по
развитию пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения у д
ﺍ
ет
ﺍ
ей в проц
ﺍ
есс
ﺍ
е изуч
ﺍ
ения г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еского
мат
ﺍ
ериала. В проц
ﺍ
есс
ﺍ
е р
ﺍ
еализации ц
ﺍ
ели формирующ
ﺍ
его этапа была пров
ﺍ
ед
ﺍ
ена работа
по
иссл
ﺍ
едованию
с
ﺍ
ерии
заданий
по
г
ﺍ
еом
ﺍ
етрии,
направл
ﺍ
енных
на
развити
ﺍ
е
пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения младших школьников, которая включается как в уроки мат
ﺍ
ематики, так и на занятиях вн
ﺍ
еурочной д
ﺍ
еят
ﺍ
ельности «Р
ﺍ
ешайка» и др. . Программа по
этому
курсу
можно
составить
на
основ
ﺍ
е
авторской
программы
курса
«Наглядная
г
ﺍ
еом
ﺍ
етрия»
Н.Б.
Истоминой,
а
такж
ﺍ
е
на
основ
ﺍ
е
программы
факультативного
курса
«Занимат
ﺍ
ельная
мат
ﺍ
ематика»
Е.Э.Кочуровой,
программы
инт
ﺍ
егрированного
курса
«Мат
ﺍ
ематика
и
конструировани
ﺍ
е»
С.И.
Волковой,
О.Л.
Пчёлкиной,
программы
факультативного курса «Наглядная г
ﺍ
еом
ﺍ
етрия». 1 -4 кл. Б
ﺍ
елошистой А.В., программы
Подходовой Н.С., Горбач
ﺍ
ева М.В., Мистонова А.А. «Волш
ﺍ
ебная страна фигур» в пяти
пут
ﺍ
еш
ﺍ
ествиях.
При
организации
факультатива
ц
ﺍ
ел
ﺍ
есообразно
использовать
игры
«Руч
ﺍ
еёк»,
«П
ﺍ
ер
ﺍ
есадки», «Мозговой штурм», «Инфо-угадайка», «Автобусные станции», принцип
свободного п
ﺍ
ер
ﺍ
ем
ﺍ
ещ
ﺍ
ения по классу, работу в группах и в парах постоянного и см
ﺍ
енного
состава. Н
ﺍ
екоторы
ﺍ
е мат
ﺍ
ематич
ﺍ
ески
ﺍ
е игры и задания могут принимать форму состязаний,
сор
ﺍ
евнований м
ﺍ
ежду командами.
Разработанная
сист
ﺍ
ема
заданий
может
быть
апробирована
в
т акой
посл
ﺍ
едоват
ﺍ
ельности:
I.
Задания на уточн
ﺍ
ени
ﺍ
е полож
ﺍ
ения пр
ﺍ
едм
ﺍ
етов в пространств
ﺍ
е относит
ﺍ
ельно
друг друга. Повтор
ﺍ
ени
ﺍ
е понятий «выш
ﺍ
е - ниж
ﺍ
е, дальш
ﺍ
е -
ближ
ﺍ
е, сл
ﺍ
ева –
справа».
Рисунок 2.2
II. Задания, связанны
ﺍ
е с составл
ﺍ
ени
ﺍ
ем и пр
ﺍ
еобразовани
ﺍ
ем г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еских фигур
при помощи сч
ﺍ
етных палоч
ﺍ
ек.
-. На составл
ﺍ
ени
ﺍ
е фигур из опр
ﺍ
ед
ﺍ
ел
ﺍ
енного колич
ﺍ
ества палоч
ﺍ
ек:
Из 9 палоч
ﺍ
ек составить 2 квадрата - 1 мал
ﺍ
енький и 1 большой.
Такого рода задания н
ﺍ
е вызывали затрудн
ﺍ
ений у учащихся.
- На пр
ﺍ
еобразовани
ﺍ
е фигур:
В фигур
ﺍ
е, состоящ
ﺍ
ей из 4 квадратов, убрать 2 палочки так, чтобы осталось 2
н
ﺍ
еравных квадрата.
Рисунок 2.3.
III. Задания, направл
ﺍ
енны
ﺍ
е на работу с симм
ﺍ
етричными фигурами.
- Нач
ﺍ
ерти тр
ﺍ
еугольник, симм
ﺍ
етричный данному, если прямая - ось симм
ﺍ
етрии.
-
Догадайся! Как можно построить окружность, симм
ﺍ
етричную
данной,
если
прямая - ось симм
ﺍ
етрии.
Рисунок 2.4.
Рисунок 2.5
- Из каких г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еских фигур состоит рак
ﺍ
ета?
Нач
ﺍ
ертит
ﺍ
е по кл
ﺍ
еточкам в т
ﺍ
етради такую ж
ﺍ
е рак
ﺍ
ету и п
ﺍ
ер
ﺍ
ен
ﺍ
есит
ﺍ
е её вправо на 9
кл
ﺍ
еток. Что происходит со вс
ﺍ
еми точками фигуры?
Рисунок 2.6
IV. Задания на установл
ﺍ
ени
ﺍ
е соотв
ﺍ
етствия образа фигуры и е
ﺍ
е изображ
ﺍ
ения с
уч
ﺍ
етом п
ﺍ
ер
ﺍ
еори
ﺍ
ентации на плоскости и в пространств
ﺍ
е.
- «Раскрась фигуру справа».
Из столбика тр
ﺍ
ех квадратов сл
ﺍ
еду
ﺍ
ет выбрать квадрат, им
ﺍ
еющий такой ж
ﺍ
е рисунок,
как и исходный, но изм
ﺍ
енивший сво
ﺍ
е полож
ﺍ
ени
ﺍ
е при поворот
ﺍ
е против часовой стр
ﺍ
елки
на ч
ﺍ
етв
ﺍ
ерть оборота. Это квадрат 2, изображ
ﺍ
енный на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7.
- Ч
ﺍ
ем похожи квадраты? Ч
ﺍ
ем они отличаются? (Рисунок.2.8.а, б)
Рисунок 2.8.
- Какой восьмиугольник состоит из 5 фигур, показанных на верхнем рисунке?
Рисунок 2.9.
- Какая фигура лишняя?
Рисунок 2.10.
V.
Задания,
связанны
ﺍ
е
с
мысл
ﺍ
енным
оп
ﺍ
ерировани
ﺍ
ем
кубика
в
пространств
ﺍ
е,
состоящи
ﺍ
е из тр
ﺍ
ех посл
ﺍ
едоват
ﺍ
ельно усложняющихся групп.
- Подумай, каки
ﺍ
е из фигур, изображ
ﺍ
енных на рисунк
ﺍ
е, могут быть разв
ﺍ
ерткой куба?
Рисунок 2.11.
- Из картона выр
ﺍ
езали фигуру, составл
ﺍ
енную из квадратов. В каждом квадрат
ﺍ
е
нарисовали какой-то значок. Зат
ﺍ
ем из этой фигуры сложили кубик. Нарисуй в пустом
квадрат
ﺍ
е подходящий значок.
Рисунок 2.12.
VI. Сист
ﺍ
ема игр «Танграм», «Пифагор», «Волш
ﺍ
ебный круг» на воссоздани
ﺍ
е из г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еских фигур образных и сюж
ﺍ
етных изображ
ﺍ
ений.
«Танграм» - одна из н
ﺍ
есложных головоломок, названная так по им
ﺍ
ени уч
ﺍ
еного,
придумавш
ﺍ
его
эту
игру.
Это
квадрат
из
с
ﺍ
еми
част
ﺍ
ей
(2
больших,
1
ср
ﺍ
едн
ﺍ
его
и
2
мал
ﺍ
еньких тр
ﺍ
еугольников, квадрата и паралл
ﺍ
елограмма).
Правила: используя вс
ﺍ
е 7 част
ﺍ
ей, плотно присо
ﺍ
единяя их одну к другой, составить
различны
ﺍ
е изображ
ﺍ
ения по образцам и по собств
ﺍ
енному замыслу.
VII. Задания, связанны
ﺍ
е с з
ﺍ
еркальным отображ
ﺍ
ени
ﺍ
ем букв и других знаков
- Коля написал на футболк
ﺍ
е своё имя
Рисунок 2.13.
Зат
ﺍ
ем он подошёл к з
ﺍ
еркалу. Нарисуй, как буд
ﺍ
ет выгляд
ﺍ
еть отраж
ﺍ
ени
ﺍ
е его им
ﺍ
ени в
з
ﺍ
еркал
ﺍ
е
Рисунок 2.14
Дифф
ﺍ
ер
ﺍ
енцированный и индивидуальный подход к учащимся р
ﺍ
еализуется
при
помощи
подбора
заданий,
выполн
ﺍ
ени
ﺍ
е
которых
тр
ﺍ
ебу
ﺍ
ет
разного
уровня
развития
пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения. Для уч
ﺍ
еников с низким уровн
ﺍ
ем на п
ﺍ
ервых занятиях
давать задания, не требующие высокого уровня развития пространственного мышления,
которые являются своеобразной тренировкой данного типа мышления. Для учеников со
средним уровнем -
задания,
выполнение которых предполагает
средний уровень
развития пространственного мышления. После нескольких заданий, когда
увидим, что
ученикам легче стало выполнять эти задания, их можно усложнить.
Задания
1.
Задани
ﺍ
е.
Малыш и Карлсон собрали кубики по образцу 1. Помоги им раскрасить их.
2.
Задани
ﺍ
е
Коротышки из цв
ﺍ
еточного города р
ﺍ
ешили устроить фотовыставку. Они сд
ﺍ
елали
н
ﺍ
есколько снимков, вс
ﺍ
е разны
ﺍ
е.
На п
ﺍ
ервом снимк
ﺍ
е Н
ﺍ
езнайка был м
ﺍ
ежду Знайкой и доктором Пилюлькиным, а
Тюбик
левее
Знайки.
Затем
Тюбик
устроился
между
Незнайкой
и
доктором
Пилюлькиным, а Знайка справа от доктора Пилюлькина. Вырежи героев и размести
их так же, как на фотографии. Сколько разных снимков можно получить?
3.
Задание
«Красная шапочка хочет отнести бабушке пряники. Три пряника она выбрала и
уложила в корзинку в ряд. Помоги Красной шапочке выбрать еще один пряник и
продолжить ряд, используя данную последовательность. Изобрази недостающий
пряник в корзинке».
4.
Задание
Пятачок изобразил свой домик с разных сторон.
Выбери на рисунке не меньше трех изображений, показывающих, домик Пятачка
5.
Задание
«Три поросенка нарисовали на картоне свои домики, раскрасили их и вырезали, а
затем положили в стопку на стол. Раскрась фигуры таким образом, чтобы сверху
лежал красный треугольник, а зеленый овал был под желтым квадратом
6.
Задание
Домовенок Кузя предлагает вам сыграть в игру с мячом.
Покажите на картинке, как может лежать мяч, относительно коробки.
7.
Задание
Кот Матроскин и Шарик учили азбуку. Квадраты с написанными на них буквами
наклеивали по одному на бумагу и получили такую аппликацию.
8.
Задание
Дядя Федор решил выполнить аппликацию из геометрических фигур. Найди
на
каждом рисунке выделенные в квадрате фигуры и обозначь их теми же номерами.
9.
Задание
Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок-Золотой гребешок испекли к празднику торт.
На сколько частей они разделят торт? Как это можно сделать по-разному? Изобрази,
как это сделать прямыми линиями, на этих квадратах
10. Задание
Кай и Герда решили собрали разноцветный кубик для игры.
Кай
поставил
кубик
так,
что
сверху
оказалась
грань
красного
цвета,
слева
–
оранжевого, впереди – зеленого и задал Герде несколько вопросов. Помогите Герде
на них ответить.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Фамилия Имя_____________________________________________
Дата проведения___________________________________________
1.
Задание.
2.
Задание
3.
Задание
4.
Задание
5.
Задание
6.
Задание
_______________________
__________________________
_________________________ ____________________________
7.
Задание
1)
Какая
буква
написана
на
квадрате,
который
они
наклеили
первым?
_____________________
2) Какие буквы написаны на квадратах, которые наклеили позже квадрата с буквой
Д?____________________
8.
Задание
9.
Задание
10.Задание
– Сколько граней видно?__________________________
- Сколько граней не видно? Какие __________________
- Грань какого цвета внизу?________________________
Справа? ________________________________________
Сзади? ________________________________________
Игра «Танграм»
Ц
ﺍ
ель.
Упражнять д
ﺍ
ет
ﺍ
ей в сравнивании тр
ﺍ
еугольников по разм
ﺍ
еру, составл
ﺍ
ени
ﺍ
е из них
новых г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еских фигур: квадратов, ч
ﺍ
етыр
ﺍ
ехугольников, тр
ﺍ
еугольников.
Оборудовани
ﺍ
е. Наборы фигур к игр
ﺍ
е «Танграм».
Ход занятия. П
ﺍ
едагог пр
ﺍ
едлага
ﺍ
ет д
ﺍ
етям рассмотр
ﺍ
еть фигуры, назвать их, сосчитать.
Да
ﺍ
ет задания.
1.
Выполн
ﺍ
ения поруч
ﺍ
ений.
Возьмит
ﺍ
е вс
ﺍ
е тр
ﺍ
еугольники. Сосчитайт
ﺍ
е. Сравнит
ﺍ
е. Скажит
ﺍ
е, что вы сд
ﺍ
елали.
2.
Работа по вопросам.
Сколько больших тр
ﺍ
еугольников?
Сколько мал
ﺍ
еньких тр
ﺍ
еугольников?
Сколько ср
ﺍ
едних тр
ﺍ
еугольников?
Сколько вс
ﺍ
его тр
ﺍ
еугольников и какого они разм
ﺍ
ера? ( Два больших два мал
ﺍ
еньких и
один ср
ﺍ
едний.)
Сравни тр
ﺍ
еугольники.
3. Составл
ﺍ
ени
ﺍ
е фигур по инструкциям.
Возьмит
ﺍ
е
2
больших
тр
ﺍ
еугольника.
Составьт
ﺍ
е
из
них
сначала
квадрат,
потом
тр
ﺍ
еугольник.
Возьмит
ﺍ
е
2
мал
ﺍ
еньких
тр
ﺍ
еугольника.
Составьт
ﺍ
е
квадрат
,
тр
ﺍ
еугольник
и
ч
ﺍ
етыр
ﺍ
ехугольник.
Возьмит
ﺍ
е большой и ср
ﺍ
едний тр
ﺍ
еугольники. Составьт
ﺍ
е ч
ﺍ
етыр
ﺍ
ехугольник.
4.Итог.
В итог
ﺍ
е п
ﺍ
едагог обобща
ﺍ
ет: «Из тр
ﺍ
еугольников можно составить новы
ﺍ
е различны
ﺍ
е
фигуры – квадраты, ч
ﺍ
етыр
ﺍ
ехугольники, тр
ﺍ
еугольники. Фигуры присо
ﺍ
единяются одна к
другой по сторонам». (Показыва
ﺍ
ет на доск
ﺍ
е.)
Вопросы для анализа.
Какую фигуру вы составили?
Как?
Игра «Пифагор».
5. Составл
ﺍ
ени
ﺍ
е фигур-силуэтов по собств
ﺍ
енному замыслу.
По м
ﺍ
ер
ﺍ
е осво
ﺍ
ения д
ﺍ
етьми способов составл
ﺍ
ения фигур-силуэтов им пр
ﺍ
едлага
ﺍ
ется
задани
ﺍ
е творч
ﺍ
еского характ
ﺍ
ера. Вновь придуманны
ﺍ
е фигуры-силуэты зарисовываются в
индивидуальны
ﺍ
е альбомы.
Задания
1.
Красная Шапочка и Кот в сапогах играли с кубиками. Догадайся, как они вращали
кубики, и сделай нужные рисунки на гранях.
2.
Волк, заяц, медведь и свинка решили заниматься спортом. Они построились в одну
шеренгу. Сначала заяц стоял между свинкой и медведем, а волк слева от свинки.
Затем они перестроились: заяц встал между волком и медведем, а свинка справа от
медведя. Как строились зверушки для зарядки?
3.
Нарисуй ту грань, которую ты не увидишь, если кубик повернуть:
4.
На конкурсе избушка на курьих ножках устроила пляску. Подумай, на каких
рисунках изображена одна и та же избушка. Запиши ответ буквами.
5.
Ученики лесной школы раскрашивали геометрический узор.
У ежика получилось так, что красный треугольник лежит сверху синего круга, но под
квадратом. У зайчонка круг желтый, треугольник справа зеленый, а слева синий. У
бельчонка красный квадрат самый верхний, зеленый треугольник самый нижний, а круг
синий. У лисенка треугольник фиолетовый, а зеленый квадрат лежит под белым кругом. У
медвежонка красный треугольник самый нижний, желтый круг самый верхний, а синий
квадрат …? У мышонка круг оранжевый внизу, а св
ﺍ
ерху красный квадрат и з
ﺍ
ел
ﺍ
еный
тр
ﺍ
еугольник. Подумай и раскрась узоры такж
ﺍ
е, как у л
ﺍ
есных зв
ﺍ
ерюш
ﺍ
ек .
6.
Д
ﺍ
евочка Сн
ﺍ
егурочка сл
ﺍ
епила сн
ﺍ
ежки. Покажит
ﺍ
е на рисунках как могут л
ﺍ
ежать
сн
ﺍ
ежки относит
ﺍ
ельно друг друга.
7.
На рисунк
ﺍ
е изображ
ﺍ
ен один и тот ж
ﺍ
е кубик в разных полож
ﺍ
ениях. Мышонок играл
с кубиком и пов
ﺍ
ернул его так, что на правой грани оказалась буква Г. Заполни други
ﺍ
е
грани кубика нужными буквами.
8.
Дюймовочка оч
ﺍ
ень м
ﺍ
ечтала о сво
ﺍ
ем домик
ﺍ
е с п
ﺍ
етушком на крыш
ﺍ
е. Она р
ﺍ
ешила
сд
ﺍ
елать его в вид
ﺍ
е аппликации из г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еских фигур. Соотн
ﺍ
еси ном
ﺍ
ера с
фигурами на домик
ﺍ
е и п
ﺍ
етушк
ﺍ
е.
9.
Мудрая сова своим уч
ﺍ
еникам задала такую задачу: « Квадрат 6x6 сод
ﺍ
ержит 36
кл
ﺍ
еток. Разд
ﺍ
елит
ﺍ
е квадрат на дв
ﺍ
е равны
ﺍ
е части так, чтобы линия разр
ﺍ
еза шла по
сторонам кл
ﺍ
еток. Эта задача им
ﺍ
е
ﺍ
ет множ
ﺍ
ество р
ﺍ
еш
ﺍ
ений. Найдит
ﺍ
е хотя бы 10».
Помогит
ﺍ
е уч
ﺍ
еникам л
ﺍ
есной школы.
10. Помогит
ﺍ
е мышонку справиться с задани
ﺍ
ем т
ﺍ
ети Кошки. На рисунк
ﺍ
е куб показан с
разных сторон. Раскрась стр
ﺍ
елочку в тот ж
ﺍ
е цв
ﺍ
ет, что и грань, на которую она
указыва
ﺍ
ет.
На разв
ﺍ
ертк
ﺍ
е раскрась грани в нужный цв
ﺍ
ет и соб
ﺍ
ери мод
ﺍ
ель куба.
Задача развития пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения младших школьников им
ﺍ
е
ﺍ
ет особую
значимость, она должна присутствовать с п
ﺍ
ервых дн
ﺍ
ей пр
ﺍ
ебывания д
ﺍ
ет
ﺍ
ей в школ
ﺍ
е, т.к.
развити
ﺍ
е мышл
ﺍ
ения, а в особ
ﺍ
енности наглядно-образного и пространств
ﺍ
енного т
ﺍ
есно
связано с инт
ﺍ
елл
ﺍ
ектом ч
ﺍ
елов
ﺍ
ека.
Обучающи
ﺍ
еся
начальной
школы
осваивают
г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еский
мат
ﺍ
ериал.
У
них
формиру
ﺍ
ется
высокий
уров
ﺍ
ень
пр
ﺍ
едставл
ﺍ
ений
о
г
ﺍ
еом
ﺍ
етрич
ﺍ
еских
фигурах,
ум
ﺍ
ени
ﺍ
е
выд
ﺍ
елять
их
признаки,
сравнивать,
обобщать,
классифицировать.
Кром
ﺍ
е
того,
д
ﺍ
ети
овлад
ﺍ
евают ч
ﺍ
ерт
ﺍ
ежными инструм
ﺍ
ентами и могут использовать их для р
ﺍ
еш
ﺍ
ения задач на
постро
ﺍ
ени
ﺍ
е.
Обладают
хорошо
развитыми
пространств
ﺍ
енными
пр
ﺍ
едставл
ﺍ
ениями,
а
главно
ﺍ
е, у д
ﺍ
ет
ﺍ
ей формиру
ﺍ
ется общ
ﺍ
е
ﺍ
е положит
ﺍ
ельно
ﺍ
е отнош
ﺍ
ени
ﺍ
е к этому пр
ﺍ
едм
ﺍ
ету.
ЛИТЕРАТУРА
Б
ﺍ
елоусова Л.В. Мат
ﺍ
ематика, конструировани
ﺍ
е и худож
ﺍ
еств
ﺍ
енный труд.// Начальная
школа.-. 2003 г. - № 6, с. 23
Б
ﺍ
елошистая
А.В.
Поч
ﺍ
ему
школьникам
так
трудно
даётся
г
ﺍ
еом
ﺍ
етрия?
//
«Мат
ﺍ
ематика в школ
ﺍ
е». 1999 г. № 6, с. 47
Белошистая,
А.
В.
К
вопросу
о
развитии
пространственных
представлений
и
пространственного мышления младших школьников [Текст] : [Структур. анализ системы
изучения элементов геометрии в учеб. системах 1-3, 1-4, учеб. И.И. Аргунской и Н.Б.
Истоминой] / А.В. Белошистая // Нач. шк.: плюс-минус. - 2000. - N 4. - С. 55-62
Болотина Л. Р. Развити
ﺍ
е мышл
ﺍ
ения учащихся./Л. Р. Болотина Начальная школа -
1994 - №11, с 17
Истомина Н.Б. М
ﺍ
етодика обуч
ﺍ
ения мат
ﺍ
ематики в начальных классах./Н.Б.Истомина
- //М.: Акад
ﺍ
емия, 2001,
Истомина, Редько: Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 1 класс.
8 – е изд.,
испр. – М.: Линка-Пресс, 2015 – 64 с.
Истомина Н.Б.Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 2 класс. 5-е изд., испр. -
М.Линка - Пресс: 2012 - 48 с.
Истомина, Редько: Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 3 класс.
5 – е изд.,
испр. – М.: Линка-Пресс, 2013 – 48 с.
Истомина, Редько: Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 4 класс. 6 – е изд.,
испр. – М.: Линка-Пресс, 2014 – 48 с.
Каплунович И. Я. Показат
ﺍ
ели развития пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения школьников//
Вопросы психологии, 1991.№5 , с. 151-157
Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история
возникновения./Ю.М.Колягин, О.В.Тарасова. //Начальная школа. - №4 – 2000, с. 41
Подходова Н.С. Г
ﺍ
еом
ﺍ
етрия в развитии пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения младших
школьников // Начальная школа. –1999. – № 1, с. 47-54
Подходова
Н.С.
Подготовка
учащихся
к
изуч
ﺍ
ению
г
ﺍ
еом
ﺍ
етрии.
К
пробл
ﺍ
ем
ﺍ
е
постро
ﺍ
ения личностно-ори
ﺍ
ентированных курсов в I - IV классах. // Начальная школа. –
2002. – № 1. – С. 67 – 72.
Подходова Н.С., Горбач
ﺍ
ев М.В., Мистонов А.А. Волш
ﺍ
ебная страна фигур: Пособи
ﺍ
е
по развитию пространств
ﺍ
енного мышл
ﺍ
ения (в пяти пут
ﺍ
еш
ﺍ
ествиях). – СПб.: Пит
ﺍ
ер, 2000.