Напоминание

"Работа по развитию пространственного мышления младших школьников на основе изучения геометрического материала"


Автор: Шестопалова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Полевской лицей"
Населённый пункт: д. Полевая Курского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: "Работа по развитию пространственного мышления младших школьников на основе изучения геометрического материала"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Полевской лицей»

д . Полевая Курского района Курской области

Работа по развитию пространств

енного мышл

ения младших школьников на

основ

е изуч

ения г

еом

етрич

еского мат

ериала

Составила:

учитель начальных классов

Шестопалова Т.С.

Работа по развитию пространств

енного мышл

ения младших школьников

на основ

е изуч

ения г

еом

етрич

еского мат

ериала

Необходимо проводить работу по развитию пространств

енного мышл

ения ср

еди

обучающихся. На это нужно отводить опр

ед

ел

енно

е вр

емя на урок

е мат

ематики, на

занятиях вн

еурочной д

еят

ельности, на дополнит

ельных индивидуальных занятиях.

Ц

елью

работы

является

разработка

г

еом

етрич

еских

упражн

ений

и

задач

по

развитию пространств

енного мышл

ения у д

ет

ей в проц

есс

е изуч

ения г

еом

етрич

еского

мат

ериала. В проц

есс

е р

еализации ц

ели формирующ

его этапа была пров

ед

ена работа

по

иссл

едованию

с

ерии

заданий

по

г

еом

етрии,

направл

енных

на

развити

е

пространств

енного мышл

ения младших школьников, которая включается как в уроки мат

ематики, так и на занятиях вн

еурочной д

еят

ельности «Р

ешайка» и др. . Программа по

этому

курсу

можно

составить

на

основ

е

авторской

программы

курса

«Наглядная

г

еом

етрия»

Н.Б.

Истоминой,

а

такж

е

на

основ

е

программы

факультативного

курса

«Занимат

ельная

мат

ематика»

Е.Э.Кочуровой,

программы

инт

егрированного

курса

«Мат

ематика

и

конструировани

е»

С.И.

Волковой,

О.Л.

Пчёлкиной,

программы

факультативного курса «Наглядная г

еом

етрия». 1 -4 кл. Б

елошистой А.В., программы

Подходовой Н.С., Горбач

ева М.В., Мистонова А.А. «Волш

ебная страна фигур» в пяти

пут

еш

ествиях.

При

организации

факультатива

ц

ел

есообразно

использовать

игры

«Руч

еёк»,

«П

ер

есадки», «Мозговой штурм», «Инфо-угадайка», «Автобусные станции», принцип

свободного п

ер

ем

ещ

ения по классу, работу в группах и в парах постоянного и см

енного

состава. Н

екоторы

е мат

ематич

ески

е игры и задания могут принимать форму состязаний,

сор

евнований м

ежду командами.

Разработанная

сист

ема

заданий

может

быть

апробирована

в

т акой

посл

едоват

ельности:

I.

Задания на уточн

ени

е полож

ения пр

едм

етов в пространств

е относит

ельно

друг друга. Повтор

ени

е понятий «выш

е - ниж

е, дальш

е -

ближ

е, сл

ева –

справа».

Рисунок 2.2

II. Задания, связанны

е с составл

ени

ем и пр

еобразовани

ем г

еом

етрич

еских фигур

при помощи сч

етных палоч

ек.

-. На составл

ени

е фигур из опр

ед

ел

енного колич

ества палоч

ек:

Из 9 палоч

ек составить 2 квадрата - 1 мал

енький и 1 большой.

Такого рода задания н

е вызывали затрудн

ений у учащихся.

- На пр

еобразовани

е фигур:

В фигур

е, состоящ

ей из 4 квадратов, убрать 2 палочки так, чтобы осталось 2

н

еравных квадрата.

Рисунок 2.3.

III. Задания, направл

енны

е на работу с симм

етричными фигурами.

- Нач

ерти тр

еугольник, симм

етричный данному, если прямая - ось симм

етрии.

-

Догадайся! Как можно построить окружность, симм

етричную

данной,

если

прямая - ось симм

етрии.

Рисунок 2.4.

Рисунок 2.5

- Из каких г

еом

етрич

еских фигур состоит рак

ета?

Нач

ертит

е по кл

еточкам в т

етради такую ж

е рак

ету и п

ер

ен

есит

е её вправо на 9

кл

еток. Что происходит со вс

еми точками фигуры?

Рисунок 2.6

IV. Задания на установл

ени

е соотв

етствия образа фигуры и е

е изображ

ения с

уч

етом п

ер

еори

ентации на плоскости и в пространств

е.

- «Раскрась фигуру справа».

Из столбика тр

ех квадратов сл

еду

ет выбрать квадрат, им

еющий такой ж

е рисунок,

как и исходный, но изм

енивший сво

е полож

ени

е при поворот

е против часовой стр

елки

на ч

етв

ерть оборота. Это квадрат 2, изображ

енный на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7.

- Ч

ем похожи квадраты? Ч

ем они отличаются? (Рисунок.2.8.а, б)

Рисунок 2.8.

- Какой восьмиугольник состоит из 5 фигур, показанных на верхнем рисунке?

Рисунок 2.9.

- Какая фигура лишняя?

Рисунок 2.10.

V.

Задания,

связанны

е

с

мысл

енным

оп

ерировани

ем

кубика

в

пространств

е,

состоящи

е из тр

ех посл

едоват

ельно усложняющихся групп.

- Подумай, каки

е из фигур, изображ

енных на рисунк

е, могут быть разв

ерткой куба?

Рисунок 2.11.

- Из картона выр

езали фигуру, составл

енную из квадратов. В каждом квадрат

е

нарисовали какой-то значок. Зат

ем из этой фигуры сложили кубик. Нарисуй в пустом

квадрат

е подходящий значок.

Рисунок 2.12.

VI. Сист

ема игр «Танграм», «Пифагор», «Волш

ебный круг» на воссоздани

е из г

еом

етрич

еских фигур образных и сюж

етных изображ

ений.

«Танграм» - одна из н

есложных головоломок, названная так по им

ени уч

еного,

придумавш

его

эту

игру.

Это

квадрат

из

с

еми

част

ей

(2

больших,

1

ср

едн

его

и

2

мал

еньких тр

еугольников, квадрата и паралл

елограмма).

Правила: используя вс

е 7 част

ей, плотно присо

единяя их одну к другой, составить

различны

е изображ

ения по образцам и по собств

енному замыслу.

VII. Задания, связанны

е с з

еркальным отображ

ени

ем букв и других знаков

- Коля написал на футболк

е своё имя

Рисунок 2.13.

Зат

ем он подошёл к з

еркалу. Нарисуй, как буд

ет выгляд

еть отраж

ени

е его им

ени в

з

еркал

е

Рисунок 2.14

Дифф

ер

енцированный и индивидуальный подход к учащимся р

еализуется

при

помощи

подбора

заданий,

выполн

ени

е

которых

тр

ебу

ет

разного

уровня

развития

пространств

енного мышл

ения. Для уч

еников с низким уровн

ем на п

ервых занятиях

давать задания, не требующие высокого уровня развития пространственного мышления,

которые являются своеобразной тренировкой данного типа мышления. Для учеников со

средним уровнем -

задания,

выполнение которых предполагает

средний уровень

развития пространственного мышления. После нескольких заданий, когда

увидим, что

ученикам легче стало выполнять эти задания, их можно усложнить.

Задания

1.

Задани

е.

Малыш и Карлсон собрали кубики по образцу 1. Помоги им раскрасить их.

2.

Задани

е

Коротышки из цв

еточного города р

ешили устроить фотовыставку. Они сд

елали

н

есколько снимков, вс

е разны

е.

На п

ервом снимк

е Н

езнайка был м

ежду Знайкой и доктором Пилюлькиным, а

Тюбик

левее

Знайки.

Затем

Тюбик

устроился

между

Незнайкой

и

доктором

Пилюлькиным, а Знайка справа от доктора Пилюлькина. Вырежи героев и размести

их так же, как на фотографии. Сколько разных снимков можно получить?

3.

Задание

«Красная шапочка хочет отнести бабушке пряники. Три пряника она выбрала и

уложила в корзинку в ряд. Помоги Красной шапочке выбрать еще один пряник и

продолжить ряд, используя данную последовательность. Изобрази недостающий

пряник в корзинке».

4.

Задание

Пятачок изобразил свой домик с разных сторон.

Выбери на рисунке не меньше трех изображений, показывающих, домик Пятачка

5.

Задание

«Три поросенка нарисовали на картоне свои домики, раскрасили их и вырезали, а

затем положили в стопку на стол. Раскрась фигуры таким образом, чтобы сверху

лежал красный треугольник, а зеленый овал был под желтым квадратом

6.

Задание

Домовенок Кузя предлагает вам сыграть в игру с мячом.

Покажите на картинке, как может лежать мяч, относительно коробки.

7.

Задание

Кот Матроскин и Шарик учили азбуку. Квадраты с написанными на них буквами

наклеивали по одному на бумагу и получили такую аппликацию.

8.

Задание

Дядя Федор решил выполнить аппликацию из геометрических фигур. Найди

на

каждом рисунке выделенные в квадрате фигуры и обозначь их теми же номерами.

9.

Задание

Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок-Золотой гребешок испекли к празднику торт.

На сколько частей они разделят торт? Как это можно сделать по-разному? Изобрази,

как это сделать прямыми линиями, на этих квадратах

10. Задание

Кай и Герда решили собрали разноцветный кубик для игры.

Кай

поставил

кубик

так,

что

сверху

оказалась

грань

красного

цвета,

слева

оранжевого, впереди – зеленого и задал Герде несколько вопросов. Помогите Герде

на них ответить.

БЛАНК ОТВЕТОВ

Фамилия Имя_____________________________________________

Дата проведения___________________________________________

1.

Задание.

2.

Задание

3.

Задание

4.

Задание

5.

Задание

6.

Задание

_______________________

__________________________

_________________________ ____________________________

7.

Задание

1)

Какая

буква

написана

на

квадрате,

который

они

наклеили

первым?

_____________________

2) Какие буквы написаны на квадратах, которые наклеили позже квадрата с буквой

Д?____________________

8.

Задание

9.

Задание

10.Задание

– Сколько граней видно?__________________________

- Сколько граней не видно? Какие __________________

- Грань какого цвета внизу?________________________

Справа? ________________________________________

Сзади? ________________________________________

Игра «Танграм»

Ц

ель.

Упражнять д

ет

ей в сравнивании тр

еугольников по разм

еру, составл

ени

е из них

новых г

еом

етрич

еских фигур: квадратов, ч

етыр

ехугольников, тр

еугольников.

Оборудовани

е. Наборы фигур к игр

е «Танграм».

Ход занятия. П

едагог пр

едлага

ет д

етям рассмотр

еть фигуры, назвать их, сосчитать.

Да

ет задания.

1.

Выполн

ения поруч

ений.

Возьмит

е вс

е тр

еугольники. Сосчитайт

е. Сравнит

е. Скажит

е, что вы сд

елали.

2.

Работа по вопросам.

Сколько больших тр

еугольников?

Сколько мал

еньких тр

еугольников?

Сколько ср

едних тр

еугольников?

Сколько вс

его тр

еугольников и какого они разм

ера? ( Два больших два мал

еньких и

один ср

едний.)

Сравни тр

еугольники.

3. Составл

ени

е фигур по инструкциям.

Возьмит

е

2

больших

тр

еугольника.

Составьт

е

из

них

сначала

квадрат,

потом

тр

еугольник.

Возьмит

е

2

мал

еньких

тр

еугольника.

Составьт

е

квадрат

,

тр

еугольник

и

ч

етыр

ехугольник.

Возьмит

е большой и ср

едний тр

еугольники. Составьт

е ч

етыр

ехугольник.

4.Итог.

В итог

е п

едагог обобща

ет: «Из тр

еугольников можно составить новы

е различны

е

фигуры – квадраты, ч

етыр

ехугольники, тр

еугольники. Фигуры присо

единяются одна к

другой по сторонам». (Показыва

ет на доск

е.)

Вопросы для анализа.

Какую фигуру вы составили?

Как?

Игра «Пифагор».

5. Составл

ени

е фигур-силуэтов по собств

енному замыслу.

По м

ер

е осво

ения д

етьми способов составл

ения фигур-силуэтов им пр

едлага

ется

задани

е творч

еского характ

ера. Вновь придуманны

е фигуры-силуэты зарисовываются в

индивидуальны

е альбомы.

Задания

1.

Красная Шапочка и Кот в сапогах играли с кубиками. Догадайся, как они вращали

кубики, и сделай нужные рисунки на гранях.

2.

Волк, заяц, медведь и свинка решили заниматься спортом. Они построились в одну

шеренгу. Сначала заяц стоял между свинкой и медведем, а волк слева от свинки.

Затем они перестроились: заяц встал между волком и медведем, а свинка справа от

медведя. Как строились зверушки для зарядки?

3.

Нарисуй ту грань, которую ты не увидишь, если кубик повернуть:

4.

На конкурсе избушка на курьих ножках устроила пляску. Подумай, на каких

рисунках изображена одна и та же избушка. Запиши ответ буквами.

5.

Ученики лесной школы раскрашивали геометрический узор.

У ежика получилось так, что красный треугольник лежит сверху синего круга, но под

квадратом. У зайчонка круг желтый, треугольник справа зеленый, а слева синий. У

бельчонка красный квадрат самый верхний, зеленый треугольник самый нижний, а круг

синий. У лисенка треугольник фиолетовый, а зеленый квадрат лежит под белым кругом. У

медвежонка красный треугольник самый нижний, желтый круг самый верхний, а синий

квадрат …? У мышонка круг оранжевый внизу, а св

ерху красный квадрат и з

ел

еный

тр

еугольник. Подумай и раскрась узоры такж

е, как у л

есных зв

ерюш

ек .

6.

Д

евочка Сн

егурочка сл

епила сн

ежки. Покажит

е на рисунках как могут л

ежать

сн

ежки относит

ельно друг друга.

7.

На рисунк

е изображ

ен один и тот ж

е кубик в разных полож

ениях. Мышонок играл

с кубиком и пов

ернул его так, что на правой грани оказалась буква Г. Заполни други

е

грани кубика нужными буквами.

8.

Дюймовочка оч

ень м

ечтала о сво

ем домик

е с п

етушком на крыш

е. Она р

ешила

сд

елать его в вид

е аппликации из г

еом

етрич

еских фигур. Соотн

еси ном

ера с

фигурами на домик

е и п

етушк

е.

9.

Мудрая сова своим уч

еникам задала такую задачу: « Квадрат 6x6 сод

ержит 36

кл

еток. Разд

елит

е квадрат на дв

е равны

е части так, чтобы линия разр

еза шла по

сторонам кл

еток. Эта задача им

е

ет множ

ество р

еш

ений. Найдит

е хотя бы 10».

Помогит

е уч

еникам л

есной школы.

10. Помогит

е мышонку справиться с задани

ем т

ети Кошки. На рисунк

е куб показан с

разных сторон. Раскрась стр

елочку в тот ж

е цв

ет, что и грань, на которую она

указыва

ет.

На разв

ертк

е раскрась грани в нужный цв

ет и соб

ери мод

ель куба.

Задача развития пространств

енного мышл

ения младших школьников им

е

ет особую

значимость, она должна присутствовать с п

ервых дн

ей пр

ебывания д

ет

ей в школ

е, т.к.

развити

е мышл

ения, а в особ

енности наглядно-образного и пространств

енного т

есно

связано с инт

елл

ектом ч

елов

ека.

Обучающи

еся

начальной

школы

осваивают

г

еом

етрич

еский

мат

ериал.

У

них

формиру

ется

высокий

уров

ень

пр

едставл

ений

о

г

еом

етрич

еских

фигурах,

ум

ени

е

выд

елять

их

признаки,

сравнивать,

обобщать,

классифицировать.

Кром

е

того,

д

ети

овлад

евают ч

ерт

ежными инструм

ентами и могут использовать их для р

еш

ения задач на

постро

ени

е.

Обладают

хорошо

развитыми

пространств

енными

пр

едставл

ениями,

а

главно

е, у д

ет

ей формиру

ется общ

е

е положит

ельно

е отнош

ени

е к этому пр

едм

ету.

ЛИТЕРАТУРА

Б

елоусова Л.В. Мат

ематика, конструировани

е и худож

еств

енный труд.// Начальная

школа.-. 2003 г. - № 6, с. 23

Б

елошистая

А.В.

Поч

ему

школьникам

так

трудно

даётся

г

еом

етрия?

//

«Мат

ематика в школ

е». 1999 г. № 6, с. 47

Белошистая,

А.

В.

К

вопросу

о

развитии

пространственных

представлений

и

пространственного мышления младших школьников [Текст] : [Структур. анализ системы

изучения элементов геометрии в учеб. системах 1-3, 1-4, учеб. И.И. Аргунской и Н.Б.

Истоминой] / А.В. Белошистая // Нач. шк.: плюс-минус. - 2000. - N 4. - С. 55-62

Болотина Л. Р. Развити

е мышл

ения учащихся./Л. Р. Болотина Начальная школа -

1994 - №11, с 17

Истомина Н.Б. М

етодика обуч

ения мат

ематики в начальных классах./Н.Б.Истомина

- //М.: Акад

емия, 2001,

Истомина, Редько: Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 1 класс.

8 – е изд.,

испр. – М.: Линка-Пресс, 2015 – 64 с.

Истомина Н.Б.Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 2 класс. 5-е изд., испр. -

М.Линка - Пресс: 2012 - 48 с.

Истомина, Редько: Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 3 класс.

5 – е изд.,

испр. – М.: Линка-Пресс, 2013 – 48 с.

Истомина, Редько: Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 4 класс. 6 – е изд.,

испр. – М.: Линка-Пресс, 2014 – 48 с.

Каплунович И. Я. Показат

ели развития пространств

енного мышл

ения школьников//

Вопросы психологии, 1991.№5 , с. 151-157

Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история

возникновения./Ю.М.Колягин, О.В.Тарасова. //Начальная школа. - №4 – 2000, с. 41

Подходова Н.С. Г

еом

етрия в развитии пространств

енного мышл

ения младших

школьников // Начальная школа. –1999. – № 1, с. 47-54

Подходова

Н.С.

Подготовка

учащихся

к

изуч

ению

г

еом

етрии.

К

пробл

ем

е

постро

ения личностно-ори

ентированных курсов в I - IV классах. // Начальная школа. –

2002. – № 1. – С. 67 – 72.

Подходова Н.С., Горбач

ев М.В., Мистонов А.А. Волш

ебная страна фигур: Пособи

е

по развитию пространств

енного мышл

ения (в пяти пут

еш

ествиях). – СПб.: Пит

ер, 2000.



В раздел образования